Введение, Актуальность, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Цель исследования
1.В ходе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятие эксперимента как метода психолого-педагогических исследований
2. Обосновать применение эксперимента как научного метода в психологии.
3. Раскрыть структуру современного эксперимента.
Практическое значение исследования:, Глава 1. Эксперимент и его значение как метода психолого-педагогических исследований
1.1 Понятие эксперимента как метода психолого-педагогических исследований
В данной части работы раскроем понятие эксперимента как метода психолого-педагогических исследований. Для этого потребуется также уяснить понятия «методология» и «метод».
Термин «методология» означает «учение о методе», «теория метода» [2, с.7]. Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса [2, с.7].
Л.А. Шипилина определяет методологию как учение о методе, теории метода. Объектом методологии являются теоретические проблемы путей и средств научного познания, закономерности научного исследования [10, С.13]. Методология определяет характеристику компонентов научного исследования (проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, которые необходимы для решения задачи данного типа, формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи (гипотеза исследования) [2, с.7].
Метод — способ достижения цели, представляющий собой определенным образом упорядоченную деятельность. Для ведения психолого-педагогических исследований применяется ряд общенаучных и специальных методов, рассматриваемых в соответствии с направлениями научного поиска, совпадающими обычно с двумя этапами в научно-исследовательской работе.
Эксперимент – это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является основой эмпирического подхода в современном научном познании.
Методы психолого-педагогического исследования: их классификации ...
... ды, своеобразные комплексные методики поиска. § 3. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ния и конкретизации, моделирования и др. метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать ...
В.А. Барабанщиков определяет эксперимент в психологии как «изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях» [1, с.5].
1.2 Эксперимент как ведущий метод психолого-педагогических исследований
Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
В зависимости от особенностей решаемых исследовательских задач лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими.
Констатирующий эксперимент — это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоего свойства изучаемого явления, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или опытной группы [2, с.8].
Формирующий эксперимент — это эксперимент, при котором изучение испытуемых ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению [2, с.8].
Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и изменениями в психолого-педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов становления психического свойства способствует решению учебно-воспитательных задач.
Синонимом формирующего эксперимента в психолого-педагогической литературе выступает психолого-педагогический эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент — это экспериментальное исследование, использующее методы психологии в педагогических целях. Он основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития).
Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокий уровень [4].
Психолого-педагогический эксперимент устанавливает уровень развития памяти и других сторон психической деятельности испытуемых, и изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение испытуемых совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности детей, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса [4].
Приведем пример такого эксперимента. При изучении особенностей памяти младших школьников было установлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать не механически, а осмысленно.
Психолого–педагогические условия формирования профессиональной ...
... психолого-педагогической подготовки учителя начальных классов, выявлением возможностей повышения профессионально-педагогической культуры, разработкой теоретических основ, условий и механизмов развития профессионально-педагогической культуры учителя начальных классов. ... ранжирование, педагогический эксперимент. Использовались теоретический анализ и обобщение результатов эксперимента. Методологической ...
Для исследования процессов обучения и воспитания в педагогике используется комплексный педагогический эксперимент, который может быть зондирующим или проверочным (проверка предположений, частных гипотез, для чего необходимо получение или уточнение отдельных фактов), а также созидательным или преобразующим, связанным с проверкой общих гипотез, разработанных моделей и структур, комплексных нововведений.
Если ставить цель познания явления как такового, вне его сравнения с другими явлениями, то организуется абсолютный комплексный педагогический эксперимент. Если эксперимент нацелен на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, то он будет носить сравнительный характер и поэтому именуется сравнительным экспериментом. В свою очередь, сравнительный эксперимент может быть организован так, что экспериментальная группа (экспериментальный объект) сравнивается с контрольной, которой экспериментальные изменения не коснулись; можно сравнительный эксперимент организовать как вариативный, когда контрольного объекта нет, а сравниваются несколько экспериментальных вариантов между собой, чтобы отобрать наилучший. Возможен и смешанный вариант, в котором создаются несколько экспериментальных групп и одна или несколько контрольных. Для эксперимента характерны:
1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать [2].
равенство всех условий,
При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.
Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Достоверность проверяемой гипотезы достигается при многократном повторении опытов, или за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Результаты каждого опыта записываются, фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых.
Важно отметить, что экспериментальная психология в настоящее время не сводится к одному только эксперименту.
Выводы по первой главе
Эксперимент – это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Для эксперимента характерны:
Экспериментальная психология (4)
... испытуемых по группам в соответствии с принятым планом 7. Проведение эксперимента Подготовка эксперимента Инструктирование и мотивирование испытуемых Собственно экспериментирование 8. Статистическая обработка Выбор методов статистической обработки Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу ...
1. Активная позиция самого исследователя.
2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации.