Исследования образного мышления

Курсовая работа

Образное мышление выполняет специфические функции в разнообразных сферах человеческой деятельности: трудовой, художественной, конструкторской, научной и т.д. Способность мыслить в образах, оперировать образами так или иначе необходима каждому человеку для полноценного осуществления его жизнедеятельности, т.е. составляет условие успешного развития личности в целом. Психологические особенности развития образного мышления в младшем школьном возрасте изучены значительно меньше, чем в другие возрастные периоды. А существующая практика обучения в начальной школе еще недостаточно способствует развитию образного мышления детей.

В последние десятилетия появилась целая плеяда блестящих педагогов-реформаторов, выдвинувших множества интересных идей в области обучения и воспитания детей. Разумеется, их изыскания базируются на мировом опыте, накопленным за многие столетия существования человеческого общества.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, умению перекодировать информацию, работать с подделками, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно [19].

Кант сказал: «что истина человеку недоступна». Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?

Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Оно уже постепенно проникает в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Это сознание пробудилось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение (хотя, конечно, и не без исключений).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. Коменский предлагает ...

Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.

Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых. Во многих случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская).

[30]

Схема развития мышления в онтогенезе, зафиксированная как смена его форм, разрабатывалась в психологии в 30 – 40-е гг. и отражала представление тех лет о характере развития мышления как бы повторяющем логику исторического познания, выраженную формулой: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В.И. Ленин неоднократно подчеркивал недопустимость отождествления логики исторического познания и логики развития мышления ребенка, что теоретически раскрыто и экспериментально показано в исследованиях, выполненных советскими психологами в 50 – 60-е гг. (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков и другие).

[21]

Мышление, формируясь первично в действенном плане, лишь на последующих ступенях развития выделяется из практической деятельности в качестве самостоятельной теоретической деятельности. Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной операцией было разумное действие, опиравшееся на наглядное мышление, наглядно — действенное (или «сенсомоторное») мышление, точнее, это было наглядно — ситуационное мышление, непосредственно включенное в практическое действие. Действие, непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего эту действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем. В действии сосредоточивается первично самый освещенный, наиболее интеллектуализованный участок сознания. Если И. П. Павлов изображает сознание как светящуюся точку, перемещающуюся по коре головного мозга, то в этой связи можно было бы говорить о мышлении как о светящемся поле, передвигающемся на острие действия и расширяющемся по мере проникновения его в мир. [23]

Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно — образного мышления.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур:

  • топологической;
  • проективной;
  • порядковой;
  • метрической;
  • композиционной.

Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.

9 стр., 4487 слов

Развитие образного мышления

... сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях. В формировании развития мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов у разных ... по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее. ...

Цель исследования: изучить теоретические положения по проблеме образного мышления и выявить особенности образного мышления младших школьников.

Объект исследования: образное мышление.

Предмет исследования: особенности развития образного мышления в младшем школьном возрасте.

Рабочей гипотезой исследования является предположение в том, что эффективность развития образного мышления будет достигаться, если последовательно формируется система представлений о характере и структуре способов умственной деятельности и применении этих способов в развивающей деятельности и испытуемые при выполнении заданий последовательно продвигаются в соответствии с основными этапами, входящими в структуру способов умственной деятельности

Задачи:

1. Изучить психологическую и методическую литературу по данной теме.

2. Подобрать адекватные методы изучения темы

3. С помощью отобранных методов выявить уровень развития образного мышления учащихся 3 класса.

Объект исследования: развитие образного мышления у школьников 3 класса МБОУ СОШ № 78 имени Героя Советского Союза П.Ф.Ананьева ГО Самара.

Метод: тестирование.

1. Теоретическое исследование – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы.

2. Наблюдение за работой испытуемых в процессе проведения эксперимента.

3. Протоколирование работы испытуемых.

4. Анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в обосновании психологических условий развития образного мышления.

1. Теоретические основы исследования образного мышления

Вопрос о том, что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни, интересовал человечество с давних пор. Уже в период античности в философии возникло разграничение деятельности органов чувств (ощущения) и деятельности мышления. Если Гераклит Эфесский (V в до н. э.) разграничивал ощущение и мышление, то Парменид (V в до н. э.) противопоставлял эти процессы, полагая, что только мышление может дать истинное и достоверное знание. Платон (IV в до н. э.) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии – высшей и низшей мотивации), то есть снять мотивационный конфликт в поведении человека. С тех пор проблема мышления находилась в поле внимания ученых, причем чаще всего именно мышление (разум) рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность. [22]

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Маугли, выросший в джунглях. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно считать только до 5, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

1.2 Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности во все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарные формы и мышление отвлеченное, теоретическое.

Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.