Деятельность логопеда МБДОУ № 32 «Страна чудес»

Отчет по практике

Знакомство со структурой, содержанием и основными направлениями ДОУ, с педагогическим коллективом ДОУ, реализуемые программы

Изучение нормативных и устанавливающих документов ДОУ. Режим работы, трудовой распорядок, порядок приема детей и комплектование групп.

22.03.16

Знакомство логопедами и дефектологами ДОУ.

Изучала состав учителей-логопедов ДОУ, режим работы логопедического кабинета, расписание логопедических занятий.

С руководителем практики составляли индивидуальный план работы на период практики

23.03.16

Занималась изучением нормативно-правовых документов, регламентирующих работу логопеда, а также со специальной методической и логопедической литературой.

Ознакомилась с целями, задачами и содержанием логопедической работы в ДОУ. Анализировала документацию учителя-логопеда, изучала планирование работы логопеда.

24.03.16

Ознакомилась с оборудованием, зональным оформлением логопедического кабинета. Изучала рабочую программу учителя-логопеда, перспективный и календарный план работы, изучила тематическое планирование педагога-логопеда.

25.03.16

Оказывала помощь в изготовление дидактического и наглядного материала, для предстоящего занятия. Посетила подгрупповое занятие в подготовительной группе. Тема занятия: «Дифференциация звонких и глухих согласных на примере звуков С, З.

26-27.03.16

Выходные. Подбор литературы и иной информации для написания конспектов, подготовки и проведения коррекционных занятий

28.03.16

Изучала особенности ведения логопедических занятий с детьми.

Занималась написанием конспектов для проведения занятий.

Посетила подгрупповое занятие в старшей группе Тема: формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

29.03.16

Помогала логопеду в подготовке наглядного материала к проведению индивидуального занятия.

Посетила фронтальное занятие логопеда в подготовительной группе на тему: Занятие по теме звуки Ш-Ж.

Посещение индивидуального занятия. Тема занятия: «Звуки С и СЬ».

30.03.16

Готовилась к самостоятельному проведению занятий. Обсуждение темы, целей, методов, приемов коррекционно-логопедической работы, используемых при индивидуальной и групповой работе.

Занималась разработкой конспектов подгрупповых логопедических коррекционных занятий, подбирала наглядный и дидактический материал.

Посетила фронтальное занятие логопеда в подготовительной группе на тему: «Дифференциация звуков Д, ДЬ»

31.03.16

Знакомство со спецификой обследования детей с различными речевыми нарушениями. Изучала методики и методы диагностики дошкольников с нарушением речи.

Наблюдала за процедурой обследования ребенка с нарушением речи, помогала в составлении речевой карты и индивидуального маршрута коррекционной работы.

Посещение открытого логопедического подгруппового занятия в старшей группе. Тема: «Что случилось с зоопарком?». Занятие направлено на автоматизации звука Л в словах и в предложениях.

01.04.16

Изучила Программу для проведения занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения.

Осуществляла отбор ребенка для логопедического обследования состояния звукопроизношения, изучала историю его развития, результаты предыдущей диагностики. Подбирала диагностический и речевой материал для обследования.

Присутствовала на индивидуальном занятии с ребенком подготовительной группы. Цель занятия «Автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»

02-03.04.16

Выходные. Занималась подготовкой конспектов к проведению самостоятельных коррекционных занятий.

04.04.16

Осуществляла логопедического обследования ребенка (Журавлев Виктор) на состояние звукопроизношения, по итогам диагностики, совместно с логопедом составляла индивидуальный план коррекционной работы с ребенком.

Посещение открытого индивидуального коррекционного занятия (средняя группа)»Путешествие в сказку» с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука Р».

Занималась разработкой конспектов для проведения самостоятельных подгрупповых индивидуальных коррекционных занятий. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для занятия.

05.04.16

Совместно с логопедом осуществляла диагностику звукопроизношения у детей старшей группы. Делала выводы по обследованию группы в целом. Подготовила рекомендации родителям обследованных детей.

Подбирала группу старших дошкольников для проведения исследования звукопроизношения в соответствии с темой ВКР.

Занималась разработкой конспектов для проведения самостоятельных подгрупповых индивидуальных коррекционных занятий. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для занятия

06.04.16

Осуществляла проведение самостоятельного подгруппового логопедического коррекционного занятия в подготовительной группе на тему: «Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков А, У».

Проводила диагностику звукопроизношения детей, включенных в исследование в соответствии с ВКР, заполняла протокол обследования.

Осуществляла помощь логопеду в подборе наглядного и дидактического материала для проведения занятий

07.04.16

Осуществляла проведение самостоятельного подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей подготовительной группы тему: «Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков МЬ, М в слогах, словах, фразах»

Проводила диагностику звукопроизношения детей, включенных в исследование в соответствии с ВКР, заполняла протокол обследования.

Занималась разработкой конспектов для проведения самостоятельных подгрупповых индивидуальных коррекционных занятий. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для занятия.

Помогала логопеду в подготовке документации

08.04.16

Совместно с логопедом осуществляла логопедического обследования звуко-произношения у детей подготовительно группы. Делала выводы по обследованию группы в целом. Подготовила рекомендации родителям обследованных детей.

Осуществляла проведение самостоятельного индивидуального логопедического коррекционного занятия с ребенком старшей группы на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах».

09-10.04.16

Выходные. Подбор литературы и иной информации для дипломной работы. Оформление отчета по практике, заполнение дневника практики

11.04.16

Занималась разработкой конспектов для проведения самостоятельных подгрупповых индивидуальных коррекционных занятий. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для занятия.

Осуществляла проведение самостоятельного индивидуального коррекционно-логопедического занятия с ребенком подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков П-ПЬ».

12.04.16

Проводила диагностику звукопроизношения детей, включенных в исследование в соответствии с ВКР, заполняла протокол обследования.

Совместно с логопедом готовилась к консультации для педагогов ДОУ. Принимала участие в проведении консультации для педагогов.

Осуществляла проведение самостоятельного индивидуального логопедического коррекционного занятия с ребенком подготовительной группы на тему: «Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков П, ПЬ».

13.04.16

Занималась обработкой результатов диагностики обследованных дошкольников, включенных в исследование в соответствии с темой ВКР.

Осуществляла проведение самостоятельного подгруппового логопедического коррекционного занятия в старшей группе на тему: «Формирование лексико-грамматических средств языка по теме «транспорт».

Помогала логопеду в оформлении документации.

14.04.16

Готовила групповую консультацию для родителей.

Помогала логопеду в подготовке наглядного и дидактического материала к проведению индивидуального занятия.

Принимала участие в проведении фронтального занятия.

Принимала участие в проведения консультации с родителями детей.

15.04.16

День посвящен сбору, подбору и анализу материалов и документов, необходимых для написания отчета по практике и для подготовки к дипломной работе. Проведен самоанализ собственной деятельности и результатов преддипломной практики.

16-17.04.16

Подведение итогов практики, заполнение дневника практики, оформление отчета по практике.

Содержание

  • Календарный отчет о прохождении практики
  • Введение
  • 1. Общие сведения о МБДОУ № 32 «Страна чудес»
  • 2. Деятельность логопеда МБДОУ № 32 «Страна чудес»
  • 2.1 Организация работы логопеда
  • 2.2 Индивидуальная деятельность, направленная на изучение особенностей звукопроизношения у детей с нарушением речи
  • Заключение
  • Список литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/deyatelnost-logopeda-v-dou/

логопед дошкольное образовательное учреждение

Таблица 1 — Список детей по группам

Группа

Кол-во

1 группа детей раннего возраста общеразвивающей направленности (от 2 до3 лет)

19

1 разновозрастная группа общеразвивающей направленности (от 3 до 5 лет)

20

1 старшая группа общеразвивающей направленности (от 5 до 6лет)

18

1 разновозрастная группа компенсирующей направленности (от 3 до 5 лет)

12

1 разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами (от 5до 7 лет)

7

1 старшая школе группа компенсирующей направленности (от 5до 6 лет)

9

1 подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)

8

1 подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)

10

1 подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)

9

1 подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)

9

Педагогический состав ДОУ свыше 30 сотрудников, в том числе: заведующий, 16 воспитателей компенсирующих групп, 4 воспитателя обще-развивающих групп, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию, педагог-психолог, 4 учителя-логопеда, 3 учителя-дефектолога, а также медицинский работник. Квалификация педагогических работников соответствует требованиям. Кроме того, все педагоги ежегодно проходят курсовую подготовку.

Реализуемы программы:

1. Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования — обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение детьми готовности к школе.

2. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

3. Программа «Коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» (С.Г. Шевченко).

4. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» (Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой).

Платные образовательные услуги в МБДОУ не оказываются.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса ДОУ:

разрабатывает годовой план работы; определяет расписание занятий;

устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания основной образовательной программы;

определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями;

Для воспитания и развития детей создана современная предметно-развивающая среда. Эмоциональное благополучие и комфортное пребывание воспитанников обеспечивается системой событийного проживания познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги стремятся создать все условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Образовательный процесс в логопедических группах осуществляется под руководством ПМПК. Эффективность коррекционно-развивающей работы, обеспечивается системным педагогическим взаимодействием, которое определяется по 3 блокам:

1) Диагностический блок.

ПМПК с целью реализации задач комплексного психолого-медико-педагогического изучения и сопровождения детей с ОВЗ через определение индивидуальных перспективных задач обучения и развития воспитанников, разработку индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов и программ, отслеживание динамики и результативности коррекционно-развивающей работы;

Индивидуальное педагогическое взаимодействие в процессе еженедельного методического часа с целью выбора и корректировки эффективных методов и приемов коррекционной работы с воспитанниками и индивидуального консультирования их родителей.

2) Коррекционно-развивающий блок.

Единое календарно-тематическое планирование по всем образовательным областям и воспитательной работе с учетом лексического цикла с целью реализации общих коррекционно-развивающих задач и повышения качества коррекционной работы;

Интегрированная образовательная деятельность педагогов с целью повышения качества коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;

Ассистирование педагогов в процессе НОД и ООД с целью повышения эффективности индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;

Тематические консультации и мастер-классы, отражающие актуальные вопросы, методические аспекты и технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и их родителями с целью педагогической преемственности и обогащения профессионального опыта;

Совместные выступления, практические задания в рамках методической работы творческих групп ДОУ, городского образовательного пространства, методических объединений учителей-дефектологов, логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности, базовых и стажерских площадок городского и федерального уровня с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

3) Социально-педагогической блок.

Индивидуальное консультирование родителей с целью ознакомления с результатами диагностики, динамики обучения и развития воспитанников, формирования адекватной оценки психического состояния и их готовности к школьному обучению;

Практическое индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью формирования педагогической компетентности и обучения коррекционным приемам игровой и учебной деятельности с детьми;

Тетради рекомендаций дефектологов и логопедов с целью использования представленной системы развивающих игр, упражнений и заданий, связанных с текущим учебным материалом, для закрепления и повторения с детьми в домашних условиях.

Таким образом, деятельность ДОУ направлена на комплексное, системное психолого-педагогическое воздействие, оказывая влияние на повышение уровня общего психического развития ребёнка, тем самым уменьшая или устраняя проблемы и трудности в его речевом развитии, что, в свою очередь, является предпосылкой успешного дальнейшего психического развития и последующей успешной адаптации воспитанников к условиям школьного обучения.

1

ФИО

Должность

Учитель-логопед

Образование

высшее, Красноярский государственный педагогический университет, специальность — олигофренопедагогика. Логопедия, 1999 г.

Квалификация

I квалификационная категория

Общий стаж работы / по специальности

14/12 лет

2

ФИО

Должность

учитель-логопед

Образование

высшее, Красноярский государственный педагогический университет, специальность — олигофренопедагогика, 1999 г.

Квалификация

высшая квалификационная категория

Общий стаж работы / по специальности

22/10 лет

3

ФИО

Должность

учитель-логопед

Образование

высшее, Красноярский государственный педагогический университет, 1997 г.

Квалификация

I квалификационная категория

Общий стаж работы / по специальности

26/16 лет

4

ФИО

Должность

Учитель-логопед

Образование

высшее, Красноярский государственный педагогический университет, специальность — олигофренопедагогика, 2002 г.

Квалификация

I квалификационная категория

Общий стаж работы / по специальности

11/11 лет

В начале прохождения практики, совместно с руководителем практики был составлен индивидуальный план работы на период практики (Приложение 2).

Руководитель практики: заведующая ДОУ.

Вначале я изучила нормативно-правовые акты и документы, регламентирующие деятельность логопеда в ДОУ: нормативные документы РФ, краевого и городского управления образования; основную образовательную программу, которую реализует ДОУ для детей с нарушениями речи (общеобразовательный и коррекционный блоки); документы по комплектованию групп для детей с нарушениями речи (протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, направление органов управления образования, заявление родителей); документы психолого-медико-педагогического консилиума по группе детей, прикрепленных к логопедическому кабинету.

Затем, в соответствии с индивидуальным планом, я познакомилась с особенностями логопедической работы в ДОУ, которая представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими речевые нарушения. В зависимости от вида речевого нарушения у детей, определяются направления логопедической работы:

при нарушении или отклонении в становлении звукопроизносительной стороны речи ребёнку требуются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

при нарушении фонематического слуха — логопедическая помощь направлена на формирование фонематических процессов.

Речевые нарушения редко встречаются в изолированном виде. Чаще — это комплекс отклонений в развитии различных сторон речи. Поэтому каждое из выделенных направлений работы делится на разделы и представляет собой целостную систему воздействия на речь ребёнка. Логопедическая работа в ДОУ по всем направлениям осуществляется в специализированном кабинете на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых).

Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов музыкальных и физкультурных занятий.

логопедического кабинета

1) Зона индивидуальной работы с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения. Здесь в работе используются:

«королевство зеркал» оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

«телевизор» — с целью закрепления артикуляционных позиций;

«логокуб» — для автоматизации поставленных звуков в словах, уточнения и активизации словарного запаса;

«домик» — для уточнения пространственных представлений и предлогов;

«логопедические бусы» — для автоматизации произношения звуков и уточнения лексических тем и цветовых эталонов;

«сказочные истории» — для развития связной речи, словесно-логического мышления и памяти;

«воздушные бабочки» — используются для развития направленного речевого дыхания.

2) Учебная зона кабинета рассчитана на проведение групповых фронтальных занятий по коррекции нарушения фонематического слуха на основе обучения грамоте. На занятиях по этому направлению используются пособия:

«живые звуки» — для развития фонематического восприятия и уточнения акустико-артикуляторных свойств звуков;

алгоритм анализа звуков — помогает поэтапно разобрать акустико-артикуляторные характеристики звуков, развивая фонематический анализ

игровые персонажи: «Слыш» и «Буковка» присутствуют на всех занятиях, внося игровой, эмоционально положительный настрой и позволяя в образной форме вести работу над звуками и буквами.

3) Игровая зона кабинета — для проведения подвижных речевых игр, физминуток, логоритмических занятий.

4) Центр релаксации. В нём «сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.

5) Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, презентациями, компьютером.

6) В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя-логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т.д.

«Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения).

«Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно-наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи»).

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики): «коврики, трафареты, игры).

«Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких — глухих согласных, на различение твердых — мягких согласных звуков.

Все наглядные пособия расположены удобно и для педагога, и для детей, — они самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

Коррекционная логопедическая работа не даёт ожидаемых результатов без сотрудничества с семьёй ребёнка. Для консультативно-просветительной работы с родителями в кабинете организован уголок семьи. Здесь расположено информа-ционное окно, с краткой информацией для родителей, папка с рекомендациями, представлена специальная литература и меняющаяся подборка речевых игр. Схема взаимодействия с родителями представлена в Приложении 3.

Паспорт логопедического кабинета представлен в Приложении 4.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда имеет все необходимое для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, педагогам и родителям, и создает возможность для успешного устранения речевого дефекта у детей.

основной документации:

— График работы логопедического кабинета.

— Расписание занятий.

— Циклограмма работы логопеда.

— Списки детей, зачисленных в компенсирующие группы.

— Протоколы обследования устной речи.

— Речевые карты детей.

— Перспективные планы логокоррекционной работы с каждым ребенком.

— Годовой перспективный план работы учителя-логопеда.

— Календарно-тематическое планирование коррекционно-образователь-ного процесса.

— Сетка индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий учителя-логопеда.

— Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.

— Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

— Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

— Тетради индивидуальной работы с детьми.

— Копии отчетов о результатах коррекционной работы.

— Мониторинг коррекционной работы.

— Анкеты для родителей.

Цели и задачи деятельности логопеда

Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:

своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

определение их уровня и характера;

устранение несложных нарушений речи;

направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения;

профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов и родителей воспитанников МДОУ.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

1. Диагностика: ранняя; для комплектования групп; мониторинг /промежуточный и конечный/ качества логопедических услуг.

2. Коррекция: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

3. Организационно-методическая поддержка: педсоветы; семинары; круглый стол; деловые и деятельные игры.

4. Просветительско-профилактическое сопровождение: родителей; воспитателей через родительские собрания; выступления; оформление тематических папок — раскладушек.

5. Консультационная помощь родителей и воспитателей через индивидуальные и групповые тематические консультации.

учителя-логопеда с детьми включает

1) Постановка звуков:

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;

устранение неправильного произношения.

2) Автоматизация звуков: изолированно; в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); в словах (по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности); в предложениях (чистоговоркак, отдельных предложениях, небольших рассказах, потешках, стишках); в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т.д.).

3) Дифференциация звуков:

Развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции и звучанию.

4) Оценочно-контрольная работа. По окончании коррекционной работы логопедом отслеживается процесс автоматизации звуком в разговорной речи.

Совместная работа логопеда с педагогами включает:

тетрадь взаимодействия (еженедельные задания для выполнения в свободное время) включает в себя выполнение артикуляционной, мимической, пальчиковой, дыхательной гимнастики и блок заданий по развитию фонетико-фонематических процессов;

индивидуальные консультации по вопросам автоматизации звуков у детей, посещающих логопеда. Ведение оценочно-контрольной работы (экран звукопроизношения);

письменные консультации: игры на развитие речи, фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики;

показ открытых мероприятий по развитию речи, посещение занятий и развлечений по развитию речи, обучению грамоте.

Планирование работы логопеда

1. Пояснительную записку, в которую включены цели и задачи реализации Программы. Характеристику учащихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей. Принципы и подходы к формированию программы, описанные в целевом разделе, обеспечивают единство задач образовательного процесса, интеграцию образовательных областей. Планируемые результаты освоения Программы, конкретизируют целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

2. Содержательный раздел, где представлено описание образовательной деятельности, с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию коррекционной работы. В программе описаны:

построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием, направленной на формирование полноценной фонетической системы языка;

развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа;

автоматизацию слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях.

При этом, формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Программа написана с учетом особенностей контингента детей, обучающихся в логопункте.

3. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

Исходя из целей и задач логопедической работы учителем-логопедом в соответствии с Рабочей программой составлены следующие документы, регламентирующие работу логопедического кабинета на 2015-2016 учебный год:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;

Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР;

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР;

Календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР (дополнительно).

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОУ на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ представлена в Приложении 6.

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основании обследования речи обучающихся, которое проводит учитель-логопед с 01 по 15 сентября. На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи — ОНР разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи — ФФН; фонематическое недоразвитие речи; нарушение произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, ФФН, фонематическим недоразвитием речи).

В сентябре 2015 года на логопедический пункт ДОУ были зачислены 20 детей, имеющих разные речевые нарушения — ФН, ФФН, ОНР.

Таблица 3 — График занятости логопедического кабинета

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Коррекционные занятия

08.00. — 13.00

08.00. — 14.00

08.00. — 13.00

08.00. — 17.00

08.00. — 13.00

Консультации для педагогов

13.00-14.00

Консультации для родителей

16.00. — 17.00.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), носят игровой характер, насыщены разно-образными играми и развивающими игровыми упражнениями, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода: 1 период — сентябрь — ноябрь; 2 период — декабрь — февраль, 3 период — март — май (табл.4).

Таблица 4 — Периоды учебного года на логопедическом пункте ДОУ

Период

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

I

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2 раза в неделю занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

3 раза в неделю формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

2 — по формированию звуковой культуры речи

II

Декабрь

Январь

Февраль

3 раза в неделю занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

1 — по формированию звуков. культуры речи

2 раза в неделю формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

2 — по формированию звуковой культуры речи,

1 — по обучению грамоте

III

Март

Апрель

3 раза в неделю занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

2 — по формированию звуковой культуры речи

2 раза в неделю формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

2 — по формированию звуковой культуры речи,

1 — по обучению грамоте

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем — логопедом. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года — 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР — 2-3 раза в неделю.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта. Продолжительность коррекционно-развивающей работы обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР — 1 год, ОНР — 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Дата

Группа

Тип занятия

Тема занятия

06.04

Подготовительная

Закрепления ранее приобретённых знаний

Звуки А, У.

07.04

Подготовительная

Закрепление навыков различения и четкого произношения звуков в слогах, словах, фразах

Звуки М, МЬ

13.04

Старшая

Комбинированное

«Транспорт»

08.04

Индивидуальная

Коррекция звукопроизношения

Автоматизация звука Р

11.04

Индивидуальная

Коррекция фонетической стороны речи

Дифференциация звуков П, ПЬ

12.04

Индивидуальная

Закрепления ранее приобретённых знаний

Звуки П, ПЬ.

При прохождении практики в ходе самостоятельной деятельности и в соответствии с темой дипломной работы «Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста», особое внимание я уделила именно этой проблеме: изучала специфику логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения, а также сбору документов и другого материала, необходимого для написания дипломной работы. При этом, я:

анализировала специальную методическую литературу по теме дипломной работы — коррекция нарушений звукопроизношения;

изучала деятельность учителя-логопеда по проблеме звукопроизношения;

изучала принципы и методы обучения детей дошкольного с нарушениями звукопроизношения;

изучала формы организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения;

посещала занятия учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения;

подготавливала дидактический материал, для занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения;

проводила диагностику детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и его анализ;

составляла комплекс занятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений звукопроизношения;

подготавливала конспекты бесед с родителями воспитанников, имеющих нарушения звукопроизношения;

собирала и систематизировала документы, необходимые для написания дипломной работы.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть при поступлении в школу.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Эффективность в устранении речевых нарушений достигается использованием разнообразных форм и методов работы. При этом, для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра — ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу. Задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме: