Психология личности военнослужащего

Курсовая работа

сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она — продукт общественно- историческою развития, с одной стороны, и деятель общественного развития — с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении этичности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности и человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторою этапа его развития, мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остаётся различным.

Охарактеризовать личность воина с психической стороны — это значит показать особенности его психики, в структуре которой можно выделить:

  • психическое образование
  • психические процессы
  • психические свойства

Психические состояния — это временные целостные состояния психики человека, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности.

16 стр., 7748 слов

Особенности развития организма ребёнка от рождения до семи лет

... при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. ... встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм рт.ст. Продолжительные ...

К психическим состояниям относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, неуверенность, тоска, печаль и другие.

Влияние внешних воздействий на поведения война зависит от его психического состояния, которое, в свою очередь, обуславливает психические процессы и практические действия.

Поэтому командиру важно учитывать особенности психических состояний подчиненных.

глубокие и поверхностные;

  • положительно или отрицательно действующие на человека (например, апатия действует угнетающе, вдохновение вызывает подъем сил);
  • продолжительные и короткие;
  • Особенности состояний зависят, прежде всего, от психических свойств личности, мотивации силы или слабости нервной системы.

состояния, затрудняющие деятельность воинов и препятствующие достижения ее целей. К таковым можно отнести фрустрацию, беспокойство, тревогу, неуверенность, боязнь, подавленность, отчаяние, апатию, чувство

неуверенности и т. д.

Фрустрация — психическое состояние человека возникновении

Возникшие при этом трудности и препятствия не позволяют индивид осуществить свои намерения и удовлетворить потребности. Такие условия и. переиздают состояние фрустрации.

Типичные формы фрустрации: стеническая (гнев. агрессия, раздражение, усиления активности и настойчивости) и астеническая (чувство бессилия, апатия, подавленность, неуверенность, боязнь).

Сила и длительность фрустрации зависят от значимости цели,

величины и характера преград, мотивов поведения и индивидуальных особенностей личности, а также проводимой воспитательной работы.

Будучи особым психическим состоянием, она является следствием непроизвольной, преимущественно эмоциональной реакции на самые разнообразные трудности. Поэтому вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необычностью обстановки, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения задачи, связанной с

большими препятствиями.

С этой точки зрения можно выделить несколько форм напряженности:

Перцептивную, возникающую в случае больших затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации.

Интеллектуальную, когда весьма понижаются умственные способности, и не может найти способ решения или выход из критической ситуации. Эмоциональную, когда возникают эмоции и чувства, которые могут не только активизировать, но и дезорганизов ать деятельность.

Волевую, когда человек не может проявить сознательное усилие и овладеть собой.

Мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, продолжать выполнять долг или же уклониться от опасности и риска,

Условия боя, как правило, оказывают длительное влияние на бойца,

ситуации личный состав быть подвержен воздействия угрозы

Длительность фактического или ожидаемого воздействия является большой нагрузкой на психику и нервную систему.

И. П. Павлов, «владеет высшей реактивностью, а, следовательно,

социональной разрушаемостью, быстрой утомляемостью». Утомление ведет к. нарушению нормального взаимоотношения

торможения, причем начинает преобладать тормозной процесс,

все это ведет к отклонению психических функций.

Очень губительными для военного коллектива и потому очень важными для изучения являются такие психические состояния как страх и паника. Страх и паника имеют причины как субъективного (уровень мотивации. эмоционально-волевой устойчивости мастерства и т. д.), так и объективного порядка (характер обстановки, сложность задач, превосходство противника и т. д.).

9 стр., 4158 слов

Введение. Введение. Общая характеристика психических состояний. ...

... психических состояний выражается в том, что каждому из них соответствует противоположное. Так активности человека противостоит пассивность, уверенности - неуверенность, решительности - нерешительность. Полярность состояний, ... правое дело».   Причины различных психических состояний   Психические состояния, как и все явления психической жизни человека, детерминированы, т.е. определяются ...

Они проявляются как у отдельных лиц, так и у групп.

Степень и формы их проявления разнообразны. Хотя страх — прежде всего, индивидуальной психологии, а паника — главным образом коллективной (групповой), это близкие эмоциональные состояния.

Средства и приемы управления действиями воинов, поддавшихся страху панике, зависят от вызвавших их причин и форм.

  • Испуг возникает на основе инстинкта самосохранения при столкновении с опасностью, резким неблагоприятным изменением среды. Поэтому непосредственное,

управление поведением человека, подавшегося испугу, затруднено. Эмоция испуга прямо не связана с ожиданием опасности или подготовкой к каким — либо действиям, человека врасплох, может сразу же нарушить течения психических процессов и деятельность в целом. Все же активизация чувства воинского долга, боевой опыт, образных и решительных действий, отвлечение и переключение

В Случае возникновения боязни (эмоционального состояния перед выполнением связанной с риском, опасностью) непосредственное управление поведением может быть более результативным, нежели при испуге. Боязнь, как правило, является острием недооценки своих сил и переоценки трудностей. Боязни сопутствуют тревога беспокойство, неуверенность. Подобное состояние бывает у солдат перед боем, у десантников перед прыжками у ракетчиков перед боевым пуском, у подводников перед первым погружением. Боязнь часто возникает недостатке информации, а также практических навыков, необходимых для успешных действий в сложной обстановке. Учет обстоятельств, в которых могут оказаться подразделения (часть, соединение), своевременная информация, уточнение боевого приказав ходе его выполнения — верное средство улучшение морально-боевого Собственно страх — тягостное эмоциональное состояние — появляется не только в реальных условиях, но и в результате воображаемой опасности. Именно на это и противник, распространяя ложные слухи об окружении, ого содержания, усиленно пропагандируя свое военно-техническое а открытом сражении количественное превосходство.

Активный страх самый сильный. Он вызывается крайне опасными, чрезвычайными обстоятельствами и на какое-то время парализует способность к действию, к борьбе. человек цепенеет, пассивно ждет своей участи или бежит, куда глаза глядят.

На войне люди действуют в условиях прямой или ожидаемой опасности Предварительное ознакомление с вероятными осложнениями или возможно смертельно опасной ситуацией только при определенных условиях уменьшает их психологическое воздействие оно должно вызвать уверенность в благоприятном исходе деятельности, подсказать выход из самого критического положения.

Изучение психологических особенностей военнослужащего

Первый — сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении воина {анализ документов и беседа).

Второй — наблюдение за подчиненными в ходе повседневной жизнедеятельности.

16 стр., 7866 слов

Особенности психического состояния человека

... к исследованию психических явлений рассматривает человека в ... состояние человека Глава I . Особенности психического состояния человека 1.1 Основные психические состояния Психическое состояние — устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими ...

Работа с документами — процесс, который позволяет выработать предварительное представление о военнослужащем.

Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии, служебные карточки, листы индивидуальных собеседований, медицинские книжки.

Их изучение позволяет:

  • во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
  • во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций черт характера, направленности;
  • в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Метод наблюдения позволяет командиру получить наиболее объективную информацию. Он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов,

характеризующих воинский коллектив (формы, частоту и содержание межличностных взаимоотношений; распределение «ролей» среди военнослужащих; каналы распространения официальной и неофициальной информации; наличие традиций, ритуалов).

Предмет наблюдения: межличностные контакты членов коллектива, их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование. Наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности военнослужащих. При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки)

отдельного человека.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных

обязанностей, на дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с командирами.

Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.

Особое внимание следует обратить на развязное поведение, раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость,

театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость,

плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Эти признаки свидетельствуют о той или иной степени выраженности нервно-психической неустойчивости военнослужащего, существенно затрудняющей нормальное прохождение военной службы. При выявлении их у военнослужащего его следует проконсультировать у психолога воинской части.

18 стр., 8785 слов

«Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных ...

... по теме исследования. 2. Изучить мотивы учения. 3. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с легкой степенью олигофрении и по работе ... характеристика обучающихся с легкой степенью олигофрении Основной контингент обучающихся коррекционных классов нашей школы составляют дети с лёгкой степенью умственной ...

При необходимости углубленного изучения военнослужащих следует обращаться к психологу воинской части или специалисту центра (пункта) психологической помощи и реабилитации.

Беседа- важнейший метод изучения индивидуальных особенностей.

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов изучения личностных особенностей военнослужащих. Следует помнить, что беседа не должна сводиться к беспредметном разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Во-первых, до начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов. изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты изучения документов.

Во-вторых, необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии

трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна превратиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора —

тем целесообразно придерживаться определенного плана, особенно

молодому офицеру.

иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах.

Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

Методы изучения общественного мнения.

Методы изучения общественного мнения:

1. Наблюдение.

2. Изучение документов.

3. Анализ практической деятельности военнослужащих и подразделений.

4. Обсуждение вопросов на общих собраниях.

5. Индивидуальная воспитательная работа.

6. Круглые столы.

7. Вечера вопросов и ответов.

8. Опросы.

Схема изучения общественного мнения

воинского коллектива.

2. Разработка программы исследования.

3. Определение содержания, формы и методов работы по изучению ОМ.

4. Формирование и инструктирование рабочих групп по изучению ОМ.

5. Организация деятельности рабочих групп по изучению ОМ.

6. Обобщение и систематизирование результатов изучения ОМ.

7. Выработка рекомендаций для командиров и штабов.

Влияние боевой обстановки на личность воина.

Боевая обстановка оказывает на военнослужащих сильное психологическое воздействие и требует от них проявления стойкости, инициативы и дисциплины. Поэтому воины, которым предстоит вступить в бой, должны обязательно пройти психологическую подготовку. Как правило, психологически подготовленные воины в боевой обстановке проявляют повышенное внимание, разумное мышление, их действия отличаются активностью и целеустремленностью. Всего этого не скажешь о психологически неподготовленных.

4 стр., 1797 слов

Методы оценки эффективности деятельности социальных служб

... эффективности деятельности социальных служб. Эффективность деятельности социальных служб в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь. Сущность эффективности социальной работы выражается в ...

Командирам необходимо знать факторы, определяющие поведение боя в бою. Они зависят от боевого настроя, степени душевного и физического утомления, воздействия стресса и чувства страха.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

качество учебно-боевой деятельности, а несложившиеся — разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе. психологи и т. д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических свои людей. В воинских коллективах (группах) также осуществляется воспитательный процесс, а отношения между военнослужащими, как правило, складываются на основе взаимного познания, межличностных действий и взаимных оценок в ходе воинской службы.

субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военнофункциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки).

Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к ДРУГУ — «товарищ».

Дружба — также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

13 стр., 6458 слов

Содержание методики работы офицера роты по сохранению психического ...

... ходе оказания психологической помощи решаются следующие задачи: разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил, профилактика ... здоровья. Класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений, осуществление конкретной деятельности, чему соответствует индивидуально-исполнительный уровень психического здоровья. - Класс ситуаций ...

Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество.

По-другому его называют военным братством. Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение; «Сам погибай, а товарища выручай».

называются добрые взаимоотношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании. Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью. На службе дружба желательна, товарищество же обязательно. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным. Подчиненность не исключает взаимного товарищества. Подвод товарища под ответственность за свои поступки — измена товариществу. Товарищество трав собственности не уменьшает.

Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение.

честь товарищей нераздельна. Оскорбление своего товарища — оскорбление товарищества».

Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной

службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга.

вах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека. Командир же, призванный руководить воинским коллективом, должен учитывать индивидуальные особенности своих подчиненных.

Он должен относиться с уважением к военнослужащим, имеющим больший опыт службы и уровень воинского мастерства, к тем, кто реально является его опорой в поддержании боеготовности подразделений, успешном выполнении учебно-боевых и служебных задач, поддержании правопорядка, дисциплины и здорового морально-психологического климата в коллективе. А того, кто в качестве самоутверждения и способа жизни избирает моральное и физическое подавление слабых, откровенное «паразитирование» за счет сослуживцев, выпячивает национальные, региональные или другие особенности, занимается вымогательтвом личных вещей и имущества у слабых и неопытных сослуживцев, подвергать справедливой критике. Из-за таких сослуживцев в нашей армии ежегодно сотни молодых людей теряют здоровье, а порой — жизни, а армия теряет свой авторитет. Бороться с «неуставщиной» — дело не только командира, а и целого коллектива. Порой при безмолвном попустительстве коллектива один-два негодяя измываются над всеми остальными. Поэтому каждому стоит задуматься и пересмотреть взгляд на собственное отношение к «безмолвию» души, которое оборачивается предательской трусостью, инфантильностью, рабской покорностью.

Ведь пока мы сами не научимся и не станем уважать себя, нас не начнут уважать другие.

встречаются конфликты между начальниками и подчиненными — до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:

  • слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих (32%);
  • стремление некоторых военнослужащих занять социальнопрестижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);
  • неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);
  • отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);
  • действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий сослуживцев (5%);

Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и

4 стр., 1877 слов

Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»

... социальной сферы жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с ... конфликтах. Поэтому данная категория лиц, подвергшихся травмирующему воздействию, является социально-уязвимой и нуждается в квалифицированной помощи психологов и социальных работников. 1.3.Понятие и сущность военно-социальной работы ...

При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда

  • улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;
  • улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и

правопорядка и др.

Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют своим результатом негативные последствия. К ним относятся:

  • физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;
  • снижение качества воинской деятельности и социальной активности:
  • совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил взаимоотношений и т. д.

Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

  • низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;
  • завышенная самооценка,
  • эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;
  • негативизм в поведении и отношениях;
  • отрицательная установка на сослуживцев, командиров;
  • стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.

Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и »лица офицера. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно- компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Из каких же основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и полдержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.).

Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Уметь извлекать полезное из этих отношений, делающее нас мудрыми и успешными.

13 стр., 6375 слов

Социальная работа с военнослужащими

... конфликтов, как на территории России, так и в странах СНГ, разрастание проявлений международного терроризма - все это актуализирует вопрос об активизации социальной работы с военнослужащими. С ... состава профессиональной служебной деятельностью до 90 ... культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с ...

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими: оказывать благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности , доброжелательности к людям и др.

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки — устойчивые формы нашего поведения. А привычка, как известно, вторая натура.

Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.

Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи

самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т. е. одновременно и в тесной взаимозависимости.

Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:

  • публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;
  • самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии:
  • составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.

п.);

  • самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);
  • аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;
  • групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.

Представленный в ходе изучения данного учебного вопроса материал может и должен быть взят за основу длительного, целенаправленного и комплексного процесса самосовершенствования личности военнослужащего с акцентом на формирование его культуры отношений с сослуживцами.

В качестве же практических, ситуативных способов улучшения межличностных отношений на основе установления взаимопонимания с окружающими предлагается ряд рекомендаций

Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

  • целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;
  • уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;
  • стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;
  • компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);
  • критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом.

Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно,

что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям. Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций.

Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

2. Оптимизация нормативнорегламентирующих основ служебной деятельности.

Субъективные способы предупреждения и конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций заключаются в выработке

навыков неконфликтного поведеия. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исхо-

дах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.

Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности армии и флота страны.

и объединениях ВС РФ проходят службу воины 20 -30 этнических общностей. Многонациональный состав воинских коллективов — важный фактор,

Под национально-психологическими особенностями в широком

смысле подразумевают национальные специфические черты, которые отличают одни народы от других. Эти отличия проявляются в различиях культур, религии, фактах повседневной деятельности и поведения, восприятия, оценках, предпочтениях и вкусах и др. Этнические явления изучаются многими науками: историей, культурологией, социологией, социальной психологией, педагогикой, политологией, лингвистикой, этнографией и др. Но внимание к данной проблеме проявляет этнопсихология — наука, которая целиком посвящена исследованию этнических особенностей народов. Этнос как интегративное социокультурное явление имеет собственную структуру.

По мнению этнопсихологов, основные различия народов и их

типичных представителей заключаются в:

  • национальных особенностях темперамента, мышления, проявлениях эмоций (чувств) и воли;
  • специфике построения взаимоотношений, формах общения и

поведения внутри своей группы, а также во взаимодействии с другими

  • национальных стереотипах, установках, предубеждениях, традициях, обычаях, ритуалах;
  • этническом самосознании, этикете, национальном характере

и др.

Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную

основе поверхностных знаний о

психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа).

Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы: «лицо кавказской национальности», «скупой хохол», «вспыльчивый татарин», «хитрый еврей» и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т. д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека — терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т. п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.

Для быстрого установления доверительных отношений с военнослужащими другой этнической группы важно знать и соблюдать их национальный этикет. Данное понятие выражает установленный порядок, набор правил, определяющий поведение людей, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Элементы этикета тесно связаны с национальными традициями и обрядами. Национальный этикет выступает своеобразной формой общественного контроля за поведением каждого представителя своего народа. Его несоблюдение и нарушение влечет за собой различные санкции — наказания: неодобрение, осуждение, отвержение и т. д. Являясь внутренним психологическим механизмом своего носителя, он определяет:

  • правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия и прощания;
  • нормы взаимоотношения между людьми разных поколений, вероисповеданий, мужчиной и женщиной:
  • семейные, родственные, дружеские отношения и т. д.

личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.

и ее интересам, к другим народам и их национальным ценностям.

  • быт и культура, межнациональные отношения, войны, экономические кризисы и др.

Национальные чувства передаются из поколения в поколение и в зависимости от своей направленности могут быть как позитивными, так и негативными. Их положительная сторона выражается в таких свойствах, как чувства национальной гордости, патриотизма, любви к своему народу, дружбы и братства. Негативизм проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в чувстве отчужденности по отношению к своему народу или другим.

Для наиболее полного понимания особенностей национальнопсихологического своеобразия различных народов необходимо знать и учитывать специфику их национального склада ума. Она заключается в особенности мышления, которое имеет свою национальную специфику. Так, например, мышлению представителей славянской и финно-угорской культуры свойственны идеалистичность, умозрительность и логика. Мыслительной деятельности тюркских и некоторых северокавказских народов присущи остроумие, красноречие, практичность и живость воображения.

