В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют также частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.
Социологическое исследование должно отвечать предмету и методу именно социологии; опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала.
Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и Завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям — потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря». Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза» («молчание моря»), может при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления. Вместе с тем проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Признание за социологическим исследованием статуса «одного из…» не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.
Анализ документов, как метода сбора эмпирической информации в социологии
... анализа документов, как метода сбора эмпирической информации в социологии 1. Понятие и сфера применения анализа документов Анализ (греч. «analysis» – разложение) – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в ... и задачами социологического анализа. Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая ...
Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Цель работы. Изучить методологию, методы и технологии прикладного социологического исследования.
Задачи работы:
1.Раскрыть понятие прикладного социологического исследования;
2.Изучить методологию и методы прикладного социологического исследования.
Глава 1. Понятие о прикладном социологическом исследовании
1.1 Социологическое исследование, его виды
Социологические исследования подразделяются по разным основаниям. По характеру добываемого социологического знания они разделяются на теоретические и эмпирические (конкретные).
В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, СИ подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального явления или процесса в данный момент; вторые используются для того, чтобы выявить их динамику, изменения в развитии. Количество повторных СИ и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного СИ выступает панельное СИ, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал и благодаря этому оказывается возможным установить тенденции его развития.
По познавательным целям и задачам, по широте и глубине получаемых знаний СИ можно разделить на разведывательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые — это обычно сравнительно узкие и неглубокие, упрощенные СИ, направленные на предварительное обследование небольшой совокупности социальных объектов, особенно в условиях их неизученности или слабой изученности. Они чаще всего предшествуют более широким и глубоким СИ, позволяя получить дополнительную информацию об их объекте, уточнить определение гипотез, постановку задач, выявление границ, инструментария и трудностей СИ. Конкретным примером разведывательного СИ может служить экспресс-опрос, позволяющий социологу быстро получить наиболее интересующие его в данный момент данные об объекте.
Описательные СИ — относительно более сложный и основательный тип СИ, позволяющий достичь целостное, разностороннее и более глубокое представление об объекте, его структуре, связях ее элементов. Третий, аналитический тип СИ предполагает получение наиболее высокого уровня знаний о социальном объекте, поскольку он призван не просто описать структуру, такого объекта, но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... наиболее распространены полевые (проводятся в реальных условиях: гостинице, ресторане, магазине) и лабораторные (проводятся в искусственных условиях с целью исключения побочных факторов). 3. В любом маркетинговом исследовании ... работает гостиничное ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ... получена из ...
По своей целевой направленности СИ подразделяются на фундаментальные и прикладные. По условиям проведения СИ разделяются на полевые и лабораторные. Первые осуществляются в естественных для данного объекта условиях, вторые — в искусственных, лабораторных. По своим масштабам СИ подразделяются на локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.
Прикладное социологическое исследование является частью единого социологического знания науки об обществе. К настоящему времени прикладные социологические исследования все более активно применяются при разрешении разного рода общественных противоречий, изучении социальных фактов, явлений, проблем. Основой этого изучения является поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Эта работа производится в соответствии с определенной программой социологического исследования, на основании методологии с использованием определенной методики, техники и соответствующих процедур.
Целью социологического исследования является разрешение объективно существующих общественных противоречий. Социологическое исследование может иметь несколько целей. Они обусловлены проблемами, существующими в различных сферах жизни общества.
Задачи социологического исследования — это методические, организационные и содержательные этапы реализации цели. Задачи можно разделить на основные и вспомогательные. Объект социологического исследования — то, в чем состоит, что содержит социальное противоречие, социальную проблему. Чаще всего в качестве объекта выступают социальные общности и группы. Предметом социологического объекта выступают те свойства, стороны, составляющие объекта, которые наиболее ярко и полно отражают социальные противоречия, подлежащие изучению.
В качестве предмета могут выступать связи, взаимодействия, поведение, взаимообусловленности, свойства объекта и другое.
1.2 Основные этапы и методы социологического исследования
Один объект может иметь несколько предметов, подлежащих социологическому исследованию. Одно из основных требований, предъявляемых к предмету социологического исследования, — его четкая функциональная направленность, также определенность предмета во времени и пространстве.
Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования.
Обычно социологи выделяют два этапа в социологическом исследовании — подготовительный и исследовательский. Существуют различные виды социологических исследований, которые значительным образом отличаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации.
Виды социологического исследования:
- разведывательное — наиболее простой вид исследования, решает ограниченный круг задач, осуществляется по упрощенной программе;
- часто используется как предварительный этап более масштабных социологических исследований или для отработки и корректировки поставленных задач, используемого инструментария и т.д.
описательное — более сложный вид социологического исследования; дает более полное представление об изучаемом явлении, проверяется в соответствии с разработанной программой и отработанным инструментарием; чаще всего этот вид используется при исследовании больших общностей, в которых изучают различные аспекты взаимодействия;
Виды социологических исследований
... программу социологического исследования; описать методы социологического исследования; дать характеристику видов социологических исследований. 1.СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Понятие социологического исследования В широком смысле социологическое исследование - это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений ...
аналитическое — наиболее углубленный вид социологического исследования, который не только изучает и описывает отдельные элементы социальной структуры, но и устан