Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении

Дипломная работа

Одна из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников — формирование способностей к взаимодействию у детей со сверстниками. Известно, что развитие этих способностей возможно в рамках совместной деятельности. В исследованиях Т.В. Антоновой, Р.С. Буре, Т.И. Ерофеевой, В.Г. Нечаевой, Ф.С. Левин-Щириной и др., изучались возможности трудовой, игровой деятельности для становления и развития коллективных отношений. В работах отечественных психологов (В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др.) изучена динамика общения дошкольников со сверстниками. В частности, в исследовании, Е.О. Смирновой, А.А. Рояк, В.Н. Давидович, доказано, что в старшем дошкольном возрасте потребность в совместной деятельности, в признании и уважении сверстников приобретают личностную значимость для детей этого возраста.

Проблема взаимодействий детей старшего дошкольного возраста со сверстниками исходит из того, что все дети разные, и каждый по-своему особенный. Если не формировать способность к взаимодействию, то возможно непонимание позиции другого, а отсутствие опыта общения не позволит адекватно реагировать на проявление противоположной позиции старших дошкольников в общении и совместной деятельности.

В эффективном разрешении проблемы развития взаимодействий значимым становится овладение педагогами современными представлениями об индивидуальности ребенка и о закономерностях, методах, способах их использования в педагогической практике. Поэтому необходимость в индивидуальном подходе для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками очевидна.

Особую актуальность приобретают исследования, выявляющие специфику влияния педагогических и игровых технологий на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

В ряде психологических трудов обоснована роль воспитания в развитии индивидуальности старшего дошкольника (В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.).

Развитие взаимодействия тесно связанно с педагогическими технологиями, с помощью которых можно корректировать детские межличностные отношения. Применение педагогических технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений нашли обоснование в работах О.В. Артамоновой, В.П. Беспалько, В.Л. Борзенкова, Т.И. Михайленко и других. Педагогическое сопровождение игровой деятельности старших дошкольников как педагогическая деятельность, обеспечивающая процесс толерантности, сотрудничества в совместной деятельности дошкольников представлено в трудах А.В. Мартыненко, Г.И. Репринцевой, Г.М. Яппаровой, Ж.У. Басыгариной и др.

5 стр., 2436 слов

Совместная деятельность взрослого и детей

... 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками большого мероприятия. Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее ... с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности. Все эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми ...

Изучением социально-педагогических проблем взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста занимались Л.В. Артемова, А.Д. Кошелева, В.Д. Калишенко и др.

Одним из видов педагогической технологии являются игровые технологии. Игровые технологии, как и педагогические, служат средством развития взаимодействия детей.

Особо отметим педагогические исследования, в которых обоснована специфика использования игровых технологий у старших дошкольников (Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, О.М. Ельцовой, А.Н. Тереховой и др.)

При значительном количестве работ, обосновывающих актуальность проблемы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, отсутствуют специальные исследования, посвященные влиянию игровых технологий на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Противоречие:

На основе вышесказанного противоречия сформирована проблема исследования.

Проблема исследования

цель исследования

Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

  • будут отобраны игровые технологии в соответствии с выделенными особенностями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
  • будут использованы игровые проблемные ситуации для активизации у детей интереса к совместной деятельности, способности к согласованию замыслов и понимания эмоционального состояния партнеров по деятельности.

1) уточнить понятие игровых технологий на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) выявить особенности развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игре;

3) экспериментально проверить педагогические условия использования игровых технологий для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Методы и экспериментальная база исследования

  • метод теоретического анализа психологических, педагогических работ, педагогическое наблюдение (сплошное и выборочное), метод изучения и обобщения педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследовательская работа проводилась на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы и Московской обл. (г. Люберцы).

МОУ ТСОШ №14 детская студия танца, Детский Клуб «Киндер», ГБОУ лицей №1367 СДП №4. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 200 детей дошкольных образовательных организаций.

Материалы исследования могут использоваться в программах подготовки будущих специалистов дошкольного профиля; применяться при проектировании содержания семинаров в институтах повышения квалификации работников образования.

9 стр., 4441 слов

Психологическое исследование формирования ранних детских психических ...

... в психологических особенностях детей, переживших психическую травму и детей без травм. Чтобы проверить достоверность таких различий следует провести статистический анализ полученных данных.2.4. Обсуждение результатовДля выявления значимости различий психологических особенностей детей дошкольного возраста, в ...

1) Игровые технологии — это совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций, способствующих проектированию и осуществлению определенной задачи развития ребенка дошкольного возраста.

2) Дети старшего дошкольного возраста во взаимодействии со сверстниками испытывают следующие трудности: неумение согласовывать замыслы партнеров в совместной деятельности, неумение понимать эмоциональное состояние сверстников, недостаточная сформированность способов проявления доброжелательности, недостаточная сформированность представлений о правилах взаимодействия в совместной деятельности.

3) Процесс использования игровых технологий для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • будут отобраны игровые технологии в соответствии с выделенными особенностями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
  • будут использованы игровые проблемные ситуации для активизации у детей интереса к совместной деятельности, способности к согласованию замыслов и понимания эмоционального состояния партнеров по деятельности.

В настоящее время в связи с разработкой и внедрением новых документов (Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога и др.) ведется активный поиск путей, методик и технологий совершенствования образовательного процесса. Эффективное решение задач развития дошкольника, осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования, невозможно без анализа и изучения возможностей использования классических и нетрадиционных образовательных технологий. Как отмечено в Законе об образовании РФ, дошкольное образование, становясь первой ступенью общего образования, реализует образовательную программу с использованием различных образовательных технологий [31, с. 81].

В Профстандарте педагога говорится о том, что одной из главных задач подготовки современного педагога является овладение современными образовательными технологиями.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве [26] .

технология

Технология — процесс, который включает работу по проектированию и осуществлению сформулированных и обоснованных целей и задач.

В общей дидактике к определению «педагогическая технология» имеются различные подходы.

организационно — методический инструментарий педагогического процесса

техника реализации учебного процесса

описание процесса достижений планируемых результатов обучения»

«искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния»

В работе В. М. Монахова, под педагогической технологией понимаются комфортные условия для участников образовательного процесса [37, с. 52].

С точки зрения М. В. Кларина, под педагогической технологией понимается «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [55, с. 91].

Изучение психолого-педагогической литературы по определению понятия «педагогическая технология» показало наличие двух разноплановых подходов: проектирование учебного результата, который планируется получить, и процесс осуществления учебной деятельности, в ходе которого и происходит получение результата.

10 стр., 4851 слов

Новые технологии воспитательного процесса

... технологиях воспитательного процесса. . рассмотреть анализ и оценку воспитательного процесса в новых педагогических технологиях . рассмотреть субъект воспитания в новых педагогических технологиях 1. Цель воспитания в новых технологиях воспитательного процесса ... результата называется целью. Цель - исходный компонент деятельности. Она ... противостоящей ему единицей. Дошкольный период передает в ...

Анализ методической литературы с целью нахождения определения понятия «педагогическая технология» выявил закономерность в составляющих компонентах педагогического процесса ДОО (образовательный результат, деятельность воспитанника, деятельность педагога).

Эти компоненты взаимосвязаны и между ними существует причинно-следственная зависимость. Поэтому постановка учебной задачи педагогом опирается на понимание сущностных сторон образовательного процесса, на использование необходимых и достаточных для получения образовательного результата методов, приёмов, средств.

Понятие «педагогическая технология» позволило сформулировать её обязательные признаки:

  • чёткость и определённость в достижении результата и наличие критериев его достижения;
  • алгоритм, предлагаемых действий, приводящих к достижению результата;
  • указания на условия и границы реализуемости задачи.

Трактовка понятия «педагогическая технология» как последовательность пошаговых инструкций педагога, выполнение которых гарантированно формирует требуемый образовательный результат, что обеспечивается опорой на закономерности, лежащие в основе понимания процесса развивающего обучения, а также возрастные особенности старших дошкольников.

Структура понятия «педагогическая технология» включает основные составляющие педагогического процесса: деятельность педагога в ДОО, деятельность дошкольника и воспитательный результат. Содержательные компоненты педагогической технологии определяют: методы обучения, активность познавательной деятельности старших дошкольников, личный опыт, способы интерпретации содержания учебного задания, процедуры контроля выполнения этапов учебной деятельности и критерии оценки учебного результата.

Особенности подхода педагога ДОО к выбору педагогической технологии:

  • понимание того, что выбор педагогической технологии подразумевает получение определенного результата;
  • постановка педагогом перед дошкольниками образовательных целей разного уровня в зависимости от образовательных потребностей и готовности детей дошкольного возраста;
  • возможность одновременной реализации различных педагогических технологий в образовательных траекториях отдельных дошкольников;
  • вариация используемых методов, приёмов, средств обучения, форм контроля результатов с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.

В этом аспекте модель образовательного результата объединяет в единое целое — личный опыт деятельности старшего дошкольника, и предусматривает несколько степеней обобщения:

  • учебный результат изучения конкретного материала, выраженный в форме компетентности дошкольника;
  • опыт ребенка старшего дошкольного возраста, характеризующийся освоенным способом деятельности, в том числе исследовательской деятельности;
  • практический аспект, которой проявляется в позиции личности дошкольника как мотивационной составляющей деятельности (игровой, художественной, изобразительной).

Таким образом, понятие «педагогическая технология» наукоемкое, обозначает суть и последовательность действий, ведущих к формированию учебного результата, а методика обучения характеризует внешнее оформление этих учебных действий. Педагогическая технология — основа педагогического процесса, методика наполняет ее достижение особенным содержанием и придаёт форму реализации.

7 стр., 3497 слов

Социальная педагогическая деятельность с детьми группы риска

... работы с подростками группы риска. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогические исследования, раскрывающие деятельность социального педагога с детьми группы риска. 2. Определить особенности социально-педагогической работы с детьми группы риска и их семьями. 3. Провести экспериментальное исследование по выявлению личностно-эмоциональных особенностей детей группы риска ...

Одним из видов педагогических технологий является игровая технология, чтобы разобраться в специфике игровой технологии, надо первоначально рассмотреть понятие «игра».

Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский) [18].

Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых желаний» (Л.С. Выготский) [19] .

Согласно А.Н. Леонтьеву, психика индивида не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней. А..Н. Леонтьев рассматривал игру как ведущую деятельность старших дошкольников, порождающую детское сознание. Старший дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях [41].

Н.Е. Веракса, выделяя роль игры, отмечает ее своеобразие, заключающееся в возникновении особого отношения между старшим дошкольником и ситуацией, характеризующей двойственность детских переживаний. Так, играя «в больницу», малыш одновременно плачет как пациент и радуется как играющий. Используя игрушки, старший дошкольник обращается с ними и в логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые они замещают: стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и как автомобиль одновременно. Таким образом, игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка: то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности [15].

Игра оказывает влияние на формирование детского коллектива (И.А. Зимняя).

Роль игры определяется тем, что ребенок учится самостоятельно создавать те или иные формы общения [30].

Через общение, как отмечал Л.С. Выготский, старший дошкольник развивает когнитивные, эмоциональные, мотивационные, ценностные, поведенческие сферы. В игре старший дошкольник создает обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывает их. В этом аспекте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к элементам словесно-логического мышления [18].

И.С. Дмитриенко определяет игру как сознательную деятельность, направленную на достижение условно поставленной цели. Игра, по мнению автора, является действенным средством воспитания детей старшего дошкольного возраста. Результат воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры [25].

Игры, по мнению Михайленко Т. М., являются прекрасным средством развития и совершенствования движений, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, позвоночника [48, с. 128].

32 стр., 15786 слов

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

... методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения ...

Вместе с тем, определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих старших дошкольников, — тем не менее, есть простор для самостоятельного выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому старшему дошкольнику действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития [48, с. 132].

С другой стороны, в подвижных играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает играющему — «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, старшие дошкольники играют в «салки». Играющий убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен «спасти» товарища, которого уже осалили. Это создает напряжение: играющего могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он спасет товарища, то тот потом сможет спасти и его самого [48, с. 157].

Так, игра способствует объединению детей старшего дошкольного возраста, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру [49, с. 32].

Действенным средством развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками является использование игровых технологий. В основе использования игровых технологий заложена позиция, согласно которой не дети созданы для детского сада, а детский сад создан для детей, т.е. педагоги должны учитывать и индивидуально-возрастные и личностные особенности старших дошкольников.

Игровые технологии — это тщательно отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр и совокупность игровых приемов для получения конечного результата, в нашем случае — это развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Использование игровых технологий как средство развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, по мнению Т.М. Михайленко осуществляется через реализацию нравственных качеств старших дошкольников, обеспечение трансформации личностной позиции детей с репродуктивного уровня на конструктивный уровень: высказывания мнения ребенком, построенного на впечатлениях, эмоциях, вызванных сюжетом и т.п., а затем на творческий [48, с. 140].

Рассмотрим игровые технологии и выявим их влияние на личность. Для реализации игровой технологии необходимы:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач в решении проблем взаимодействия детей старшего дошкольного возраста;
  • выявление и учет особенностей формирования игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
  • построение оптимальной системы игровой деятельности, создание игровых ситуаций и рекомендаций по решению проблем в коммуникативной сфере;
  • достаточный уровень профессиональной компетентности воспитателя в овладении методами, средствами и приемами игровых технологий.

Предложим примерную структуру проблемной игровой ситуации:

  • актуализация прежних знаний в решении проблем во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в игре — подготовка к восприятию нового материала;
  • усвоение новых знаний и способов действий — на этом этапе создается проблемная игровая ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются варианты ее разрешения, проверка решения;
  • формирование умений и навыков, способов позитивного общения и игровой деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения предыдущей проблемы.

Вполне резонно, следуя логике изложения материала, выявить и обосновать педагогические условия эффективности реализации игровых технологий в развитии взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

На наш взгляд, следует выделить четыре главных педагогических условия использования игровых технологий:

  • обеспечение внешней мотивации детей старшего дошкольного возраста, способной вызвать интерес к содержанию проблемы в игре;
  • обеспечение посильности работы воспитанников старшей группы детского сада, с возникающими на каждом этапе игровой деятельности проблемами в общении (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  • значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы;
  • необходимость диалогического, доброжелательного общения с воспитанниками, когда они не способны к конструктивному взаимодействию в игровой ситуации.

Не каждый учебный материал подходит для использования игровых технологий. Проблемные ситуации легко создавать при выборе партнеров по командной (подвижной) игре, при работе в парах, группах в исполнении песен, танцев, сюжетно-ролевых игр и постановок.

В педагогической науке игры (подвижные, ролевые, дидактические) рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития личности.

Расширим диапазон применения игровых технологий в развитии взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками за счет теоретического обоснования дидактическими принципами.

В основу воспитательной работы со старшими дошкольниками были положены следующие принципы:

  • принцип учета «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.) (использование скрытых возможностей старшего дошкольника в психологическом развитии) [18];
  • принцип учета ведущего вида деятельности (Л.Ф.

Обухова), т.е. актуализация деятельности, в наибольшей степени способствующей психическому развитию старшего дошкольника [51];

  • принцип учета активности (В.С. Мухина) (вовлечение старшего дошкольника в различные действия) [49];
  • принцип партнерства (Е.М. Листик) [42];
  • принцип принятия старшего дошкольника с его лучшей стороны (создание доброжелательного климата, по Е.В. Коротаевой) [38];
  • принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов с ребенка, создание в детском саду доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения (М.Ю.

Стожарова) [68];

  • принцип творчества (И.С. Шурочкина) — означает максимальную ориентацию на творческое начало во взаимоотношениях старших дошкольников, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности [81].

Реализация на занятиях в детском саду данных принципов у старших дошкольников осуществляется с помощью методов. Метод активизации личного опыта предполагает включение старших дошкольников в двигательную деятельность. Метод интроспективного анализа предполагает возникновение интереса к своему внутреннему миру. Метод перевоплощения в игре, движении нацелен на проявление нравственных чувств старших дошкольников. Метод творческого самоутверждения предполагает через восприятие действительности и положительное переживание помочь старшим дошкольникам сделать правильный нравственный выбор.

Основными методами игровых технологий являются метод творческого решения проблем в детском коллективе, частично-поисковый и исследовательский методы обучения.

Метод творческого решения проблем в детском коллективе является переходным от исполнительской деятельности в игровой ситуации старших дошкольников к творческой деятельности. Метод используется при возникновении трудностей у старших дошкольников в познавательной, коммуникативной сферах. На определенном этапе игры старший дошкольник еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому воспитатель показывает путь исследования в решении, возникшей проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Хотя старшие дошкольники при таком методе воспитания не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения интеллектуальных и коммуникативных затруднений.

Сущность частично-поискового метода обучения старших дошкольников выражается в следующих его характерных признаках:

  • знания для старшего дошкольника в игровой ситуации не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно, т.е. вступить в диалог с партнерами, начать сотрудничать со сверстниками;
  • педагог (воспитатель) организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач в игровых ситуациях;

-старшие дошкольники под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные или коммуникативные задачи, пытаются найти решение в проблемных ситуациях. Вначале дети действуют по образцу, а затем творчески применяют знания в нестандартных условиях игровой деятельности. В результате чего у старших дошкольников формируются не только осознанные знания, но и опыт позитивного диалога со сверстниками.

Метод получил название частично-поискового потому, что воспитанники старшей группы детского сада не могут самостоятельно решить, возникшую проблему от начала и до конца. Поэтому игровая деятельность развивается по схеме: педагог — старший дошкольник — педагог — старший дошкольник и т.д. Основную часть знаний сообщает воспитатель группы, часть знаний рассказывают родители, а остальную часть знаний старшие дошкольники добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания в игровой ситуации. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

  • воспитатель вместе со старшими дошкольниками формулирует проблему, разрешение которой посвящается игровая ситуация (сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, физкультминутка и т.п.);
  • решение проблемы (задания) воспитанникам ДОО не сообщаются. Старшие дошкольники самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов выхода из сложной ситуации. Средства для достижения результата также определяют сами старшие дошкольники;
  • деятельность воспитателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач в организованной игровой ситуации;
  • игровая деятельность характеризуется умеренной интенсивностью, игра сопровождается проявлением к ней интереса, полученные знания отличаются действенностью.

Однако, применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации воспитателя (педагога) ДОО.

Игровая технология, по мнению Бережновой Л.Р., дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс и корректировать взаимоотношения детей, в первую очередь — коммуникативные проблемы. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть — значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра — это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения [7].

Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную позицию во взаимоотношениях со сверстниками. Старшие дошкольники, как утверждает Полякова М.Н., находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с воспитателем творчески решать проблемы. Внедряя такую форму воспитания в детские дошкольные учреждения, с раннего возраста педагоги помогают развивать у детей чувство толерантности, взаимовыручки и помощи близкому человеку [60].

Предполагается, что, если профессионально и грамотно осуществлять внедрение игровых технологий для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, это поможет расширить такие положительные качества как гуманность, толерантность, готовность к оказанию помощи и поддержки сверстнику.

Наше определение игровой технологии базируется на том, что игра в старшем дошкольном возрасте доминирует в деятельности детей. В игровой деятельности старший дошкольник моделирует жизненные ситуации, «проживает» их в непринужденной обстановке. Активность старшего дошкольника проявляется в разных видах деятельности и в первую очередь в игровой, однако, на наш взгляд, косвенная, недирективная помощь педагога необходима. Для этого организуются игровые обучающие ситуации, система разнообразных игр. Широкая палитра детских чувств, переживаний, страхов регулируется с помощью комплекса педагогического инструментария, что, в свою очередь, позволяет развивать взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Существует несколько подходов в определении понятия игровых технологий.

В нашем понимании, игровые технологии — это совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций, способствующих проектированию и осуществлению определенной задачи развития ребенка дошкольного возраста. В частности, возможно решение задач развития познавательной активности, познавательного интереса, развития познавательных психических процессов с помощью игровых технологий, а также ряд задач социально-коммуникативного развития, одной из которых является развитие способности к взаимодействию у дошкольников.

В процессе изучения и обоснования актуальности и возможности формирования способности к сотрудничеству у детей старшего дошкольного возраста, многие исследователи обращаются к работам, в которых выделены особенности этого возраста. Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами, и нашли свое освещение в работах З.И. Икуниной, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А. Н. Леонтьева и др.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью. Они легко возбудимы. Монотонные занятия резко снижают к ним интерес [49,с.66-83]. Среда, эмоциональная атмосфера, многообразие действий и качество впечатлений являются главными факторами взаимодействия детей. [51, с. 45-58]. И, именно, эта эмоциональность, яркость, многообразие и свобода самопроявления должны быть обеспечены для взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Искреннее общение детей друг с другом открывает в каждом из них необычайную чуткость и мудрость, эмоциональную отзывчивость, яркость воображения. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Переход к конкретно — операционному мышлению влечёт за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребёнка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Педагогические усилия должны быть направлены не на укрощение энергии у старших дошкольников, а, наоборот, на то, чтобы эту энергию использовать как «помощника» в организации образовательного процесса в ДОО. В этой связи возникает необходимость говорить о подходах, методах, средствах и приемах, т.е. том педагогическом инструментарии, который лежит в основе профессиональной деятельности воспитателей и применяется ими в педагогической практике.

Применение арсенала педагогических методов, средств и приемов или, иначе говоря, педагогических технологий позволяет вовремя определить детские проблемы и наметить пути по их решению.

Главное, что есть в каждом ребенке — это искренность, доверчивость, любознательность, открытость. Искреннее общение детей старшего дошкольного возраста друг с другом открывает в каждом из них эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам, способности к сотрудничеству со сверстниками. Педагоги должны умело направлять их энергию не на конфронтацию в детском коллективе, а на плодотворное сотрудничество, на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Игра в условиях ДОО выполняет особую диагностическую функцию, позволяя развивать взаимодействие между детьми старшего дошкольного возраста, способствует установлению положительного эмоционального тонуса детского коллектива, формирует у старших дошкольников индивидуальный интерес к разным видам деятельности.

Взаимодействие детей происходит в разной деятельности. Еще В.Г. Нечаева и Р.С. Буре писали, что детей объединяет общий, совместный и коллективный труд. В коллективном труде есть общая цель, необходимость распределения трудовых заданий и необходимость оказания помощи для достижения общего результата [17].

В исследованиях Т.В. Антоновой, В.Я. Вороновой, Р.А. Иванковой, С.Н. Литвиновой не только определены проявления коллективных взаимоотношений дошкольников в игре, но и выделены условия эффективного их развития.

Как отмечает М.Н. Полякова, формирование у детей старшего дошкольного возраста социальных представлений наиболее благоприятно происходит на основе использования игровых методик, способствующих развитию у детей творческого мышления, эмоционального восприятия. Игра в жизни ребенка становится необходимым жизненным атрибутом, средством развития личностных качеств и социализации ребенка [60].

Формирование игровой деятельности должно быть построено на основе комплексного подхода, который включает в себя следующие компоненты: организация предметно-игровой среды, обогащение жизненного опыта старших дошкольников, обучающие игры, общение в процессе игры.

Подобранные игры должны иметь индивидуальный подход в их проведении.

По мнению многих специалистов, значительное место в игровых технологиях должно быть отведено подвижным играм, т.к. игра выступает как средство физической и морально-волевой подготовки. Применение подвижных игр и игровых занятий позволяет в лучшей степени овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, закрепить их в игровых условиях, а также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, мышц, формированию правильной осанки. Высокий эмоциональный уровень таких занятий позволяет детям легко взаимодействовать друг с другом в процессе проведения данных игр.

Очень важно воспитывать чувство коллективизма у детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях Т.С. Блошицыной, А.В. Кенеман, И.В. Сушковой доказано, что благодаря выстроенной последовательности игр возможно становление готовности к сотрудничеству у старших дошкольников.

Таблица 1. — Технология обучения и проведения подвижных игр в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста

Функции

Основные принципы

Оздоровительная

Делается акцент на повышение двигательной активности

Образовательная

Дети должны осознать, что физическая активность необходима не только в настоящее время, но и на протяжении всей жизни

Доставляющая удовольствие

Осознание пользы физических упражнений за счет получения удовольствия от занятий, подвижных игр и игровых упражнений и т.п.

Реалистичная

Дети изучают и применяют в практике разнообразные игровые упражнения, повышающие силу и выносливость, гибкость.

Индивидуализированная

Дети помогают себе в достижении адекватного уровня оздоровления и двигательной активности таким способом, на который они способны

Благоприятная

Физические показатели оцениваются на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками.

Содержание деятельности в играх определяется правилами. Правила представляют собой общепринятые ограничения, регламентирующие поведение соревнующихся. Они же служат эталоном при определении игрового превосходства. В отличие от других видов спорта в играх победители спортивных соревнований — определяются по количеству набранных очков. Их присуждают за достижение условно поставленной цели (попадание мяча в ворота или в площадку, защищаемую соперником; большее количество выбитых фигур или перебежек; опережение соперника в попытке первым выполнить определенные условия игры и т. д.).

Педагогический процесс организации игры должен носить двусторонний характер, способствовать формированию игровых умений и создавать условия для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, в чем ведущую роль играют отношения партнерства детей.

Модели социальных отношений воспроизводятся ребенком в сюжетно-ролевой игре — особой форме познания социальной действительности. Ребенок, осваивая различные социальные роли, оказывается врачом, военным и т.д. Параллельно старший дошкольник приобретает опыт партнерских отношений с участниками игры. В игре развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова, подчеркивали, что будет большой ошибкой стремиться сократить период игры в жизни детей старшего дошкольного возраста и ускорить переход от игры к учебной деятельности [12].

А. Фабер замечает, что «значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов» [75, с. 87].

В игре, заложены огромные возможности творческого потенциала личности. Недостаточное развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной, двигательной сфер ребенка может затруднять его общение с другими людьми [55, с. 157].

В играх создаются наиболее благоприятные условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста, в играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Играющие старшие дошкольники познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Кроме того, играя и реализуя различные формы активности, дошкольники познают себя, свое тело, изобретают и учатся чувствовать гармонию.

Так Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. считают, что игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, коммуникативных проявлений, поскольку радость движения усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, и шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения [34, с. 83].

Например, О.В. Артамонова считает игру незаменимым средством развития личности ребенка, основным рычагом воспитания дошкольников. Она видит преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизирующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение [4, с. 12].

Другой разновидностью игр для взаимодействия детей является театрализованная деятельность. А.В. Запорожец, А.Д. Леонтьев и др. указывают, что театрализованная деятельность — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций, способствующих развитию навыков общения.

Как отмечают Л.В. Артемова, О.А. Акулова, Л.П. Стрелкова, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей старшего дошкольного возраста эмпатии, то есть способности распознать эмоциональное состояние человека, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

В основе любого театрализованного действия лежит игра. Театрализованная игра позволяет сформировать навыки невербального общения, так как построена не только на диалогической речи, но и на определенной пластической выразительности, которая подразумевает использование мимики, жестов, пантомимики и т.д.

Формирование навыков невербального общения в театрализованных играх помогает детям старшего дошкольного возраста эмоционально воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к содержанию текста, персонажам, различать положительные и отрицательные качества, помогает развитию творчества, закреплению навыков межличностного взаимодействия.

Л.С..Фурмина, О.В.Солнцева и др. используют игры и упражнения, направленные на развитие мимики, пантомимики, жестикуляции; на слуховое внимание, координацию движений, воображение, фантазию; на умение передавать свое эмоциональное состояние.

Ими применяются такие методы и приемы: метод игровой импровизации; метод действенного анализа; фрагментарно — эпизодическое обыгрывание ситуаций, текстов; объединение детей старшего дошкольного возраста в творческие группы; «оживление» сказки (произведения).

Как результат: дети старшего дошкольного возраста активнее используют навыки невербального общения со сверстниками, их общение сопровождается жестами и мимическими средствами.

Использование словесных игр тоже способствует развитию взаимодействия детей. В педагогической литературе отмечается, что для того чтобы дети старшего дошкольного возраста умели общаться между собой и взрослыми (строили правильно предложения, вопросы, меняли интонацию и т.д.), нужно создавать условия для развития диалогической речи у детей с раннего возраста. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями. Дети должны научиться соблюдать правила поведения в процессе диалога, очередность реплик, тематическое единство, использовать этикетные формулы речевого общения, навык поведения с учетом ситуации речевого общения. Словесные игры как средство коммуникативного и творческого развития детей рассматривали такие учёные, как С.В. Алабужева [3], Т.В. Илларионова [33], Н.В. Мартышкина [45], О.Н. Пищухина [59], И.И. Шерешик [80] и др.

О чем хотел спросить зайчонок? Что он хотел узнать? Как он об этом спросил?»;

В процессе данной работы главенствующая роль отводится художественному слову. Заучивая диалоги из произведений детской литературы и передавая их в играх — драматизациях, в инсценировании стихотворений, дети обучаются использовать различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца, они усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на побуждение. — Ну-ка, зайка, поскачи — поскачи! — Отчего не поскакать? Поскачу! — Лапкой, зайка, постучи — постучи! — Отчего не постучать? Постучу! В этом диалоге дети учатся шутливо реагировать на побуждение. Диалогическое единство вопрос — ответ, которое произносится с различной интонацией, представлено в различных русских народных прибаутках и потешках («Кисонька — мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и в стихотворениях различных авторов (Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…»).

Передача этих стихотворных произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами. Диалогическое единство вопрос — ответ используется в различных играх, «Краски» «Кошки,мышки» и др. Реплики из пары побуждение — реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).

На втором этапе работы задача развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста усложняется. Для этого применяются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами. На втором этапе дети старшего дошкольного возраста также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с разговором по телефону: «Позвони маме, папе; звонок в поликлинику, в магазин». Для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих используются различные виды игр — драматизаций, такие театральные игры, как пересказ по ролям, инсценирование литературных произведений, как стихотворных, так и прозаических, и разнообразные режиссерские игры по мотивам произведений художественной литературы. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а позднее — произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава?» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.

На третьем этапе работы используются разнообразные игры, которые способны побудить детей к самостоятельному построению диалогических реплик: речевые игры без готовых текстов, игры — драматизации с придуманными сюжетами. Важная роль отводится дидактическим речевым играм, т. к. они позволяют воспитателю направлять речевое поведение детей на создание тех или иных диалогов, на использование разнообразных реплик. Например, дидактическая игра «Что бывает — что не бывает», целью которой является обучение детей внимательному слушанию, замечанию небылиц и исправлению их. В процессе игрового диалога важно соблюдение обоснование согласия или несогласия с высказываниями партнера, самостоятельное поддерживание диалога при составлении коллективного рассказа.

Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них закрепляется в таких дидактических словесных играх, как игра «Викторина», «Турнир знатоков». Участие в них требует от детей старшего дошкольного возраста усиленной работы мыслительных процессов, памяти, актуализации имеющихся знаний об окружающем мире, активизация представлений о предметах и т.д. Таким образом, при помощи комплекса словесных игр у детей старшего дошкольного возраста формируются такие диалогические умения, как слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, а также навык использования разнообразных языковых средств. Это способствует воспитанию правильного речевого поведения с учетом ситуации общения и эффективному развитию связной диалогической речи.

Таким образом, игровые технологии содействует общему и всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста, способствуют развитию взаимодействия, коммуникации.

Итак, подведем итоги, игровые технологии эффективно влияют на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, поскольку целевым назначением игровых технологий является воспитание, а ведущим процессом — развитие личности ребенка.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, было уточнено понятие игровых технологий. Под игровыми технологиями мы будем понимать совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций, способствующих проектированию и осуществлению определенной задачи развития ребенка дошкольного возраста.

Для реализации игровой технологии необходимы:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач в решении проблем взаимодействия детей старшего дошкольного возраста;
  • выявление и учет особенностей формирования игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
  • построение оптимальной системы игровой деятельности, создание игровых ситуаций и рекомендаций по решению проблем в коммуникативной сфере;
  • достаточный уровень профессиональной компетентности воспитателя в овладении методами, средствами и приемами игровых технологий.

Следует выделить четыре главных педагогических условия использования игровых технологий:

  • обеспечение внешней мотивации детей старшего дошкольного возраста, способной вызвать интерес к содержанию проблемы в игре;
  • обеспечение посильности работы воспитанников старшей группы детского сада, с возникающими на каждом этапе игровой деятельности проблемами в общении (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  • значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы;
  • необходимость диалогического, доброжелательного общения с воспитанниками, когда они способны к конструктивному взаимодействию в игровой ситуации.

Одна из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников — формирование способностей к взаимодействию у детей со сверстниками. Известно, что развитие этих способностей возможно в рамках совместной деятельности.

Подвижные, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические, интерактивные и словесные — эти виды игр могут помочь в развитии способности к взаимодействию детей.