История развития психологии (2015 г.)

1 Роль Ананьева Б.Г. в истории развития отечественной психологии

Б.Г. Ананьев был одним из первых отечественных психологов, обратившимся к изучению истории русской психологической мысли дореволюционного периода. Значимость такого рода исследований трудно переоценить, так как на начальных этапах развития советской психологии, в силу доминировавших в ней идеологических установок, отсутствовал интерес к этой странице истории отечественной психологии. Вместе с тем, как показали работы Б.Г. Ананьева и других исследователей, приступивших вслед за ним к изучению дореволюционной психологии, именно к работам русских мыслителей и ученых конца xviii — начала XX в. восходит постановка и разработка многих фундаментальных проблем, касающихся психического мира человека, его формирования и развития. Исследование этой проблемы позволяло закрыть «белые пятна» в истории отечественной психологии, выявить предпосылки и истоки ее становления как научной дисциплины, а также закономерности и логику ее развития.

В работе «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков», опубликованной в 1947 г., Б. Г. Ананьев справедливо отмечал, что в нашей стране не было издано «систематических трудов по истории русской психологии», которые характеризовали бы состояние разработки различных проблем в этой отрасли знания [1, с. 27]. Его книга в значительной мере восполняла этот пробел. В ней подробно рассмотрены разные аспекты исследуемой проблемы: раскрыты психологические воззрения известных русских ученых и общественных деятелей дореволюционного периода; выявлены истоки становления научной психологии в России; дан сравнительно-хронологический анализ развития западноевропейской и русской психологии; показана роль эксперимента в развитии психологического знания.

Ананьев указывает, что в качестве идейно-методологического основания психологической науки в России, определяющего весь ход ее развития и достижения отечественных ученых, выступают великие традиции всей передовой русской науки — материалистические, демократические и гуманистические.

Глубина анализа, объективность и точность в освещении истории русской психологии, доказательность суждений и выводов характеризуют Б.Г. Ананьева как превосходного знатока русской научной мысли в целом и психологической в частности, аналитика высоко класса, способного кратко и одновременно масштабно, представить огромный фактологический материал.

4 стр., 1639 слов

История возникновения, развития и современное состояние педагогики как науки

... смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным условиям социума. Объект исследования: педагогика. Предмет исследования: история, современное состояние и направления развития. Цель данного исследования: рассмотреть историю возникновения, развития и современное состояние педагогики как науки. Для ...

Проблемы истории отечественной психологии он рассматривает на фоне социальной истории России, с учетом национальных особенностей и культурных традиций русской науки.

Б.Г. Ананьев справедливо указывал на то, что история развития психологии началась еще задолго до XVIII в. В связи с этим он говорил о необходимости обращения к древнерусскому фольклору, поскольку в нем — в сказках и былинах — была отражена и зафиксирована народная мудрость. Закрепленная в них философия практической жизни народа представляет большой интерес для воссоздания истории становления психологических представлений и понятий. Представляет интерес и изучение этико-психологического аспекта народного эпоса. Именно в нем раскрывается гуманизм русского народа, представлено своеобразное понимание личности, ее способностей и характера.

В период, когда возникла славянская письменность, появилась литература, отражавшая философско-психологические идеи, формирующиеся на почве русской культуры. Многое в них было заимствовано из нравственно-философских наставлений религиозных деятелей.

История развития психологии (2015 г.) 1

2 Особенности развития психологии в постсоветский период

Как известно, наука принадлежит к числу атрибутов современного государства, определяет его экономическую мощь, уровень культуры и благосостояние граждан. Эффективность ее функционирования зависит от типа государственного устройства и подвергается преобразованиям при его изменении. Состояние науки в период радикальных перемен в экономической, политической и социальной жизни страны выражает особый момент ее движения, в котором непосредственно сталкиваются достижения прошлого и требования будущего, проявляется «запас прочности» знания, завязываются перспективные сценарии развития и складывается ее новое лицо.

Всеобщее развитие психологии происходило несколькими этапами (см. Приложение А).

Данное исследование посвящено анализу особенностей развития психологии на последнем изломе российской истории — в постсоветский период. Насколько изменилась российская психологическая наука после распада СССР? По какому пути она идет? Каковы ее перспективы? Пытаясь ответить на поставленные вопросы, рассмотрим динамику ключевых аспектов науки в переходный период: философских основ, категориального аппарата, предметного поля исследований, методов и сфер взаимодействия с практикой.

Психология как самостоятельная дисциплина сложилась в России со второй половине XIX столетия и была неплохо интегрирована в общеевропейскую научную мысль. Она представляла собой многоликое образование, сочетающее объективное и субъективное изучение внутреннего мира человека; в ее основе лежал своеобразный замес философского материализма и идеализма, а экспериментальный метод совмещался с умозрительными построениями, нередко религиозного толка. Идеи. рефлекса и души сосуществовали в одном и том же социально-культурном пространстве.

14 стр., 6536 слов

Исторические этапы развития психологической науки

... стали в XX веке основой экспериментальной психологией мышления. Гениальный ученик Сократа Платон стал ... подлежащим безусловному принятию. Постепенно, с развитием человеческого общества, в пределах религиозно- ... (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки ... они называли «мерой всех вещей». В истории психологического познания был открыт новый объект ...

Советская психология возникла в 20-е годы XX столетия как ответ на радикальное изменение общественно-политического и экономического устройства России. С самого начала она строилась на основе марксизма, реализуя материалистическое мировоззрение и диалектический метод познания. Особое внимание в ней уделялось роли труда в развитии человека и вере в примат общества над индивидом. Монолитность философского основания в сочетании с жесткими идеологическими требованиями сыграли определяющую роль в формировании особого пути отечественной психологии.

За сравнительно короткий период был создан категориальный базис советской психологической науки, обоснована система основополагающих принципов и подходов к пониманию природы психического и методов его изучения, разработаны оригинальные психологические концепции — культурно-историческая теория развития сознания, разные варианты теоретического анализа деятельности, психического отражения, личности и общения. Это открыло широкие возможности для исследования различных аспектов психики и поведения человека. На этой основе строилась деятельность большинства школ советской психологии, хотя структура категорий и их понимание у разных исследователей варьировали. Следует отметить, что методолого-теоретический базис советской психологии носил открытый характер, допускающий пополнение и развитие ее категориального строя, принципов исследования и методического аппарата.

Уже в 1930-е годы советская психологическая наука освоила основные идеи диалектики — многообразия, единства, противоречия, качественного скачка и др., ставшие ее философским основанием. В центре внимания исследователей оказывается раскрытие разнокачественности психических явлений (в частности, соотношения натуральных и высших психических функций), их взаимосвязи и сложного характера детерминации, различных уровней организации психики, поведения и деятельности, генезиса психических образований. По существу, в СССР разрабатывалась научная школа, опирающаяся на диалектико-материалистическую методологию.