Психолого-социальные аспекты отбора кандидатов на военную службу

Курсовая работа

Большинство воинских должностей сопряжено не только с выполнением определённой последовательности рабочих операций, но и с особенностями режима труда и отдыха (сменный труд с ночной занятостью, дежурство за пультом управления и др.), специфичностью среды обитания (работа на открытом воздухе, в специальном помещении, в контакте с токсичными веществами и др.), воздействием экстремальных факторов (нервно-эмоциональные перегрузки, шум, вибрация и др.).

Не все люди в равной мере могут соответствовать требованиям конкретной должности, приспособиться к вынужденным условиям деятельности. Именно поэтому необходим их отбор.

Профессиональный психологический отбор основывается на различиях между людьми по социально-психологическим, психологическим и психофизиологическим качествам. Его теоретической основой является дифференциальная психология, изучающая психологические различия между индивидами, причины и последствия этих различий.

Задачами профессионального психологического отбора являются:

военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на воинских должностях;

отбор кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;

обеспечение рационального распределения граждан, поступивших на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;

отбор кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов-специалистов в учебных частях;

углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;

14 стр., 6938 слов

Социальная защита военнослужащих в России

... улучшения качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенным с военной службы; обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Здесь ...

участие в комплектовании экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих;

выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью

Профессиональный психологический отбор в Вооружённых Силах Российской Федерации проводится в соответствии с положениями Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», требованиями «Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», введенного в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 202, методических пособий, рекомендаций, указаний, инструкций, введенных в действие соответствующими директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации [5].

Он направлен на всестороннее изучение индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, или изъявивших желание поступить на неё по контракту, с целью определения их профессиональной пригодности к службе на конкретных воинских должностях, относящихся к классам сходных воинских должностей.

Классы сходных воинских должностей определены используемой в Вооруженных Силах Российской Федерации психологической классификацией воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, составленной по критерию сходства требований различных видов воинской деятельности к индивидуально-психологическим особенностям человека [14].

Классификация включает семь классов сходных воинских должностей:

Командные (организаторские)

Операторские (сенсорно-гностические)

Связи и наблюдения (сенсорные)

Водительские (сенсомоторные)

Специального назначения (моторно-волевые)

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Прочие

Приведенная классификация применяется в первую очередь для соотнесения конкретных воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, к соответствующим классам и последующего определения обязательности для них мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Она позволяет обосновывать критерии прогнозирования профессиональной пригодности, разрабатывать адекватное методическое обеспечение и осуществлять рациональное распределение военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям.

Глава 2. Содержание мероприятий по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

2.1. Социально – психологическое изучение кандидата.

Социально- психологический отбор предназначен для выявления тех социально обусловленных психологических свойств, в том числе морально-политических и нравственных качеств, которые необходимы для успешной работы человека в коллективе, отражают его готовность и стремление выполнить поставленные задачи в любых условиях, а также удовлетворенность своим трудом.

2 стр., 977 слов

Деятельность, как условие самореализации личности

... порождается». Именно процессе деятельности происходит самореализация личности, т. е. деятельность выступает в качестве главного условия самореализации человека. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и прежде ... также изучение особенностей стратегий, способствующих самореализации. Наиболее сложной проблемой является сочетание внутренних стимулов и внешних условий саморазвития. С одной ...

Социально- психологический отбор является ядром личностного подхода к оценке человека.

Личностный аспект изучения психических свойств человека заключается в том, чтобы рассматривать их как форму деятельности, исходя из определенных мотивов и потребностей и направленной на решение значимых для человека задач. Выражением личностного аспекта выступает прежде всего мотивационный план личности. Личностный подход — это понимание личности и отдельных ее психических проявлений в единстве с деятельностью. В соответствии с принципом единства психологической структуры личности с деятельностью ни одно психическое явление, проявляющееся в деятельности, не может быть правильно понято без учета его личностной обусловленности. Личностный подход означает, что самоутверждение личности в профессиональной деятельности представляет собой активный созидательный процесс, предполагающий немеханическое пользование наличными силами человека, немеханическую адаптацию к особенностям деятельности. Профессиональное становление — сознательная, преобразующая, творческая работа личности как в отношении объекта, предмета труда, так и в отношении самой себя в целом и всех своих функций в отдельности [16].

В процессе социально-психологического отбора выявляются и оцениваются социально обусловленные черты личности: ее направленность и мотивация в виде стремлений, интересов, целей, морально-политические качества.

Социально-психологическое изучение представляет собой комплексную и динамическую оценку социально обусловленных качеств личности, определяющих степень усвоения в процессе воспитания и развития социальных норм и ценностей, значимых для предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Направлениями социально-психологического изучения являются:

условия формирования личностных характеристик;

  • военно-профессиональная направленность;
  • моральные и волевые качества;
  • организаторские способности;

особенности общения и поведения в коллективе;

  • образовательная и профессиональная подготовленность.

Таким образом, в ходе социально-психологического изучения выявляются виды деятельности, выполняемые гражданином до призыва на военную службу, и те качества, которые в этой деятельности главным образом формировались и проявлялись.

При этом тщательному анализу подвергаются учебная, общественная, спортивная, игровая (увлечения и любимые занятия в часы досуга), трудовая и другие виды деятельности. Причем конкретное содержание каждой деятельности и необходимые для ее успешного осуществления индивидуально-психологические качества рассматриваются с учетом соответствия требованиям, предъявляемым классами сходных воинских должностей к кандидату на воинскую должность.

Социально-психологическое изучение начинается с анализа условий формирования личностных характеристик. Объектом изучения являются:

социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, профессиональной среде; место и условия проживания (село, небольшой город, средний и крупный город);

5 стр., 2388 слов

Психологическая устойчивость личности человека

... Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы. Способность человека ... Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности – она результат деятельности в целом. Весьма ...

особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации и источники ее получения — чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач и т.п.;

результаты практической деятельности, характеризующие уровень развития различных психических процессов и свидетельствующие о наличии у гражданина определенных склонностей и способностей;

основные события биографии, отражающие кардинальную перестройку индивидуальных особенностей личности.

Получаемые при этом данные косвенно характеризуют развитие профессиональных способностей и военно-профессиональной направленности гражданина.

Практика показывает, что основное влияние на формирование личности человека оказывает непосредственное социальное окружение и его анализу должно уделяться особое внимание.

При изучении сведений о семье, в которой воспитывался гражданин, учитываются: состав семьи, основные характеристики ее членов (возраст, профессия, должность, образование и т. п.); стиль внутрисемейных отношений (жесткий или уважительный, приказной или товарищеский); социально-бытовые условия; круг лиц, с которыми члены семьи поддерживают устойчивые контакты, их социальные и профессиональные характеристики; ведущие общесемейные интересы и увлечения.