Совершенствование нормативно-правовой базы социальных гарантий для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Дипломная работа

Одним из важных составляющих факторов социальной защиты военнослужащих и членов их семей является правовое закрепление социальных гарантий, которые возмещают трудности прохождения службы и ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы. Реализация этих гарантий протекает в условиях сложной социально-экономической обстановки и реформирования ВС РФ, поэтому является острой проблемой в деле социальной защиты военнослужащих.

Это усугубляется тем, что исполнение служебных обязанностей практически несовместимо с выполнением какой-либо иной оплачиваемой деятельности.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, вопросы комплектования ВС РФ профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие ВС РФ, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, реалиями нынешней социально-экономической ситуации в России, требующими того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной социальной политикой государства, в том числе в военной сфере, способной повысить престижность военной службы и статус военнослужащих обществе.

Во-вторых, несовершенством системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей как базовым условием поступательности военного строительства в государстве.

социальная гарантия военнослужащий правовой

В-третьих, востребованностью разработки и обоснования конкретных предложений, направленных на разрешение острых социальных проблем, оказывающих влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих и, как следствие, на их отношение к службе (в частности массовое увольнение в условиях реформирования ВС РФ).

Всесторонняя теоретическая разработка направлений совершенствования социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, как в период прохождения военной службы, так и после нее, позволяет:

  • во-первых, раскрыть механизм правового регулирования социальной защиты населения в действии, с точки зрения его эффективности в конкретных социально-экономических условиях;
  • во-вторых, определить реальный уровень социально-правовой защищенности той группы населения, состояние которой непосредственным образом влияет на уровень обороноспособности Российского государства;
  • в-третьих, придать целеустремленность и стратегическую выверенность правотворческой деятельности органов государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы обеспечения социальной защиты населения.

Современные проблемы реализации социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с позиции новых веяний и преобразований, происходящих в ВС РФ, актуальность, дискуссионность, недостаточная теоретическая разработанность этих проблем определили цель исследования, которая состоит в определении, обосновании перспективных направлений совершенствования системы социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения ее эффективности на основе комплексного рассмотрения исторического развития и современного состояния нормативно-правовой базы социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.

55 стр., 27233 слов

Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей

... реализации программ по социальной защите граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Дипломная работа состоит из Глава 1. Содержание, сущность и значение социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 1.1 Социальная защищенность: содержание, ...

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучены сущность, содержание и историческое развитие нормативно- правовой базы социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей;
  • на основании сравнительного анализа социального обеспечения бывших военнослужащих РФ и ведущих зарубежных стран (на примере США) выявлен ряд проблем предоставления социальных гарантий на современном этапе в РФ;
  • на основании применяемых государством актуальных мер по совершенствованию нормативно-правовой базы социальных гарантий выявлены перспективные направления решения ряда проблем в условиях перехода к новому облику ВС РФ.

По итогам работы предложены перспективные направления решения проблемы необходимости профессиональной переподготовки в условиях перехода к новому облику ВС РФ.

Реализация этих предложений позволяет:

  • обосновать пути увеличения объема финансовых потоков в систему профессиональной подготовки в рамках законодательно предоставляемых социальных гарантий;
  • предложить организацию процесса адаптации военнослужащего после увольнения к мирной жизни на основе трудоустройства в условиях несоответствия ранее полученной военно-учетной специальности и гражданской специальности;
  • обосновать механизм обучения по специальностям, востребованным сегодня на рынке труда.

Объектом исследования является система социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Предмет исследования — экономико-правовые основы этой системы, складывающиеся в современных условиях.

Методологической основой дипломной работы явились следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы «О статусе военнослужащих», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Министерства обороны и других органов военного управления, труды, монографии и статьи различных авторов, в которых отражены проблемы предоставления социальных гарантий военнослужащим и членам их семей.

11 стр., 5348 слов

Специфика работы психологической службы Центра социальной помощи ...

... Краевое государственное учреждение социального обслуживания – «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Михайловского района», сокращённое наименование КГУСО «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям Михайловского ... 1. Психологическая служба в учреждении 3.2.Осуществление социального патронажа семей из «группы риска» 3.3 Организация и проведение групповых занятий ...

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 89 страницах компьютерного текста. Список литературы включает в себя 50 наименований.

Глава 1. Становление и развитие нормативно-правовой базы социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в Российской Федерации

1.1 Основные понятия и сущность социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей

Опыт военных реформ в нашей стране, других государствах свидетельствует: государственная идеология военной реформы должна исходить из того, что жизнь военнослужащих — государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения прав и свобод и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, повышающими престижность военной службы. Поэтому обеспечение социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее по тексту военнослужащие) должно быть в числе важнейших приоритетов, в рамках которых происходит преобразование ВС РФ.

Социальная защита военнослужащих — это система политических, экономических и духовных прав и гарантий со стороны общества, которые обеспечивают благоприятные условия службы и быта военнослужащих, а также членов их семей.

Основополагающим документом является Конституция РФ, статья 7 которой содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Основными категориями системы социальной защиты являются права, компенсации и социальные гарантии.

Права — это охраняемые государством, узаконенные возможности гражданина, его свободы что-либо делать, осуществлять. Совокупность прав, законодательно закрепленных в Конституции, определяет основы положения личности, является исходным для всех других прав граждан, которые регулируются текущим законодательством.

Компенсации — денежные выплаты, предоставляемые военнослужащему в целях возмещения понесенных затрат при исполнении обязанностей военной службы.

Социальные гарантии — представление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Социальные гарантии по своей природе существовали в любом обществе, принимая в различные периоды времени разные формы. Их основное предназначение — отражение особенностей и характера трудового процесса той или иной категории работников в силу объективных различий между профессиями.

83 стр., 41298 слов

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

... и система права социального обеспечения . Социальная защита Виды социальной защиты 1. обеспечение пенсиями; 2. обеспечение пособиями; 3. бесплатное медицинское обслуживание; 4. предоставление санаторно-курортного лечения; 5. социальная помощь семьям, имеющим детей; 6. обеспечение жильем за ...

Термин «социальные гарантии» предполагает установление денежных компенсаций взамен упразднённых натуральных льгот, что произошло с 1 января 2005 года, когда из Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в 19 случаях был изъят термин «льгота», который, как правило, предполагает норму прямого действия (например, бесплатный проезд на транспорте).

Социальную защиту как социальный институт можно разделить на общую и специальную Горгола Е.В. Основы социально-экономической политики государства в Вооруженных Силах современной России. — Москва: ВУ МО РФ, Ярославль: ВФЭИ имени генерала армии А.В. Хрулева. — 2004. — 188 с. . Под общей социальной защитой обычно понимается деятельность государственных органов по социальному обеспечению тех категорий граждан, которые в силу определенных физиологических особенностей (возраст, состояние здоровья, характер труда) ограничены в своей трудоспособности и, вследствие этого, нуждаются в помощи общества. К таким категориям граждан относятся, прежде всего, дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, безработные. В отличии от общей, в специальной социальной защите нуждаются те категории граждан, материальное благосостояние и социальное самочувствие которых всецело зависят от социально-детерминированных факторов, и в меньшей мере, от их собственной трудовой активности. Они в силу определенных ограничений, зависящих от рода служебной деятельности, не могут принимать равноправного участия в строительстве новых отношений собственности, а, следовательно, и использовании новых источников доходов. К числу таких категорий относятся и военнослужащие, которые полностью трудоспособны, но ограничены в возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния.

Социальная защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей имеет свою специфику (приложение 1).

Это объясняется характером воинских обязанностей, которые выполняют военнослужащие в период военной службы, условиями ее прохождения, а также зависит от ее продолжительности, причин увольнения с военной службы и других факторов. Она предполагает необходимость функционирования механизма реализации этих жизненно важных направлений деятельности государства. Ее элементами в настоящее время являются:

  • правовое закрепление порядка и правил предоставления военнослужащим и их семьям прав, компенсаций и социальных гарантий, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;
  • определенный бюджетом и государственными целевыми программа ми объем материальных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение военнослужащих;
  • юридическая ответственность должностных лиц и государственных органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;
  • процедуры обжалования и контроля обеспечения должностными лицами и государственными органами социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Складывающаяся сегодня ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего. Эти меры должны осуществляться на нескольких уровнях.

16 стр., 7881 слов

Формы социальной работы с молодой семьей

... или супругов с детьми. В структуру молодых семей входят следующие: полные; благополучные; социального риска; несовершеннолетних матерей; студенческие; военнослужащих срочной службы [26, с.132]. Мустаева Ф.А. считает, что молодая семья - это семья на начальной ...

Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и в Вооруженных Силах; прогнозирование возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сферы жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужащего как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и др.

Общественно-гражданский уровень предполагает участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил (и других силовых структур) негосударственных общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур. В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства — гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.

Функционирование системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возможно при использовании следующих методов правового регулирования:

  • установление определенного порядка действий — предписание действовать в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренное различными правовыми нормами;
  • запрещение определенных действий;
  • предоставление субъекту рассматриваемых отношений возможности выбора одного из установленных вариантов должного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;
  • предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е.

совершать либо не совершать установленные правой нормой действия.

7 стр., 3378 слов

Особенности комплексного подхода в воспитании военнослужащих

... комплексного подхода к воспитанию военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, специалиста-профессионала и высоконравственной личности. Она включает в себя: Цели воспитания, предписанные государством, обществом, руководителями силовых структур: воспитание военнослужащих как граждан ...

Сущность социальной защиты наиболее рельефно проявляется в его функциях (рис.1):

  • Экономическая функция социальной защиты заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца;
  • частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств;
  • оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция социальной защиты способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Удовлетворение социальных потребностей граждан может осуществляться с помощью:

  • назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
  • оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных социальных стандартов.

Можно выделить следующие отличительные особенности социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей:

  • во-первых, нормы социальных гарантий указанных категорий, граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве (законах, указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба), акты субъектов РФ, органов местного само управления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль;
  • во-вторых, финансирование предоставляемых социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, средств внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальной защите населения России, в социальной защите указанных категорий граждан практически не используются;
  • в-третьих, если социальная защита населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного за работка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальная защита военнослужащих в значительной мере направлена на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
  • в-четвертых, социальным гарантиям военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных вы плат, этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
  • в-пятых, для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предоставляется ряд специфических видов социальных гарантий, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей;
  • социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет;
  • компенсация за поднаем жилых помещений военнослужащим, не имеющим квартиры и др.).
    32 стр., 15796 слов

    Социальная работа с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне

    ... следующие задачи: 7 - изучить теоретические основы социальной работы с молодыми семьями группы риска; на примере Ровеньского района определить специфику социальной работы с молодыми семьями группы риска; выявить особенности социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне и разработать рекомендации ...

Принципиальное различие между социальной зашитой военнослужащих и социальной защитой других трудоспособных граждан состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя прежде всего волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничивается ряд его конституционных прав и свобод. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что социальная защита военнослужащих должна включать в себя комплекс мер, направленных:

  • во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных особым характером служебной деятельности;
  • во-вторых, на реализацию социальных ожиданий военнослужащего, которые легли в основу его профессионального выбора;
  • в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффектив ной служебной деятельности конкретного военнослужащего.

Сложность и многомерность рассматриваемого понятия предопределяют многообразие видов как активных, так и пассивных форм социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Бульда О.И. Ветеранам — особая забота // Красная звезда — 2009 г. — №9.

К активным формам социальной защиты данных категорий граждан относятся:

1. правомерная деятельность уполномоченных государственных органов военного управления и должностных лиц по реализации военно-социального законодательства;

  • деятельность негосударственных структур (общественных объединений, ассоциаций, фондов, правозащитных организаций и т.п.) по социальной поддержке и защите прав указанных граждан;

— активная деятельность самих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по защите и отстаиванию своих прав, по обжалованию не правомерных действий органов государственного и военного управления, должностных лиц в административном либо в судебном порядке.

К числу пассивных форм социальной защиты указанных категорий граждан относятся:

  • наличие в законодательстве материальных правовых норм, устанавливающих размеры денежного довольствия, дополнительных выплат и пенсий, нормы вещевого, продовольственного и иных видов материального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также различного рода социальные гарантии и компенсации;
  • законодательное закрепление механизма реализации указанных выше материальных правовых норм;
  • включение в законодательство процессуальных правовых норм, останавливающих процедуры защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

1.2 Исторический аспект развития социальных гарантий военнослужащих и членов их семей

8 стр., 3789 слов

Анализ социальной организации на примере Российского государственного ...

... деятельности УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДИРЕКЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Централизованная бухгалтерия; Отдел нормирования труда и организации заработной платы; Планово-финансовый отдел; Служба ... России. Анализ социальной организации на примере Российского государственного социального университета Социальная ...

Содержание Вооруженных сил для любого государства является одной из важнейших, причем довольно обременительных задач. На Руси до создания Петром I регулярной армии европейского типа социальное обеспечение воинов и их семей носило преимущественно натуральный характер, хотя со второй половины XVI века имеет место и денежная форма социального обеспечения.

Проводимые Петром I и его последователями важнейшие для страны военные реформы по созданию и совершенствованию регулярной армии затронули и такие проблемы, как правовые нормы социальной защиты военнослужащих, постепенная замена натуральных форм оплаты их труда денежными, формирование пенсионного законодательства, гарантирующего материальное обеспечение защитников Отечества при увечьях, по болезни, в старости.

В этом отношении первостепенное значение имела принятая в 1722 г. «Табель о рангах», впервые в России узаконившая правовой статус военного человека, его обязанности и привилегии, четко определившая место офицера в иерархии как военной, так и гражданской службы. При этом статус военных чинов объявлялся выше статуса соответствующих гражданских и даже придворных, что давало офицерам преимущества во многих вопросах, в том числе и в материальном плане. Этим подчеркивалось, что профессия офицера — одна из самых, если вообще не самая привилегированная.

Большую роль в социальном обеспечении бывших воинов — престарелых, больных и инвалидов играла церковь. Так, по указу Петра I «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать в оные со свидетельством и высылать из них тех, которые имеют семейство и дома или промыслы». В 1760 г. для строительства богаделен «для отставных, раненых и увечных солдат» были определены четыре губернии: Казанская, Нижегородская, Воронежская и Белгородская. Особо подчеркивалось, чтобы в богадельнях содержались лишь те, кто «нигде больше пропитания не имел» Тютченко А.М. Из истории военно-социальной работы// Ракурс. — 1998 г. — №3-С. 56-61.

В последующем в деле социальной защиты семей военнослужащих значительную роль сыграло так называемое Мариинское ведомство — учреждения императрицы Марии Федоровны. Под ее покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дома, были основаны два училища: для солдатских дочерей и для детей солдат гвардейский полков, а также для детей обер-офицеров.

Отечественной войне 1812 г. обязан своим рождением Комитет о раненых, учрежденный 18 августа 1814 г. (с 1877 г. — Александровский).

Комитет владел капиталом в 300 тыс. рублей, помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительных учреждений, устанавливал и охранял военные памятники. После войны возникло общественное движение «в пользу организации помощи воинам», в котором участвовали различные слои населения.

11 стр., 5196 слов

Особенности социальных законов, регламентирующих функционирование организации

... синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации) [Леванков В.А. Теория организации - Опорный конспект лекций и методических рекомендаций ... закона синергии. Закон самосохранения Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения. Закон гласит: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) ...

С ростом экономических возможностей государства и с учетом внешнеполитической обстановки система денежного довольствия военнослужащих видоизменялась и совершенствовалась: расширялся диапазон постоянных выплат, увеличивались их размеры, шел процесс формирования пенсионного законодательства, которое в 1827 г. обрело силу закона. Теперь офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам — независимо от количества прослуженных лет. Источником пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих являлись государственный бюджет и так называемый инвалидный капитал, за счет которого обеспечивались лишь офицеры, получившие ранение (контузию).

При этом учитывалось, получал ли уволенный помощь со стороны государства и была ли она достаточной. Если получаемое от государства пособие являлось достаточным, то на выплаты из инвалидного фонда рассчитывать не приходилось. Однако в этом случае приходила на помощь образованная в 1859 г. эмеритальная касса. Ее капитал формировался в основном за счет взносов военнослужащих (6 процентов от окладов содержания и столовых денег), пособий из государственного бюджета и дивидендов по ценным бумагам. Из эмеритальной кассы назначались пенсии офицерам и генералам в зависимости от стажа военной службы и продолжительности взносов в кассу Яременко В.А. Социальная защищенность военных чинов в России до 1917 года// Новая и новейшая история. 2005. — №4-С. 179-185. . В ходе военных реформ середины XIX века в Российской Империи окончательно сложилась система правовых отношений между государством и «служивыми» людьми, что заметно изменило всю военную сферу России.

Принятие всеобщей воинской повинности в 1874 г. привело к коренному пересмотру порядка прохождении военной службы не только низшими чинами, но и офицерами и генералами. В дальнейшем, в 1890 г. регламентируется институт сверхсрочнослужащих для строевых унтер-офицеров и ефрейторов: общий срок службы определяется в 15 лет с правом продления Сухопутные войска России. История создания, становления и развития. М., 2001-364 с.. Был введен возрастной ценз, по достижении которого офицер увольнялся со службы: для младших офицеров он составлял 55 лет, для подполковников — 58 лет, для полковников и генералов возрастные ограничения не предусматривались.

На этом этапе перед офицерским корпусом не стояла и жилищная проблема. В начале XX века командиру роты вне зависимости от его семейного положения полагалась квартира из двух комнат, старшим офицерам до командира полка — из трех, а полковнику — из пяти, не считая помещений для прислуги и кухни. Если офицер не мог снять жилье на полагавшиеся квартирные деньги, величина которых зависела от места дислокации части, чина и семейного положения офицера, то местные власти обязаны были в течение недели предоставить ему надлежащую квартиру с мебелью, отоплением и освещением. О невыполнении данного обязательства государства перед офицером не могло быть и речи [21, с.82]. Следует отметить, что в системе социальной защиты офицеров с 1890 г. офицеры, служившие в отдаленных гарнизонах, стали получать пособие на воспитание детей: в низших учебных заведениях — по 120 рублей в год на ребенка, в средних — 240 рублей, а в высших — 360 рублей в год [21, с.83].

Некоторые улучшения социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск русской армии в конце XIX — начале XX века стали возможны благодаря значительному усилению экономического потенциала страны. Хотя Российская Империя все еще отставала от развитых европейских государств, тем не менее за 1894 — 1914 гг. госбюджет страны вырос в 5,5 раза, золотой запас — в 3,7. По объему промышленного производства Россия в 1913 году занимала пятое место в мире, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции. При этом по выплавке стали, прокату, машиностроению, переработке хлопка и производству сахара Россия опережала, например, Францию, а по добыче нефти уступала только США. И все же, несмотря на впечатляющие успехи в развитии промышленности, Россия оставалась аграрно-индустриальной страной: валовая продукция ее земледелия и животноводства в 1913 г. в 1,5 раза превышала валовую продукцию крупной промышленности. После Октябрьской революции 1917 г. были отменены все законодательные акты Российской Империи, в том числе и касавшиеся социальной защиты военнослужащих. Вместе с тем надо отметить, что новой власти удалось в достаточно небольшой промежуток времени создать правовую основу социального обеспечения красноармейцев, подкрепив ее довольно значительными по тем временам льготами. Впервые в мире простой солдат по своим правам и статусу был приравнен к офицеру (красному командиру).

Декреты СНК РСФСР о создании армии установили, что военнослужащие являются полноправными гражданами республики. Тот же принцип закреплялся в декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 30 сентября 1922 г. «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола», затем в законах «Об обязательной военной службе» 1925 и 1930 гг.

