Воспитание вежливости у детей в дошкольном возрасте

Культуру общения, прежде всего, характеризует вежливость, которая делает взаимоотношения людей более радостными, приятными, облегчает жизнь.

Вежливость- это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

1.Необходимость воспитания вежливости в дошкольном возрасте.

Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости ,внимательности, заботливости к людям .Вежливость украшает все действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера. Культурное поведение и вежливость возбуждают у окружающих людей радость и чувство благодарности.

Советская психология и педагогика, как и передовой опыт воспитателей, указывают на необходимость и возможность воспитания вежливости в дошкольном возрасте. А. С. Макаренко считает овладение вежливостью таким же трудным и необходимым умением большой значимости, которыми человек овладевает в первые годы жизни.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми ( дом, дет. сад, улица)

При этом ребёнок приобретает опыт общественного поведения, формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого есть немало возможностей.

2.Психофизиологические особенности ребёнка

В дошкольном возрасте (3–6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении. Прежде всего это связано с совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Этот процесс тесно связан со структурно-функциональными перестройками в мозгу и изменением характера обмена веществ, который в 5–6 лет устанавливается по типу взрослого. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако их эмоции неустойчивы, носят характер аффектов.

3 стр., 1192 слов

Младший дошкольный возраст 3 года

... младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, должен: учитывать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста включать несколько блоков: информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, работа с детьми младшего дошкольного возраста, работа с родителями детей младшего дошкольного возраста. ...

Постепенно аффективная сфера снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью, а вторая сигнальная система – речь – начинает преобладать над первой, построенной на информации от органов чувств. В поведении детей складывается индивидуальная мотивационная система. Среди различных мотивов у дошкольников выделяются доминирующие (альтруистические, эгоистические и т.д.), часть из которых тесно связана с соответствующими врожденными механизмами – инстинктами. Особенности развития психики ребенка в этот период требуют индивидуальной воспитательной среды, в которой врожденные программы могут получить адекватные условия для своей реализации.

Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.

В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

3. Методика работы по нравственному воспитанию ребёнка.

Методы надо подбирать индивидуально к каждому ребёнку ,видеть результат, дети требуют терпения и терпеливости, лучше всего когда используются практические методы.

Методика воспитания вежливости должна использовать основные методы нравственного воспитания. Методы направленные на развитие знаний, привычек и потребностей. Примеры в рассказах «о хорошей дружбе», «вежливые дети», «волшебное слово»итд. Примеры в пословицах, стихах ,скороговорках.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми.

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность:”Извините, пожалуйста”,”Простите, пожалуйста”.

3. При обращении с просьбой говорить:”Пожалуйста”,”Будьте добры” и т.д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”,”Благодарю вас”.

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”,называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; входя в помещение с улицы, вытирать ноги о коврик и т.д.; помогать взрослым, заботиться о младших братьях, сестрах.

59 стр., 29132 слов

Проблемы социализации детей в неполных семьях

... детей в неполной семье с ее специфическими жизненными проблемами и особенностями внутрисемейного взаимодействия остаются малоизученными... Эта ситуация определяет постановку дипломной задачи. Объект исследования - неполные семьи г. Магнитогорска; предмет - Цель работы ... поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, ...

8. Делать все старательно, всегда все убирать за собой (одежду,игрушки,книги и др.).

9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

10. При обращении к взрослым говорить:“Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не дичиться, но и не быть назойливыми, не прерывать взрослых, когда они разговаривают, выслушивать их до конца.

11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.

12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, не обращать на себя внимание окружающих, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

15. Благодарить за еду, не выбирать себе лучшие куски, брать подряд, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.

16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: предложить стул ,уступить место ,пропустить взрослого вперед ,поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь; поддержать ,понести вещи.

Как надо воспитывать у детей вежливость.

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!

Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встрече с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми.

На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи.

Не забывает говорить спасибо за все, что ему кто-то делает.

А как приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь, пожалуйста” или “Возьмите, пожалуйста”.

Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.

Первоначального становления личности начинается в семье, но целенаправленно, методически обоснованно формирование происходит в дошкольном учреждении. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, отношения, поведения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Нравственное воспитание — процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой — активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был заложен в основу педагогического воздействия.

Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии — сегодняшнем и перспективном — требуют повседневного внимания педагогов. При этом органически сочетаются задачи формирования личности ребенка и детского коллектива.

4 стр., 1573 слов

Духовно-нравственное воспитание подростков на современном этапе

... проблемы духовно- нравственного воспитания подростков в научной литературе. 2. Раскрыть сущность понятия «духовно-нравственное развитие». 3. Раскрыть цели и задачи духовно- нравственного воспитания подростков. 4. Подобрать методы исследования духовно-нравственного воспитания подростков. 5. Провести экспериментальное ...

Нравственное воспитание ребенка — дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, степени их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формиpoвать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

2. Методы формирования нравственного сознания: объяснeние, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

3. Методы стимулиpoования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

  • соответствие метода, цели и задачи воспитания;
  • гуманный характер метода, не унижающий ребенка, не нарушающим его права.

Это относится к детям любого возраста — и младенческого, и дошкольного, и школьного;

  • реальность метода, требующий логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, важным;
  • для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочется использовать метод организации коллективной деятельности детей — устроить «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

  • избирательность отбора метода. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может обратиться в назидание и перестает приносить нужный результат;
  • тактичность применения метода.

Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосредованное влияние — великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

  • планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе — от выбранного метода следует отказаться;
  • терпение и толерантность педагога при использовании метода.

Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

8 стр., 3527 слов

Методы воспитания. Педагогика Методы воспитания

... детям. Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества педагога или родителя. Выбор метода полностью зависит от того, каким предвидится результат. Целью данного реферата ... формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения. Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию ...

— доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимание знaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо знакомому методу примеру взрослого как образца для подражания. Надеяться на действие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка.

— методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе, во взaимoсвязи. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

Вывод.

Таким образом, осуществляя активный процесс нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста, воспитатели смогут заложить надежный фундамент будущей личности. Социализация личности начинается в детстве, от ее успеха зависит, насколько личность, усвоив моральные ценности и нормы поведения, принятые в нашем обществе, сумеет реализовать себя в жизни. Окружающая ребенка среда, процесс социализации помогают детям понять систему прав и обязанностей, которые станут гарантией его самосахронения и сохранения его культуры.