Воспитание у подростков культуры межнационального общения средствами иностранного языка

Россия является многонациональной страной. Её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов. Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения — одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву.

Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональных конфликтов. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников. Но в последнее время возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания. У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями. Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении и обусловили ее актуальность и выбор темы.

4 стр., 1785 слов

Общение как социально-психологическая проблема

... свои жизненные задачи и получать настоящее удовлетворение от процесса общения как такового. Общение как социально - психологическая проблема Что же такое общение Общение, или коммуникация,— одна из форм взаимодействия людей в ... интернациональные знаки может содержать и речь. Приемы общения Прежде чем начать общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами ...

Цель — изучить основные направления и способы формирования культуры межнационального общения у подростков средствами иностранного языка.

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-kulturyi-mejnatsionalnogo-obscheniya/

2. Рассмотреть основные направления и способы формирования культуры межнационального общения у подростков.

3. Изучить формирование культуры межнационального общения на уроках английского языка.

Фрагмент работы для ознакомления

Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности. Необходимо организовать специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования межэтнической толерантности подростков: 1) в качестве приоритетного направления деятельности педагогического коллектива школы необходимо определить повышение уровня этнокультурной компетентности учащихся: от изучения и сопоставления культурных ценностей соседствующих народов к взаимопониманию и гармонизации межэтнических взаимоотношений; 2) в процессе формирования содержания образования особое внимание следует уделять такому общедидактическому принципу как диалог культур и учитывать при этом: а) особенности полиэтнической образовательной среды; б) опыт позитивного социального и культурного взаимодействия разных народов и конфессий; в) сочетание национального, общероссийского и общечеловеческого компонентов; 3) проводить регулярную диагностику уровня этнонациональной толерантности среди подростков и использовать соответствующее сочетание психолого-педагогических техник и технологий, направленных на нейтрализацию этнонациональных конфликтов; 4) формировать и развивать в подростках разумность как качество, сочетающееся в себе информированность в области этнокультуры и умение правильно анализировать информацию, способствующие безопасному сосуществованию разных этносов и конфессий. Процесс формирования культуры межнационального общения реализуется в четыре этапа. Первый этап направлен на ликвидацию негативных чувств обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать слово, тренинги, народные игры. Особую значимость имеет слово как средство формирования личностного образования с условием предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой информации. На втором этапе необходима ориентация учащихся в национальной идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Решение этих задач происходит посредством информирования обучающихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; патриотического воспитания, тренинга; народной игры. Ведущими средствами на данном этапе являются слово при условии разнообразия форм его использования, а именно: самостоятельное изучение дополнительного материала; использование метода сравнений на основе проблемных ситуаций; совместная оценка хода и результатов работы; беседа, выступающая в форме рефлексии после выполнения заданий, и национальные праздники как явление яркое, связанное с позитивными чувствами. На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. В связи с этим важно вовлекать учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях с условием предварительной установки на игровую или тренинговую деятельность, наличия заранее подготовленных вопросов для исключения «провала» выбранной формы, пояснения своих действий подростками и тактичный их анализ. Дополнительными средствами на данном этапе являются слово и выставка народного творчества. На четвертом этапе необходимо совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения. В качестве доминирующего метода выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения. Необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития каждой личности в этом направлении еще на стадии общего образования. И тогда терпимость, понимание, а затем и уважение к инокультурным ценностям станут этапами в развитии сознания подростка, подготовленными его психическим развитием, процессом социализации в полиэтнической среде, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с представителями разных национальностей [5].

3 стр., 1495 слов

Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса

... заключается в изучении проблемы диалога культур как пути гуманизации педагогического процесса. Исходя из поставленной ... В.Н. Диалог культур и «русская идея» // Возрождение куль-туры России. Диалог культур и межнациональные отношения. ... 2002. – 324 с. 8. Курганов С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школь-ников ... общение (совместную дея-тельность, речевое и мыслительное общение). ...

2. Формирование культуры межнационального общения на уроках английского языка и значение обучения иноязычной культуре2. 1. Формирование культуры межнационального общения на уроках английского языкаЖизнь в XXI веке требует от высококвалифицированных работников знания по меньшей мере двух иностранных языков. Многие проходят языковые курсы по подготовке и изучению иностранного языка, некоторые стараются изучать язык самостоятельно, с помощью словарей, книг и информационных технологий.Существует необходимости развития и формирования культуры межнационального общения подростков на уроках английского языка для адекватного восприятия тех или иных особенностей в межкультурной коммуникации и формирования нравственного отношения подростков к самим себе и к окружающим. Уже на протяжении многих десятилетий английскому языку уделяется особое внимание, нельзя не отметить тот факт, что английский язык стал обязательной дисциплиной в школах, средних профессиональных образовательных учреждениях, высших учебных заведениях, а также в детских садах. Все больше родителей стараются привить любовь своих детей к английскому языку, отдавая их на всевозможные подготовительные курсы и курсы по изучению английского языка. Связано это в первую очередь с тем, что английский язык ворвался во все сферы жизнедеятельности общества, его знание требуется абсолютно в каждой профессии, и, что самое главное, он является международным языком общения людей разных стран и конфессий.Зачастую общение на любом иностранном языке требует владения не только языковыми навыками, но и навыками поведения, что является основой межкультурной коммуникации. Культура общения подразумевает знание национальных особенностей той или иной страны, на языке которой человек общается.Общение – это важная составляющая часть жизни каждого человека, источник его социального существования и жизнедеятельности в целом.Межнациональное общение, как своего рода межкультурное общение, развивается на основе всей получаемой на протяжении жизни информации. Человек учится говорить и реагировать на похвалу и замечания с младенческих лет, затем в детском саду, в школе, вучебных заведениях, на работе, но культура и уровень общения на разных жизненных этапах различна и определяется тем окружением, в котором человек находится. Если окружение настроено положительно друг к другу, вне зависимости от принадлежности к той или иной национальности, то критические замечания, которые являются неотъемлемой частью воспитательного процесса, исходящие от близкого или незнакомого окружения, будут восприниматься им на эмоциональном фоне как импульс того, что необходимо пересмотреть свое поведения и сделать определенные выводы. Так и учебный процесс направлен на то, чтобы обеспечить позитивную атмосферу для межнационального общения учащихся между собой и с преподавателями.Как правило, цивилизованной страной мы называем страну с высоким уровнем культуры. Под этим выражением мы понимаем соблюдение нравственных форм общения людей в социуме. В понятие нравственности, по нашему мнению, входит понятие культуры, и в частности культуры общения. Определенные требования и правила формируют у обучающегося четко сформулированную модель поведения, культуру общения и сознательное и ответственное отношение к процессу познания. Еще в древние времена существовало понимание «нравственного поведения», что означало возвышение человека над самим собой, то есть способность человека совершать какие-то поступки и отвечать за них. Нравственность человека напрямую зависит от его характера, состояния духа, сознательности, сдержанности и подавления в себе эгоизма. Моральная составляющая жизни человека зависит от времени и места, а нравственная – от его душевного состояния.Принципы морали напрямую связаны с нравственными ценностями, будучи основой для оценки осуждений, они являются основополагающими в формировании нравственных идеалов как у отдельной личности, так и в обществе в целом.Мир, в котором мы живем, является многонациональным в своей сущности, и в какой бы уголок земного шара мы ни поехали, везде существуют свои особенные традиции и обычаи, которые необходимо соблюдать и уважать. Поведение в любом обществе определяется толерантным отношением людей друг к другу. Толерантность с нравственной точки зрения — это то важное звено в формировании личности, которое позволяет ей оставаться личностью в любом обществе, и то, без чего невозможно дальнейшее нравственное развитие. Но тем не менее одной из острейших проблем общества являются межнациональные отношения, особенно это распространено в молодежной среде, так как именно молодежь склонна к этноцентризму. У. Самнер, введший термин «этноцентризм», который означает «предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей» [11], полагал, что люди, принадлежащие к той или иной социальной группе, должны находиться в центре всех остальных, а те другие следовать за ней.С конца XX века идет глобальная национализация общества, а именно ее глобализация, что угрожает культуре той или иной страны. Националистические настроения в России являются сегодня распространенным явлением из-за запрещенной, но периодически появляющейся в СМИ пропаганды национализма. Это ведет к различного рода неприязни, стычкам, конфликтам и насилию. Психологической атаке, как правило, подвержена молодежь, а в особенности подростки, стремящиеся к лидерству и отстаиванию своих прав и свобод. Нестабильная социальная ситуация зачастую приводит к необратимым последствиям, к жестокости и нетерпимости. Стремление изменить ситуацию, наладить общественный порядок, улучшить свою жизнь – главные цели, которые стоят перед обществом. Задача педагога – стремление к толерантности, знание истории своей страны и уважение к культурам других стран и народов, демонстрация гордости за достижения своей страны в соответствии с принятыми межнациональными и межкультурными стандартами и правилами.Россияне с вопросами толерантности знакомы не понаслышке, так как Россия всегда была самой многонациональной страной в мире. С детства человека окружает многонациональная среда, в детском саду ребенок начинает видеть те или иные различия в цвете кожи, глаз, волос, но ребенок воспринимает это как должное, так как не все люди похожи друг на друга. Его симпатии или антипатии не определяются тем, каким цветом кожи обладает его сверстник, ребенок строит свое отношение к тому или иному сверстнику по его человеческим качествам, способности дружить, помочь, поделиться чем-либо. Именно с принятыми межнациональными и межкультурными стандартами и правилами.Россияне с вопросами толерантности знакомы не понаслышке, так как Россия всегда была самой многонациональной страной в мире. С детства человека окружает многонациональная среда, в детском саду ребенок начинает видеть те или иные различия в цвете кожи, глаз, волос, но ребенок воспринимает это как должное, так как не все люди похожи друг на друга. Его симпатии или антипатии не определяются тем, каким цветом кожи обладает его сверстник, ребенок строит свое отношение к тому или иному сверстнику по его человеческим качествам, способности дружить, помочь, поделиться чем-либо. Именно это первое впечатление и становится основополагающей характеристикой всех его последующих взаимодействий с людьми разных национальностей. Плохой опыт в общении так или иначе может привести к трудностям в его дальнейшей жизни при учебе в школе, в других учебных организациях, на работе. Задача педагога в такой ситуации — как можно больше внимания уделить тому, чтобы помочь человеку в преодолении трудности в общении с людьми другой национальности.Целью дисциплины «английский язык», на наш взгляд, является необходимость не только научить человека выражаться на иностранном языке, но и научить его с уважением относиться к другим национальностям и культурам. Но немаловажной проблемой является то, что зачастую изучение иностранного языка приносит немало трудностей и усилий. И если ребенок в школе на начальном этапе изучения английского языка упустил или недоучил что- то, это впоследствии сказывается не столько на его оценках, сколько на его восприятии и на процессе познания. Процесс изучения становится для него тяжким, непосильным и бесполезным трудом.Многие преподаватели сталкиваются с проблемой подуровней. В старших классах школы или в средних профессиональных образовательных учреждениях (далее СПО) подросток уже имеет определенные знания и должен иметь основную базовую языковую подготовку, базовый уровень. И в соответствии с этим базовым уровнем преподаватель иностранного языка должен оценить подготовку своих студентов. 3638514288074001525042288074 Процесс познания448390326510700114998526035000132715260985Воспитание ОбучениеСемья Среда, социум Знания, умения, навыкиРисунок 1. Процесс познанияВ идеале ожидания преподавателя должны совпадать с результатом, но чаще происходит так, что подготовка студентов не соответствует базовому уровню, а зачастую какая-либо подготовка и вовсе отсутствует. Как следствие, возникают проблемы с процессом познания. Происходит затормаживание процессов восприятия информации, анализа и синтеза. Разноуровневая подготовка мешает адекватной оценке студентов своих возможностей. Процесс познания представляет собой некую цепочку взаимосвязи воспитания и обучения. Воспитание стоит на одном уровне с обучением в структуре процесса познания (рис. 1).

8 стр., 3948 слов

Природа как средство воспитания в народной педагогике

... -narodnogo-vospitaniya/ Природа как средство воспитания в народной педагогике Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия ... народа как фактор разностороннего воспитания учащихся. // Этнопедагогика — педагогика жизни: Сборник ... Христианская культура воспитывает нравственного человека. Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет ...

4 стр., 1671 слов

Художественная литература как средство нравственного воспитания ...

... работы: «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста». Цель работы:, Объект исследования:, Предмет исследования: В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста ... родному языку, общепринятые в дошкольной педагогике, – воспитание звуковой культуры речи, ...

4 стр., 1811 слов

Человек и культура в психоанализе

... метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре ... психоанализ. Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и ... на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896 г. Предыстория возникновения психоанализа ...

В процессе обучения воспитывается не только характер, но и система мировоззрения человека. От воспитания зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь, какие у него будут ценности, каких идеалов и принципов он будет придерживаться.Поэтому безграничное влияние на человека оказывают семья и среда, в которой он растет, и от этого зависит, какие знания и умения он получит, как будет ими распоряжаться.Зачастую задачей преподавателя становится не столько воспитание ребенка, сколько восполнение дефицита воспитания. К сожалению, на сегодняшний день морально нравственные ценности общества подошли к критической точке. Этому способствовали бесконечные революции и гражданские войны среди населения, что в конечном счете привело к индивидуалистическому подходу строя жизни. Как гласит известная русская мудрость, «один в поле не воин», так и жизнь построена на том, что сплоченность и единение приносят пользу и благо. В советские времена существовал коллективизм и преданность своему делу и народу. Но изменение среды, в которой люди живут, меняет и условия жизни, и соответственно процессы обучения и воспитания. Встает вопрос об активизации познавательных процессов, о внедрении новых методик по обучению и воспитанию. Методика тогда становится успешной, когда она способна заинтересовать. Если раньше основным методом процесса познания была цель или идея, то на сегодняшний день интерес – это главный двигатель в процессе познания.И задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь каждому студенту поверить в себя и в свои силы, заинтересовать его и предложить такую методику, которая внедрила бы в процесс урока студентов всех уровней. Необходимо объяснить студентам важность изучения английского языка, привести примеры использования языка в жизни, напомнить о его международной важности, соотнести язык с той профессией, которую они выбрали. Всеми способами мотивировать и подготовить студента к правильному восприятию иностранного языка как важной дисциплины, необходимой для нравственного воспитания себя как личности и понимания важности воспитания межнациональной культуры.Цель педагога не превратить урок в плановый процесс выставления оценок за выполненное или невыполненное домашнее задание, а привить интерес ученику и предоставить стимул любому, кто тянется к знаниям, превратить урок в путешествие по странам и континентам, в знакомство с разными национальностями и культурами, обычаями и традициями. Весьма важным на последующих этапах изучения языка является этап сравнения особенностей родной культуры с иностранной культурой с целью формирования нравственно ориентированного отношения подростков друг к другу, формирования толерантности к окружающим, что поможет более четко активизировать процесс познания обучающегося.Следует отметить тот факт, что информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь и оставили глубокий след в развитии нашей культуры и общества. Нельзя точно оценить их положительный или отрицательный характер, но с точностью можно сделать вывод о том, что общество изменилось с моральной и психологической точки зрения. Это также необходимо учитывать в педагогической деятельности. Психологи подчеркивают то, что дети сегодня стали другими и это естественным образом сказывается и на их отношение к учебе, к окружающим, к обществу, к тем или иным ситуациям. Тот же самый процесс обучения, который должен быть в ряду основных аспектов в их жизни на подростковом этапе развития, они воспринимают сегодня иначе. Современным детям очень непросто объяснить, зачем читать учебник, если все можно найти в Интернете, зачем записывать конспект, если все можно напечатать, зачем писать лекцию, если можно ее сфотографировать или отксерокопировать. То есть задача педагога расширяется с функциональной точки зрения — не только дать знания, воспитать, обучить, но и психологически воздействовать так, чтобы не нарушить права ребенка.Многолетний опыт работы в СПО показывает, что подростковый период является важным в жизни не только самих подростков, но и в жизни окружающих их людей.Многие родители переживают за судьбу своего чада, стараются не отказывать ему во многих вещах, не ущемлять его права и не ограничивать в его желаниях, но необходимо помнить о том, что безоговорочное потакание всему, что ни попросит ребенок, может привести к потребительскому отношению к семье, окружающим, к жизни. Постоянное потакание желаниям подростка негативно влияет на его психическое состояние и на его приоритеты, приводя к нежеланию выполнять что-либо самостоятельно, достигать чего-либо своим трудом. Леность в свою очередь отождествляется с одним из грехов человека, что приводит к нежеланию учиться, к зависти к чужим достижениям и успехам, трудностям в межличностном и межнациональном общении.Глобальной проблемой сегодня является американизация жизни общества. Среди молодежи бытуют фразы из иностранного языка, в речевые стандарты вводятся неологизмы, широко употребляемые в речи политиков, общественных деятелей, представителей шоу- бизнеса. В некоторых случаях – это ведет к недовольству ряда населения, к непониманию способа и места их использования, что приводит к негативному отношению к высказываниям на непонятном языке и, как следствие, к культуре носителя языка.Английский язык — самый распространенный язык международного общения, изучение и знание которого сегодня залог успеха. Изучение любого языка строится на изучении его лексических и грамматических особенностей. Но при изучении языка нельзя ставить строгих рамок в его употреблении. Грамматические рамки порой мешают свободному употреблению разговорной речи, ведут к страху употребления языка. Язык лучше всего усваивается тогда, когда человек, изучающий язык, постоянно находится в среде носителя языка. Такая среда искусственно создается при помощи мультимедийных средств, постоянного повторения и заучивания устойчивых фраз и выражений и их отработки в виде самостоятельных презентаций и работ студентов.Уровень культуры самого педагога должен быть высоким, достаточным для того, чтобы в процессе своей педагогической и общественной деятельности он смог привить и сформировать здравое с психологической точки зрения межкультурное и межнациональное отношение учащихся друг к другу.2.2.

5 стр., 2408 слов

Умственное воспитание школьников

... развитием детей, надо раскрыть понятия «умственное развитие», «умственное воспитание», содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ориентиры их осуществление. Умственное воспитание школьников, формирование мировоззрения у школьников Среди отечественных и зарубежных ученых бытует ...

8 стр., 3527 слов

Методы воспитания. Педагогика Методы воспитания

... изучение методов воспитания в педагогическом процессе Задачи: Раскрыть понятия: "воспитание", «метод воспитания», определить их сущность; Рассмотреть классификацию методов воспитания; Изучить основные характеристики методов воспитания. 1. Общее представление о воспитании Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Воспитание ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-kulturyi-mejnatsionalnogo-obscheniya/

1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста : учеб. пособие- СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.

2. Адзиев, А. Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Советская педагогика — 1991, №12, с. 3-7.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск : Университетское, 1990. – 560 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

6. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб. :Питер, 2007. – 496 с.

7. Асипова, Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика — 1991 — №12, с. 12-17.

8. Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теорем и

9. методологии. — Кишинев : Штиинца, 1983. — С. 19.

10. Безюлева, Г.В., Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003

11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — С. 11.

12. Большой психологический словарь / сост. Мещериков Б., Зинченко В. – М. : Олма-пресс, 2002.

13. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978. — С. 111—117.

14. Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. — М.: АПК и ПРО, 2002.

15. Бондаревская, Е.В. Мигрантская педагогика. — М., 2005.

16. Волынкин В.И. Личность и ее саморазвитие: к истокам человека и личности : учеб.пособие. – Астрахань : Астраханский ун-т, 2008. – 154 с.

17. Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. — М.. 2004.

18. Гарунов, Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся // Советская педагогика -1989 — №10, с. 15-20.

19. Давлекамова, Г.В. Этническая педагогика. — М., 2003.

20. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. — М.. 2005.

21. Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С.Рахманина.- Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002.

22. Джунусов М.С. Национализм: словарь-справочник. — М. : Славянский диалог, 1998. — С. 178.

23. Кертанов Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформирующегося общества : автореф. дис. … канд. полит. наук. — М., 2000. — С. 14.

8 стр., 3702 слов

Толерантность и развитие конфликта

... поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова ...

24. Комаров, В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ – 1999, №3, с. 6-12.

25. Кочетов, А., Кожокорь, В. Нет народа лучше другого. К проблеме воспитания у школьников культуры межнациональных отношений // Народное образование — 1991 — №8, с. 3-7.

26. Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002.

27. Опыт разработки концепции воспитания. // Сборник, общ. редакция В.И. Цивилевой. — Красноярк 1997.

28. Палаткина, Г.В. Педагогика толерантности. — М.. 2004.

29. Разумовская, Г.В., Виноградов, В.В. Глобальное образование. — М.. 2003.

30. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно — методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

31. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. — М. : Вита-Пресс, 2010. — 160 с.

32. Сковородкина, И.З. Этика национальных отношений.- М., 2004.

33. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание: формирование и функционирование : сб. ст. / Е.Ф.

34. Тарасов; отв. ред. Н.В. Уфимцева. — 2-е изд. — М., 2000. — С. 7—9.

35. Терминологический словарь современного образования (глоссарий).

Учителям, студентам, школьникам, родителям. — Красноярск: РИО КГПУ, 2001.