Глава I. Теоретические аспекты формирования толерантности через игру в образовательном учреждении
1.1 Основные подходы к пониманию толерантности
В современных условиях развития домашнего образования процесс формирования целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании у подрастающего поколения, включение устойчивых механизмов взаимодействия в Особое значение имеет сфера общения без неприятия, неприязни, ненависти и насилия. Один из таких способов — формирование у студентов толерантности как фактора развития их личности.
В педагогической науке проблема толерантности сегодня исследуется с особым вниманием и разносторонностью. Как известно, изучение любого явления предполагает понимание его сути, четкое определение понятия [7, с.53]
Переходя к этимологическому анализу понятия «толерантность», следует отметить, что в современном словаре иностранных слов понятие «толерантность» (от латинского толерантиа — терпение) определяется как способность организма противостоять неблагоприятное воздействие любого вещества или яда; терпимость, снисходительность к кому-то, чему-то.
С 1990-х годов нетерпимость была напрямую связана с политикой и рассматривалась как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники действуют с позиции толкования толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации.
В то же время признание толерантности в широком смысле слова является предпосылкой эффективной борьбы с расизмом, поскольку гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами [11, с. 103].
В Российской Федерации основным документом для широкого определения толерантности является Конституция. Относительно расизма и расовой дискриминации ст. 136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданского населения) и 282 (Ответственность за действия, направленные на разжигание национальной и расовой ненависти, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их национальность или раса).
Государство обязано гарантировать равный доступ к здравоохранению, образованию, социальному обеспечению, реализацию права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, даже на основании регистрации по месту жительства; регулировать миграционные проблемы, которые приводят к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события, чтобы отражать, среди прочего, взгляды и мнения групп, которые являются или могут стать объектами национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции общественных организаций. Правозащитники отводят ключевую роль в борьбе против расизма и расовой дискриминации межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ и Совету Европы.
Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
... Задачи дипломной работы: 1) определить понятие интегрированного подхода в образовании; 2) изучить проблему интегрированного обучения ... развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Л.С. Выготский подчеркнул, что при всех своих достоинствах наша коррекционная ... общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании. В ЮНЕСКО считают, ...
Понятие «толерантность» в разных языках мира трактуется неоднозначно. В английском языке слово «толерантность» указывает на готовность и способность воспринимать человека или вещь без протеста; по-французски — уважение к свободе другого, его образу мыслей, его поведению, его политическим и религиозным взглядам; на китайском — проявление щедрости по отношению к другим; по-арабски: прощение, снисходительность, доброта, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим; по-персидски: терпение, сопротивление, готовность к примирению [19, с. 176].
Проблему толерантности на уровне микросоциологии исследовали Дж. Мид и Дж. Блумер. Для объяснения толерантности они использовали описание процессов межличностного взаимодействия и теорию символического интеракционизма. Социальные личности и действия обозначены символами, социальные установки, позиции и отношения включены в символы. В будущем общающиеся люди будут интерпретировать символы других. Присвоение знаков и символов — это процесс идентификации. С помощью знаков люди и группы людей находят свое место в системе «друг или враг». Толерантность может существовать только тогда, когда человек пытается посмотреть на ситуацию глазами «другого» [5, с. 112]. Толерантность также обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как права человека, демократия, мир.
Подчеркнем, что слово «толерантность» появилось в русском языке относительно недавно. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона не содержит информации о существительном «толерантность» или прилагательном «толерантный». В словаре, появившемся позже тех же издателей, дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», а также о толерантности и других религиозных верованиях [11, с. 154].
Действительно, понятия «толерантность» и «толерантность» во многих источниках считаются синонимами.
Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость».
Согласно Декларации принципов терпимости, принятой в 1995 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО, терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира. В Декларации понятие толерантность определяется так:
- § уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
- § отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
По мнению Р. Р. Валитовой [3, с. 67], толерантность следует рассматривать как моральную добродетель личности, характеризирующую её отношение к Другому как свободный, равнодостойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определёнными свойствами как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения), в настроенности на диалог и понимание другого, отказе от привилегии первого лица, признании и уважении его права на отличие.
Отношение «мир-человек», как проблема философии
... В современной философии существует целое течение объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем любой науки. Основная проблема мировоззрения – отношение человека к миру в целом. Несмотря на то, что ... из важнейших специфических сторон такой формы мировоззрения являлись негативное отношение к философии и стремление решать мировоззренческие ...
Понятие «толерантность» с позиции межличностного взаимодействия целесообразно определять как готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющим различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое право за другими, это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность становится нравственным и духовным ориентиром формирования личности.
О. А. Спицына выделяет следующее компоненты толерантности [4, c. 94]:
- когнитивный компонент, т. е. представления о проявлениях толерантности в поведении;
- реагировании в ситуациях критики и конфликтов;
- знания о способах проявления сочувствия, поддержки;
- о способах вступления в контакт и отказа от него;
- умение простить и принимать помощь;
- мотивационно-ценностный компонент, т. е. степень принятия толерантности как ценности;
- эмоционально-волевой компонент, т.
е. проявление терпимого отношения к другим; восприятие и оценка действий других людей с точки зрения толерантности; уровень тревожности;
- поведенческий компонент, т. е. появление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике;
- конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.
Обобщение исследований учёных (Е. Г. Виноградова, Д. В. Зиновьев, Г. У. Солдатова) позволило выделить критерии показатели толерантности [19, c. 37], в числе которых:
- § социальная адаптированность;
- § ответственность за свои поступки;
- § доброжелательное отношение к миру;
- § эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;
- § терпение;
- § эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;
- § способность к рефлексии;
- § способность понять другого;
- § любознательность;
- § снисходительность;
- § способность прощать;
- § отсутствие тревожности;
- § высокий уровень общительности (коммуникабельности);
- § владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;
- § уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия;
- § признание существования другой (иной) точки зрения, критичность к своему мнению (рефлексивная активность);
- § отсутствие стереотипов, предрассудков;
- § признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
По уровню, на котором проявляется толерантность, выделяют такие виды толерантности, как индивидуальная, межгрупповая, межличностная.
Тема : «Принцип свободы в воспитании в истории зарубежной и русской педагогики»
... принципах толерантности, лежит через свободное воспитание детей — юных представителей этого самого общества. Впоследствии идея свободного воспитания получила дальнейшее развитие в составленной им книге «Борьба за свободную школу» (1906). В ... возможности интеграции культур. Таким образом, анализ русской и зарубежной педагогики конца XIX- начала XX в.в. в их самобытности и взаимодействии – это путь к ...
Индивидуальная толерантность является добродетелью, т. е. формой поведения ответственной личности. Именно этот уровень выступает фундаментом толерантных отношений в обществе и заслуживает особого внимания в процессе формирования данного качества личности [7, с. 97].
Межгрупповая толерантность проявляется и возникает в процессе восприятия одной группой другой. т. е. её проявлением становятся отношения между группами.
Межличностная толерантность представляет собой отношения между отдельными индивидами.
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснения проявлений её противоположности — интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на негативном, враждебном отношении к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп (Л. С. Колмогорова) [5, с. 137]. Интолерантность основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует (В. П. Кожевникова).
Интолерантность ведёт к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтения подавления, а не убеждения (Н. Г. Капустина).
Она может проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим, до умышленного уничтожения людей, это могут быть оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, расизм, дискриминация по какому-либо признаку, преследование, запугивание, крайние формы насилия и террор [30, c. 67].
В законе РФ «Об образовании» записано, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимого от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. Современные школьники, начиная с начальной школы, должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам [14, с. 33].
Поэтому сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п.), потребность развития культурных толерантных отношений.
По-моему мнению проблема воспитания толерантности занимает одно из важных мест в работе социального педагога. Понимание сущности понятия толерантности и особенностей воспитания толерантного отношения среди учащихся повысит качество социально-педагогической деятельности в современном образовательном пространстве.
Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного ...
... к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым. 1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения». Термин “коммуникация” появился в научной литературе в ... гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе. В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" ...
игра воспитание толерантность школьник
1.2 Педагогические условия формирования толерантности в образовательном учреждении
Проблему воспитания толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению[13, c. 74].
По-моему мнению, воспитанием толерантности необходимо заниматься на начальном этапе развития ребенка, поскольку намного легче предупредить проблему межнационального общения, которая может возникнуть в будущем, чем корректировать ее уже впоследствии. Большую часть своего времени дети и подростки проводят в школе, поэтому мы рассматриваем процесс воспитания толерантности именно в начальной школе, где и начинают зарождаться первые шаги к межнациональному общению, а возможно и первые проблемы, связанные с культурой общения учащихся разных национальностей.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто [9, с. 71].
Деятельность образовательных учреждений, должна быть направлена на создание толерантной среды, которая основывается на гуманистических, нравственных ценностях, является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе, когда формируются эмоционально-волевая сфера, отношение к себе и другим, в новой для него роли — ученика, начинает складываться взаимодействие между 20 -25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности [27, c. 152]. Для плодотворного развития ребёнка необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.
При воспитании толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровни толерантности, выделенные О. А. Спицыной [4, c.98]. Критерием выделения уровней для учёного послужила степень самостоятельности школьников проявления толерантности [21 c. 149]:
- Высокий уровень толерантности характеризуется тем, что учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, у него сформированы фактические представления о ценностях толерантности, устойчиво проявляется терпимое отношение к другим. Ребёнок имеет низкий уровень тревожности, агрессивности, высокий уровень эмпатии;
- самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения;
- демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.
Средний уровень толерантности предполагает, знания норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; эмпатия и выдержка зависят от внешних условий. Ребёнок признаёт толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.
Воспитание у подростков культуры межнационального общения средствами ...
... является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональных конфликтов. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе ... толерантности подростков: 1) в качестве приоритетного направления деятельности педагогического коллектива школы необходимо определить повышение уровня этнокультурной компетентности учащихся: ...
При низком уровня толерантности (интолерантности) ребёнок обладает низким объектом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет различать границы толерантности и интолерантности; у него отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду. При определённый условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наблюдается отрицательное отношение к отличиям других.
Воспитание толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции, изменение самого себя, своих стереотипов, своего сознания, а активная позиция развивается активными методами. К активным следует отнести те методы, которые позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Д. И. Кавтарадзе) [6, c. 86].
Для воспитания толерантности необходимы следующие педагогические условия (Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова)[17, c. 106]:
- § создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;
- § формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
- § вариативное использование активных методов обучения и воспитания;
- § развитие навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
- § организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.
Важное условие воспитания толерантности учащихся — живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия со стороны учителя, что, в свою очередь, значимо не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Бахтин, к пониманию через со-мышление — В. Ф. Гумбольд, что ведёт к со-действию. Если учитель толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. В основе поведения, ориентированного на дисциплинарную модель, лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которая ведёт к возникновению у учащихся агрессии, негативизма, непринятия и нетерпимости к другим, проявляющиеся как в отношении взрослых, так и со сверстниками. Отсутствие толерантных отношений между педагогом и учащимся обусловливает рост эмоционального напряжения, неуверенности, тревожности, что отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей, снижает эффективность образовательной деятельности [3, c. 67].
Одной из задач в формировании личности учащегося является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Так же процессе воспитания культуры межнационального общения младших школьников должны решаться такие задачи, как:
Воспитание базовой культуры личности
... - - работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества ...
- § воспитание личности, осознающей достоинство человека;
- § воспитание терпимости;
- § воспитание гуманного человека;
- § формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.
Важнейшей составной частью нравственного воспитания становится воспитание культуры межнационального общения. В начале ХХ в. П. П. Блонский указывал на то, что путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание [16, c. 53].
Сегодня наблюдается стремление к национальному возрождению, что создаёт благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. Путь к взаимопониманию приходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У учащихся надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определённой религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур. Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения, что является одним из педагогических условий организации толерантного воспитания в образовательном учреждении.
Многие авторы, занимающиеся исследованием проблем межнационального общения считают, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности [3, c. 83]:
- познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — обогащение учащихся знаниями по пробелам теории и практики межнациональных отношений;
- эмоциональный (эмоционально-психологический) — развитие эмоционально-психологических характеристик;
- поведенческий (волевой, деятельный) — формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения — это процесс социализации личности. Культура межнационального общения представляет собой единство знаний истории и культуры своего народа. Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие моральные нормы поведения, от взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей [14, c. 107]. Очень важно вооружить учащихся минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.
Поэтому педагогика межнационального общения ставит следующие цели [9, c. 47]:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения к всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.
Цели и задачи воспитания толерантности в школе
... эмпатии. Готовые работы на аналогичную тему Задачи воспитания толерантности в школе: Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации ... общения между учащимися, в рамках которого детям будет привито уважение к культуре других народов. Основные направления работы по воспитанию толерантности в школе Основные методы воспитания толерантности ...
В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) [13, c. 137] американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.
Учитель должен формировать уважение к правам и взглядам других, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребёнок чувствует себя личностью с её индивидуальностью и неприкосновенностью. Необходимо, чтобы общение и разрешение конфликтов с учащимися, их родителями, коллегами было цивилизованным, демократичным, основанным на уважительном отношении к призванию прав и достоинства других, независимо от возраста и социального положения. В школе должен быть создан нравственный климат, обеспечивающий уважение прав всех субъектов образования (Г. Е. Илюхина).
Воспитание культуры межнационального общения осуществляется посредством [15, c. 83]:
- § воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости;
- § формирование у них умений разбираться в своём внутреннем мире, выработки навыков самоанализа;
- § формирование у детей позитивной «Я-концепции», социальной активности, уверенности в своих силах, способности к самовыражению, выработки умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины;
- § внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия;
- § выработки у учащихся способности к плюралистическому разрешению споров и конфликтов;
- § культивирование у детей чувства симпатии к другим людям.
Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление младших школьников с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с одноклассниками разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения.
Воспитание культуры межнационального общения возможно при условии, что вся воспитательная система учебных и внеучебных занятий будет носить гуманистический характер и строиться на принципах воспитательной работы с детьми, обеспечивающих поддержку и защиту личности [7, c. 98].
Цели, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста
... моделей образования требует соблюдение принципов. 1) Пренатальности воспитания. 2) Принцип воспитания детей в любви 3) Принцип развития 4) Педагогизация окружающей ... нормальное развитие ребёнка в первые годы жизни должно осуществление на основе планов расширения мира ... возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр. 5) Побуждать детей к подвижным играм Для занятий важно подготовить развивающую ...
По мнению В. И. Липовой, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать заново, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Задача в том, чтобы младшим школьникам открыть нравственно-эстетические национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка в группе сверстников.
Одним из ключевых моментов воспитания культуры межнационального общения младших школьников является приобретение учащимися знаний по истории, культуре, фольклору своего народа и других этнических групп. [15, с. 16] С этой целью учитель проводит занятия, в ходе которых ученики получают знания о культуре, традициях, быте разных народов, учатся культуре межнационального общения. Важным в разработанной системе таких занятий является организация группового взаимодействия, которое предполагает обучение детей приёмам коллективной работы, создание атмосферы уважения к личности каждого ребёнка независимо от национальности. Занятия можно приурочить к народным праздникам. На них можно разыграть театрализованное представления, организовать выставку работ учащихся, на которых предоставляются поделки, посвящённые культуре народов разных национальностей. Это система уроков трудового обучения, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, на которых соответствующим образом организована практическая деятельность школьников по изучению традиций, обычаев других народов [6, c. 185].
Одна из задач таких занятий — развитие представлений учащихся о себе как представителе той или иной этнической группы, собственной индивидуальности. Важно то, что каждый учитель пытается научить детей с вниманием и уважением относиться к мнению другого человека и к нему самому независимо от его национальной принадлежности. Необходимо стремиться к тому, чтобы такие ценности, как толерантность, сочувствие, сострадание, прочно вошли в жизнь каждого ребёнка.
Логическим итогом является выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни класса, в котором учатся дети разных национальностей [18, c. 91].
В своей книге «Школа на пути к свободе» Е. Я. Ямбург пишет: «Бесконечные разговоры о культуре мира, призваны к воспитанию толерантности останутся благими пожеланиями до тех пор, пока мы не поймём, что в конечном итоге, все усилия в этом направлении сводятся к формированию у ребёнка потребности в диалоге и обучению цивилизованным способам его поведения». Потребность в диалоге, сотрудничестве — это те ценности, которые закладываются в семье с детского возраста. Они начинаются с уважительного отношения ко всем членам семьи и выстраиваются через общие интересы, доброжелательное общение, заботу и внимание, помощь и поддержку по отношению друг к другу. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка в группе [21, c. 80].
Если в детском саду ребёнок учится законам коллективного общения и умениями управлять своими желаниями, считаться с другими детьми, признавать другого, как себе равного, то в школе — общаться с детьми разного возраста, разных характеров, статусов, национальностей, интересов, культур. Такие условия позволяют человеку естественным образом приобретать необходимые качества для успешной адаптации в социуме.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать выводы, что воспитание толерантности в школе будет успешным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- создано единое толерантное пространство образовательного учреждения;
- сформирована установка на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
- будут вариативно использоваться активные методы обучения и воспитания;
- организована социально-педагогическая работа по развитию навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
- организовано просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.
Рассмотрение проблемы формирования толерантности в свете гуманитарных наук, анализ современного состояния проблемы формирования толерантности у школьников, изучение влияния возрастных особенностей на процесс воспитания толерантности, обобщение личного опыта работы с младшими школьниками, а также сделанные на основе всего этого выводы позволяют нам приступить к разработке модели педагогических условий формирования толерантности у школьников. [17, c. 47]. Под педагогическими условиями мы понимаем создаваемые педагогом обстоятельства, от которых зависит процесс формирования толерантности у школьников (условие, по С.И. Ожегову, — обстоятельство, от которого что-нибудь зависит).
В числе активных методов воспитания толерантности учащихся: игровые (дидактические игры, ролевые игры), [19, с. 194]проектирование, анализ конкретных ситуаций, беседы, социально-педагогические тренинги, а исходя из того что, один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста — игра, внутренняя потребность ребенка, мы уделяем особое внимание игровой деятельности. Начальная школа — это тот период, когда детство является динамичным и пластичным периодом жизни, идет интенсивное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Детство — это период и психоэволюции ребенка. [2, c. 104]. Игра как один из специфических видов деятельности не только укрепляет здоровье и функциональные возможности, но и продуцирует креативность мышления, генерализуя сложные образы, развивая ассоциативность и творческое начало личности. Она способствует постижению чувств симпатии, эмпатии, коррекции добра и зла, потребности и человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание. Если эти качества не развивать с раннего детства, то весьма сомнительно, что ребенок проявит их будучи взрослым. Воспитывая у ребенка гамму чувств, мир движений и фантазий, мы способствуем овладению им знаниями и детерминируем его нравственность. Правильно подобранные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески-детерминирующей, адаптивной, когнитивной [19, c. 37]. Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное и делинквентное поведение.
Именно поэтому стоит уделить особое внимание игровой деятельности, в формировании толерантности у детей младше-школьного возраста.
1.3 Игра как метод воспитания толерантности
Данный раздел посвящен изучению практических аспектов воспитания толерантности посредствам игры. В нашей исследовательской работе процесс воспитания толерантности мы будем рассматривать в рамках профилактической деятельности, т.е. деятельности направленной на предупреждение различных проблем связанных с межнациональным общением, в данном случае учащихся в школе. И мы еще раз хотим подчеркнуть, что чем раньше начнется процесс реализации данной профилактической работы или процесса по формированию толерантного отношения среди учащихся, тем более продуктивной будет деятельность. [2, с. 115]Следовательно, логичнее всего начать процесс воспитания с самых маленьких, т.е. с младших школьников, когда у них еще нет как таковых стереотипов по поводу различных народов и национальностей, на данном этапе их развития они максимально гибки и готовы воспринимать любое воспитательное воздействие.
Воспитательный процесс по формированию этнической терпимости среди учащихся может быть реализован по средствам различных методов. Это могут быть и беседы, и консультации, различные фестивали и концерты, профилактические акции и конкурсы, и многое другое, что, несомненно, будет являться эффективным в данной работе [24, c. 152]. Однако, по нашему мнению одним из основных методов реализации процесса воспитания и формирования терпимости, а в частности этнической толерантности, среди учащихся начальной школы будет являть -игра.
По мнению многих авторов, игры являются важным общечеловеческим культурным достоянием, уходящим своими корнями в толщу исторической судьбы как отдельных этносов, так и всего человечества.
Народная игра — средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям развития. В системе психологических исследований складывается целостное представление о ней на основе анализа условий её происхождения в истории культуры и места в жизни ребёнка [10, с. 77].
В игровой деятельности ребенок расширяет свой личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию национальной культуры. Играя с разными детьми и противодействуя им, каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят и в сопоставлении с ними объективно оценивать свои собственные возможности.
В процессе сюжетно-ролевых, имитационных и моделирующих игр с использованием интерактивных методик, совместного анализа их результатов у младших школьников формируется позитивное отношение к сверстникам, улучшается их культура общения, ускоряется адаптация к школьной среде [11, c. 69].
В игре, как и в жизни, деятельность направляется сознанием. И именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности. В игре дети учатся терпению и кооперативности — тем качествам, которые делают детей и взрослых партнерами, способными открыть друг другу свои мысли и чувства в интересах общего дела. Подвижно-игровая деятельность — это своеобразная групповая психотерапия, где ребенок хотя бы на время может освободиться от страхов, злости, печали. Она приобретает личностную значимость и смысл, которые реализуются в конкретных игровых навыках коллективного поведения. Крайне важно, чтобы учитель начальных классов и учитель физической культуры осуществляли свою деятельность на принципе педагогики сотрудничества, в основу которой положено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой, сотрудничество учеников, родителей и учителей [4, c. 138].
Игры каждого народа отражают специфику жизни в этносе. При всей схожести тематики и наличии одних и тех же групп игр и игрушек у различнейших народов, игры каждого народа своеобразны и отражают специфику жизни в этносе. По свидетельству Е.А. Покровского, многие детские игры представляют большую оригинальность в соответствии со свойствами и образом жизни народа.
Подобно другим видам деятельности, которые, по мнению В.В. Давыдова [9, c. 17], представляют собой форму исторического культурного творчества, этническая игра возникает и развивается как индивидуальное творчество ребёнка, вбирающее в себя коллективное творчество всей цивилизации.
Говоря об игре как форме присвоения культурного опыта, исследователи вводят термин «детская традиция», «детская субкультура» (В.С. Мухина).
Здесь делается акцент на то, что игра трансформирована сознанием ребёнка и более хрупкая в отличие от взрослых традиций. Это даёт ей право на определённое внимание и защиту.
Определяя народную игру, А.Н. Леонтьев исходит из того, что она может быть неоднократно повторена, при этом правила игры остаются неизменными, например, в игре в «классы». Другие игры могут возникать в определённом детском сообществе и однажды будучи сыгранными, не повторяются. При таком отличии игр, все они раскрывают возможности познания мира взрослых. [13, с. 27] Этническая игра строит образ взрослого в сознании ребёнка, задавая перспективы его будущей жизни. Возникая по инициативе этноса, который в народной игре обнаруживает своё культурное представительство, игра знакомит ребёнка с традициями, обычаями, образом жизни народа, в толще которого он живёт и развивается.
Динамика процесса развития народной игры в культурном пространстве этноса выступает как исторически непрерывная трансформация этнически значимого сюжета, как обобщение его в правило [7, c. 64].
Вместе с тем традиционные игры с этнически значимым сюжетом и те, в которых он с течением лет обобщён в правило, представляют единый игровой универсум. Традиционная игра, представленная во всём своём объёме, свойственном этносу, выступает в качестве исторически необходимого образовательного института. В этом игровом пространстве, предшествовавшем образовательным системам цивилизованного мира, дети эпохи народных игр получали все необходимые представления, знания, которые адаптировали их к жизни.
Уже в примитивных обществах, как отмечал Дж. Брунер [12, с. 204], дети в своих играх постоянно имитировали действия, совершаемые взрослыми с орудиями, оружием, другими предметами. В результате такой практики в форме игр, построенных непосредственно по образцу моделей поведения взрослых, ребёнок постепенно приобретал необходимые для жизни навыки. Играя в вождей, в домашнее хозяйство, в дочки-матери, «каждый мальчик знал все, что нужно знать для жизни мужчины, каждая девочка — то, что надо знать для жизни девочки: хозяйственные навыки, обряды и мифы, обязанности и права».
Этническая игра задавала ребёнку ту или иную, но всегда обобщённую модель мира. Образ мира, складывающийся в народной игре, всегда выполнял универсальную ориентирующую функцию центрального психологического звена в деятельности и вместе с тем обеспечивал приемлемость поведения субъекта в обществе, адекватность его поведения задачам этнического бытия [16, с. 39].
Воспитательный потенциал игр детерминирует необходимость теоретического осмысления феноменов «общее» и «особенное» в педагогике. Общность педагогических культур объясняется следующими факторами: общность исторических условий развития разных народов; общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями; общность основ народной психологии; общностью географических условий; взаимовлияния педагогических традиций разных народов.
Во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов, что и предопределяет актуальность диалога культур, поскольку та или иная этнокультура не может быть самодостаточной.
Это актуализирует вопрос о классификации народных игр. Существует точка зрения о невозможности создания подобной четкой классификации. Между тем имеют место попытки классификации народных игр в контексте анализа основных занятий населения, с учетом их половозрастных и сезонных особенностей [25, c. 200].
Так, выделяют народные игры, направленные на физическое воспитание. Например, спортивные упражнения у киргизов исторически связаны с условиями военной жизни, требовавшей постоянной готовности к защите и нападению, следовательно, развития смелости, храбрости, силы, ловкости.
В связи с характером влияний на ребенка, выделяют интеллектуальные, экологические, подвижные и эмоционально-развивающие народные игры (Т.Э.Уметов) [8, c. 95] . Например, педагогическая организация интеллектуальных игр стимулирует развитие умственных способностей, наблюдательности, внимания, памяти у детей. В целом интеллектуальные игры просты, увлекательны и направлены на развитие важнейших базовых элементов интеллекта: умение видеть в предмете особенности, важные для человеческой практики, такие, как величина, количество, расположение, соединение с другими предметами, умение сравнивать, представлять, делать вычисления.
Результаты осуществленного исследования позволяют утверждать, что у всех народов игра является важнейшей организационной формой воспитания, ведущим средством этнопедагогики. Игра представляет собой базовый элемент культуры, первооснову цивилизации и всех видов искусства, свидетельствует о демократических началах в социальных отношениях. В каждой этнокультуре есть народные игры, сходные и даже однотипные по содержанию и методам проведения с игровым наследием других этносов [28, c. 86]. Педагогическое обеспечение движения от особенного к общему, а от него снова к особенному — средство обогащения сознания учащихся новым для них интересным игровым материалом, прежде им не известным. Введение детей в многообразие мира игр укрепляет детей, подростков и юношей не только в любви к своим национальным играм, но также и к игровой культуре других, ближних и дальних, народов [17, c. 59].
В контексте воспитания толерантности посредством использования игры важно учитывать общее и особенное в полиэтнической школе мегаполиса и урбанизированных сообществах. В любой этнокультуре содержится обширный воспитательный материал, особенно тот, который имеет общечеловеческий характер и несет в себе единые гуманистические начала. Поэтому полиэтничность школьных коллективов предоставляет современному учителю неограниченные возможности для анализа и сравнения национально-педагогических особенностей воспитания и их максимального использования в своей профессиональной деятельности [6, c. 173].
Игры, праздники, прикладное искусство, трудовые традиции, нравственные идеалы и ценности в жизни разных народов в русле их педагогической интерпретации значительно обогащают содержание и процесс воспитания толерантности в современной школе.
Следует отметить, что многонациональный состав школьных коллективов детерминирует и множество проблем. Так, в определенных этнокультурных условиях жизни и в контексте сложившихся традиций воспитания у детей формируются ценности, психика и нормы поведения, имеющие явную национальную окраску [26, c. 274].
В условиях современного образования народная игра рассматривается прежде всего в качестве важного средства приобщения к истокам национальной культуры. В последние годы усилиями учёных (лингвистов, этнографов, психологов, педагогов) осуществляется поиск способов приобщения к этнической культуре, историческим традициям жизни, быта этноса. Этническая игра имеет то преимущество, что делает это рефлексированно, раскрывая перед нынешними поколениями «сумму минувших в культурном отношении» (В.О. Ключевский).
Такой подход к народной игре стремится закрепить за ней функцию трансляции этнического опыта, этнических констант. [17, с. 89] Традиционная игра в своём современном виде, в котором подчас этнически важный сюжет обобщён в правило, выступает фактором построения обобщённого, универсального образа мира. Компоненты образа мира, представленные современному ребёнку в традиционной игре — это уже компоненты универсального порядка. [22, c. 78] Обеспечивая колоссальную плотность упаковки многообразных, не только этнически значимых сведений о мире, традиционная игра демонстрирует возможности амплификации образа мира.
Возможные игры: