Предмет и задачи клинической психологии

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Московский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Клиническая психология

Тема

Предмет и задачи клинической психологии

Фамилия

Имя

Отчество

№ контракта

Основная часть

Предмет и задачи клинической психологии

Термин «клиническая психология» предполагает связь психологии с клинической практикой, с медициной. «Клиническая психология» имеет широкие межпредметные связи, изучая, ее мы опираемся на теоретическую подготовку студентов по общей психологии, психофизиологии, физиологии и анатомии, физиологии ВНД, физиологии ЦНС, анатомии ЦНС и сенсорных систем. Но у нас есть основание думать что, изучение данного предмета позволит студентам успешно осваивать на следующих курсах целый ряд общепрофессиональных и специализированных дисциплин, и выполнять определённую практическую работу в ходе производственной практики.

История зарождения и становления клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов происходила так: прикладная, практическая ориентация — исходная внутренняя сущность клинической психологии. Клиническая психология у нас в стране — молодая область, находящаяся в стадии роста, расширения сферы своего приложения, организационного оформления. Развитие теории клинической психологии в нашей стране осуществлялось на основе включенности клинических психологов в решение прикладных задач здравоохранения.

Некоторое торможение и развитие связаны с личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков. А также тем, что «Клиническая психология» не может показать только популяционный характер, она требует индивидуализации, ориентации и психологов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельного человека. Именно это валяется гарантом прочной связи с практикой и с реальными больными людьми.

Заповедь медицины и клинической психологии — «Не навреди!» Клиническая практика — критерий оценки психологических теорий. Необходимы научно-обоснованные принципы и методы практической работы клинических психологов.

Для психопрофилактики и задачи клинических психологов существуют две задачи здравоохранения это лечение больных людей и предупреждение заболеваний, т.е. укрепление здоровья. Реальное отставание медицины идет в решении второй задачи.

Профилактика заболеваний — существует три этапа профилактики во всем мире:

  • Профилактика первичная — общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. внедрению здорового образа жизни и формированию культуры здоровья;
  • Профилактика вторичная — выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития;
  • Профилактика третичная — работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни, консультативные, восстановительные и коррекционные формы деятельности психологов.

Также рассмотрим типы диагностических задач — клинико-психологическая диагностика.

Диагностика — первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач.

Топическая психологическая диагностика — нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.

Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики.

Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).

Диагностика. (Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность — выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.)

а) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

Впервые признали «одержимых бесами» в начале 18 века психически больными, но этих больных сначала было трудно систематизировать, расклассифицировать. Затем стали выделять — общие признаки, симптомы психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но один симптом мизерный признак болезни, поэтому следующим этапом стало отбор синдромов – которые закономерно сочетались между собой.

Клинико-психологический синдром — в это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

При тщательном наблюдении мы выделяем синдром, данное наблюдение позволяет только описать симптомы, проявления болезни, нарушения психической деятельности. Клинический психолог подчеркивает закономерности нарушения, используя экспериментальный метод, что очень важно в сложных для диагностики случаях — ремиссия (временное ослабление симптомов), латентное протекание болезни, диссимуляция симптомов больным. Клинический психолог подбирает четкий комплекс методик, учитывая гипотезы, возраста, пола, анамнеза больного.

б) топическая — определение места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Тут задействованы медицинские методы которые не всегда точны в невропатологической диагностике, но мало того есть еще «немые» зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

в) функциональная — в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи — ВТЭК, судебная и т.п.

г) индивидуально-психологическая — диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (темперамент — акцентуации, характер, психопатии),а также дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

д) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

е) диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).

Рассмотрим виды экспертных задач, которые решают клинические психологи в своей практике:

  • Существует психологическое исследование при врачебно-трудовой экспертизе это учёт нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности, соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психологическими требованиями той или иной профессии;
  • Задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы;
  • Проведение судебно-психиатрической, психолого-психиатрической и психологической экспертизы;
  • Психолого-педагогическая экспертиза для «предвидения» развития ребёнка и предложения форм обучения и психокоррекции психики;
  • Специфика участия, общие принципы клинических психологов в решении различных экспертных задач.

Рассмотрим принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

  • исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;
  • соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

1) проводя врачебно-трудовая экспертизу — психолог оценивает, насколько человек, переболевший или не до конца выздоровевший, здоров и не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. — позволяет заниматься многими формами труда(некоторые ограничения по здоровью); 2 гр. — более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. — человек не может работать. Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе.

2) проводя военно-медицинсккю экспертизу — психолог оценивает уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы — оценка личностных аномалий призывников (психопатичность, неспособность к дисциплине, чрезмерная возбудимость и т.д.).

В данном случае психологи дают оценку стабильности, уравновешенности личностного склада призывника. Психолог не должен ошибаться (но человеческий фактор присущ каждому) повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.

3) проводя судебно-психиатрическую экспертизу: важно определить вменяемость человека. Вменяем — наказать, невменяем — отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить.

4) проводя судебно-психолого- психиатрическую экспертизу помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:

  • как уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному.
  • в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)
  • можно ли доверять показаниям свидетелей (вменяемость свидетеля и условия совершения преступления)
  • оценка состояния человека перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)

4) проводя психолого-педагогическую экспертизу – она осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Делаем вывод что, психотерапия и психологическое консультирование рассматриваются как виды психологического вмешательства, направленные на достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, и имеют следующие различия:

  • функциям: психотерапия используется главным образом для лечения, в то время как психологическое консультирование — преимущественно для профилактики и развития;
  • целям: психотерапии направлена на личностные изменения, ее консультирование – на помощь человеку в использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни;
  • средствам воздействия: информирование при консультировании различные терапевтические приемы при психотерапии;
  • продолжительности воздействий: консультирование может ограничиться одной встречей, психотерапия же предполагает, как минимум, несколько сеансов;
  • степени самостоятельности пациента: при консультировании изменения происходят без сопровождения консультанта, а в психотерапии – при участии психотерапевта.

времени изменений: при консультировании – по его окончании, при психотерапии – в ее процессе;

  • Когда происходит, психологическое консультирование то используются, различные теоретические подходы, которые вне зависимости от теоретической ориентации специалиста можно выделить следующие основные задачи: Это эмоциональная поддержка и внимание;
  • повышение психологической компетенции клиента;
  • изменение отношения к проблеме в лучшую сторону;
  • повышение психологической толерантности;
  • развитие реалистичности и целостности мировоззрения;
  • повышение ответственности пациента и его готовности к творческому освоению мира.

Мое мнение, что потребности людей в клинических психологах возрастают. И ни для кого не секрет, что главная задача клинического психолога – повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в современном обществе, в условиях болезни и в кризисных ситуациях. Объектом клинического психолога является человек с душевными “болями” и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Естественно что, профессия квалифицированного клинического психолога возрастает в связи с особенностями развития человечества. Ни для кого не секрет, что в нашем современном мире количество причин стремительно растет, это требует участия специалиста в оказании помощи.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Комплекс по дисциплине «клиническая психология» курс лекций

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

index-65009.html

2

Учебное пособие: Клиническая психология как специальность – предмет, задачи, сферы приложения.

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://knowledge.allbest.ru

3

3. Репина Наталья Васильевна, Воронцов Дмитрий Владимирович, Юматова Ирина Ивановна. Основы клинической психологии.

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://bookap.info/genpsy/ osclin/

3

Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://psychlib.ru.