Психологическая характеристика творческого мышления

Контрольная работа

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

На современном этапе развития происходит переосмысление роли ценности приобретаемых знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе — возникновение порядка из хаоса.

Творческое мышление — одна из удивительнейших способностей человеческого разума — решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно и с некоторой долей предприимчивости. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческий взгляд является одним из способов познания мира, и именно он делает возможным прогресс, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи.

Понимание природы творческого мышления позволяет глубже познать процессы развития, дает возможность выявить объективные закономерности творческого мышления и создать систему развития творческих способностей в обучении. Проблема способностей — это, прежде всего комплексная психологическая проблема, требующая к себе внимание всех отраслей этой науки. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей — овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Необходимо воспитывать готовность к восприятию нового, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей. Для обучения творческому мышлению необходимо владеть знаниями о нем.

18 стр., 8690 слов

Психологическая характеристика способностей человека

... человека, в том числе и подростка. Предметом исследования курсовой работы являются методы исследования возрастной психологии. Цель и задачи ... не сводятся» . Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт ... используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. В процессе развития знаний в ...

На основании изложенного, рассматриваемая в рамках настоящей работы тема «Психологическая характеристика творческого мышления личности» является актуальной.

Объектом данного исследования является творческое мышление.

Предметом исследования является психологическая характеристика творческого мышления.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение понятия творческого мышления.

Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, рассмотреть следующие задачи:

  • дать общую характеристику понятия творческого мышления;

  • рассмотреть этапы становления творческого мышления;

  • изучить и рассмотреть типы и особенности творческого мышления;

  • рассмотреть способы формирования творческого мышления.

1. Творческое мышление как разновидность мышления 1.1 Понятие творческого мышления в психологии

Что же такое творческое мышление?

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

  • Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

  • Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

  • Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

  • Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Творческое мышление – мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи 1 (Г.Линдсей, К.Халл, Р.Ф.Томпсон).

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает практически каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

3 стр., 1255 слов

Артистическая этика в творческом коллективе

... и бодрит. Тогда творческая работа спорится, так как все друг другу помогают. Следует выработать правильную художественную этику и дисциплину». ... рабочей атмосферы, то коллективное творчество превращается в муку, и люди толкутся на месте, мешая друг другу. Ясно, что ... настолько популярными, что их знают наизусть актеры и режиссеры. Задача искусства, а следовательно и театра – создание внутренней жизни ...

Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям и открытиям. Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву 2 , к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Выделяют следующие характеристические черты творческого мышления:

  • эвристичность — способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

  • креативность — умение создавать новые вещи и новые методы;

  • мобильность — способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

  • независимость — способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;

  • экспрезентность — умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

  • системность — способность охватывать объект как целое;

  • разумность — способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

  • открытость — способность принимать и преломлять любые идеи;

  • антиномичность — видеть единство противоположностей или исключающих друг друга определений предмета;

  • способность к обобщению материала, позволяющая поднимать от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. Развитие творческого мышления должно осуществляться в процессе обучения методом решений творческих задач, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются логические умения по каждой группе.

11 стр., 5055 слов

Исследование творческого воображения детей младшего школьного возраста

... воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к ... решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, ... 1. Теоретические проблемы исследования воображения 1.1 Понятие воображения Эмпирическое изучение воображения стало предметом интереса западных ...

Творческая задача — это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы — информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства 3 . В теории творчества наряду с понятием творческая задача, существует и понятие исследовательская задача. Исследовательская задача — это творческая задача, для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций.

Таким образом, для развития творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творческих задач должны быть основой обучающей деятельности.

Исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как его наиболее развернутую форму. Понимание творческого мышления как его высшей формы имеет ряд теоретико-методологических достоинств и позволяет преодолеть некоторые трудности современной психологии творческого мышления:

  • отпадает необходимость искать «неуловимые» проявления творческого мышления, поскольку оно выражается не в каком-то одном виде мышления, а во всех его видах и формах;

  • четко видна сущность творческого мышления, его широта и содержательность;

  • появляется возможность связать творческое мышление именно с мышлением, а не искать его корни в феноменах способностей, одаренности и прочее — творческое мышление изучается в рамках понятийного аппарата своей психологической области;

  • творческое мышление становится универсальным психическим свойством, присуще в потенциале всем людям, что позволяет говорить о реализации гуманистических принципов.

Творческая личность — это человек, обладающий всеми качествами личности, а также желанием творить, обладающий системой умений и навыков, необходимых для творчества. 4

К числу основных характеристик личности, обладающей творческим мышлением относят интуицию, фантазию, воображение, выдумку, открытость новому, отсутствие стереотипов, дар предвидения, оригинальность, инициативность, рискованность, чувство юмора, упорство, уверенность в себе, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества.

1.2 Критерии и методы изучения творческого мышления

С философской точки зрения любая деятельность человека представляет собой творческий акт, ибо и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли в него. Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую (продуктивную) и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев. 5

5 стр., 2404 слов

Психолого-педагогические аспекты развития творческого мышления ...

... известный ему стереотип решения задачи, ребенок может заново «изобрести» способ действия. Открывая для себя мир, дошкольник ежедневно делает для себя субъективные открытия, изобретает творческие способы деятельности, тем самым формируя ...

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения:

  • фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;

  • фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

  • фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании;

  • фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания.

Другие авторы выделяют большее количество фаз или стадий, но принципиальная схема протекания творческого акта остается такой же.

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:

Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.

Методы экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной области науки, искусства или практической деятельности.

Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности.

Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.

4 стр., 1773 слов

Виды деятельности человека (2)

... содержит особую форму, называемую деятельностью. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая ... проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека. Деятельность является необходимым условием для полноценной ...

Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.

Некоторые из названных методов были примечены для изучения связи уровней развития интеллекта и креативности. Обнаружилось отсутствие жесткой связи между этими уровнями. У разных людей креативность и интеллект могут быть выражены в самой разной степени, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на всю личность человека.

Итак, к основным критериям творческого (продуктивного) мышления, отличающего его от репродуктивного (воспроизводящего) относят: критерий новизны продукта; критерий новизны процесса получения продукта; присутствие интуиции, иррационального начала в творческом мыслительном акте; умение не столько решать готовые задачи, сколько умение видеть и формулировать задачи и проблемы; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения; требование со стороны творческого мыслительного акта сильной мотивации.

К основным методам изучения творческого мышления можно отнести: задачи на смекалку, наводящие задачи, многослойные задачи, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов, специальные тесты креативности.

1.3 Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. 6 Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления:

2. Способы формирования творческого мышления

Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки у человека, тем богаче его фантазия, реальнее замыслы.

14 стр., 6829 слов

Психологические особенности творческого мышления личности

... рамках настоящей работы тема «Психологические особенности творческого мышления личности» является актуальной. Объектом данного исследования является творческое мышление. Предметом исследования является особенности творческого мышления. Целью работы является изучение особенностей творческого мышления личности. Для достижения поставленной цели были поставлены ...

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; сильные механизмы личностной защиты; высокую тревожность как личностную черту и ряд других 7 . Так, в результате исследований было выявлено, что деструктивное влияние, оказываемое ситуативной тревожностью на продуктивность творческой деятельности, обнаруживается при высокой интенсивности тревоги на всех этапах творческого процесса и недостаточной выраженности или отсутствии тревоги на этапе принятия решения.

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Творческое мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. Творческой личности присущи также следующие качества:

15 стр., 7032 слов

По психологии «Мотивы учебной деятельности и поведения младших ...

... любви к учебе, самостоятельности и ответственности. Цель исследования – изучить психологические особенности учебной деятельности младших шольников и определить педагогические условия, которые будут способствовать формированию у младших школьников учебной мотивации. Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников. Предметом же ...

  • Независимость — личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.

  • «Открытость ума» — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.

  • Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

  • Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция. В заключении отмечу некоторые предпосылки расширения творческого потенциала человека:

запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.

если удаётся разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.

Исходя из приведённых суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие развитию творческого мышления, необходимо сделать один, обобщающий вывод: способность творчески мыслить должна целенаправленно формироваться в процессе всего психического развития человека.

Заключение

Проблема творческого мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека.

Вечность проблемы творческого мышления заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление — способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/psihologiya-tvorcheskogo-myishleniya/

Бадагина, Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. П. Баданина. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 2011. — 195с.

4 стр., 1918 слов

Психология профессионального обучения

... в планомерном развитии профессионального мышления и способов выполнения профессионально значимых действий. При этом в начале производственного обучения длительность этапов (шагов) сокращена, ... умений Умение – сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в ...

Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин.- СПб. : Питер, 2010. – 350 с.

Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2012г. — 360 с.

Львов М. Р. Школа творческого мышления / М. Р. Львов. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 216 с.

Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. — 640 с.

Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 429 с.

Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 288 с.

Психология и педагогика: Учеб. пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского; ВЗФЭИ. — М.: Вуз. учебник, 2012. — 384 с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.

Творческое мышление и методы его активации 23.07.2016 [Электронный ресурс]-http://yourspeech.ru/training/mentality/tvorcheskoe-myshlenie.html

1 Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин.- СПб. : Питер, 2010. – с. 149

2 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 2011. — с. 37

3 Психология и педагогика: Учеб. пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского; ВЗФЭИ. — М.: Вуз. учебник, 2012. — с. 256

4 Львов М. Р. Школа творческого мышления / М. Р. Львов. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — с. 114

5 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — с. 153

6 Творческое мышление и методы его активации 23.07.2016 [Электронный ресурс]-http://yourspeech.ru/training/mentality/tvorcheskoe-myshlenie.html

7 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — с.269