Специфика психокоррекции при задержке психического развития

Психическое развитие ребенка – сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и другие.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Для успешного осуществления психологической помощи психологу-практику необходима совокупность знаний о способах и средствах проведения психологической коррекции, т. е. овладение многообразными психокоррекционными технологиями, которые, в свою очередь, направлены на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Выделяют шесть основных видов нарушений психического развития у детей: необратимое психическое недоразвитие (олигофрения), задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично), поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития), дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии), искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержка психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О задержке психического развития можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

3 стр., 1444 слов

Роль семьи в психическом развитии ребенка

... организация общения ребенка с взрослым. Заключение Семья играет крайне важную роль в психическом развитии ребенка. Каждый член семьи вносит свою лепту в этот сложный и длительный процесс. Более того, отсутствие в жизни ребенка отца или ...

Таким образом, разработка научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений психолого-педагогической коррекции.

Психологические параметры задержки

психического развития.

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. Задержка психического развития проявляется: в пониженном общем запасе знаний; в ограниченности представлений; в малой интеллектуальной целенаправленности.

При психологическом изучении детей с задержкой психического развития необходимо учитывать клиническую форму ЗПР, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных клинических вариантах проявляются по-разному. Кроме того, важное место при психологическом анализе структуры психического дефекта, особенно у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, принадлежит нейропсихологическому анализу.

Любая форма ЗПР рассматривается и характеризуется с учетом клинико-психологических проявлений и нейропсихологических особенностей.

Выделяют четыре формы ЗПР:

  1. Психофизический инфантилизм – относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления, недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. Нарушение динамики умственной работоспособности, снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
  2. Соматогенная форма ЗПР – сформированность психических процессов, астения, раздражительная слабость. Снижение динамики умственной работоспособности, повышенная нстощаемость внимания, уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях.
  3. Психогенная форма ЗПР – при сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности, снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм).

    Возможна «иррегулярность» в психическом развитии, неравномерное развитие психических процессов.

  4. ЗПР церебрально-органического генеза – недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности, частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций. Нарушение умственной работоспособности, недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания, снижение объема внимания во всех модальностях, недоразвитие ориентировочной основы деятельности, недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

Учитывая клинико-психолого- педагогические параметры, можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР:

13 стр., 6272 слов

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

... все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не ... встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи ...

1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.

3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса, а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.

Психокоррекционные технологии при задержке психического развития.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррек-ционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Произвольное внимание как специфическая высшая психическая функция проявляется у ребенка в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты. Как уже отмечалось, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания.

Специальные исследования психологов и педагогов показали, что различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания. Этот факт имеет важное значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов. Например, для формирования распределения внимания детям можно предъявлять тексты, а для развития объема — цифры и математические задачи.

Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, но и сам процесс коррекции должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (учебная, игровая).

11 стр., 5438 слов

Особенности психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей ...

... психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям 1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы Семья, в которой есть дети с ... генеза), синдром Дауна, аутизм. Умственно отсталые дети, которых называют также детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с ... детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по ...

Итак, в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо применять методы, направленные на коррекцию внимания, памяти, мыслительных операций, а также нейропсихологическую коррекцию.

Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны и использовать их можно не только в процессе занятий с психологом, но также в процессе учебной деятельности. Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием, который могут проводить педагоги на уроке с детьми младшего школьного возраста. Процедура заключается в следующем: ведущий читает каждое слово только один раз; дети могут взять ручки только после прослушивания комментариев; ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети не заглядывали в тетради друг к другу. Если ребенок не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке; перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание. Например, для комментированного письма выбрано слово «пересадили»: ведущий читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого ведущий предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность, этот метод имеет важное диагностическое значение. Успешность выполнения работы и характер допущенных ошибок позволяют психологу судить об организации внимания учащихся при групповом взаимодействии.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у детей с задержкой психического развития. Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и т.д.

Важное значение имеет психологическая коррекция свойств внимания, среди которых выделяются: объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания.

Объем внимания – это количество элементов, одновременно воспринятых за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объектов в течение 0,1 сек. человек в среднем может воспринимать 5-9 отдельных элементов (букв и т. п.).

Недоразвитие объема внимания часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Занятия с детьми можно проводить как индивидуально, так и в группе. Кроме того, ребенку рекомендуются самостоятельные занятия. Упражнения по формированию объема внимания могут проводиться на цифровом материале, когда психолог показывает ребенку таблицы с числами, и ему нужно как можно быстрее найти в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы, ребенок должен показать их указкой и назвать вслух.

12 стр., 5690 слов

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной ...

... детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. «Мальчик трех с половиной лет, - рассказывает Рибо, - увидев хромого, шедшего по ... всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей [8, с. 14]. Громадное ... не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или ...