Конспект монографии Д.Б. Эльконина «Психология игры»

  • отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
  • это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни
  • Единица развитой формы игры:

    Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

    Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

    Каково происхождение игры?

    Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

    Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:

    • звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
    • двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
    • оружие (лук, стрелы и т.д.)
    • образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
    • веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

    Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

    НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.

    Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

    Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

    Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

    Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.

    У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

    С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослого и детей">деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

    Глава 3: Теории игры

    1. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

    Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:

    1. Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
    2. У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
    3. В жизни каждого существа есть детство.
    4. Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
    5. Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

    мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

    13 стр., 6063 слов

    «Использование игры как средства развития ребенка»

    ... окружающей жизни. Игра – средство всестороннего развития ребенка. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, ... Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Игрушка. Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, ...

    Ф. Бойтендайк:

    • Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

    двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

    • В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
    • Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

    Критика теории К. Грооса

    Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

    Развитие в фило- и онтогенезе:

    ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

    1. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

    Дж. Селли: особенности ролевой игры

    Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

    себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем

    В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

    З.Фрейд:

    • В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
    • Общество и человек являются антагонистами

    Игра, по З. Фрейду может использоваться:

    • Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
    • Как терапевтическое средство

    К.Левин и С. Слиозберг:

    Жизненное пространство личности

    Слои различной ирреальные слои

    степени реальности (мир фантазий и снов)

    переход осуществляется

    через замещение

    Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.

    ИТОГ:

    • Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
    • Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
    • Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец
    1. Отечественные подходы

    К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

    М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

    П.П. Блонский:

    Виды деятельности, понимаемые как «игра»

    Мнимые игры

    Строительные игры

    драматизация

    Подвижные игры

    Интеллектуальные игры

    Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д.

    Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.)

    Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры)

    Драматизация + бег

    Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

    Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста

    • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
    • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
    • Всякая игра есть игра по правилам
    • Игра требует от ребенка действий
    • Игра – источник развития
    • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/elkonin-d-b/

    По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

    Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

    Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

    Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.

    Ф. И. Фрадкина:

    Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

    Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

    Предпосылки для перехода к ролевой игре:

    • В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением
    • Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий
    • Происходит обобщение действий и их отделение от предметов
    • Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого
    • происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий
    • возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого

    Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте

    Общая характеристика развития игры: