Психолого-социальные аспекты отбора кандидатов на военную службу

Большинство воинских должностей сопряжено не только с выполнением определённой последовательности рабочих операций, но и с особенностями режима труда и отдыха (сменный труд с ночной занятостью, дежурство за пультом управления и др.), специфичностью среды обитания (работа на открытом воздухе, в специальном помещении, в контакте с токсичными веществами и др.), воздействием экстремальных факторов (нервно-эмоциональные перегрузки, шум, вибрация и др.).

Не все люди в равной мере могут соответствовать требованиям конкретной должности, приспособиться к вынужденным условиям деятельности. Именно поэтому необходим их отбор.

Профессиональный психологический отбор основывается на различиях между людьми по социально-психологическим, психологическим и психофизиологическим качествам. Его теоретической основой является дифференциальная психология, изучающая психологические различия между индивидами, причины и последствия этих различий.

Задачами профессионального психологического отбора являются:

военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на воинских должностях;

отбор кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;

обеспечение рационального распределения граждан, поступивших на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;

отбор кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов-специалистов в учебных частях;

углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;

16 стр., 7563 слов

Особенности протекания психических процессов у военнослужащих

... проблемы психических познавательных процессов в психологии. Изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих. Новизна исследования: проведение тестирования военнослужащих 433 группы ВФЭИ на разных ... Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и ...

участие в комплектовании экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих;

выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью

Профессиональный психологический отбор в Вооружённых Силах Российской Федерации проводится в соответствии с положениями Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», требованиями «Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», введенного в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 202, методических пособий, рекомендаций, указаний, инструкций, введенных в действие соответствующими директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации [5].

Он направлен на всестороннее изучение индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, или изъявивших желание поступить на неё по контракту, с целью определения их профессиональной пригодности к службе на конкретных воинских должностях, относящихся к классам сходных воинских должностей.

Классы сходных воинских должностей определены используемой в Вооруженных Силах Российской Федерации психологической классификацией воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, составленной по критерию сходства требований различных видов воинской деятельности к индивидуально-психологическим особенностям человека [14].

Классификация включает семь классов сходных воинских должностей:

Командные (организаторские)

Операторские (сенсорно-гностические)

Связи и наблюдения (сенсорные)

Водительские (сенсомоторные)

Специального назначения (моторно-волевые)

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Прочие

Приведенная классификация применяется в первую очередь для соотнесения конкретных воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, к соответствующим классам и последующего определения обязательности для них мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Она позволяет обосновывать критерии прогнозирования профессиональной пригодности, разрабатывать адекватное методическое обеспечение и осуществлять рациональное распределение военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям.

Глава 2. Содержание мероприятий по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

2.1. Социально – психологическое изучение кандидата.

Социально- психологический отбор предназначен для выявления тех социально обусловленных психологических свойств, в том числе морально-политических и нравственных качеств, которые необходимы для успешной работы человека в коллективе, отражают его готовность и стремление выполнить поставленные задачи в любых условиях, а также удовлетворенность своим трудом.

4 стр., 1703 слов

Эмоции и познавательная деятельность личности

... тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. В своем реферате я рассмотрела природу эмоций и их влияние на психику человека. ...

Социально- психологический отбор является ядром личностного подхода к оценке человека.

Личностный аспект изучения психических свойств человека заключается в том, чтобы рассматривать их как форму деятельности, исходя из определенных мотивов и потребностей и направленной на решение значимых для человека задач. Выражением личностного аспекта выступает прежде всего мотивационный план личности. Личностный подход — это понимание личности и отдельных ее психических проявлений в единстве с деятельностью. В соответствии с принципом единства психологической структуры личности с деятельностью ни одно психическое явление, проявляющееся в деятельности, не может быть правильно понято без учета его личностной обусловленности. Личностный подход означает, что самоутверждение личности в профессиональной деятельности представляет собой активный созидательный процесс, предполагающий немеханическое пользование наличными силами человека, немеханическую адаптацию к особенностям деятельности. Профессиональное становление — сознательная, преобразующая, творческая работа личности как в отношении объекта, предмета труда, так и в отношении самой себя в целом и всех своих функций в отдельности [16].

В процессе социально-психологического отбора выявляются и оцениваются социально обусловленные черты личности: ее направленность и мотивация в виде стремлений, интересов, целей, морально-политические качества.

Социально-психологическое изучение представляет собой комплексную и динамическую оценку социально обусловленных качеств личности, определяющих степень усвоения в процессе воспитания и развития социальных норм и ценностей, значимых для предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Направлениями социально-психологического изучения являются:

условия формирования личностных характеристик;

  • военно-профессиональная направленность;
  • моральные и волевые качества;
  • организаторские способности;

особенности общения и поведения в коллективе;

  • образовательная и профессиональная подготовленность.

Таким образом, в ходе социально-психологического изучения выявляются виды деятельности, выполняемые гражданином до призыва на военную службу, и те качества, которые в этой деятельности главным образом формировались и проявлялись.

При этом тщательному анализу подвергаются учебная, общественная, спортивная, игровая (увлечения и любимые занятия в часы досуга), трудовая и другие виды деятельности. Причем конкретное содержание каждой деятельности и необходимые для ее успешного осуществления индивидуально-психологические качества рассматриваются с учетом соответствия требованиям, предъявляемым классами сходных воинских должностей к кандидату на воинскую должность.

Социально-психологическое изучение начинается с анализа условий формирования личностных характеристик. Объектом изучения являются:

социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, профессиональной среде; место и условия проживания (село, небольшой город, средний и крупный город);

особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

5 стр., 2388 слов

Психологическая устойчивость личности человека

... людей поступки. В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности ... их отмену. Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности – она результат деятельности в целом. Весьма стойкими ...

содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации и источники ее получения — чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач и т.п.;

результаты практической деятельности, характеризующие уровень развития различных психических процессов и свидетельствующие о наличии у гражданина определенных склонностей и способностей;

основные события биографии, отражающие кардинальную перестройку индивидуальных особенностей личности.

Получаемые при этом данные косвенно характеризуют развитие профессиональных способностей и военно-профессиональной направленности гражданина.

Практика показывает, что основное влияние на формирование личности человека оказывает непосредственное социальное окружение и его анализу должно уделяться особое внимание.

При изучении сведений о семье, в которой воспитывался гражданин, учитываются: состав семьи, основные характеристики ее членов (возраст, профессия, должность, образование и т. п.); стиль внутрисемейных отношений (жесткий или уважительный, приказной или товарищеский); социально-бытовые условия; круг лиц, с которыми члены семьи поддерживают устойчивые контакты, их социальные и профессиональные характеристики; ведущие общесемейные интересы и увлечения.