Воспитание вежливости у детей в дошкольном возрасте

Контрольная работа

Культуру общения, прежде всего, характеризует вежливость, которая делает взаимоотношения людей более радостными, приятными, облегчает жизнь.

Вежливость- это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

1.Необходимость воспитания вежливости в дошкольном возрасте.

Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости ,внимательности, заботливости к людям .Вежливость украшает все действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера. Культурное поведение и вежливость возбуждают у окружающих людей радость и чувство благодарности.

Советская психология и педагогика, как и передовой опыт воспитателей, указывают на необходимость и возможность воспитания вежливости в дошкольном возрасте. А. С. Макаренко считает овладение вежливостью таким же трудным и необходимым умением большой значимости, которыми человек овладевает в первые годы жизни.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми ( дом, дет. сад, улица)

При этом ребёнок приобретает опыт общественного поведения, формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого есть немало возможностей.

2.Психофизиологические особенности ребёнка

В дошкольном возрасте (3–6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении. Прежде всего это связано с совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Этот процесс тесно связан со структурно-функциональными перестройками в мозгу и изменением характера обмена веществ, который в 5–6 лет устанавливается по типу взрослого. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако их эмоции неустойчивы, носят характер аффектов.

3 стр., 1192 слов

Младший дошкольный возраст 3 года

... детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, должен: учитывать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста включать несколько блоков: информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, работа с детьми младшего дошкольного возраста, работа с родителями детей младшего дошкольного возраста. Задачи ...

Постепенно аффективная сфера снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью, а вторая сигнальная система – речь – начинает преобладать над первой, построенной на информации от органов чувств. В поведении детей складывается индивидуальная мотивационная система. Среди различных мотивов у дошкольников выделяются доминирующие (альтруистические, эгоистические и т.д.), часть из которых тесно связана с соответствующими врожденными механизмами – инстинктами. Особенности развития психики ребенка в этот период требуют индивидуальной воспитательной среды, в которой врожденные программы могут получить адекватные условия для своей реализации.

Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.

В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

3. Методика работы по нравственному воспитанию ребёнка.

Методы надо подбирать индивидуально к каждому ребёнку ,видеть результат, дети требуют терпения и терпеливости, лучше всего когда используются практические методы.

Методика воспитания вежливости должна использовать основные методы нравственного воспитания. Методы направленные на развитие знаний, привычек и потребностей. Примеры в рассказах «о хорошей дружбе», «вежливые дети», «волшебное слово»итд. Примеры в пословицах, стихах ,скороговорках.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми.

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность:”Извините, пожалуйста”,”Простите, пожалуйста”.

3. При обращении с просьбой говорить:”Пожалуйста”,”Будьте добры” и т.д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”,”Благодарю вас”.

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”,называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; входя в помещение с улицы, вытирать ноги о коврик и т.д.; помогать взрослым, заботиться о младших братьях, сестрах.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, ... музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ...

8. Делать все старательно, всегда все убирать за собой (одежду,игрушки,книги и др.).

9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

10. При обращении к взрослым говорить:“Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не дичиться, но и не быть назойливыми, не прерывать взрослых, когда они разговаривают, выслушивать их до конца.

11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.

12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, не обращать на себя внимание окружающих, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

15. Благодарить за еду, не выбирать себе лучшие куски, брать подряд, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.

16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: предложить стул ,уступить место ,пропустить взрослого вперед ,поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь; поддержать ,понести вещи.

Как надо воспитывать у детей вежливость.

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!

Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встрече с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми.

На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи.

Не забывает говорить спасибо за все, что ему кто-то делает.

А как приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь, пожалуйста” или “Возьмите, пожалуйста”.

Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.

Первоначального становления личности начинается в семье, но целенаправленно, методически обоснованно формирование происходит в дошкольном учреждении. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, отношения, поведения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Нравственное воспитание — процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой — активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был заложен в основу педагогического воздействия.

Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии — сегодняшнем и перспективном — требуют повседневного внимания педагогов. При этом органически сочетаются задачи формирования личности ребенка и детского коллектива.

15 стр., 7331 слов

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

... была выбрана тема курсовой работы: «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы». Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народного творчества. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет ...

Нравственное воспитание ребенка — дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, степени их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формиpoвать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

2. Методы формирования нравственного сознания: объяснeние, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

3. Методы стимулиpoования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

  • соответствие метода, цели и задачи воспитания;
  • гуманный характер метода, не унижающий ребенка, не нарушающим его права.

Это относится к детям любого возраста — и младенческого, и дошкольного, и школьного;

  • реальность метода, требующий логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, важным;
  • для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочется использовать метод организации коллективной деятельности детей — устроить «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

  • избирательность отбора метода. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может обратиться в назидание и перестает приносить нужный результат;
  • тактичность применения метода.

Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосредованное влияние — великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

  • планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе — от выбранного метода следует отказаться;
  • терпение и толерантность педагога при использовании метода.

Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

19 стр., 9045 слов

Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе

... родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства воспитания привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы. Исходя из ...

— доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимание знaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо знакомому методу примеру взрослого как образца для подражания. Надеяться на действие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка.

— методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе, во взaимoсвязи. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

Вывод.

Таким образом, осуществляя активный процесс нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста, воспитатели смогут заложить надежный фундамент будущей личности. Социализация личности начинается в детстве, от ее успеха зависит, насколько личность, усвоив моральные ценности и нормы поведения, принятые в нашем обществе, сумеет реализовать себя в жизни. Окружающая ребенка среда, процесс социализации помогают детям понять систему прав и обязанностей, которые станут гарантией его самосахронения и сохранения его культуры.