Особенностью данного периода являлось некоторое повышение степени социальной защищенности военнослужащих, улучшение их материального обеспечения благодаря росту экономических возможностей государства. Первоначально это происходило в условиях роста натуральных отношений в экономике страны, резкого обесценивания денег и повышения цен на товары и услуги. В материальном обеспечении личного состава преобладали натуральные выплаты, поскольку роль военного бюджета в тот период была ничтожно мала. Например, доля денежного содержания в бюджете командира взвода в январе 1921 г. составляла 3,5 процентов, остальное приходилось на натуральное довольствие Якуничев В.В. Финансово-экономические аспекты социальной защиты военнослужащих в условиях реформы ВС РФ: Дис. канд. эк. наук, М., 1998 с. 36. Однако, начиная с 1924 г. в связи с переходом экономики страны на мирные рельсы и проведением военной реформы значительно улучшилось финансовое обеспечение военнослужащих, обеспечение их вещевым имуществом и продуктами питания, больше внимания стало уделяться медицинскому обеспечению военнослужащих и их семей, культурному обслуживанию и организации досуга.

В 1924 г. была организована самостоятельная квартирная служба, что способствовало преодолению тяжелого жилищного положения командного состава. Чтобы сгладить жилищный кризис, в воинских частях начали строить барачные городки временного типа. И все же положение с жильем, несмотря на принятые меры, а также специальные постановления ЦИК и СНК СССР от 22 ноября 1928 г. «О выделении жилплощади в новостроящихся домах» и 15 февраля 1928 г. «Об административном выселении из домов военного ведения лиц, не имеющих отношения к РККА» продолжало ухудшаться. К 1930 г. по отдельным гарнизонам, например, в Кронштадте, Хабаровске, Самаре, Перми, Краснодаре, Новороссийске бесквартирные командиры составляли от 25 до 57 процентов.

В 1925 г. была принята новая редакция Положения о денежном довольствии личного состава РККА. В статье 68 указывалось, что постоянное содержание военнослужащих слагается из окладов должностного и по лично присвоенной категории, а также зависит от района отдаленности и продолжительности службы. С 1 марта 1933 г. была также установлена выплата подъемного пособия командному и начальствующему составу при переводах и назначениях в пределах 200-500 рублей в зависимости от категории. Что касается обеспечения продовольствием, то, несмотря на послевоенную разруху и голод, стали учитываться разнообразные условия жизни и деятельности войск, были разработаны несколько норм довольствия и компенсаций за него Российский Государственный Военный Архив (Приказ РВС СССР

№30 от 12 января 1926г. «О порядке выдачи компенсации за семейный

naeK»//http://www.rusarchives.ru/ federal/ rqva/ index, shtml) .

Надо, однако сказать, что, несмотря на столь напряженное положение с жильем, отдельные категории имели право на дополнительную площадь. Это лица, награжденные орденами, преподаватели военно-учебных заведений по специальным военным и военно-политическим дисциплинам, некоторые другие категории военнослужащих командного состава. Определенные льготы предоставлялись и по квартирной плате. Жилая площадь, занимавшаяся военнослужащими командного состава и сверхсрочнослужащими, оплачивалась ими по пониженным ставкам, установленными специальным постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 апреля 1936 г. Военнослужащие кадрового командного (офицерского) состава и генералы оплачивали занимавшуюся ими и их семьями жилую площадь по ставкам, дифференцированным в зависимости от оклада содержания. Максимальная ставка (при окладе свыше 751 рублей) составляла 80 копеек за один квадратный метр в месяц. Ставки квартирной платы, установленные данным документом, не могли повышаться или понижаться местными органами власти ни в зависимости от территориального расположения, степени благоустройства и качества жилищ, ни в зависимости от состава семьи военнослужащего.

В целях улучшения медицинского обеспечения и профилактики заболеваний среди личного состава Совет Труда и Обороны в январе 1921 г. принял решение об использовании курортов в качестве бесплатных санаториев и здравниц для красноармейцев и членов их семей. С 1932 г. стали создаваться дома отдыха, где военнослужащие с семьями могли проводить отпуска. Путевки командному составу в санатории предоставлялись бесплатно, в дома отдыха в размере 20 процентов от стоимости, а членам семьи в обоих случаях устанавливалась плата не ниже 30 процентов стоимости Степанова Е.Е. Культура быта начальствующего состава Красной Армии 1921-1941 гг., 2006г. .

Характерной особенностью законотворчества в этот период являлось стремление к кодификации законов, что выразилось в создании кодекса о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и их семей, которым устанавливались следующие виды льгот: в области трудового землепользования; сельского хозяйства; труда и социального страхования; народного образования; здравоохранения, а также при переездах по железным дорогам и водным путям; почтовые; денежные пособия; судебные; по обязательному окладному страхованию; по налогам и сборам; жилищные.

В дальнейшем законодательство о льготах военнослужащим уже не сводилось в кодексы, лишь вносились отдельные дополнения в действующий кодекс, так как система льгот практически не изменялась. Предоставлявшиеся льготы существенно улучшали материальное положение военнослужащих и членов их семей, что в конечном итоге способствовало повышению престижа военной службы. Отметим, что все эти показатели были напрямую связаны с развитием экономики страны. К примеру, в годы довоенных пятилеток промышленное производство возрастало в среднем на 17 процентов, производство средств производства на 21 процентов в год. В 1937 г. СССР по объему промышленного производства вышел на первое место в Европе. Рост национального дохода позволил увеличить ассигнования на оборонные нужды, в том числе и на социальную защиту военнослужащих.

С началом Великой Отечественной Войны система социального обеспечения военнослужащих и членов их семей претерпела значительные изменения и свелась в основном к заботе о семьях погибших и сражавшихся на фронте. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время», которым существенно повышались размеры пособий; принимались также решения, направленные на улучшение обеспечения военнослужащих и членов их семей: увеличено денежное довольствие; введены дополнительные жилищные льготы; устанавливалось льготное исчисление выслуги лет; увеличивались размеры пенсий и пособий, вводились новые виды обеспечения. Например, постановление СНК СССР от 5 августа 1941 г. обязывало временных жильцов, поселившихся на «военной» жилплощади, немедленно освободить ее по возвращении военнослужащего. В этом постановлении определялся также порядок оплаты жилой площади военнослужащим в военное время. В тех случаях, когда жилая площадь военнослужащего оставалась не заселенной, квартирная плата за нее ни с кого не взималась. При составлении планов текущего и капитального ремонтов жилого фонда в них в первую очередь включались нуждавшиеся в ремонте жилые помещения, в которых проживали семьи.

Особое внимание в годы войны уделялось военным инвалидам. Помимо права на пенсию инвалиды войны и военной службы имели право на дополнительное материально-бытовое обслуживание в самых разнообразных формах. Сюда относились: трудоустройство и обучение; протезирование; помещение в дома инвалидов и трудовые интернаты; материальная помощь из различных фондов; обслуживание через кассы взаимопомощи пенсионеров и др. В значительной части указанное выше материально-бытовое обслуживание распространялось также на членов семей умерших военнослужащих, которые получали пенсию по случаю потери кормильца.

Материально-бытовое обслуживание военных инвалидов возлагалось на органы социального обеспечения, а также на созданные в 1943 г. при местных органах власти управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих: в их руках сосредоточивалась организация всей помощи инвалидам и семьям фронтовиков со стороны государства, предприятий и учреждений.

Вопросам социальной защиты военнослужащих уделялось немалое внимание и в послевоенные годы. В этот период законодательством предусматривалось освобождение военнослужащих от подоходного налога, льготное исчисление выслуги в период службы в отдаленных районах, впервые было зафиксировано право получения жилплощади из общего жилищного фонда местных органов власти, решались вопросы сохранения жилплощади и найма жилых помещений, расширялись льготы семьям военнослужащих, проходивших срочную службу. В 1981 г. Советом Министров СССР было принято «Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей». В этом положении был указан перечень основных льгот: по налогам и сборам, в области здравоохранения и образования, по труду и социальному страхованию, перевозкам, почтовые, денежные пособия, жилищные льготы.

Проблема прав, льгот и социальных гарантий военнослужащих и членов их семей нашла отражение и в законах, принятых Верховным Советом СССР в 1985-1991 гг. Наиболее важные из них: «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989 г.; «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 г.; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 мая 1991 г.; «Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию» от 9 июля 1991 г.

Принятые законы расширили весь спектр политических, социально-экономических прав и льгот военнослужащих. Так, в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», введенным в действие с января 1991 года, пенсия за выслугу лет офицерам, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы назначалась при наличии выслуги 20 лет и более. При этом не имело значения, исчислена выслуга только в календарном порядке или с зачетом на льготных условиях соответствующих периодов службы. Право военнослужащего на пенсию законом не ставилось в зависимость от его возраста ко дню увольнения, а также от причин ухода с действительной военной службы Российский Государственный Военный Архив (Инструкция о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота// rqva/ index, shtml).

.

Развал Советского Союза, изменение общественного устройства страны, резкий спад экономики, приведший к значительному сокращению расходов на оборону, — все это прямо отозвалось на характере и объеме социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск. Вместе с тем государство в ходе военной реформы продолжало поиск путей для повышения уровня социальной защиты военнослужащих.

В 1992 — 2004 гг. принято большое количество нормативно-правовых актов о социальной защите, правах и льготах военнослужащих, среди которых законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

Особо следует отметить социальную защиту военнослужащих, участников войн и локальных вооруженных конфликтов. Участникам боевых действий полагались дополнительные денежные выплаты; первоочередное представление жилья; дополнительное медицинское и санаторно-курортное обеспечение; материальная помощь; право на переподготовку и иные льготы. Все это в максимальной степени способствовало воспитанию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, формированию у них готовности полностью и качественно выполнить боевую задачу.

Таким образом, в отечественном законодательстве ограничения политических прав и свобод военнослужащих, а также их прав на свободу передвижения, выбор занятий и некоторые другие эффективно компенсировались системой социальных льгот для них и членов их семей: по налогам, по проезду на транспорте, обеспечению жильём, медицинскому обеспечению, получению образования и др.

Разумеется, далеко не все вопросы социальной защиты военнослужащих как во времена Российской Империи, так и в последующее время удавалось решать соответствующим образом, ибо степень их реализации зависела от множества факторов: экономических возможностей государства, методов комплектования войск, наличия и объемов специальных фондов и финансовых ресурсов и т.п. вместе с тем даже этот маленький экскурс в нашу давнюю и близкую историю подтверждает, что забота государства о » человеке с оружием» должна быть не разовой благотворительной акцией — это постоянная целенаправленная деятельность, вызванная суровой необходимостью укрепления обороноспособности Отечества.

1.3 Развитие законодательной базы в сфере социальных гарантий и компенсаций военнослужащих и членов их семей на современном этапе

Важнейшей категорией публичного права является статус военнослужащих. Он неразрывно связан с уровнем социального развития общества, а также состоянием в нём таких фундаментальных основ, как демократия и законность. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет статус военнослужащих как совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ» О статусе военнослужащих»// Собрание законодательства РФ. — 1998. — №22. — Ст. 2331. .

За непродолжительный период действия современного законодательства уже дважды принимались одноименные законы о статусе военнослужащих: Закон РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 и Федеральный Закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Закон РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» был введён в действие с 1 января 1993 года и применялся ровно пять лет, до 1 января 1998 г. Этот закон был достаточно стабильным, действие норм, закреплённых в нём за пятилетие (1993-1998 гг.) ни разу не приостанавливалось. Всего однажды указанный закон претерпел изменение — Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Таким образом была расширена норма, пункта 9 статьи 15 закона, предоставляющая военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, льготу на 50-процентную оплату жилья, коммунальных услуг, установку квартирных телефонов и абонентную плату за пользование ими.

Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов.

С момента принятия указанный закон уже 45 раз претерпевал существенные изменения: (с изменениями от 31 декабря 1999 г.,19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г.)

Соответственно 45 раз претерпевал изменение и статус военнослужащих, причём нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений).

В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

Наиболее ощутимо права военнослужащих и членов их семей были ограничены дважды: с 1 июля 2002 г. и с 1 января 2005 г.

Первое существенное урезание права и льгот военнослужащих было осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».

Этим законом с 1 июля 2002 года были отменены выплаты военнослужащим, проходящим службу по контракту, денежной компенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Одновременно было отменено право военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на выплату ежемесячной надбавки в размере от 25 до 50 процентов от пенсии, которая могла быть им назначена.

Кроме того, из Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» было исключено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям ещё и обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом, на ежемесячную доплату к денежному довольствию в размере до 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности.

Также с 1 июля 2002 г. была отменена норма пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их семей имели право на льготную оплату в размере 50 процентов общей площади занимаемых ими жилых помещений, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, пользование телефоном.