Педагогическая категория ‘воспитание’ — ее сущность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Хаос и неразбериха современной жизни, распад семей, общественных институтов, высокие идеи, дискредитированные «человеческим фактором», — все это следствие утраты ответственности за образование. Перестав нести ответственность за содеянное, человек не может реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Нынешнее поколение растет и лелеет с пеленок в бескаркасной, бескаркасной атмосфере. Подрастающее поколение потеряло главный фактор развития личности — образование.

Образование — одно из важнейших средств существования общества, подготовки и воспроизводства производительных сил и человеческого развития, гарантирующее преемственность поколений. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации в сочетании с ростом научных знаний стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.

Актуальность данной категории обусловлена ​​тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством различных источников сильного воздействия на него, как положительного, так и отрицательного (в основном это СМИ и информация, неорганизованные экологические мероприятия), которые каждый день падают на интеллект и незрелые чувства молодого человека, на его зарождающуюся нравственную сферу.

Поэтому необходимо научиться адекватно адаптировать молодежь к конкретным условиям общественной жизни и производства. Это основная задача образования, которая выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного выполнять определенные социальные функции и социальные роли. В настоящее время образование и воспитание считаются основными факторами формирования общества и государства, науки и культуры.

4 стр., 1804 слов

Культура и личность

... нормы, ценности, знания, но и личность является важным фактором её развития и функционирования. Во-первых, личность выступает в качестве «продукта» культуры, полученного в результате своей социализации, при получении образования, посредством контактов с ...

Объект данный рабочий курс относится к категории «образование».

Предмет исследования подтверждают суть воспитания детей в семьях и образовательных организациях.

Рассмотрение данной темы предполагает достижение следующей цели — раскрыть сущность образования как процесса и его роль в формировании личности.

Сформулированная цель предусматривает решение следующих задач: описать теоретические предпосылки возникновения образования, выделить различные принципы и виды обучения, раскрыть педагогическую сущность образования, определить роль семьи в воспитании детей, охарактеризовать современные технологии в системах образования, описать опыт обучения и личностного развития в образовательных организациях.

Гипотеза нашей курсовой работы привела к предположению, что необходимо правильно выбрать формы организации учебного процесса, которые повысят уровень обучения, развитие школьников и студентов будет улучшено, если современные технологии будут использоваться в обучении образовательные процессы.

Психолого-педагогические аспекты воспитания как приоритетной категории педагогики, .1 Теоретические предпосылки становления воспитания как общественного явления

Категория образования — одно из основных и приоритетных направлений педагогики. Образование как важное социальное явление представляет собой довольно сложный и противоречивый процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, его включения в социальную и социально-производственную деятельность, творчество и духовность. Именно образование делает их личностями, развитыми личностями, являющимися одним из важнейших элементов системы производительных сил общества. В этом смысле можно утверждать, что образование делает людей творцами, творцами собственного счастья. В.Г. Белинского, что образование — великое дело: оно решает судьбу человека… Рассматриваемая нами категория не имеет общепринятого определения, поэтому трактуется во многих смыслах.

Таким образом, образование до реформ Петра I понималось как «воспитывать, расти», поскольку само слово родственно слову «питание». [17] В. И. Даль в своем словаре сказал, что образование означает «заботу о материальных и моральных потребностях несовершеннолетнего до его возраста; в самом низком значении лелеять, культивировать (растения), лелеять и одевать до возраста; в высшем смысле учить, наставлять, учить всему необходимому для жизни… »[6].

Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». В.А. Сластенин, в свою очередь, считал воспитание как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Нам же необходимо рассмотреть данную категорию с общественной точки зрения. Воспитание, как общественное явление, можно приравнять к социализации личности, которая понимается как процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов общественной жизни, процесс усвоения человеком социальных ролей, ценностей, норм поведения. [8] По мнению Ю.К. Бабанского, употребляется воспитание в двух смыслах: в широком и узком. В социальном, широком смысле, данное понятие обозначается как совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально — культурного опыта, норм и ценностей. В узком смысле, воспитание — это, прежде всего, влияние социальных институтов на человека. Также, термин воспитание имеет и узкое педагогическое значение — специально организованная деятельность (работа), направленная на формирование специальных качеств человека, взглядов и убеждений учащихся, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

4 стр., 1886 слов

Возможности физкультуры и спорта в воспитании личности человека

... что предшествует хоть сколько-нибудь сметному спортивному достижению. Воспитание спортивного трудолюбия предусматривается поэтому в числе ... на базе научно-технических достижений в развитии всей культуры спорта. Данной проблематике, ... образования и самообразования (уроки, лекции, семинары, самостоятельная работа с книгой и т.д.). Современный спорт, как основное средство физического воспитания, ...

Воспитание как общественное явление имеет ряд особенностей, которые выражают его сущность: [9]

. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни.

. Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, формам и содержанию носит конкретно — исторический характер.

. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет усвоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения.

Теория воспитания как один из основных разделов педагогики представляет собой некоторую совокупность сравнительно однородных, внутренне согласованных и непротиворечивых научных педагогических положений, знание и понимание которых дает возможность формирования и личностного развития воспитуемых и целенаправленно влиять на коллектив в соответствии с выбранными целями общего, национального и профессионального воспитания. В «Истории современной педагогики», Н.Ф. Басов связывал возникновение данной категории с выделением человека из мира животных, передачи опыта из поколения в поколение. Воспитание неразрывно связано с появлением человека и впервые зародилось в первобытном обществе, которое характеризуется коллективным трудом, потреблением и общей собственностью, а также борьбой за выживание.

Считается, что социальные и воспитательные механизмы зародились 2,5 — 1,5 млн. лет назад у ископаемых гоминид, называемых хабилисов, которые создали в Африке олувайскую археологическую культуру. Данную культуру характеризовали первые достоверно использованные орудия труда, в том числе из камня, дерева, кости. Эти орудия означали зарождение зачатков социальности, начала перехода к новым общественным способам передачи опыта. Также к этому периоду относят развитие охоты, повлиявшей на становление воспитания. Потребление и распределение пищи происходило в племени, в первобытной семье, отсюда следует, что необходимо были обучение и передача этой практики детям, а далее последующим поколениям. [12] Именно так наблюдаются самые начальные предпосылки становления воспитания в первобытном обществе. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что воспитание в данный период основывалось на подражание взрослым.

13 стр., 6332 слов

Изучение особенностей психологического развития детей в различных ...

... исследования: «Изучение особенностей психологического развития детей в различных условиях воспитания». 1. Специфика воспитания близнецов ребенок воспитание близнец приемный Ни ... в сторону регресса». Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. ... друга. Это выглядит противоречием, но опыт показывает, чем более близнецы становятся независимыми, тем в большем ...

Дальнейшее становление воспитания как общественного явления было обусловлено изменениями, которые выразились в появлении архантропов. Они обладали задатками понятийного мышления и речи, жили в коллективах. В это время совершенствуются орудия труда, результатом чего является появление рубило, изготовление и использование которого требовало уже наличие определенных знаний и умений, которые можно получить только в процессе обучения. Охота развивается, и требует более высокого мастерства, хорошо подготовленных охотников и обученных подростков для изучения важнейших приемов охоты. К характеризуемой эпохе относят первые данные начальные стадии формирования речи. Одним из стимулов развития речи явилось то, что необходимо было передать накопленный опыт в следующее поколение. Это облегчило и совершенствовало воспитательную деятельность, способствовало складыванию первых методов воспитания и обучения — одобрение и неодобрение действий ребенка.

Около четверти миллиона назад начинается новый этап становления воспитания. Он продолжается более 200 лет и считается временем существования последнего типа формирующихся людей — палеоантропов. Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйственной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности способствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с временными местами проживания стали появляться постоянные стойбища, начали складываться относительно более благоприятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Именно в этот период зарождается социальное неравенство, проявляющееся в дифференциации мальчиков и девочек, а, следовательно, в различиях в их воспитании. Все эти изменения приводят к постепенному дроблению общин на семьи, которые являлись самостоятельной хозяйственной ячейкой, а также появлению зачатков искусства и религии. Совершенствуется деятельность по передаче накопленного опыта, и одним из способов его накопления в этот период становятся ритуалы. Им была присуща воспитательная функция, которая выражалась в выработке определенных умений. [1] Все это в исторической перспективе стало предпосылкой возникновения условий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания.

В науке существует несколько концепций происхождения воспитания. [13] Эволюционно — биологическая теория объясняет воспитательную деятельность людей первобытного общества, присущим для высших животных инстинктом заботы о потомстве. Другие теории связывают происхождение воспитания с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

43 стр., 21079 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ГЕНДЕРНОМ ...

... работы. Результаты эффективности работы были представлены на традиционной конференции СГПИ 2012, 2013 г. Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания детей 7 – 8 лет при взаимодействии семьи и школы Авторские подходы ... деятельности педагогической службы школы по проблеме гендерного воспитания, заключающейся в диагностике и анализе данной проблемы, оказанию помощи детям, ... воспитания личности ...

Авторы В.М. Кларин, А.М, Лушников, В.М. Петров утверждают, что историческая необходимость возникновения воспитания обусловлена объективной, социальной потребностью в подготовке подрастающих поколений к трудовым функциям, что предполагает усвоение опыта производственной деятельности. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении, в результате чего, детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. Михаил Владимирович считает, что развитие детей и подростков ускоряется в совместном труде, деятельность которых осуществляется вместе со взрослыми в различных видах труда. Далее, Андрей Михайлович и Владимир Михайлович также ссылаются на раннее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями. Оно имело воспитательное значение, которое выражается в овладении не только практическими умениями, но и усваиванием норм общения, приобщением к традициям поведения старших.

Таким образом, процесс становления человека и общества включал зарождение воспитательной деятельности. Возникновение воспитания связано с необходимостью общественного воспроизводства труда, которое вызвало объективную потребность в воспитании. Основное назначение воспитания состоит в передаче подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта. В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь. Поскольку перед каждым поколением возникают задачи, которые часто даже нельзя предвидеть, у молодых людей должны быть сформированы определенные качества, помогающие им ориентироваться в новых задачах, быть потенциально готовыми к их решению. Завершение антропосоциогенеза означало завершение становление воспитания и превращение его в сформировавшееся социальное явление.

1.2 Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды

Прежде чем начать говорить о классификации подходов, представим само понятие подхода. Подход — это ориентация педагога при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Среди подходов к воспитанию выделяют деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, системный, социальный, синергетический, гуманистический, культорологический и философско — антропологический. Поподробнее раскроем сущность каждого.

Аксиологический подход рассматривает природу ценностей, их место в процессе воспитания. Кирьякова Аида Васильевна выделяет цель данного подхода во введении формирующейся личности в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно — значимой ценностной ориентации. [27] Деятельностный подход рассматривают такие ученые, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Н.Ф Талызина. Они утверждают, что для успешного вовлечения обучающихся в разнообразную деятельность для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, нужно вовлекать их в социально — значимую и нравственно — ориентированную деятельность. Это необходимо для проявления и формировании личности, и данный процесс происходит именно в деятельности.

