История формирования социально-психологических идей

2. Стихийные группы и массовые движения

Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и ее предмете. История социальной психологии как науки значительно моложе истории того, что можно назвать социально-психологическим мышлением.

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания.

Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Принципом или критерием их различения является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При решении этой проблемы принципиально возможны два подхода: признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения — психология народов.

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности, каковой является народ.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с индивидуалистических позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неудачу.

11 стр., 5242 слов

Влияние общества на становление личности

... влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, ... требования к психологическому воздействию. Факторы, влияющие на социализацию На социализацию ребенка ... а просто узнавать другие народы и познавать мир. ... с влиянием проведенной программы. Вывод: необходимо улучшение общего социально-экономического ...

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой массу, главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций, резкое преобладание роли чувств над интеллектом — приводит к подверженности различным влияниям, вообще утрата интеллекта, утрата личной ответственности (Лебон, 1896).

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядоченная, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять только элита.

Одной из первых отдельных концепций социальной психологии была теория социально-инстинктивного поведения, автором которой был английский психолог В. Макдугалл.

Макдугалл утверждал, что поведением социума руководят врожденные инстинкты. Причиной таких выводов было убеждения Макдугалла во всеобщем стремлении как человека так и животного к достижению цели. Эту концепцию он противопоставлял последователям бихевиоризма, которые говорили о поведении как о реакции на какой либо внешний стимул.

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания.

История возникновения психоанализа началась с того, как австрийский врач З. Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили женщину от невроза.

Психоанализ — едва ли не самая известная школа. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, то есть мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять.

Когнитивная психология возникла в середине 60-х годов в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения человека, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития.

Когнитивная психология — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур.

3 стр., 1309 слов

Политическая психология малых групп

... номинальные и реальные, большие и малые. Малая группа контактной Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864—1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, ...

Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или значимые действия, в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия.

Данные символы опосредуют общение людей, в том числе партнеров по деловому общению, выражают их мысли и чувства. Символическая коммуникация предстает как «конструирующее начало человеческой психики».

2. Стихийные группы и массовые движения

При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать группой. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения.

В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ.

Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

10 стр., 4744 слов

Особенности психологии малых социальных групп статья по психологии

... малой социальной группы. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связан­ных непосредственным взаимодействием. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и ... этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, ...

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись внутри системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. социальное психология поведение инстинкт

Важным источником социальных перемен являются социальные движения.

Социальные движения — совокупность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных социальных процессов и изменений или на противодействие им.

Вызывают их недовольство людей жизнью в целом или определенными его аспектами. Способствуют этому активизация структурных изменений в обществе, социальная дезорганизация, культурные течения. Распространяются они на волне осознания людьми полезности своего объединения для достижения целей, возможности выполнять новые социальные роли, повышать свой социальный статус. Социальные движения, с одной стороны, могут нагнетать напряженность и конфликты в обществе, с другой — быть средством и инструментом их преодоления. Они всегда высокодинамичные, но не устойчивы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/istoriya-formirovaniya-sotsialno-psihologicheskih-idey/

7 стр., 3306 слов

Поведение человека реферат по биологии 6 класс

... грибов, сколько людей ежегодно отравляются грибами. ... росте, развитии, размножении, движении и раздражимости. ... по выбранной теме, предмету, направлению. Поэтому реферат ... реферат) сделать очень легко и учиться тут нечему. Такое представление сохраняется у учащихся до старших классов. ... реферат» происходит от латинского referre , означающего «докладывать», «сообщать», и имеет несколько значений [5, 6 ...

1. Социальные движения, их природа и типы [Электронный ресурс] .

2. Психология менеджмента [Электронный ресурс]

http://ovendij.ru/4-/90-4-7.html .

3. Теория социально-инстинктивного поведения [Электронный ресурс]http://www.anypsy.ru/.

4. Проблема мышления в современном бихевиоризме [Электронный ресурс] .

Размещено на Allbest.ru

-..