Роль общения в онтогенезе (2)

Согласно “Большому психологическому словарю”, общение (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. В данном эссе я хочу рассмотреть роль общения в жизни человека, как оно проявляется в онтогенезе, насколько оно для него необходимо и что случится, если человек будет общения лишен.

Л.С. Выготский считал, что развитие ребенка — это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт описанного рода овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его только при помощи старших. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей.

С самого младенчества общение является ведущей деятельностью. У малыша общение носит непосредственно — эмоциональный характер. Младенец сосредотачивает взгляд, улыбается, осуществляет какие-то движения, издает звуки, при помощи которых передает свое состояние и привлекает к себе внимание. Главной потребностью является потребность в другом человеке. В этот период важно, чтобы кто-то был рядом с ребенком, не просто ухаживал, кормил и пеленал, но дарил тепло, ласкал, играл. Вспоминая концепцию Э. Эриксона, можно сказать, что в первые месяцы у малыша формируется основа доверия или недоверия в отношении внешнего мира, полностью зависящая от того, как протекал процесс общения.

Начиная со второго полугодия жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. В это время нужно, чтобы взрослый был рядом, терпеливо и внимательно помогал освоить окружающий мир. Сделать это можно разными способами, но самый действенный, по мнению многих исследователей (в частности, Д.Б. Эльконина), при помощи игрушек, манипулирование которыми является скрытой совместной деятельностью.

6 стр., 2507 слов

Пневмония у детей: клиническое течение и симптомы

... усиленный рост. Все описанные формы пневмоний у новорожденных и у детей первых месяцев жизни дают относительно высокую летальность. Пневмонии у детей первых двух лет жизни также имеют ряд особенностей. В их этиологии ...

Позже ребенок осваивает речь и начинает ходить. Он отделяется от взрослого, становится самостоятельным существом, стремящимся познать окружающий его мир.

Общение в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) становится формой организации предметной деятельности. Оно уже не может быть исключительно эмоциональным, необходим предмет, посредством которого будет осуществляться взаимодействие.

Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям:

  • во-первых, от совместного со взрослым действия до самостоятельного исполнения
  • во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Имеющий опыт общения с маленькими детьми легко приведет множество примеров. Взяв в руку ложку, в первый раз ребенок не сможет держать ее правильно. Взрослый должен показать, как правильно ее держать, как складывать пальчики. Овладев этим умением, малыш сможет применить его к схожим предметам. Позже он использует этот навык в игровой деятельности.

В этот период бурно развивается речь. Говоря народным языком, он как губка впитывает в себя все, что услышит, запоминает обращения взрослых к нему и друг другу. Очевидно, что общение играет первостепенную роль в данном процессе.

В дошкольном возрасте основная потребность ребенка — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не прямой связи с миром. Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, — это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками.

Появляется и особая деятельность — учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие ребенка и освоение им мира взрослых.

Общение продолжает играть первостепенную роль и позже, в школе. Оно пронизывает весь познавательный процесс, а совместная деятельность, когда школьник выполняет те или иные задания с другими ребятами, помогает закрепить полученные знания и навыки.

Общение особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само общение строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и другие ее виды. Благодаря общению, развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

Исследования Лисиной, Эльконина и Зинченко показали, что потребность в общении не является врожденной, она приобретается в процессе общения с взрослым и остается на всю жизнь.

Что могло бы произойти, если ребенок не получил необходимого общения на ранних этапах своего развития? Самым ярким примером является жизнь детей — Маугли, которых изредка находят среди животных. Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие Правда, нельзя сказать строго, что это случилось вследствие изоляции от человеческого общества, и некоторые исследователи считают, что дети-Маугли были или изначально умственно неполноценными детьми, либо пропустили сенситивные этапы развития. Но сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут дети, без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. общение психический речь

4 стр., 1599 слов

Общение как психологическая деятельность людей

... их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Категория деятельности занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них ...

Не только маленького ребенка страшно лишить общения. Взрослый, потерявший связь с окружающим миром и человеческим обществом, будет также сильно страдать. В качестве примера можно вспомнить исследования, посвященные явлению психической депривации. Лишенный возможности удовлетворить потребность в общении, человек испытывал бредовые состояния, галлюцинации, активность его резко менялось, то повышаясь, то понижаясь. Если данная изоляция будет продолжаться достаточно долго, у человека может развиться патология, во многих случаях, необратимая.

Подводя итог, нужно еще раз отметить, что общение играет ключевую роль в воспитании человека психически здорового и гармонично развитого, оно проявляется на протяжении всей его жизни, одинаково важно как для ребенка, так и для взрослого, а нарушения в процессе общения неизбежно вызывают негативные изменения личности.