4 стр., 1771 слов

Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

... [4. с.9 - 31]. Заключение Рассмотрев и проанализировав данную тему «Особенности воспитания одаренного ребенка в семье» мы можем сделать вывод насколько важным является влияние родителей на развития одаренности ... помнить, что это прообраз дальнейшей жизни одаренного ребенка, где сохраняется элемент игры, изобретательность и творческий подход. Мировой опыт учит, что именно в первые годы жизни (до трех ...

В основе системного подхода, который изучали философы А.А. Богданов, Н. Виннер, В. Шеллинг, лежит понятие системы, в которой все элементы, сопоставляющие целостность. Педагоги, такие как Я.А. Коменский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский уделяли особое внимание данному подходу. Л.И. Новикова писала: « воспитание тогда успешно, когда оно осуществляется в системе». [28] Данный подход позволяет разработать и исследовать систему внеучебной работы, выделить структурные компоненты системы внеучебной воспитательной работы. Главная цель системного подхода — формирование гармонично развитой личности.

Гуманистический подход представляет воспитание как целенаправленный процесс. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных элементов, определение их функций и функциональных связей. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в культорологическом подходе предоставляют личности возможность осознать себя творцом культурных ценностей, а также прикоснуться к национальному культурному наследию. Дальше мы раскроем суть философско — антропологического подхода, изучением которого занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж-Ж. Руссо. Данный подход включает в себя следующие компоненты: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его субъективность, единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке, совокупность умственного, физического и нравственного в развитии человека, воспитуемость и обучаемость человека и пластичность всех его личностных свойств. [14].

Следующий подход рассматривает предмет с разных позиций и концептуальное обогащение и продуктивный поиск аналогий в целом ряде теорий, методов и концепций. Этот подход имеет свое название, как и предыдущие, — синергетический. Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея данного подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета складывающейся ситуации. Цель организации воспитательного процесса состоит в создание базовых условий, которые буду обеспечивать саморазвитие каждого ребенка.

В личностно — ориентированном подходе, исследуемом Б.Г. Ананьевым, А.В. Петровским, Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника. Организация этого процесса осуществляется на субъектно-субъектном взаимодействии, и приоритетом является активная позиция ребенка в решении воспитательных задач. Взаимодействие подразумевает сотрудничество преподавателя и воспитанника.

И наконец, последний, социальный подход рассматривает воспитание как открытую социальную систему, где на личность обучающегося воздействуют различные социальные факторы. Здесь, важнейшей характеристикой воспитания является социальная эффективность, т.е. самореализация личности воспитанника. Данный подход рассматривали В.Г.Бочарова, М.А.Головузова, А.В.Мудрик. [10].

Описав подходы, нетрудно заметить, что каждый направлен на всестороннее и активное развитие воспитанника, уважение его прав, которое должно проходить во взаимодействии с учителем. Далее от подходов мы перейдем к рассмотрению принципов воспитания.

3 стр., 1399 слов

Современные технологии трудового воспитания и обучения детей ...

... личность ребенка. Труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада. Отличительная особенность труда детей является его близость к игре. труд школьник ребенок 1. Современные технологии трудового воспитания и обучения детей ...

Принципы воспитания — это основополагающие требования к воспитанию, обычно основанное на законе, это ведущая идея, определяющая действия педагога, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам:

Первое требование — это их обязательность. Принципы воспитания рассматриваются не как совет, рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Игнорирование требования, грубое и систематическое нарушение данного принципа снижают эффективность воспитательного процесса, и подрывают его основы.

Второе — это комплексность. Под данным требованием предполагается одновременное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Реализация принципов происходит не в цепочке, а фронтально и все сразу.

И третье — это равнозначность. Как общие фундаментальные положения, принципы воспитания равнозначны, среди нет главных и второстепенных. Одинаковое отношение ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Все разнообразие принципов воспитания можно систематизировать в трех группах. Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему:

гуманистическая направленность воспитания на обеспечение всестороннего развития личности каждого ребенка;

связь воспитания с жизнью окружающего мира, с обществом, с трудом.

Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы. Их называют собственно педагогическими, или методическими:

воспитание осуществляется путем вовлечения детей в деятельность;

воспитание следует осуществлять в коллективе и через коллектив;

через деятельность воспитание должно опираться на активность личности;

воспитатель должен проявлять уважение к ученику в сочетании с требовательностью;

в воспитании необходимо сочетать педагогическое руководство с инициативой и самостоятельностью, самоуправлением детских объединений.

воспитателю следует опираться на положительные качества детей и подростков.

Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия воспитания. Данные условия обеспечивают воспитание и без них процесс будет малоэффективным. Третью группу принципов можно назвать социопсихологическими, в которой рассматриваются такие особенности:

5 стр., 2136 слов

Технология обучения рисованию детей младшей группы

... ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ Обучение рисованию детей способствует формированию у детей способности к поиску знаний, креативности, а так же развитию творческой личности. Методы обучения рисованию должны быть направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания; ... форм, цвета, их воспроизведение в рисунке. В методики обучения рисованию в дошкольном возрасте характерным является использование игровых ...

в воспитании нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

в воспитании надо согласовывать требования школы, семьи и общественности. [4].

Далее опишем содержание принципов. В гуманистической направленности воспитания на развитие личности, воспитание строится на основе гуманного отношения к личности ученика всеми участниками процесса воспитания. Для этого учреждения образования создают благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, потому что главная ценность воспитания — личность воспитанника, раскрытие и развитие его способностей.

Следующий принцип, в котором говорится, что воспитание направлено на освоение культуры, говорится, что педагогика в культуре делает акцент на ценностях. Личность формируется в активном взаимодействии через культуру. С.И. Гессен, анализируя процесс формирования личности, писал в «Основы педагогики»: «…личность, обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры».

В.В. Зеньковский, в работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», писал: «личность не может быть абсолютирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращение к Богу». [34] По мысли автора, воспитание должно состоять не во взращивании «самоценности», а в подчинении личност мировоззренческим ценностям культуры. В принципе связи воспитания с жизнью и трудом выдвигаются цели воспитания, сформулированные как компетенции, которые обеспечивают расширение опыта детей, успешную адаптацию молодежи к жизни. Предполагается организацией школой, обществом разнообразной трудовой и социальной деятельности учащихся и воспитанников, привлечение их к участию в социальных проектах.

Принцип воспитания в коллективе помогает сочетать общие интересы, цели и ценности со своими личными. Участие в жизни класса, группы является отличным воспитывающим средством. В процессе воспитания также необходимо сочетать педагогическое руководство с самостоятельностью детей. Данный принцип предполагает самоуправление детей, которое проявляется через инициативу, творчество — участие воспитанников в организации и регулировании собственной жизни в учреждении.

Конечно же, воспитание должно осуществляться на уважении и требовании к ребенку. Это положение прозвучало у А.С. Макаренко: «не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности». Педагогическое требование — метод воспитания, соблюдение норм, выполнение правил поведения воспитанниками. Взаимоотношения между детьми и учителем основываются на взаимоуважении и взаимодействии. Принцип воспитания, который опирается на положительное в ребенке, говорит о том, что нужно находить возможность поддерживать, поощрять воспитанника. А.С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верить в возможности ребенка. [16] Необходимо также создавать ситуации успеха воспитанника, увлекать его. Воспитание, учитывающее индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, предполагает правильный выбор методов воспитания, характер общения, помощи детей разного возраста. Индивидуальные особенности также нужно учитывать, ведь воспитанники бывают разные: способные, одаренные, и имеющие проблемы; каждый с индивидуальным характером и темпераментом. Поэтому так необходимо адаптироваться к обучению и воспитанию разных детей.

34 стр., 16890 слов

Психоаналитические теории развития личности ребенка

... тоже могут стать ориентиром в процессе формирования личности, например, стремление преодолеть свою неполноценность. Развитие различных технологий коррекции в других направлениях (в основном бихевиоризм), ... была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность принудительной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и ...

Заключительный принцип воспитания — это воспитание, основанное на согласование действий школы, семьи и общества. [15] Здесь применимо социально-педагогическое партнерство: взаимодействие всех структур общества, которые имеют возможность способствовать организации воспитания, обеспечение согласованных действий и единство взглядов семьи, школы и общества.

Рассмотренная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требования к процессу воспитания. Все принципы связаны между собой. Перейдем к видам воспитания.

Принято различать умственное, физическое, трудовое, экологическое, эстетическое, гражданское и экологическое. Умственное воспитание включает в себя формирование знаний, умений и навыков, развитие мышления и культурно-умственного труда. Специфическим содержанием физического воспитания является обучению движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями. Нравственное воспитание имеет специфику целенаправленно воздействовать на чувства и поведение воспитанников, формируя у них нравственные качества, соответствующим общественным нормам.

Следующий вид воспитания формирует эстетическую культуру личности. Это эстетическое воспитание, под которым понимается целенаправленный процесс формирования у обучающегося эстетического отношения к действительности, то есть, ко всему прекрасному. Гражданское воспитание формирует чувство гражданственности, гражданскую позицию воспитанников. Далее, трудовое воспитание подготавливает детей, школьников, студентов к труду в семье, в школе, колледже. Оно помогает привлекать их к непосредственному участию в общественном производстве.

Таким образом, проанализировав все принципы и виды воспитания, нужно выдвинуть главное требование, соответствующее процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать детей, надо вовлекать их в различные виды деятельности, организовывать окружающую их среду. Также, настоящий педагог должен уметь владеть средствами воспитания, такими как: игра, спорт, труд, природа, искусство, общественная жизнь, и организовывать деятельность детей самым успешным и результативным образом.

Итак, в данной главе мы рассмотрели теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания и классификацию педагогических подходов к воспитанию, а именно принципы и виды. Мы определили, что историческая необходимость возникновения воспитания обусловлена объективной, социальной потребностью в подготовке подрастающих поколений к трудовым функциям, предполагающая усвоение опыта производственной деятельности. Именно необходимость общественного воспроизводства труда вызвала к жизни объективную потребность в воспитании. Возникновение воспитания связано из практические потребностей человека и общества и состоит в приспособлении людей к конкретным условиям общественной жизни и производства. Оно является жизненно необходимым, и этот факт обусловлен регулярной потребностью в своевременной замене поколений. В этом смысле воспитание является вечной категорией, появившейся вместе с возникновением человеческого общества и существующей до тех пор, пока существует само общество. Говоря о принципах воспитании, мы уточнили, что воспитывать в деятельности можно только при активности самих детей. Дети должны быть заинтересованы в деятельности психологически, внутренне и морально. Проявление активности можно наблюдать в интересе, ответственности, положительных эмоциях воспитанников. При таком активном поведении формируются воля, склонности, привычки, характер все то, что составляет личность. Отсюда следует, что воспитание тогда эффективно, когда оно основано на внутренней работе, что, несомненно, помогает личностному росту воспитанников. Все виды воспитания должны быть направлены на развитие личности воспитанника, на раскрытие его способностей и формирование новых качеств.

воспитание личность школа педагогический

2. Современные технологии воспитания личности в образовательных системах, .1 Технологии воспитания личности ребенка в школе

Прежде чем мы приступим к описанию технологий воспитания личности в школе, определим, что значит само слово технология. Термин технология образован от двух латинских слов: «техне» — искусство, мастерство, ремесло; и «логос» — наука. Технология — это концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. В.И. Беспалько в своем педагогическом труде « Слагаемые педагогические технологии» писал: « Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке». [25] Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно — технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успехов педагогических действий. Она взаимосвязана с педагогическим мастерством и может быть представлена как технологии обучения и технологии воспитания. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход — единство целей, содержания, форм и методов воспитания, и выполняют следующие обязательные требования:

. Технологии воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

. Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания и самовоспитания личности.

. Единство и координация усилий, всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь комплексный характер, который требует одновременного осуществления задач разных видов воспитания в едином процессе.

. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление будет успешным тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относят: сложившийся образ жизни воспитанника, условия жизни, средства массовой информации и пропаганды, уровень развития и условия жизни коллектива. При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Исходя из определения технологии и педагогической технологии, а также характеристики современных технологий воспитания, можно дать следующее определение: воспитательные технологии — это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель — приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. [18] Поляков С.Д рассматривает воспитательную технологию как устойчивую целенаправленную действий педагога, которая относительно независима от его личностных особенностей, которая гарантировано ведет к результатам, заявленных в целях. Также, воспитательная технология — система приемов, направленная на решение отдельных типовых педагогических задач (технология организации коллективного планирования, технология установления контакта со школьниками, технология педагогической диагностики и др.).

Исходя из вышесказанного, технологии в сфере воспитании используются весьма широко.

Воспитательные технологии позволяют гарантированно достигать весьма скромные цели воспитания и этим получить весьма поверхностные результаты — получение школьниками позитивного социального опыта. Социальный опыт — опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Базовые признаки социального опыта: а) участие школьников в соответствующем общении; б) взаимодействие и их положительное отношение к этому взаимодействию.

Условия реализации технологии заключается в том, что качества личности не могут быть результатом (гарантированным результатом) применения воспитательных технологий.

Обратимся еще раз к одному из определений воспитательной технологии.

Воспитательная технология по С.Д. Полякову — есть устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, относительно независимая от его личностных особенностей, гарантированно ведущая к воспитательному результату, заявленному в целях.

Профессионально-личностные условия реализации технологии состоят:

. в личном интересе педагога в достижении заявленной в технологии цели.

. в практическом владении воспитателем реализуемой технологией, как умение выполнять все шаги технологической последовательности.

. в положительном отношении школьников (школьника) к педагогу.

Обозначим признаки технологии: а) ключевое звено любой технологии — детальное определение конечного результата и точное достижение его; б) основа технологии — четкое определение конечной цели; в) цель (конечная и промежуточная) должна быть диагностируемой; г) в ходе работы в любой технологии должно быть минимум непредсказуемости и экспромта; д) стабильность успеха. Критерии отбора технологий:

. Данные технологии должны быть относительно массовыми, т.е. известными педагогам формами и способами работы.

. В способе реализации должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании.

. В форме, в способе работы которой должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Эффективность воспитательной технологии в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых она осуществляется:

Индивидуальные особенности педагога: эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы, увлечения.

Знание педагогом закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владение методами диагностики и т.д.

Отношение педагога к ребенку.

Материальные условия (оборудование, обстановка и др.) [3].

Учитывая данные критерии отбора и структуру технологий, можно на-звать воспитательными технологиями следующие:

. Коллективное творческое дело.

. Тренинг общения.

. Шоу-технологии (конкурсы, КВН).

. Групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, проекты).

. Диалог (педагог — воспитанник).

. Информационное зеркало (формы настенных объявлений, стенды, газеты) и др.

. Технология рефлексивного самовоспитания.

. Технология ситуационного классного часа.

. Технология педагогической поддержки.

. Технология требования и другие.

Воспитательные технологии включают в себя следующие системообразующие компоненты, такие как диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационный — деятельностный компонент и контрольно — управленческий компонент. Характерной особенностью же воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ. Поэтому овладение педагогом воспитательными технологиями — актуальная проблема в современности. Задача педагога как учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы организовать творческую смыслообразующую деятельность школьников, побуждая их к рефлексии. Данная задача может быть осуществлена лишь в том случае, когда педагогическое мышление педагога направлено на развитие личности школьника, и когда он владеет современными воспитательными технологиями.

В работе со школьниками педагоги активно используют игровую технологию в обучении и воспитании школьников. Игра — это метод для общественного и творческого самовыражения детей. Ведущий исследователь игры С.А. Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально». Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира. Игра всегда подразумевает взаимодействие, так как играть — значит вступать в контакты с другими игроками. Игра необычайно информативна, так как она знакомит ребенка с окружающим миром и с самим собой. Игра — это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и поэтому уже не копирует поведение людей, но обязательно вносит уже что-то свое.

Также в воспитании важно опираться прежде всего на технологии формирования ценностных ориентаций и технологии делового общения. [22] Технология формирования ценностных отношений должна включать в себя профессиональные умения педагога, такие как: ценностное восприятие мира, интерепретацию поведения детей с позиции ценностей, предъвление ценности детям, осмысление жизни с позиции ценностей и диагностику ценностных предпочтений. Данная технология позволяет уделять большое внимание формированию позитивных отношений в классе, а в освоении нравственных ценностей взаимодействуют социальные факты и активность ребенка.

Технология диалога связывается с реализацией субъектно-субъектных отношений в общении на уроке, во внеурочной деятельности и овладением такими профессиональными умениями, как:

«Я-сообщение», когда оглашается свое отношение, сове состояние по поводу происходящего

сопоставление выбора между двумя субъектами и доведение его до логического конца

предвидение возможных последствий

опосредованный диалог

Данная технология позволяет координировать работу класса, обеспечивает общение детей, а также обсуждение проблем и пути их решения.

Следующая технология, рассмотренная Н.П. Капустиной, предполагает использование такой формы, как ситуационный классный час. Классный час — это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание. Выделяют виды классных часов:

тематические;

ситуационные.

Ситуации состоят из событий, влияющие на характер и в которых проявляется поведения, привычки детей. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

Технология ситуационного классного часа включает в себя такие компоненты:

  • Цель;

  • Информация;

  • «Я-позиция»;

  • Причина «Я-позиции»;

  • «Я-позиция» и общественно значимая норма;

  • Рефлексия;

  • Свободный выбор.

В случае необходимости в конце или в начале классного часа проводятся игры-тренинги для формирования умений или навыков поведения (например, тренинги, игры).

Кроме основных воспитательных форм можно использовать марафоны, дискуссии, походы, экспедиции и экскурсии.

Технология воспитания, разработанная Н.Е. Щурковой, ориентирована на реализацию идеи гуманизации образования. [31] Возможность реализации гуманистического подхода в условиях современной общеобразовательной школы Н.Е. Щуркова рассматривает в трех аспектах: теоретическом, методическом и технологическом. В теоретическом плане гуманизация предполагает переход от ориентации на освоение школьниками знаний к развитию сознания личности. В методическом плане — создание благоприятных условий для максимального развития каждого ученика, т. е. предоставление ребенку возможности осуществлять собственную деятельность.

В технологическом аспекте идея гуманизации рассматривается как возвышение ребенка до уровня человеческого достоинства. Иными словами процесс воспитания призван пробуждать в ребенке социально значимые качества личности. каждый момент педагогического взаимодействия должен способствовать осознанию ребенком себя как носителя человеческих достоинств — добра, разума, честности, прямодушия и т. д. Выделенные автором аспекты гуманизации образования в реальном процессе воспитания должны находиться в единстве и воплощаться вместе, одномоментно в каждом воспитательном действии. [2].

Следующая технология, рассматриваемая такими авторами, как В.А. Караковским, Н.Л. Селивановой и Л.И. Новиковой, получила название технологии воспитания на основе системно — деятельностного подхода. [29] Системно — деятельностный подход предполагает признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся, а также учет их индивидуальных, физилогических и психологических особенностей. Целевые ориентации (подсистема целей) данного подхода включают в себя:

Формирование личности — главная цель школы.

Сверхцель — всесторонне и гармонически развитая личность.

Развитие социальной активности.

Формирование ответственности, гражданского самосознания.

Развитие творческих способностей детей.

Превращение школы в большую воспитательную систему.

Формирование целостной научно обоснованной картины.

Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Технология системно-деятельностного подход позволяет обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Технология информационное зеркало, автором которой является С.Д. Поляков, — это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБОУ, на популяризацию работы МБОУ. [26] Зеркало отражает воспитательную работу начальной школы, тогда, как групповые информационные родительские уголки освещают проблемы определенной возрастной категории. Принципы, по которым работает зеркало: гуманизация — главный принцип «Не навреди!»

— преемственность — обмен удачным опытом воспитания и образования школьников;

дифференциация — учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;

единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе МБОУ. Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории. Не часто родители могут посещать родительские собрания, либо присутствовать на каких-либо других мероприятиях, зеркало в этом случае идеальный выход из положения. Информационное зеркало — это внешне пассивная форма работы с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса.

В современной школе, по определению Л.И. Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) — это единство взаимосвязанных элементов: а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему. [30] Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий. Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально — воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Говоря о технологиях воспитания, не стоит забывать о немаловажной и значимой роли, которую играет семья в воспитании ребенка. Ведь какой бы высокой ни была квалификация работников школьного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, потому что семья, как первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы школьных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании.

Таким образом, анализирую первую пункт, хочется отметить ключевые моменты. Школьное воспитание опирается на семейное воспитание, которое оказывает первостепенное влияние на ребенка. Воспитание в школе должно проходить на взаимодействии учителя и ученика, а также тесном контакте педагога и родителей. По своей сути, оно является фундаментом для воспитания личности студента в колледже, о чем речь пойдет далее.

2 Технологии воспитания личности студента в колледже

Кардинальные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость реформирования профессионального образования и выдвигают перед ним принципиально иные требования к его организации и содержанию, отражающие оптимальный уровень развития культуры, профессиональных качеств, характерных для субъекта рыночных отношений, ориентирующих личность профессионала на современный рынок труда. Эти требования связаны не только с процессом профессионального обучения, но, в первую очередь, с профессиональным воспитанием.

В связи с этим, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Данная задача отражена в ряде нормативных документов, в частности, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы и утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

В этих условиях воспитание личности рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе учреждений среднего профессионального образования.

Особое значение в связи с этим в профессиональном колледже отводится организации воспитательного процесса, направленного на профилактику различных социально-педагогических проблем. Так, в монографии Мазиной О.Н. раскрыты технологические аспекты организации данного процесса. [33]

По мнению Мазиной О.Н, предупреждение асоциального поведения — целостный процесс, осуществляемый комплексно. Предупреждение асоциального поведения учащихся предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение асоциального учащегося к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений педагогов и воспитуемых, использование всех положительных возможностей колледжа, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к асоциальным учащимся, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения. Профилактика асоциальной активности в образовательном учреждении может быть эффективной при условии взаимодополнения огромного потенциала педагогического наследия и новых социальных технологий, сформировавшихся вне педагогического знания.

Молодой выпускник колледжа должен быть, по окончанию учебы, квалифицированным специалистом, конкурентоспособным на рынке труда, готовым к профессиональному росту и развитию профессиональных качеств.

Так, в Федеральном Государственном Образовательном стандарте обозначены требования к выпускнику юридического колледжа. В связи с этим, юрист должен обладать компетенциями, которые называются общими и профессиональными. Выпускник юридического колледжа должен уметь:

. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.

. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.

. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.

. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.

Также, выпускник юридического колледжа должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.

обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.

применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.

обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.

осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.

использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.

осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.

осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.

Технологии послойного анализа, рассматриваемые Н.Е. Щурковой, выступает выявление меры присвоения воспитанником ценностей и социально-ценностных отношений. [31] Данное направление воспитания студентов в условиях колледжа осуществляется достаточно полно, активизируя и направляя деятельность будущих специалистов в творческое русло. При этом в колледжах проводятся различного рода культурно-просветительские мероприятия, тематические встречи с достойными, представляющими интерес людьми, классные часы по культуре общения, поведения, речи, посещаются музеи, театры, библиотеки. На основе выявленных интересов и потребностей самими студентами организуются творческие коллективы и объединения. Потенциал студентов раскрывается не только на уровне учебного заведения, но и на городских, региональных и областных конкурсах и фестивалях.

Несомненно, что главным направлением формирования личности будущего специалиста является его профессиональная подготовка, следовательно, в формировании высококвалифицированного и компетентного специалиста важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание специалиста, выполняющее в условиях колледжа функцию приобщения студентов к профессиональной деятельности и ее социальным функциям.

Профессионально-трудовое воспитание специалистов направлено на развитие у обучающихся потребности к учебе, труду и профессионализму, на формирование основных умений и навыков, применение полученных знаний в решении задач на практике. [32] У студентов формируются такие личностные качества как профессиональная этика, целеустремленность, трудолюбие, ответственность за свои решения, умение работать в коллективе, а также самостоятельность, самоконтроль и творческая активность.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам, оценив значимость форм воспитания специалиста в условиях колледжа:

чтобы добиться высоких результатов в сформировании конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, необходимо использовать в образовании все возможные и известные формы и средства воспитания; [24].

ведущая роль в воспитании специалистов принадлежит профессионально-трудовой подготовке, как важнейшей составляющей образования студентов;

в современных образовательных условиях применяются не все доступные формы воспитания или применяются, но недостаточно полно. В частности, слабое внимание уделяется гражданско-патриотической и правовой сфере воспитания будущих специалистов, при этом основной упор делается на профессионально-трудовую подготовку;

— огромное значение на становление высоконравственной личности и специалиста оказывает культурно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание.

Таким образом, современный молодой специалист должен четко понимать социальные ценности права, уметь пользоваться своими правами, иметь социально-активную гражданскую позицию и быть конкурентноспособным на рынке труда.

В данной главе мы рассмотрели современные технологии в образовательных системах, таких как школа и колледж. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы и повышения качества образования в образовательном учреждении является освоение педагогами — практиками продуктивных педагогических идей и применение технологий воспитания. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Образование — это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы для овладения профессиональными компетенциями.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Педагогическая категория воспитание — специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Важную позицию в осуществлении воспитания занимает педагог, которому необходимо обладать соответствующей педагогической компетентностью, необходимыми педагогическими знаниями, умения. Семья, оставаясь одним из самых ключевых институтов осуществления воспитания, формирует первые зачатки социализации и поведения, которые получают развитие в дальнейшем.

Воспитание всегда направлено на достижение результата и определяется позитивными изменениями в личности воспитанника. Эффективность осуществления данного процесса зависит от профессиональной компетентности педагога, и использование современных технологий воспитания.

Разработанные учеными, педагогами, система видов, принципов и технологий воспитания позволяет реализовать данную категорию более успешно и эффективно. Выбор форм и технологий требует грамотного и рационального подхода, которые применяться в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей, определённой обстановкой, окружением, где происходит реализация воспитания. В каждой семье, где родители заинтересованы в будущем правовом поведении своего ребёнка, также должна учитываться данная система способов и форм.

Как было сказано ранее, современный молодой специалист должен четко понимать социальные ценности права, уметь пользоваться своими правами, иметь социальноактивную гражданскую позицию и быть конкурентноспособным на рынке труда. Он должен быть мотивирован на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей жизни.

Вся воспитательная деятельность невозможна без современных технологий в образовательных системах, таких как школа и колледж. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы и повышения качества образования в образовательном учреждении является освоение педагогами — практиками продуктивных педагогических идей и применение технологий воспитания. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Образование — это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы для овладения профессиональными компетенциями.

Таким образом, хочется сказать, что мы рассмотрели интересную категорию, которая непрерывна на протяжении всей жизни. Данная категория осуществляет подготовку личности к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, которая помогает реализовать общественные функции главных социальных ролей: роль гражданина своей страны, семьянина и специалиста — профессионала.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-kak-pedagogicheskaya-kategoriya/

1 Борытко, Н.М. В поисках целостной теории воспитания / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова // Известия Волг. Гос. Тех. Ун-та. — 2005. — № 1- С.122-125.

Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко // Издательство политической литературы. — 1990. — с. 416.

Тагунова, И.А. Категории «воспитание» и «социализация» в современных западных исследованиях / И.А. Тагунова // Педагогика, 2015. — № 3. — С.103-113. — Библиогр.: с. 112-113 (16 назв.).

Верин — Галицкий, Д.В. О ценностях воспитания / Д.В. Верин — Галицкий // Народное образование. — 2013. — №3. — С.157-161.

Зильберштейн, Э.В. Педагогика как основа духовно-нравственного воспитания. Актуализация роли воспитания в целостном образовательном процессе / Э.В. Зильберштейн // Воспитание учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы : материалы обл. науч.-практ. конф., 23-24 окт. 2001 г. / М-во образования Рос. Федерации, Упр. СВР, Эстет. центр «Диалог». — Оренбург: ОГУ, 2001. — 98 с.

Даль, В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: В 4 т. — Спб.-М, 1863-1866. — Т.1.С.-812.

Мудрик, А.В. Воспитание: явление, институт, понятие / А.В.Мудрик // Известия Волг.Гос.Пед.Ун-та. — 2005. — № 1 — С.23-28.

Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации / А.В. Мудрик // Вестник Православного Свято-Тихонского Гум.Ун-та. Серия 4. Педагогика. Психология. — 2008. — № 10.- С.7-24.

Алиева, Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания / Л.В. Алиева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2014. — В.№ 5(20).

— С.20-25.

Саенко,Т.В. Анализ современных подходов к воспитанию в системе образования / Т.В. Саенко // Известия Росс.Гос.Пед.Ун-та им.А.И. Герцена. — 2007. — Т.19. — №45. — С.413-417.

Мудрик, А.В. Воспитание как социальный феномен. / А.В. Мудрик // Сиб. Пед.Жур.-2006.- №1- С.126-128.

Селиванова, Н.Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, достижения и проблемы / Н.Л. Селиванова // Отечественная и зарубежная педагогика.- 2011. — № 1. — С.103-116.

Галагузова, М.А. Педагогика и социальная педагогика в зеркале современных учебных пособий / М.А. Галагузова // Сиб.Пед.Жур. — 2005. — № 2. — С.148-153.

Трунова, Е.Г. Воспитание и компетентностый подход к образованию: проблема гармонизации / Е.Г. Трунова // Вестник Моск.Гос.Гум.Ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2014. — №2. — С.34-38.

Семенова, Н.В. Категория «Воспитание» в аспекте педагогической проблемы «Личность и общество» / Н.В. Семенова // Учебные записки Забайкальского Гос.Ун-та. Серия: Педагогика и психология. — 2009. — №5. — С.75-85.

Миронов, С.М. Уроки Макаренко / С.М.Миронов // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — №5. — С.235-236.

Ли, Е.Е. К вопросу о проблеме определения понятия воспитание / Е.Е. Ли// Вестник Бур.Гос.Ун-та. — 2012. — №5. — С.124-130.

Арапова, П.И. Современные технологии воспитания в школе / П.И. Арапова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — №16-2. — С.9-13.

Игошев, Б.М, Новоселов, С.А. Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций / Б.М. Игошев, С.А. Новоселов // Пед. обр-ние в России. — 2008. — №1. — С.4-14.

Клопова, О.К, Лисачкина В.Н. Моделирование профессионального воспитания конкурентоспособного специалиста / О.К. Клопова, В.Н. Лисачкина // Среднее проф. обр-ние. — 2008. — №4. — С.16-17.

Попик, В.А. Профессиональная подготовка подростков как один из компонентов инновационного развития центра образования / В.А. Попик // Cреднее проф.обр-ние. — 2010. — №11. — С.12-15.

Костина, О.Л. Инновационность как принцип развития отечественных авторских школ / О.Л. Костина // №1. — 2013. — С.255-258.

Клочкова, Л.И. Развитие воспитания в системе образования: инновационный ресурс педагога / Л.И. Клочкова // Фундаментальные исследования

Лебедева, И.В. Технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа / И.В. Лебедева // Вестник Адыгейского Гос.Ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — №2(136).

— С.1-7. -2013. — №4-2. — С.438-442.

Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод.пособие.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003г. -С.46-58, 71-81.

Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова // Вестник Орен.Гос.Ун-та. — 1999. — №1.- С. 13-19.

Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст]: теория и практика шк. воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. — М. : Пед. общество России, 2000. — 256 с.

Вопросы воспитания [Текст] : системный подход / под общ. ред. Л.И. Новиковой. — М.: Прогресс, 1981. — 136 с.

Новикова, Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство: (философско-педагогическое кредо В.В. Розанова) / Л.И. Новикова // Педагогика, 2003. — N 6.. — С. 67-73.

Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: учеб. Пособие / Н.Е. Щуркова. — М.: Просвещение, 2002. — 211 с.

Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев.- 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-М, 2001. — 607 с.

Мазина, О.Н. Предупреждение асоциального поведения учащихся: монография / О.Н. Мазина ; Оренбургский гос. ун-т. — Орен6ург: ОГУ, 2015. — 175с.

Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» / В.В. Зеньковский // Paris, YMCA Press. -1934. — С.258.