Социальная защита персонала

Курсовая работа

Целью дипломного проекта является изучение системы социальной защиты персонала и его совершенствование.

Для достижения цели в дипломной работе предполагается решение следующих задач:

  • изучить теоретические и методические основы социальной защиты персонала на предприятии;
  • провести анализ состояния системы социальной защиты персонала на примере ООО «Конкорд-Спб»;
  • отразить основные направления совершенствования системы социальной защиты персонал на современном предприятии.

Объектом дипломного исследования дипломного проекта является ООО «Конкорд-Спб»

Предметом дипломного исследования является процесс социальной защиты персонала в ООО «Конкорд-Спб»

Глава 1. Теоретические и нормативные основы организации социальной защиты работников предприятия.

1.1. Понятие и сущность социальной защиты персонала.

Во время кризиса количество предоставляемых работодателями «социальных пакетов» несколько сократилось, но все же такая практика остается.

В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.

Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, социальная политика предприятия (организации), как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

24 стр., 11821 слов

Проблемы социальной защиты населения (на примере Управления социальной ...

... структуры дипломной работы. В первой главе представлены теоретические основы социальной защиты населения: рассмотрено понятие и факторы, обуславливающие необходимость социальной защиты населения; рассмотрены этапы формирования и модели системы социальной защиты; представлен анализ российских особенностей социальной защиты населения и ...

Заинтересованность работников в работе на предприятии и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. При этом сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы (например, на государственных предприятиях) или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы (ЛУКОЙЛ).

Социальное обеспечение работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности организации (фирмы).

В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации. Можно выделить следующие основные цели социальной политики:

  •  отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);
  •  личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;
  •  рост производительности труда и желание работников трудиться;
  •  социальная защищенность работников;
  •  поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;
  •  улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;
  •  рост имиджа предприятия в глазах работников и общества. Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:

 защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием.

 воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;

  •  стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.

Как инструмент мотивации и стимулирования работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов:

  •  выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита), социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда, как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.п. );
  •  выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;
  •  оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;

—  дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг (т.к. если в целях социальной защиты проводить выплаты одинакового размера всем группам работников, то мотивационный эффект от таких мероприятий снижается, негативный опыт проведения таких мероприятий на предприятиях Московского метрополитена подтверждает это положение).

12 стр., 5720 слов

Правовые аспекты назначения и выплаты социальной пенсии в Российской Федерации

... курсовой работы - правовые норм, регламентирующие назначение и выплату социальных пенсий в РФ. Предмет работы: правоотношения, возникающие по поводу установления и выплаты социальных пенсий нетрудоспособным гражданам. Цель данной курсовой работы заключается в изучении правовых норм назначения и выплаты социальных пенсий ... участи бедствующих. Усложнение социальных проблем в стране способствовало ...

Зарубежный и отечественный опыт проведения социальной политики на предприятиях позволяют составить примерный укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

а) Материальная (денежная) форма:

  •  выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (приобретение акций предприятия по номинальной стоимости);
  •  оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, смерти родителей и т.п. );
  •  дополнительные отпускные (например, компенсация на проезд по ж.д. в период очередного отпуска — на предприятиях Московского метрополитена — 1000 рублей, при длительности отпуска не менее 28 рабочих дней);
  •  компенсация укороченного рабочего дня пожилым работникам;
  •  оплата проезда к месту работы и по городу (в виде оплаты проездных билетов);
  •  оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством (практикуется в основном на государственных предприятиях);
  •  дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;
  •  денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками (денежные суммы или подарки);
  •  оплачиваемое рабочее время при сокращенном предпраздничном дне;
  •  предоставление в пользование служебного автомобиля;
  •  прогрессивные выплаты за выслугу лет;
  •  «золотые парашюты» — выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию. Дифференциация сумм выплат в зависимости от занимаемой должности и стажа работника на данном предприятии.

б) В форме обеспечения работников в старости:

  •  корпоративная пенсия — дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия;
  •  единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия).

    Такие выплаты могут проходить как расходы на благотворительность и тем самым снижать величину налога на прибыль, уплачиваемого предприятиями.

в) Неденежные — в форме пользования социальными учреждениями предприятия.

 дотации на питание в столовых предприятия;

  •  пониженная квартплата в служебном жилье;
  •  беспроцентные ссуды под строительство жилья;
  •  пользование домами отдыха, санаториями, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников);
  •  оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях разного уровня (средних специальных, высших);
  •  предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только работающие сотрудники, но в определенной мере и бывшие работники (имеющие акции предприятия) или работники, вышедшие на пенсию.

К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, уровень влияния профсоюзов, форма собственности, доля акций у внешних акционеров и др.[1]

4 стр., 1769 слов

Фонд заработной платы и выплаты социального характера, их составляющие

... и динамике издержек на оплату труда и выплаты социального характера с основными показателями хозяйственной деятельности предприятия (объемом деятельности, прибылью, численностью работающих, производительностью труда, затратами на производство). Следует учитывать, что в состав расходов относимых к фонду заработной платы ...

Направленность социальной политики предприятий и структуры расходов в разных странах и на разных предприятиях различна. В Германии, например, основную долю в добровольных социальных расходах предприятия составляют расходы по обеспечению работников в старости — 51,8%, денежные пособия — 25,5%, на обучение и повышение квалификации — 11%, на социальные нужды −9%, на прочие расходы — 2,7%. Сами по себе расходы могут быть достаточно высокими. Обследование на 1,5 тысячах предприятий США показало, что доля дополнительных выплат и льгот в общих издержках на рабочую силу на разных предприятиях составляет от 18 до 65%. Средняя доля выплат и льгот в общих издержках на рабочую силу в середине 80-х годов увеличилась с 31% в1971 г. оду до 38%1. Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму заработной платы, пенсии от фирмы, страхования жизни, других льгот, выбора времени работы, отпуска, их комбинации.

Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам, постоянно занимающимся спортом.

Все выплаты такого рода выплачиваются в конце года и весьма значительны. Хотя дополнительные выплаты и гарантии такого рода, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда, но в то же время очевидны положительные стороны социальной политики (повышение мотивации труда, стабилизации коллектива и других).

Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.

1.2. Опыт организации социальной защиты персонала.

Правительство РФ на официальном уровне признало, что несмотря на «избыточно обременительное вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов», государство «не обеспечивает предоставление населению страны в достаточной степени высокого качества услуг и не создает условия и стимулы для развития человеческого капитала»[2].

В этой связи возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач социальной поддержки многочисленных слоев населения, уровень и качество жизни которых являются низкими и не могут быть названы достойными в соответствии с современными социальными стандартами.

Значимость проблемы корпоративной социальной ответственности бизнеса в России определяется тем, что с развитием рыночных отношений в экономике основополагающие принципы, методы и практика социального развития предприятий, существовавшие в советский период, были отторгнуты в силу экономических и политических причин. Все это настоятельно требует формирования новых подходов и новой, соответствующей рыночным требованиям практики в этой области.

Затраты компаний на социальный пакет оправданы, так как работник получает поддержку от работодателя, и на предприятии повышается производительность труда, уменьшается кадровая «текучка», улучшается атмосфера в коллективе. Есть вещи, на которые не следует жалеть денег, например, на профилактику и лечение сотрудников, ведь работодатель от этого только выиграет — работники будут меньше болеть, соответственно не будет снижаться и эффективность их труда. Однако главным показателем эффективности социального пакета на предприятии является не столько увеличение экономических показателей, сколько повышение лояльности сотрудников. Так, например, предоставляя сотрудникам медицинскую страховку, являющуюся самой распространенной составляющей социального пакета, работодатель не только получает материальные выгоды, связанные с сокращением количества больничных, но и дает работнику ощущение заботы со стороны компании, что помогает ему сосредоточиться на рабочих моментах и заметно увеличить коэффициент эффективности.

4 стр., 1707 слов

Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих

... изучение системы гарантий и обеспечение социальными льготами муниципальных служащих. В соответствии с целью данной работы были поставлены изучить понятие муниципального служащего; изучить принципы реализации гарантий муниципальных служащих; исследовать социальное обеспечение и социальную защиту государственных служащих. Объект ...