Глава 1. Эксперимент и его значение как метода психолого-педагогических исследований

Введение, Актуальность, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Цель исследования

1.В ходе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятие эксперимента как метода психолого-педагогических исследований

2. Обосновать применение эксперимента как научного метода в психологии.

3. Раскрыть структуру современного эксперимента.

Практическое значение исследования:, Глава 1. Эксперимент и его значение как метода психолого-педагогических исследований

1.1 Понятие эксперимента как метода психолого-педагогических исследований

В данной части работы раскроем понятие эксперимента как метода психолого-педагогических исследований. Для этого потребуется также уяснить понятия «методология» и «метод».

Термин «методология» означает «учение о методе», «теория метода» [2, с.7]. Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса [2, с.7].

Л.А. Шипилина определяет методологию как учение о методе, теории метода. Объектом методологии являются теоретические проблемы путей и средств научного познания, закономерности научного исследования [10, С.13]. Методология определяет характеристику компонентов научного исследования (проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, которые необходимы для решения задачи данного типа, формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи (гипотеза исследования) [2, с.7].

Метод — способ достижения цели, представляющий собой определенным образом упорядоченную деятельность. Для ведения психолого-педагогических исследований применяется ряд общенаучных и специальных методов, рассматриваемых в соответствии с направлениями научного поиска, совпадающими обычно с двумя этапами в научно-исследовательской работе.

Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является основой эмпирического подхода в современном научном познании.

18 стр., 8767 слов

Методы психолого-педагогического исследования: их классификации ...

... ­ды, своеобразные комплексные методики поиска. § 3. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ния и конкретизации, моделирования и др. метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать ...

В.А. Барабанщиков определяет эксперимент в психологии как «изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях» [1, с.5].

1.2 Эксперимент как ведущий метод психолого-педагогических исследований

Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

В зависимости от особенностей решаемых исследовательских задач лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими.

Констатирующий экс­перимент — это эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоего свойства изучаемого явления, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или опытной группы [2, с.8].

Формирующий эксперимент — это эксперимент, при кото­ром изучение испытуемых ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению [2, с.8].

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и изменениями в психолого-педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов ста­новления психического свойства способствует решению учебно-воспитательных задач.

Синонимом формирующего эксперимента в психолого-педагогической литературе выступает психолого-педагогический эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент — это экспериментальное исследование, использующее методы психологии в педагогических целях. Он основан на подходе к разви­тию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Суть психолого-педагогического эксперимента заключает­ся в том, что вначале изучают особенности психической дея­тельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенден­ций развития).

Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и про­двинуть их на более высокий уровень [4].

Психолого-педагогический эксперимент устанав­ливает уровень развития памяти и других сторон психической деятельности испытуемых, и изучает возможности и пути, кото­рые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение испытуемых совершается в процессе обучения, про­слеживается влияние обучения и воспитания на развитие пси­хической деятельности детей, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает со­единение исследований психологических с педагогическим по­иском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса [4].

Приведем пример такого эксперимента. При изуче­нии особенностей памяти младших школьников было уста­новлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов ос­мысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая де­тей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоми­нать не механически, а осмысленно.

14 стр., 6825 слов

Психолого–педагогические условия формирования профессиональной ...

... психолого-педагогической подготовки учителя начальных классов, выявлением возможностей повышения профессионально-педагогической культуры, разработкой теоретических основ, условий и механизмов развития профессионально-педагогической культуры учителя начальных классов. ... ранжирование, педагогический эксперимент. Использовались теоретический анализ и обобщение результатов эксперимента. Методологической ...

Для исследования процессов обучения и воспитания в педа­гогике используется комплексный педагогический эксперимент, который может быть зондирующим или проверочным (проверка предположений, частных гипотез, для чего необходимо получе­ние или уточнение отдельных фактов), а также созидательным или преобразующим, связанным с проверкой общих гипотез, раз­работанных моделей и структур, комплексных нововведений.

Если ставить цель познания явления как такового, вне его сравнения с другими явлениями, то организуется абсолютный комплексный педагогический эксперимент. Если эксперимент нацелен на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, то он будет носить сравнитель­ный характер и поэтому именуется сравнительным эксперимен­том. В свою очередь, сравнительный эксперимент может быть организован так, что экспериментальная группа (эксперимен­тальный объект) сравнивается с контрольной, которой экспери­ментальные изменения не коснулись; можно сравнительный эксперимент организовать как вариативный, когда контрольно­го объекта нет, а сравниваются несколько экспериментальных вариантов между собой, чтобы отобрать наилучший. Возможен и смешанный вариант, в котором создаются несколько экспери­ментальных групп и одна или несколько контрольных. Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать [2].

равенство всех условий,

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается при многократном повторении опытов, или за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Результаты каждого опыта записываются, фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых.

Важно отметить, что экспериментальная психология в настоящее время не сводится к одному только эксперименту.

Выводы по первой главе

Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Для эксперимента характерны:

4 стр., 1526 слов

Экспериментальная психология (4)

... испытуемых по группам в соответствии с принятым планом 7. Проведение эксперимента Подготовка эксперимента Инструктирование и мотивирование испытуемых Собственно экспериментирование 8. Статистическая обработка Выбор методов статистической обработки Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу ...

1. Активная позиция самого исследователя.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации.