Актуальность научного интереса к проблеме социальной работе в вузах определяется тем, что, во-первых, в современном обществе объективно существует потребность в расширенном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов; во-вторых, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студентов в обществе и их интеграцию в социум; в-третьих, студенчество объективно является носителем инновационного потенциала развития общества.
Практическая ценность реализации социальной работы в вузах заключается в привлечении студенческой молодежи к решению социальных проблем, активизации добровольческих усилий студенческой молодежи; предоставлении возможности оперативного получения информации по интересующим вопросам; обеспечении материальной поддержки нуждающихся.
Развитие социальной работы в высших учебных заведениях имеет большие возможности и
Изучению, теоретических основ социальной работы со студенческой молодежью в высших учебных заведениях посвящены работы М.Ю. Казарян, В.Н. Ярской, В.Т. Лисовского, М.С. Петровой, А.С. Сагдарова, В.И. Чупрова и других авторов.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований по теме социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении. Недостаточная разработанность данной проблемы в научных работах и практических исследованиях обусловила необходимость ее анализа в данной курсовой работе.
Материалы и результаты, полученные в курсовой работе можно использовать как в учебном процессе: при изучении дисциплин студентами направления подготовки «Социальная работа», например, таких как «теория социальной работы», так и в практической деятельности при организации социальной работы со студенческой молодежью в вузе.
Объект исследования: социальная работа с молодежью.
Предмет исследования: теоретические основы социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении.
Цель исследования: изучение теоретических основ социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении.
Физическое воспитание студенческой молодежи
... курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи. Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты. Основные задачи работы: изучение основ и задач физического воспитания; рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов; определение особенностей курса физического воспитания ...
Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по выбранной теме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано отечественным социологом в 1968 г. В. Т. Лисовским: «молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». 1
Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Именно это определение впоследствии стало основным. 2
Законодательство Российской Федерации о молодежной политике исходит из того, что молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния, уровня жизни людей. Таким образом, молодежь делят на несколько возрастных групп:
- младшая возрастная группа – 14-17 лет;
- средняя возрастная группа – 18-24 лет;
- старшая возрастная группа – 25-30 лет.
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей. 4
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи и пути их решения в современной практике, необходимо рассмотреть сущность этой социально-демографической
По мнению В.В. Павловского, молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся межкультурных коммуникаций молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. 5
Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная
В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:
Ценностные ориентации молодежи
... социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В ...
- возрастные границы молодежного возраста;
- специфика социального статуса;
- ролевые функции и особенности поведения;
- характеристики социально-демографической группы;
- социально-психологические характеристики;
- процесс социализации в конкретный исторический период;
- самоидентификация и самоопределение молодежи.6
Рассмотрение концепций
Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стэнли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др.) и России ( В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) сформировались три основных направления теоретического осмысления этого феномена: 7
- трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодости;
- понимание молодежи как культурной группы;
- постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.
По нашему мнению, наибольший интерес представляет концепция молодежи и молодежного движения И.М. Ильинского, получившая признание в научном сообществе и одна из наиболее влиятельных в нашей стране.
Обобщения И.М. Ильинского относительно молодого поколения с полным основанием могут быть названы гуманистической концепцией молодежи. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место.
По мнению И.М Ильинского, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, политическое, социальное». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строится с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.
Концепция И.М. Ильинского включает в себя восемь базовых положений:
- Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:
- молодость тесно связана с идеей зависимости;
- большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
- большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
- перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
- молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;
- они решают проблему брачного выбора и деторождения.
- Молодежь по природе двойственна: она явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.
- Молодежь – явление конкретно-историческое.
- Молодежь – это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.
- Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.
- Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.
- Молодежь – носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.
- Молодежь – объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.8
Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п.
Социология молодёжи
... подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи. Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и военная социология, социология воспитания, ...
Для определения молодежи как социальной группы важно определить направления исследований молодежных проблем.
По мнению В. Чупрова и Е. Слуцкого в нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления: