Организация управления учреждениями социальной сферы в Новосибирской области

Тема исследования — «Управление учреждениями социальной сферы в муниципальном образовании».

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что социальная сфера является своеобразным барометром общего состояния жизнедеятельности города, эффективности работы всех ведомств и обратной связи между властью и обществом.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения и предприятия. С развитием общества изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социтам и правилам. ственного труда. Объект исследования — управление учреждениями.

Предмет исследования — управление учреждениями социальной сферы в муниципальном образовании.

Цель исследования: рассмотреть организацию управлении учреждениями социальной сферы в Новосибирской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть отраслевую инфраструктуру социальной сферы;

2. Раскрыть основы управления социальными учреждениями;

3. Провести анализ управления учреждениями социальной сферы в Новосибирской области;

4. Выделить проблемы управления учреждениями социальной сферы;

5. Привести рекомендации по совершенствованию управления.

1. Теоретические аспекты управления учреждениями социальной сферы

1.1 Отраслевая инфраструктура социальной сферы

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

В социальную инфраструктуру входят: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего бюджета

2 стр., 844 слов

Государственное и муниципальное управление отраслями социальной сферы

... социальных организаций по принятию соответствующих мер, касающихся социальной поддержки граждан, которые смогли бы обеспечить социальную стабильность. Объект исследования – общественные отношения в области государственного и муниципального управления, связанные с социальной сферой. Предмет исследования – государственное и муниципальное управление ...

2.3 Управление культурой и искусством

Министерство культуры Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере культуры.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актами Президента и Правительства РФ, Уставом и законами Новосибирской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и администрации области, Положением о министерстве.

Миссия министерства культуры: «Развитие и реализация культурного и духовного потенциала граждан как основы целостности, устойчивого и динамичного развития Новосибирской области».

Задачи министерства культуры Новосибирской области:

1. Разработать государственную программу «Культура Новосибирской области»;

2. Провести мероприятия, посвященные празднованию 100-летия со дня рождения маршала авиации А.И. Покрышкина;

3. Реализовать культурный проект «Дельфийский Новосибирск — 2013», состоящий из двух мероприятий: Двенадцатые молодёжные Дельфийские игры России и Восьмые открытые молодёжные Дельфийские игры государств — участников СНГ;

4. Разработать программу мер по развитию кадрового потенциала сферы культуры Новосибирской области на 2013-2016 годы;

5. Разработать методические рекомендации по установлению показателей эффективности деятельности работников учреждений культуры;

6. Завершить строительство и приступить к эксплуатации здания Большого зала Новосибирской государственной филармонии и др.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее — ДЦП) за 2012 год фактический расход средств областного бюджета составил 574527,3 тыс. рублей, что составляет 96,9% к плану года (592968,5 тыс. рублей), в том числе:

  • по министерству культуры составил 139730,97 тыс. рублей (план на год — 140000,0 тыс. рублей);
  • по министерству строительства и ЖКХ — 434596,30 тыс. рублей (план на год — 452398,5 тыс. рублей);
  • по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области — 200,0 тыс.

рублей (план на год — 300,0 тыс. рублей).

В рамках реализации мероприятия «Приобретение оборудования, музыкальных инструментов, сценических костюмов для муниципальных учреждений культуры Новосибирской области, в том числе для библиотек, музеев, учреждений культурно-досугового типа, детских школ искусств, музыкальных и художественных школ» за 2012 год профинансировано муниципальных образований на 60000,0 тыс. рублей, что составляет 100% от плана на год. За счёт этих средств сельские учреждения культуры приобрели более 6237 комплектов различного оборудования. По мероприятию «Комплектование библиотечных и музейных фондов муниципальных учреждений культуры Новосибирской области» — на 20000,0 тыс. рублей, 100% от годового плана. За счет программы приобретено 98171 экземпляр книг.

В 2012 году прошли мероприятия посвященные 75-летию Новосибирской области: Областной фестиваль «Грани декоративно-прикладного искусства в русских традициях мастерства»; Первый межрегиональный праздник льна; Областной конкурс «Лучшая детская школа искусств Новосибирской области»; интеллектуальный фестиваль «Вампиловская осень»; театральный фестиваль «Новосибирские сезоны». Творческие коллективы Новосибирской области приняли участие в проекте «Марафон регионов России» в г. Сочи. Был издан диск «Антология фольклора Новосибирской области».

6 стр., 2684 слов

Личность и деятельность Петра I

... оценки его реформаторской деятельности в отечественной историографии. Задачи: 1. Охарактеризовать Петра I как личность. 2. Рассмотреть основные направления реформаторской деятельности Петра I и проанализировать: 2.1 Противоречия в процессе преобразований. 2.2 Усиление государственной ...

За отчетный период состоялись гастроли в городах и районах Новосибирской области Государственного татарского театрального коллектива; гастроли ансамбля солистов «Каравай» Пермской краевой филармонии в р.п.Маслянино Маслянинского района, с. Колыбелька Краснозёрского района Новосибирской области; были организованы художественные выставки в районах Новосибирской области. Коллективы Новосибирской государственной филармонии выехали в юбилейное турне по городам Сибири и Дальнего Востока. Новосибирский драматический театр «Старый дом» выступил на сцене Московского театра юного зрителя. Реализован концертный проект «Частица России». Первый театр-студия принял участие в фестивале «Камерата» в г. Челябинске.

2.4 Управление жилищно-коммунальным хозяйством

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, а также подведомственных унитарных предприятий Новосибирской области и государственных учреждений Новосибирской области.

Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в сфере градостроительной деятельности.

Министерство осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В установленной сфере деятельности министерство исполняет следующие государственные функции:

1) осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

2) осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

3) расследует случаи причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности;

4) формирует заявки Новосибирской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

5) обеспечивает реализацию на территории Новосибирской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы;

76 стр., 37990 слов

Прогнозирование и планирование развития социальной сферы РФ (на ...

... планирование социальной сферы является точкой отсчета в работе по управлению региональным развитием. ... дипломной работе является общество и его развитие, предметом исследования - процесс прогнозирования и планирования в государстве. В ходе написания дипломной работы ... области, где руководствуются реальными экономическими процессами, а также в формировании цели развития. Прогнозирование социальной сферы ...

6) разрабатывает индексы цен в капитальном строительстве на территории Новосибирской области для объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета Новосибирской области;

7) проводит проверки сметных расчетов по объектам, финансируемым за счет средств областного бюджета Новосибирской области и др.

К подведомственным организациям министерства относятся:

1. Инспекция государственного строительного надзора;

2. Государственная жилищная инспекция;

3. ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области»;

4. ГКУ НСО «Управление капитального строительства»;

5. ОАО «Агентство жилищного строительства Новосибирской области».

Функция фонда — финансовое участие в программах

Задачи:

  • объединение усилий и финансовых средств сторон для реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и программ капитального ремонта многоквартирных домов на территории Новосибирской области;
  • привлечение частного капитала в отрасль ЖКХ.

Цели:

  • повышение надежности и качества работы систем коммунальной инфраструктуры;
  • увеличение объемов и ускорение темпов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
  • повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
  • создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах.

В 2013 году попечительский совет Фонда модернизации ЖКХ Новосибирской области поддержал проекты из трех районов: Венгеровского, Доволенского и Куйбышевского. Наибольшего объема средств потребует модернизация сетей водоснабжения в поселке Кондусла Куйбышевского района — около 14 млн. рублей, а также в селах Довольное и Баган Доволенского района стоимостью 8,9 и 13,9 млн. рублей соответственно. В Венгеровском районе планируется устройство модульных тепловых пунктов.

Фонд профинансирует 30,5 из 38,1 млн. рублей. Оставшуюся сумму внесут бюджеты муниципальных образований, а также будут использованы средства предприятий и платы за подключение. Инженерные проекты, поддерживаемые Фондом, традиционно предполагают применение современных технологий, таких как полиэтиленовые напорные трубы, энергоэффективные котлы, оснащение приборами учета.

3. Совершенствование управления учреждениями социальной сферы в Новосибирской области

3.1 Проблемы управления учреждениями социальной сферы

Проблема контроля качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения, достаточно актуальна в настоящее время. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом социальное обслуживание, являясь подсистемой социальной сферы общества, оказывает существенное влияние на развитие личности, социальных групп и общества в целом. Критерием качества социального обслуживания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектности, а для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, повышение уровня социальной субъектности, т.е. улучшение качества жизнедеятельности.

2 стр., 990 слов

Повышение качества услуг в социальной сфере, предоставляемых ...

... вероятности получения социальных услуг согласно принципа «единого окна». Система управления качеством оказания государственных и социальных услуг посредством доступности, ясности, общественную экспертизу дает возможность реализовывать: 2.3 Меры по повышению качества услуг в социальной сфере, предоставляемых ...

Качество как обобщенная и специфицированная характеристика в методологическом отношении обладает множеством свойств. Удовлетворенность людей качеством своей жизни представляет собой их субъективные оценки своего положения. В целом, структура качества жизни включает несколько важных компонентов: качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества); качество трудовой и предпринимательской жизни; качество социальной инфраструктуры; качество окружающей среды; личная безопасность; удовлетворенность людей качеством своей жизни; уровень жизни.

Трансформация бюджетных учреждений в автономные должна осуществляться с учетом целесообразности в каждом конкретном случае. Так, переход отдельных объектов социальной сферы в автономные учреждения может привести к серьезным негативным социально-экономическим последствиям. К таким объектам относятся, например, сельские школы, для которых реальная возможность самим привлекать внебюджетные доходы, в принципе, невелика, а конкурентная среда отсутствует.

При этом бюджетные организации, управляющие объектами социальной сферы, которые не станут автономными учреждениями, могут финансироваться только из бюджета соответствующего уровня. Автономные учреждения, в отличие от бюджетных, будут обладать правом оперативного управления имуществом, находящимся в собственности государства, субъекта РФ или муниципалитета.

Другим важным аспектом в изменении концепции управления и финансирования объектов в отраслях социальной сферы является переход к программно-целевым методам управления, эффективность применения которых должна характеризоваться достижением некоторого положительного результата у соответствующей целевой группы. В отношении отраслей социальной сферы этот результат может быть обусловлен ростом количественных и качественных характеристик услуг здравоохранения, повышением уровня образования, увеличением обеспеченности жильем. При этом одной из целей управления социальной сферой является достижение максимальных результатов при использовании установленного объема финансовых ресурсов.

Проблема приватизации является, очевидно, одной из главных причин торможения реформы социальной сферы. С идеей приватизации неизбежно связана реорганизация государственных и муниципальных учреждений социальной сферы в существующем виде.

Утрата с реорганизацией бюджетных учреждений имущественной базы социального назначения чревата потерей цельности и единства, т. е. отраслевой системности социальной сферы на фоне непредсказуемого последующего передела собственности, как показал опыт приватизации в реальном секторе экономики.

Так же необходимо уделить внимание проблеме инноваций в социальной сфере.

В регионе недостаточно развиты региональные экономические рычаги, способствующие снижению рисков инновационных проектов, привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в научно-прикладные разработки и высокотехнологичные производства; отсутствуют долговременные источники инвестиций.

Низкая инновационная активность и восприимчивость предприятий и отраслей к инновациям, недостаток взаимосвязей научных организаций и инновационных компаний с ведущими российскими предприятиями, слабые средства стимулирования и мотивации. Требуют развития механизмы частно- государственного партнерства, повышение уровня восприимчивости к инновациям со стороны традиционных отраслей экономики.

18 стр., 8936 слов

Управление поведением потребителей в сфере услуг

... потребительского поведения в сфере услуг 1.1 Сущность и виды поведения потребителей В маркетинге встречаются два понятия: «потребитель» и «покупатель». При наличии тесной связи они имеют одно явное отличие. Если в качестве потребителей ...

В Новосибирской области активно работает группа высокотехнологичных компаний, ориентированных на расширение выпуска продукции в промышленных масштабах. Однако модернизация существующих производств и строительство новых нередко ограничиваются недостатком подготовленных промышленных площадок, высокими тарифами монополий на ресурсы, административными и законодательными барьерами доступа к земле.

Несмотря на наличие в Новосибирской области научно-технической, образовательной, высокотехнологичной промышленной и технопарковой среды, инновационный бизнес ещё не сделал качественный скачок в направлении роста, консолидации и создания масштабных мировых брендов. Это, в частности, связано с недостаточным развитием элементов инновационной инфраструктуры, в том числе из-за отсутствия современной опытно-производственной и технологической базы для изготовления инновационной продукции; неразвитостью современных консалтинговых услуг (маркетинговых, патентования, сертификации, лицензирования, информационной и методологической поддержки и других); недостаточно эффективным использованием существующих центров коллективного пользования оборудованием СО РАН, вузов, НИИ. Во многом перечисленные проблемы должен решить создаваемый Технопарк Новосибирского Академгородка как системный интегратор в инновационной сфере Новосибирской области, а также технопарки в р.п. Кольцово и р.п. Краснообск.

Наблюдается дефицит доступного жилья для ученых, молодых специалистов и сотрудников компаний. Требуется развитие гостиничного бизнеса, необходимо строительство выставочных центров и бизнес центров. Нужны более благоприятные условия для самоорганизации образовательной, научной и инновационной деятельности для раннего творческого развития личности, вовлеченности в инновационную деятельность. В частности, недостаточно культурно-развивающих центров семейного отдыха и других объектов, содействующих привлечению и закреплению кадров на территории.

Привлекательность, в том числе инвестиционная, академических, научных и образовательных центров, снижается в первую очередь из-за устаревшего уровня инженерного, социального и бытового обеспечения населения, которые требуют серьезной модернизации и переоснащения.

3.2 Рекомендации по совершенствованию управления

Изучение литературы по проблемам качества социальных услуг позволяет сделать вывод о необходимости комплексной системы управления качеством социальных услуг, представляющей собой совокупность методов и средств по регулированию качества социальных услуг в соответствии с установленными требованиями эффективного функционирования организаций социального сектора.

Разнообразные методы и ресурсы улучшения качества могут быть объединены во взаимоувязанный комплекс, в частности, организационно-экономические, правовые информационные, технические и др. методы, а также оптимизировано их применение. Комплексная система управления качеством социальных услуг по своему характеру является системой, включающей различные направления.

В управлении качеством удовлетворение социальных потребностей населения принимается как исходный момент и как цель. Ориентация управления качеством социальных услуг на характер социальных потребностей с учетом их распределения во времени и пространстве служит объективной предпосылкой для формирования конкретных целей социальной деятельности в целом. Это является также основанием для разработки и использования методов и средств при создании, изготовлении и использовании социальной продукции, услуг необходимого качества.

5 стр., 2006 слов

Эффективность управления в социальной сфере

... в материальном и духовном аспектах. 5. Оценка эффективности управления в социальной сфере Эффективность можно измерить, если: а) цель четко ... эффективности деятельности в централизованной плановой экономике, при которой предприятиям (организациям) задавали номенклатурно-натуральные показатели, подлежащие обязательному выполнению. Дальнейшая судьба произведенного продукта (качества услуги) ...

Основу определения количественных показателей качества социальных услуг, по мнению специалистов, изучающих данную проблему, составляет идея использования шкал: ожидание — эталонная с позиции потребителя оценка анализируемого параметра; восприятие — фактическая оценка параметра; важность — оценка его значимости. Отдельные факторы, такие, как неопределенность долгосрочного эффекта от потребления социальной услуги, многократное потребление социальной услуги в течение длительного периода времени и невозможность сравнения, отсутствие профессиональных знаний в соответствующей области, могут снижать объективность потребительских оценок качества полученной социальной услуги.

Специфика проявления результата профессиональной деятельности специалиста заключается в том, что качество его деятельности, производимый эффект может проявляться не сразу: работа с клиентом, семьей в течение длительного времени. Услуга может быть не индивидуальной, а комплексной, когда ее оказывают несколько специалистов (специалист по социальной работе, психолог, юрист и др.).

Качество труда при этом будет распространяться на всю группу. Взаимосвязь между самим процессом оказания услуги и определением доли участия в нем специалистов различного профиля и квалификации, т.е. процесс работы с клиентом может быть длительным по времени, потенциально в нем могут участвовать специалисты, обладающие разным уровнем знаний, опытом, навыками и умениями. Все это вызывает необходимость разработки модели менеджмента качества.

Организация оценки качества социальных услуг должна заключаться в стимулировании развития механизмов саморегуляции и адаптации комплексной системы управления качеством социальных услуг к изменениям внутренней среды организаций, к рыночному спросу на социальные услуги, конъюнктура которого достаточно изменчива и слабо предсказуема.

В данном случае следует исходить из того, что критерии, показатели и индикаторы качества, которые должны быть прозрачны и открыты, обеспечат целевую ориентацию учреждений социального сектора, стимулируют развитие адаптационной стратегии деятельности и маркетинговой стратегии управления системой в целом.

Ключевыми показателями при оценке эффективности деятельности организаций социального сектора могут быть определены: способность к адаптации, ориентация на заказчика и (или) клиента, гибкость. При этом сам клиент должен иметь возможность участвовать в оценке качества социальных услуг и вносить предложения по их развитию и улучшению.

В основе разработки моделей качества социальных услуг может быть использована трехуровневая модель системы менеджмента качества, которая помогала бы предприятиям социальной сферы достигать устойчивого развития, способствовала бы адаптации предприятия к изменениям, формированию знаний (компетентности персонала и всей организации, упреждающему накоплению знаний, развитию культуры восприятия быстрых изменений) и предусматривать применение инновационного подхода.

3 стр., 1277 слов

Специфика управления социальной сферой

... Цель контрольной работы – рассмотреть управление социальной сферой. 1. Отрасли социальной сферы Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы ...

Следовательно, основным направлением деятельности по формированию и развитию системы управления качеством оказываемых социальных услуг является создание системы менеджмента качества, что предполагает разработку критериев и методологии оценки качества социальных услуг, укрепление положения учреждений посредством достижения таких целей, как расширение возможностей потребителей социальных услуг по их приобретению; содействие достижению и непрерывному повышению уровня качества социальных услуг; совершенствование системы управления учреждениями социальной сферы; снижение непроизводительных затрат и потерь, вызванных несовершенной организацией процесса оказания социальных услуг; содействие профессиональному росту работников, занятых в социальном секторе; повышение престижа учреждений социального обслуживания в регионе и за его пределами.

Так же необходима реорганизация бюджетных учреждений социальной сферы без приватизации государственного и муниципального имущества и связанной с этим потери отраслевой управляемости. Такая реорганизация учреждений социальной сферы возможна через разделение судьбы субъекта и объекта, в результате чего они подвергаются преобразованию в частные организации (партикуляризации), а прежде закрепленное за ними имущество остается в публичной собственности, не подвергаясь и не меняя свое назначение, становясь обособленными объектами социальной сферы. Предварительное изъятье имущество учреждений допускает п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Реорганизация одного государственного или муниципального учреждения социальной сферы неизбежно повлечет образование нескольких частных организаций. Организации, образовавшиеся в порядке партикуляризации бюджетных учреждений, смогут занимать меньшие площади, чем прежде — учреждения социальной сферы, исходя из соображений рентабельности.

Государственное или муниципальное имущество, до партикуляризации принадлежавшее учреждениям социальной сферы на праве оперативного управления, в результате ее проведения становится нераспределенным имуществом казны.

Это имущество (недвижимость и особо ценное оборудование) предназначено для использования в качестве объектов социальной сферы.

Будучи публичной собственностью, такое имущество может передаваться в аренду специализированными управляющими организациями, уполномоченными участвовать в имущественных отношениях от имени собственника.

Заключение

Таким образом, организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям: образование; культура и искусство; здравоохранение; туризм; отдых; физическая культура и спорт; наука и инновации; жилищный фонд; коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего бюджета/

Концепция развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области. Утверждена распоряжением Губернатора Новосибирской области. Менеджмент в социальной сфере / Коршунова Н.Е. // Менеджмент в России и за рубежом, 2007. — № 6 3.

16 стр., 7898 слов

Финансирование социальной сферы

... социальной работы. В современном обществе непроизводственная сфера играет огромную роль в поддержании жизни человека. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социальной защиты, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В ...

Министерство здравоохранения Новосибирской области. — Режим доступа: <http://zdrav.nso.ru/Pages/default.aspx>

  • Министерство культуры Новосибирской области. — Режим доступа: <http://mk.nso.ru/Pages/default.aspx>
  • Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

— Режим доступа: <http://minobr.nso.ru/deyatelnost/Pages/program.aspx>

  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. — Режим доступа: <http://minstroy.nso.ru>
  • Новосибирская область в числе передовых регионов в России по развитию системы здравоохранения // Министерство здравоохранения Новосибирской области, 2013.

— Режим доступа: <http://zdrav.nso.ru/Lists/News/DispForm.aspx?ID=27>

  • Общество и его характеристика: основные социальные сферы // Учебные материалы. — Режим доступа: <http://txtb.ru/129/9.html >
  • Организация социальной сферы // Grandars.ru — Режим доступа: <http://www.grandars.ru/college/sociologiya/organizacii-socialnoy-sfery.html >
  • Основы управления и финансирования в отраслях социальной сферы/ Камилов Д.А., Кульмухаметов Э.В.

// Российское предпринимательство. — 2007. — № 6

  • Проблемы контроля качества услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания населения / Н.Ю. Зубова // Материалы конференции. — Режим доступа: <http://do.teleclinica.ru/184414/>
  • Разгосударствление учреждений социальной сферы без приватизации закрепленного за ними имущества / Тихомиров А.В.

//Бизнес, менеджмент и право. — 2009. — № 3

  • Социальная сфера Новосибирска: итоги и планы/ И. Петров // Континент Сибирь. — Режим доступа: <http://www.ksonline.ru/stats/-/id/1822/>
  • Фонд модернизации ЖКХ.

— Режим доступа: <http://www.fondgkh-nso.ru/about>

  • Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций <http://www.aup.ru/books/m204/>
  • Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.