Профессия педагога. Личность учителя

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

5.2. Профессиональные качества педагога., Профессиональная пригодность и профессиональная готовность

педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

профессиональной пригодностью

Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме проф. пригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т.е. проф.пригодность), а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.

профессиограммы.

5.3. Педагогическое мастерство.

Сущность понятия «педагогическое мастерство». Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко.

это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение.

Педагогическое мастерство — это сплав личностных и профессиональных качеств.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Практическая готовность к педагогической деятельности.

деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную [см. Приложение 11].

Умения общения, Педагогическая техника

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств — правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.

35 стр., 17106 слов

Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством ...

... человека, рефлексивного характера процесса развитием управления, единства психолого–педагогической науки и области в практики становления профессионально компетентного педагога. В проверки процессе гипотезы и решения ... функционирование школы. Проблема профессионализма в целом и профессиональной компетентности в частности считается одной из центральных проблем психолого-педагогических исследований. В ...

Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.

5.4. Творчество в педагогической деятельности.

Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство — усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею — гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Признаки творческой личности.

Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т. е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Также сущ. условия необходимые для осуществления творческ. деятельности [см. Приложение 12].

3 стр., 1255 слов

Артистическая этика в творческом коллективе

... и бодрит. Тогда творческая работа спорится, так как все друг другу помогают. Следует выработать правильную художественную этику и дисциплину». Они ... о душе, которая требует несравненно более тщательной подготовки к творчеству в спектакле. Артист, прежде всего, должен помнить о ... если нет порядка, и правильной рабочей атмосферы, то коллективное творчество превращается в муку, и люди толкутся на месте, ...

Профессиональное саморазвитие педагога.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития [см. Приложение 13].

(Елканов С.Б

  • целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
  • планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

— самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

  • коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития [см. Приложение 14].

  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
  1. Думаете ли вы, что можете сами учувствовать в значительных изменениях окружающего мира:
  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что – то принципиально изменить:
  1. Когда вы решаете предпринять какое – то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: