Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России

Контрольная работа

Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии позволяет обнаружить в ней общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности — неотъемлемой части культуры общества — имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть некоторые вопросы, связанные с историей развития социально-культурной деятельности в России.

1. Зарождение социально- культурной деятельности на Руси в догосударственный период

Чередование будней и праздников характеризовало быт восточных славян, занимавших обширную территорию — от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале X вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и, прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря-начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину- земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово «праздник» произошло от прилагательного «праздный», что означает «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» — период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени.1 Слово «досуг» также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение «досуга» как свободного, незанятого времени, гулянки, простора от дела.

4 стр., 1698 слов

Досуг как сфера социально-культурной деятельности

... деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход: От простых форм деятельности к более сложным; От пассивного отдыха - к активному; От удовлетворения более глубоких социальных и культурных ... необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, ...

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название «братчины». «Братчины», как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию — единения.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. «Ряженье», сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других, значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности, мог стать приезд в княжеский дворец «гостей» (купцов).

Обилие кушаний и большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствующих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства.

В пирах нередко принимали участие и женщины, представительницы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами 2 .

Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам.

В X веке братьями Кириллом и Мефодием была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.

Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них «буйство» в поведении людей и совершаемые древние обряды «бесовством». С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс «сверху», от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся, в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и «замечательные дни» в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре.

24 стр., 11579 слов

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя ...

... князья Дир и Аскольд. II Социально-экономический строй Управление В современной исторической - науке сложилось традиция, изображающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси ... политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, ... киевской общины к учреждению христианство на Руси. ... источниках, относящихся к ... -Авт.) праздник велик... ...

Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к началу ХI в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались библиотеки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других русских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Возникали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. Например, один из древнейших русских памятников письменности — «Остромирово евангелие», датированное 1057 г., было написано для новгородского посадника

Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси, наступивший период монголо-татарского ига сопровождался гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Но традиции народной жизни сохранялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах — Галицко — Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах, в Новгородской земле — а в период татарского владычества — на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть: в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др. Задачу «собирания русских земель» взяло на себя Московское княжество.

В средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о «медвежьей потехе» и кукольном представлении, сделанное в описаниях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли иностранцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа 3 . Зрелища, или «позоры», как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отношение со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа.

4 стр., 1564 слов

Личность и общество в России

... устойчивости размыто, и каждое общество в праве само выбирать, по какому пути ему развиваться. Третий признак — автономность — когда на территории общества созданы все условия для развития личности, реализации амбиций, ...

На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. В XIV- XV в.в. увеличилось количество переписываемых книг в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других. Этот процесс был ускорен появлением в XIV в. бумаги, заменившей пергамент.

2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках

XV-XVII века — период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера их деятельности ограничивалась домом, а общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников.

Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения. Во второй половине XV в. в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введенное на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В 1564 г. вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором.

Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. В XV-XVI в.в. в Москве и других городах проживало много иностранцев: итальянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К московскому царю приезжали иностранные послы. По указу царей из-за границы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев россияне знакомились с бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания.

В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различны х сословий и социальных групп.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

9 стр., 4194 слов

Проблема личности как отражение в современном обществе России

... и социально-психологические подходы к классификации личности. Цель работы -- изучить проблему личности как отражение в современном обществе России. Для достижения поставленной цели необходимо ... личности в социологии: понимание личность как нормативного типа («модальная личность»), и понимание личности как индивида, включенного в различные виды социальных взаимодействий посредством своей деятельности. ...

Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад. Несмотря на проникновение в русскую жизнь западных образцов в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось немало общих черт. Так, главным видом проведения свободного времени были пиры и застолья, устраиваемые по случаю различных праздников и знаменательных для семьи событий. Н. Костомаров, исследуя домашнюю жизнь и нравы российского общества в XV-XVII вв., также отмечал, что пиры были распространены во всех слоях русского общества. Праздновала ли церковь свое торжество, радовалась ли семья или провожала из земного мира своего сочлена, или же Русь разделяла царское веселье или славу победы — пир был выражением веселья. Пиром тешились цари; пиром веселились и крестьяне. Желание поддержать о себе доброе мнение у людей побуждало каждого порядочного хозяина сделать пир и созвать к себе добрых знакомых» 4 .