От зеленой шляпы мы не можем требовать конечного результата. Все, что мы можем от нее требовать, — это вклад в наши размышлении. Мы можем посвятить некоторое время выработке новых идей. Несмотря на это человек может и не придумать ничего нового. Имеет значение только время, потраченное на поиск. Вы не можете приказать себе (или другим) придумать новую идею, но можете приказать себе (или другим) провести некоторое время в поисках новой идеи. Зеленая шляпа дает формальную возможность сделать это.Я изобрел термин латеральное мышление в 1967 году, и теперь даже «Оксфордский словарь английского языка» указывает, что это слово было придумано мной. Термин латеральное мышление следовало ввести по двум причинам. Первая — очень широкое и в некотором роде размытое значение слова творческий. Латеральное мышление более узкое и касается изменения концепций и восприятий; это исторически обусловленные стереотипы мышления и модели поведения. Вторая причина заключается в том, что латеральное мышление основано непосредственно на поведении информации в самоорганизующихся информационных системах. Латеральное мышление — это перекомпоновка шаблонов в асимметричной шаблонной системе.Так же как логическое мышление основано на поведении символического языка, латеральное мышление основано на поведении шаблонных систем.
Латеральное мышление имеет ту же основу, что и юмор. Оба зависят от асимметричной природы шаблонов восприятия. Это является основой для внезапного скачка или проникновения в суть, после которого что-то становится понятным.Огромная часть нашей мыслительной культуры связана с «обработкой». Для этого мы разработали превосходные системы, включая математику, статистику, обработку данных, язык и логику. Но все они могут работать только на словах, символах и отношениях, предоставленных восприятием. Именно восприятие сводит сложный мир вокруг нас к этим формам. Именно в этой области восприятия латеральное мышление работает и пытается изменить установленные шаблоны.Мысля привычным образом, мы используем суждения. Как соотносится эта идея с тем, что я уже знаю? Как она соотносится с моими моделями опыта? Мы рассуждаем, что это подходит, или указываем, почему это не подходит. Критическое мышление и мышление в черной шляпе оценивают, насколько хорошо предложение вписывается в то, что мы уже знаем.Мы можем назвать это повернутым назад эффектом идеи. Мы оглядываемся на свой прошлый опыт, чтобы оценить идею. Так же как описание должно соответствовать самому объекту, мы ожидаем от идей соответствия нашему знанию.
Развитие творческого мышления судентов — будущих педагогов
... ученикам. Целью дипломной работы является исследование проблемы творческого мышления будущих учителей. Домашнее задание : 1. Проанализировать теоретический материал по проблеме творческого мышления профессионала. 2. Изучить методы развития творческого мышления. 3. Разработайте ...
Как бы мы еще могли сказать, что они правильны? Мысля в зеленой шляпе, мы должны применить другую идиому: мы заменяем суждение «движением». Движение — это не просто отсутствие суждения. Движение — это использование идеи ради ее эффекта продвижения вперед. Мы хотим посмотреть, куда она нас заведет.Отчеты о научных открытиях всегда выглядят так, как будто процедура открытия была логичной и последовательной. Иногда так оно и есть. В других случаях пошаговая логика является всего только оглядкой назад с целью оценить допущенные в работе промахи. Произошла ошибка или авария, что стало провокацией, послужившей причиной возникновения новой идеи. Антибиотики были открыты в результате загрязнения экспериментальной посуды пенициллиновой плесенью. Говорят, Колумб решился пересечь Атлантический океан только потому, что сделал серьезную ошибку, вычисляя расстояние вокруг света на основании данных древнего трактата.Сама природа создает такие провокации. Никогда нельзя ожидать, что провокация произойдет сама по себе, так как мышление ее исключает. Ее роль заключается в том, чтобы выдернуть мышление из сложившихся к данному времени шаблонов. Мы можем сидеть и ждать провокаций или же принять решение создать их намеренно.
Именно это происходит, когда применяется метод латерального мышления. Способность использовать провокации является существенной частью латерального мышления.Много лет назад я придумал слово по как символ, обозначающий идею, высказываемую в качестве провокации и ради ее движущей ценности. Если хотите, можно расшифровать по как «провокационная операция». По действует как белый флаг перемирия. Если кто-то подошел к стенам замка, размахивая белым флагом, стрелять по нему будет против правил. Подобным образом, если идея была высказана под зашитой по, застрелить ее суждением, родившимся под черной шляпой, окажется нарушением правил игры.…Фабрика, загрязняющая окружающую среду, должна находиться ниже по течению, чем ее сток.Эта провокации родила новую идею о том, что фабрика, построенная на берегу реки, должна использовать для своих нужд уже загрязненную своей же деятельностью воду. Таким образом, фабрика первой испытывала бы на себе эффект собственного загрязнения окружающей среды.Пока мы двигаемся вперед от провокации, могут произойти три вещи. Мы, вероятно, не сможем сделать какое-либо движение вообще. Мы можем вернуться к обычным шаблонам. Или перейти к использованию нового шаблона.Существуют и формальные пути создания провокации.
Например, один из простых путей получения провокации – утверждение от противного. Очень простой способ вызвать провокацию — использовать случайное слово. Многим людям, наверное, покажется неслыханным, что случайное слово способно помочь решить проблему. Случайность предполагает, что слово не имеет непосредственного отношения к проблеме. Тем не менее, с точки зрения логики асимметрических шаблонных систем несложно увидеть, какое действие оказывает слово, выбранное наугад. Оно становится новой отправной точкой. Размышления, для которых случайное слово послужило отправной точкой, могут развиваться в ключе, невозможном для размышлений, непосредственно относящихся к проблеме.На уроке математики в школе вы высчитываете сумму и получаете ответ. Затем переходите к следующей задаче. Нет смысла уделять больше времени первой сумме, потому что вы уже получили правильный ответ и лучшего найти не сможете. У многих людей такое отношение к мышлению сохраняется в дальнейшей жизни. Они перестают думать, как только находят решение какой-то проблемы. Их удовлетворяет первый подходящий ответ. Однако реальная жизнь очень отличается от школьных задач. Обычно существует не один, а больше ответов. Некоторые решения подходят больше, чем другие: они более надежны, более реальны или требуют меньших затрат.
Типы мышления людей и их специфическое проявление
... мышления. Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта[7, c.45]. 2. Психологическая сущность мышления и его особенности Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека ... в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними. Психология мышления всегда исходит и ...
Нет никаких причин полагать, что первый ответ лучше других возможных.Мы рассматриваем альтернативы и ищем другие решения, мы можем выбрать самое лучшее из них. Поиск альтернативных решений на самом деле является поиском наилучшего решения. Понимание альтернатив предполагает, что обычно существует более одного способа осуществления задуманного и более одного взгляда на вещи. Различные техники латерального мышления направлены на нахождение новых альтернатив.Многие люди верят, что логическое мышление позволяет раскрыть все возможные альтернативы. Это верно для замкнутых систем, но не всегда работает в реальных ситуациях.Каждый раз, когда мы ищем альтернативу, мы делаем это в рамках определенного уровня. Как правило, нам хочется оставаться в этих рамках. Время от времени нам нужно бросать вызов рамкам и переходить на более высокий уровень.…Вы спросили меня об альтернативных способах погрузки на грузовики. Я хочу сказать вам, что гораздо выгоднее отправить вашу продукцию поездом.Всеми силами бросайте вызов существующим рамкам и время от времени меняйте уровень. Но также будьте готовы найти альтернативное решение в рамках определенного уровня. Креативность получает дурную репутацию, когда креативные люди предлагают решить не ту проблему, которая была им дана.
Дилемма остается реальной: когда работать в заданных рамках, а когда выходить из них.39. Мышление в зеленой шляпе: личность и способностиМне не нравится идея творческого мышления как особого дара. Я предпочитаю думать о творчестве как о нормальной и естественной составляющей мышления каждого человека. Я не думаю, что можно изменить личность человека. Но я уверен, что если человеку объяснить «логику» творческого подхода, то это может навсегда изменить его отношение к творчеству. Никому не нравится, когда его считают «однобоким». Мыслитель, который выглядит великолепно в черной шляпе, в зеленой хотел бы выглядеть хотя бы сносно. Эксперту в черной шляпе не нужно чувствовать, что ему надо уменьшить свое отрицательное отношение, чтобы быть творческим. Когда он негативен, он может быть так же негативен, как и раньше (сравните это с попытками изменить личность).
Творческое мышление обычно находится в слабом положении, поскольку его не рассматривают как необходимую составляющую мышления. Такая формальность, как зеленая шляпа, возводит его в ранг такой же признанной части мышления, как и другие его аспекты.Я присутствовал на множестве творческих сессий, где рождалось много хороших идей. Однако на заключительной стадии многие из этих идей были проигнорированы участниками. Мы склонны обращать внимание только на заключительное, разумное решение. Все остальное мы игнорируем. Но все эти случаи должны быть замечены. Это должно быть частью творческого процесса — оформить идею и приспособить ее для какой-то цели, чтобы она стала ближе к удовлетворению двух нужд. Первая нужда — нужда ситуации. Попытка оформить идею и сделать ее работоспособной. Это достигается путем введения ограничителей, которые используются как формирующие импульсы.Второй набор потребностей, которые следует удовлетворить, – нужды людей, собирающихся действовать на основании идеи. К сожалению, этот мир несовершенен. Было бы хорошо, если бы каждый мог видеть в идее великолепие и потенциал, которые очевидны для автора этой идеи. Это не всегда имеет место. Таким образом, часть творческого процесса — оформить идею таким образом, чтобы она лучше соответствовала нуждам тех, кому понадобится «купить» ее.В некоторых своих работах я предлагал роль менеджера концепций.
Технология критического мышления как средство формирования мыслительной ...
... Этому можно и нужно научить. Технология развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, можно добиться стопроцентного усвоения программного материала всеми ... Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода и т.д. Урок развития критического мышления Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором: ученики вначале формулируют проблему, которую ...
Это тот, кто несет ответственность за стимулирование идей, их сбор и присмотр за ними. Это человек, который организовывал бы сессии по генерации идей. Он подсовывал бы проблемы под носы тех, кто должен решить их. Это человек, который следил бы за идеями так же, как финансовый менеджер — за финансами.Следующая стадия — стадия желтой шляпы. Она включает в себя конструктивную разработку идеи, а также положительную оценку и поиск сопутствующих выгод и ценностей. Далее следует мышление в черной шляпе. На любой стадии может быть надета белая шляпа, чтобы предоставить данные, необходимые для оценки идеи. Завершающая стадия — это мышление в красной шляпе: нравится ли эта идея настолько, чтобы продолжать с ней работать? Может показаться странным, что эмоциональное суждение выносится в конце. Но именно это дает надежду, что эмоциональная оценка будет основываться на результатах внимательного исследования черной и желтой шляп. В конце, если энтузиазма нет, идея, скорее всего, не будет успешна, независимо от того, какой бы хорошей она ни была.Зеленая шляпа связана с творческим мышлением. Поиск альтернативных решений является фундаментальным аспектом мышления в зеленой шляпе. Существует необходимость выйти за рамки и известного, и очевидного, и удовлетворительного.
В случае необходимости взять творческую паузу мыслитель в зеленой шляпе прерывает обсуждение в любом месте, чтобы задуматься над тем, существуют ли на данный момент альтернативные решения. В рамках мышления в зеленой шляпе понятие движения используется вместо понятия суждения. Провокация является важной частью мышления в зеленой шляпе и обозначается словом по. Она используется для того, чтобы вывести нас за рамки обычных шаблонов мышления. Латеральное мышление — это комплекс отношений, понятий и техник (включая движение, провокацию и по), предназначенных для прерывания шаблонов в самоорганизующихся асимметричных шаблонных системах.2.7. Синяя шляпа: управление мышлениемНадевая синюю шляпу, мы больше не думаем об объекте; мы начинаем думать о мышлении, необходимом для изучения этого объекта. Синяя шляпа делает в отношении мышления то же, что дирижер – в отношении оркестра. Нося синюю шляпу мышления, мы говорим себе (или другим), какую из пяти шляп надеть.Время спора предоставляет человеку момент для мышления. Вот почему многим людям легче думать в группе, чем в одиночестве. Мышление в одиночестве требует структурирования синей шляпы. Если мы собираемся использовать картографический тип мышления, нам нужно иметь структуру.
Индивидуальные особенности и типы мышления
... База исследования Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (37 наименование) и 2 приложения. 1. Понимание мышления как психологического процесса и ... предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира. Полноценное ...
Нападение и защита больше не могут составить структуру.Фокусирование — одна из ключевых ролей синей шляпы. Фокус может быть широким или узким. Широкий фокус может иметь несколько конкретных объектов фокусирования. Важный аспект внимания – оно должно быть озвучено в определенной манере. Мышление в синей шляпе должно использоваться для того, чтобы определять цель сосредоточения. Время, уделенное размышлениям о мышлении, не потрачено зря. Постановка вопроса – самый простой способ фокусирования мышления.У компьютеров есть программное обеспечение, которое направляет их в каждой конкретной ситуации. Компьютеры не могут работать без программного обеспечения. Одна из функций мышления в синей шляпе – разработка программного обеспечения для размышлений над определенным вопросом.Если тема вызывает бурные эмоции, имело бы смысл поставить красную шляпу первой по программе. Это позволило бы вынести чувства на поверхность и сделать их видимыми. Без красной шляпы каждый человек пытался бы выразить свои эмоции не напрямую, а используя дополнительные средства, такие как черная шляпа. Как только эмоции проявятся, человек освободится от них. Следующим шагом могло бы стать надевание белой шляпы.Теперь с помощью магии синей шляпы все имеющиеся предложения должны быть сведены в официальный список.
После этого предложения могут быть распределены по категориям: предложения, требующие индивидуальной оценки; предложения, требующие дальнейшего развития; предложения, которые следует просто принять во внимание.Сейчас можно было бы объединить три подхода, воспользовавшись белой, желтой и зеленой шляпами, чтобы рассмотреть каждое предложение и поднять его на новый уровень. Это фаза конструктивного мышления.Далее используется подход желтой шляпы в чистом виде, чтобы дать оценку каждому из альтернативных вариантов решений, которые можно считать серьезными предложениями.Теперь нужно надеть черную шляпу, которая в данный момент играет роль сита. Цель черной шляпы — указать на невозможность осуществления тех или иных альтернативных вариантов.Человек в синей шляпе смотрит на ту шляпу мышления, которая в данный момент находится на сцене. Он — хореограф, но еще и критик, который следит за происходящим. Человек в синей шляпе не ведет машину по дороге, а наблюдает за водителем. Он также обращает внимание на выбор маршрута. Надевая синюю шляпу, мы делаем замечания по поводу того, что наблюдаем. Время от времени мыслитель в синей шляпе делает обзор того, что происходило и что было достигнуто.
Именно он стоит у доски, чтобы сделать список найденных альтернативных решений.На любой встрече председатель автоматически выполняет функцию синей шляпы. Он поддерживает порядок и следит за соблюдением повестки дня. Можно дать роль носителя синей шляпы кому-то другому, а не председателю. Тогда человек в синей шляпе будет осуществлять мониторинг мышления в рамках, установленных председателем. Носитель синей шляпы следит за тем, чтобы все остальные придерживались правил игры.На практике разные шляпы перекрывают друг друга очень часто, и нет нужды относиться к этому слишком педантично. Желтая и зеленая шляпы могут сменяться очень быстро. Белая и красная шляпы перекрывают друг друга по причине того, что факты смешиваются с мнениями о них. Непрактично также менять шляпы каждый раз, когда кто-то делает замечание. Важно следующее: когда установлен определенный режим мышления, мыслители должны осознанно прилагать усилия к тому, чтобы думать таким образом. Одной из основных задач контроля со стороны носителя синей шляпы будет пресекание споров.Синяя шляпа — шляпа контроля. Человек в синей шляпе организует мышление. Он высказывает идеи о формах мышления, необходимых для изучения темы. Мыслитель в синей шляпе подобен дирижеру оркестра: именно он объявляет, когда необходимо надеть ту или иную шляпу.
Современные образовательные интернет-ресурсы для профессионально-личностного ...
... задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов; ... Педагоги, занимающиеся подготовкой абитуриентов, учащиеся и их родители, а также преподаватели. Собраны рефераты, курсовые и дипломные работы ... мира. STREET vi ПанормыGoogleStreetView. Педагоги, учащиеся, студенты Сайт дает возможность прогуляться ...
Мыслитель в синей шляпе определяет объект, на который должно быть направлено мышление. Синяя шляпа «наводит фокус». Она служит для определения проблем и постановки вопросов.ЗаключениеВеличайший враг мышления — сложность, так как она ведет к путанице. Когда мысли ясны и просты, это доставляет удовольствие и даст больший эффект. Концепцию шести шляп мышления понять очень легко. Ее также очень легко применять. Очевидно, что эта идиома будет работать, если все люди в организации знакомы с правилами игры. Например, все те, кто привык встречаться, чтобы обсуждать те или иные вопросы, должны узнать значение различных шляп. Концепция работает лучше всего, когда она становится чем-то вроде общего языка.В свою очередь применение латерального маркетинга обеспечивает создание того, что обеспечивает ценность бизнеса – инновации. Компания может выделить новые целевые аудитории, сегменты рынка и как следствие выработать новое позиционирование своего продукта, открыть новые возможности в старых продуктах и продлить им жизнь, разработать новый продукт. Что в целом составляет выгодное преимущество перед компаниями-конкурентами.В своё время Жан-Люк Жиндер, один из известнейших приверженцев латерального маркетинга, в своей книге дал ему определение «маркетинг без томозов».
И это определение довольно ярко отражает сущность этого вида маркетинга.[10] Одна строительная компания в Лондоне никак не могла добиться, чтобы потенциальные клиенты приходили смотреть ее дома. Тогда директор подумал: «А что если я заставлю свои дома пойти к людям?» Он построил макет здания в натуральную величину на барже и начал возить его по Темзе вниз и вверх. Время от времени судно бросало якорь у густо заселенных берегов. В результате за три месяца дом посетили 26 тыс. человек.Конечно, новые продукты, полученные с помощью латерального маркетинга, часто требуют значительных инвестиций в производство, скажем, KinderSurprise сложнее произвести, чем простую плитку шоколада. Кроме того, потребитель должен еще привыкнуть к ним, поэтому для продвижения такого рода товаров требуются серьезные усилия. Но экономический эффект может оказаться намного большим, нежели в случае с новинками, полученными традиционным путем. Об этом свидетельствует и опыт российских компаний, довольно недавно практикующих концепцию латерального маркетинга, который можно с уверенностью назвать успешным.Таким образом, латеральный маркетинг на сегодняшний день самый прогрессивный и эффективный способ добиться реальных результатов.[11]Список использованной литературыСписок используемой литературы1.
Социально-этический маркетинг
... подробно рассмотрю концепцию социально этического маркетинга. Глава 1. Основы социально этического маркетинга 1.1 Понятие социально-этического маркетинга. Социально-этичный маркетинг - явление ... Для контроля некоторых потенциальных зол маркетинга необходим доступ к средствам массовой информации для ... бутылки - это огромные непроизводительные затраты ресурсов. Ведь требуется 17 необоротных бутылок, ...
Джон Тоокут, Маркетинг снизу вверх. От тактики до бизнеса — М: АльпинаПаблишер, 2010 – 236 с.2. Елена Еремина, Маркетинг – М: Академия, 2011 – 270 с3. Жан-Люк Жиндер, Маркетинг без тормозов – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 – 336 с.4. КрисРичи, Маркетинг как он есть – М: Дело и Сервис, 2010 – 370 с5. Светлана Стерхова, Основы маркетинга – М: Юнит-Дана, 2011 – 382 с6. Патрик Форсайт, Крутая тактика в крутые времена – М: АльпинаПаблишер, 2010 – 320 с.7. ФилипКотлер, Фернандо Триас де Без, Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей — СПб: Нева, 2008 — 192 с.8. Эдвард де Боно, Латеральное мышление – М.: Попурри, 2006 – 384 с.9. Большой толковый словарь. Маркетинг/ Под общ.ред. А.П. Панкрухина. – М.: Омега-Л, 2007.10. Словарь, Центр Маркетинга – СПб:Нева, 2007 – 240 с11. Попов А. Маркетинг с фланга [Электронный ресурс]: – Режим доступа: . Шинкаренко И. Мантры и смертные грехи маркетинга // Издание «Эксперт» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: . Уфимцев Р. Лапутский или латеральный маркетинг [Электронный ресурс]: – Режим доступа: . Фуколова Ю. Пример неподражания [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_1451/15. Обзор российского рынка снеков // Журнал RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE 2008 №1 (97) [Электронный ресурс]: http://www.fincom.ru/production/interestingly_know/information_about_market/index.htm – 16. О лайт — тариф серии Лайт Мегафон Москва. [Электронный ресурс]: –
Список литературы [ всего 16]
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/lateralnoe-myishlenie/
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/lateralnoe-myishlenie/
1. Джон Тоокут, Маркетинг снизу вверх. От тактики до бизнеса — М: Альпина Паблишер, 2010 – 236 с.
2. Елена Еремина, Маркетинг – М: Академия, 2011 – 270 с
3. Жан-Люк Жиндер, Маркетинг без тормозов – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 – 336 с.
4. Крис Ричи, Маркетинг как он есть – М: Дело и Сервис, 2010 – 370 с
5. Светлана Стерхова, Основы маркетинга – М: Юнит-Дана, 2011 – 382 с
6. Патрик Форсайт, Крутая тактика в крутые времена – М: Альпина Паблишер, 2010 – 320 с.
7. Филип Котлер, Фернандо Триас де Без, Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей — СПб: Нева, 2008 — 192 с.
8. Эдвард де Боно, Латеральное мышление – М.: Попурри, 2006 – 384 с.
9. Большой толковый словарь. Маркетинг/ Под общ. ред. А.П. Панкрухина. – М.: Омега-Л, 2007.
10. Словарь, Центр Маркетинга – СПб:Нева, 2007 – 240 с
11. Попов А. Маркетинг с фланга [Электронный ресурс]: – Режим доступа:
12. Шинкаренко И. Мантры и смертные грехи маркетинга // Издание «Эксперт» [Электронный ресурс]: – Режим доступа:
13. Уфимцев Р. Лапутский или латеральный маркетинг [Электронный ресурс]: – Режим доступа:
14. Фуколова Ю. Пример неподражания [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_1451/
Социальный маркетинг как маркетинг социально значимых проблем
... Подводя итог, можно сформулировать первое определение социального маркетинга как технологии организации функционирования социальной сферы общества. Социальный маркетинг - это деятельность государственных органов, неправительственных ... главное: бюрократическое учреждение оценивает свою деятельность по объему освоенных ресурсов и количеству выполняемых задач, постбюрократическое - по результатам, ...
15. Обзор российского рынка снеков // Журнал RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE 2008 №1 (97) [Электронный ресурс]: http://www.fincom.ru/production/interestingly_know/information_about_market/index.htm –
16. О лайт — тариф серии Лайт Мегафон Москва. [Электронный ресурс]: –