Исследования образного мышления

Образное мышление выполняет специфические функции в разнообразных сферах человеческой деятельности: трудовой, художественной, конструкторской, научной и т.д. Способность мыслить в образах, оперировать образами так или иначе необходима каждому человеку для полноценного осуществления его жизнедеятельности, т.е. составляет условие успешного развития личности в целом. Психологические особенности развития образного мышления в младшем школьном возрасте изучены значительно меньше, чем в другие возрастные периоды. А существующая практика обучения в начальной школе еще недостаточно способствует развитию образного мышления детей.

В последние десятилетия появилась целая плеяда блестящих педагогов-реформаторов, выдвинувших множества интересных идей в области обучения и воспитания детей. Разумеется, их изыскания базируются на мировом опыте, накопленным за многие столетия существования человеческого общества.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, умению перекодировать информацию, работать с подделками, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно [19].

Кант сказал: «что истина человеку недоступна». Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?

Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Оно уже постепенно проникает в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Это сознание пробудилось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение (хотя, конечно, и не без исключений).

4 стр., 1682 слов

Влияние языка на образ мышления, сознания и психики человека

... - выяснить, насколько это возможно, проблему влияния языка на образ мышления, сознания и психики человека. Соответственно для достижения ... преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также ... на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие ...

Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.

Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых. Во многих случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская).

[30]

Схема развития мышления в онтогенезе, зафиксированная как смена его форм, разрабатывалась в психологии в 30 – 40-е гг. и отражала представление тех лет о характере развития мышления как бы повторяющем логику исторического познания, выраженную формулой: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В.И. Ленин неоднократно подчеркивал недопустимость отождествления логики исторического познания и логики развития мышления ребенка, что теоретически раскрыто и экспериментально показано в исследованиях, выполненных советскими психологами в 50 – 60-е гг. (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков и другие).

[21]

Мышление, формируясь первично в действенном плане, лишь на последующих ступенях развития выделяется из практической деятельности в качестве самостоятельной теоретической деятельности. Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной операцией было разумное действие, опиравшееся на наглядное мышление, наглядно — действенное (или «сенсомоторное») мышление, точнее, это было наглядно — ситуационное мышление, непосредственно включенное в практическое действие. Действие, непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего эту действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем. В действии сосредоточивается первично самый освещенный, наиболее интеллектуализованный участок сознания. Если И. П. Павлов изображает сознание как светящуюся точку, перемещающуюся по коре головного мозга, то в этой связи можно было бы говорить о мышлении как о светящемся поле, передвигающемся на острие действия и расширяющемся по мере проникновения его в мир. [23]

Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно — образного мышления.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур:

  • топологической;
  • проективной;
  • порядковой;
  • метрической;
  • композиционной.

Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Цель исследования: изучить теоретические положения по проблеме образного мышления и выявить особенности образного мышления младших школьников.

Объект исследования: образное мышление.

Предмет исследования: особенности развития образного мышления в младшем школьном возрасте.

Рабочей гипотезой исследования является предположение в том, что эффективность развития образного мышления будет достигаться, если последовательно формируется система представлений о характере и структуре способов умственной деятельности и применении этих способов в развивающей деятельности и испытуемые при выполнении заданий последовательно продвигаются в соответствии с основными этапами, входящими в структуру способов умственной деятельности

Задачи:

1. Изучить психологическую и методическую литературу по данной теме.

2. Подобрать адекватные методы изучения темы

3. С помощью отобранных методов выявить уровень развития образного мышления учащихся 3 класса.

Объект исследования: развитие образного мышления у школьников 3 класса МБОУ СОШ № 78 имени Героя Советского Союза П.Ф.Ананьева ГО Самара.

Метод: тестирование.

1. Теоретическое исследование – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы.

2. Наблюдение за работой испытуемых в процессе проведения эксперимента.

3. Протоколирование работы испытуемых.

4. Анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в обосновании психологических условий развития образного мышления.

1. Теоретические основы исследования образного мышления

Вопрос о том, что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни, интересовал человечество с давних пор. Уже в период античности в философии возникло разграничение деятельности органов чувств (ощущения) и деятельности мышления. Если Гераклит Эфесский (V в до н. э.) разграничивал ощущение и мышление, то Парменид (V в до н. э.) противопоставлял эти процессы, полагая, что только мышление может дать истинное и достоверное знание. Платон (IV в до н. э.) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии – высшей и низшей мотивации), то есть снять мотивационный конфликт в поведении человека. С тех пор проблема мышления находилась в поле внимания ученых, причем чаще всего именно мышление (разум) рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность. [22]

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

28 стр., 13773 слов

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста ...

... развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий. База исследования: МКОУ Свободненская сош Челябинской области Структура выпускной квалификационной работы ... деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность. П. Торренс под креативностью ... Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое ...

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Маугли, выросший в джунглях. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества.

А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно считать только до 5, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

1.2 Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности во все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарные формы и мышление отвлеченное, теоретическое.

Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.