Для мышления представителей семитских народов характерны рационализм, критичность, аналитичность, склонность к философствованию. Народы монгольской и тунгусо-маньчжурской

штатнодолжностным позициям в подразделениях, необходимо учитывать их национальные особенности.

характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности. Он проявляется также

Так представители наций, обладающих подвижным, динамичным темпераментом скорее поддаются внушению. У них в относительно

короткий срок можно вызвать ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций, но также быстро у них может наступать и спад подобных реакций, особенно а сложной обстановке. Народностям и нациям, отличающимся устойчивостью переживаний, свойственны логика, апелляция к разуму.

отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

В характере тесно соединены элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему миру определяет направленность национального сознания людей. К ведущим чертам характера относят: религиозность, традиционализм, консерватизм, оптимизм (пессимизм), деловитость, практичность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, организованность и др.

хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство. Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов социальнопсихологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

  • высокое стремление к осмыслению действительности;
  • высокий общеобразовательный уровень и хорошая подготовленность к жизни и труду;
  • уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
  • общительность, дружелюбие, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
  • ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
  • отсутствие в повседневной жизни стремления к образованию изолированных микрогрупп по национальному признаку;
  • стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

Важнейшими чертами русского народа являются человеколюбие и терпимость, милосердие и сострадание к другим людям, готовность прийти на помощь нуждающимся. Известные российские мыслители и литераторы Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, К. М. Симонов и другие подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданственность, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления и образ действий, не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

Тюркские и алтайские народы России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья , Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой самобытные, сплоченные национальные общности, в силу исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

  • острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности:
  • высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;
  • дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;
  • резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;
  • групповая, национальная и родовая сплоченность;
  • при слабом знании русского языка у них могут проявляться стеснительность и скованность в общении.

Татары — представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Волго-уральские, сибирские и астраханские татары консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-уральские татары расселены как в Республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Сибирские татары проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары расселены в окрестностях Астрахани. Их отличают сильная приверженность к национальным культуре, традициям, быту. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность. Склон-ны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку, иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость.

Как показывают социологические и социально-психологические исследования, отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем им свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда

владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны, иногда чересчур медлительны в работе.

представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни. Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы чуваши обычно ставят выше личных.

Финно-угорские народы России (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала, в Карелии и на севере Кольского

  • трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность, последовательность и аккуратность во всех видах деятельности;
  • неприхотливость в повседневной жизни и в быту;
  • твердость, рассудительность и неторопливость в действиях и поступках;
  • обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;
  • высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Буряты и калмыки — представители группы монгольских народов, проживающих на территории нашей страны. Они ведут свое происхождение от потомков сформировавшегося в XII – XIV вв. монгольского суперэтноса, консолидировавшегося в составе Российского государства.

В национальной психологии бурят, с одной стороны, утвердились такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя

уравновешенность, а с другой коллективизм, взаимопомощь взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, проявление терпимости во взаимоотношениях.

условиях сформировала в их психологии такие черты, как ровное отношение ко всем другим людям, стремление мирно решать спорные проблемы, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.

Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России (якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы), проживая в тяжелых условиях Крайнего Севера) Сибири и Дальнего Востока, отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. Тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и активного включения в трудовой процесс. У представителей этих народов, в большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов, формируется естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля) товарищество, чувство самоуважения. Они, как правило, хорошо переносят тяготы и

страны.

Народы Северного Кавказа. Кавказ представляет собой историко-этнографическую область, очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельталь-Суни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. У представителе различных этнических общностей, проживающих в этом обширном регионе, есть различия в культуре и психологии, но есть и большое сходство. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:

  • высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
  • чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
  • большой самостоятельностью, активностью и инициативностью,

упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей

во всех видах деятельности;

  • вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
  • достаточно высоким, образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского
  • стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных микрогруппах по земляческому признаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного

качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

1. Шамаев В. Г., Локтев Е. М. Общественно-государственная подготовка. Воронеж,2004.

2. Барабаш А. Влияние боя на психику воина. Ориентир. -2004. -№6

3. Буранов С. Национально-психологические особенности военнослужащих. Ориентир. -2003. -№7

4. Стрельников В. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Ориентир. -2004. -№7

5. Буранов С. Конфликты в воинских коллективах. Ориентир. -2003. -№7

6. Морозов А. В. Психология личности. СПб.: Издательство «Союз», 2002.