Методология Вильфредо Парето и его понимание общества

Итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923) был наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века. Он также являлся представителем математической школы в буржуазной политической экономии. социолог политический общество

Основными работами итальянского социолога являются «Курс политической экономии» (1896—1897), «Социалистические системы» (1902) и «Учебник политической экономии» (1906).

Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, «Трактат по общей социологии». Автор писал его с 1907 по 1912 г.

В. Парето был разносторонним человеком и пытался объяснить процессы, происходящие в обществе с помощью собственных социологических теорий. Он является самым крупным социальным мыслителем Италии Нового Времени после Д. Вико и одним из классиков мировой социальной мысли. Он занимался различной теоретической деятельностью, целью которой была попытка создать альтернативу марксисткой идеологии.

Важной заслугой итальянского социолога, по мнению современных социологов, является разработка теории элит и циклов смены господства. Необходимо отметить и то, что в построение теории элит также внесли вклад и такие итальянские социологи как Г. Моска и Р. Михельс. Г. Моска предложил теорию политического класса, а Р. Михельс развил теорию олигархии, обратившись к изучению массовых политических партий. Сама по себе постановка проблемы, касающейся особой роли верхушки государственного класса, не является заслугой современной западной политологии. Она имеет давнюю традицию, восходящую к Платону, Аристотелю, Макиавелли. Заслуга В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса состоит в том, что они пытались вычленить и систематизировать вопросы, связанные с ролью элиты в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.

Что касается истоков политической социологии, то возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий.

Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет — американский социолог и политолог, один из основоположников теории модернизации.

6 стр., 2645 слов

Политическая культура. Политическая социология

... в духе русского славянофильства. В практическом плане теория политической культуры позволила социологической науке проводить исследования. Проблемы политической культуры за десятилетия существования концепции постоянно привлекают внимание ... Н. Макиавелли, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Рождение теории политической культуры, как это нередко бывает в науке, обязано стремлению ученых ответить на ...

Итальянский социолог считал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин: права, политэкономии, политической истории, истории религий, — «цель которого — в изучении человеческого общества, взятого в целом» .

Метод, при помощи которого Парето намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, он назвал логико-экспериментальным. Стремясь сделать социологию такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила перехода от наблюдений к обобщениям. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, поэтому подлежат устранению.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что данная тема является важной и актуальной не только в курсе изучения истории социологии, но и для понимания современных процессов в мире политики.

Выбор темы продиктован актуальностью политических процессов в современном трансформирующемся обществе, важностью теории круговорота элит для социологии и политологии, а также значительным влиянием идеологии на социальную жизнь, в том числе и в российском государстве.

Объект курсовой работы — политическая социология В. Парето. Предметом исследования являются концепция идеологии, теория круговорота элит и методология В. Парето.

Цель курсовой работы — рассмотрение роли теории круговорота элит и концепции идеологии Вильфредо Парето в политике.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть творческий путь В. Парето;

2. Выделить социологические и политические взгляды В. Парето;

3. Рассмотреть концепцию идеологии В. Парето;

4. Проанализировать теорию круговорота элит В. Парето.

В структуру работы входят введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

Основное внимание в раскрывании темы было уделено первоисточнику В. Парето «Компендиум по общей социологии».

Методологической основой данного теоретического исследования выступают учебная литература. Динамика взглядов на проблему отражается в публикациях научной периодической печати. Например, таких как А.А. Зотов, В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов и др.

Решить поставленные задачи автор намеревается, изучив все достоверные ему источники.

1. Методология В. Парето и его понимание общества

По замыслу В. Парето, «его социологическая система должна была положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе. Основная идея, вдохновлявшая итальянского социолога, состояла в том, чтобы разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность». История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов [Текст]: Отв. ред. Г. В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА, 2001. — С. 235

Метод, при помощи которого В. Парето намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ он назвал логико-экспериментальным.

Зависимости между социальными фактами В. Парето предлагал изображать в виде количественных формул и показателей. Также он придавал большое значение точности научной терминологии.

9 стр., 4434 слов

Социология и история

... прогресса и регтюсса в истории. Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (скажем ... целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции. Но история идет за событиями и описывает их. Она ...

Социологическая система В. Парето состоит из трех основных частей:

1) аналитической социологии;

2) синтетической социологии;

3) исторической социологии.

«Аналитическая социология исследует взятые обособленно основные стороны общества в отвлечении от социального целого. Синтетическая социология собирает воедино изученные аналитической социологией стороны социальной системы, рассматривает социальное целое. Историческая социология посвящена применению полученных аналитической и синтетической социологией результатов к исследованию реального исторического процесса». Добреньков, В.И. Система теоретической социологии В. Парето [Текст] / В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2002. — №3.- С. 52.

Согласно В. Парето, социология представляет собой синтез различных дисциплин: права, политической экономии, общей истории и истории религии. Будучи приверженцем использования в социологии естественной методологии, он назвал, как упоминалось выше, свой метод «логико-эмпирическим», подчеркнув, тем самым решающую роль наблюдения и эксперимента, результаты которых представлены в математической форме.

Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постепенно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия (equilibrium).

Он рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в истории социологии сложилась главным образом под воздействием двух редукционистских моделей: организмической (общество как организм) и механистической (общество как механизм).

Из этих двух моделей Парето, в отличие, например, от Дюркгейма, выбирает вторую, хотя иногда опирается и на первую.

Последующее развертывание мысли приводит итальянского мыслителя к систематизации сторон общественного процесса. В опосредствованном, т.е. систематизированном и иерархизированном виде социальная система, по Парето, выглядит так. Основными сторонами (факторами) общества ученый считает следующие: 1) осадки; 2) интересы; З) деривации; 4) социальную гетерогенность и циркуляцию элит. К не основным факторам общественной детерминации он относит природные характеристики: «почва, климат, флора, фауна, географическое положение, богатство полезными ископаемыми», расовые определения, а также воздействие на данное общество других обществ (в пространстве и времени) Парето, однако, не останавливается на исследовании неосновных факторов.

Согласно Парето, состояние социальной системы в данное время и в данном месте определяется следующими факторами. «Во-первых, это внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера. К ним относятся воздействия на общество других обществ (условия, внешние в пространственном отношении) и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества (т. е. условия, внешние во временном отношении).

В-третьих, это внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, «осадки» или выражаемые ими «чувства», «производные», стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний и т. д.». История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов Текст: Отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — С. 236

6 стр., 2686 слов

Социология типы общества

... типа солидарности имеются в любом обществе, но в архаических обществах преобладает механическая солидарность, в то время как в современных - органическая. Немецкий классик социологии М. Вебер представлял социальное как некую систему ... подчинения и господства. Его концепция основывалась на понимании обществе как об ...

Парето неустанно подчеркивает взаимозависимость всех элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости изменения, происходящие в одних элементах, неизбежно вызывают изменения в других. Парето отвергает попытки устанавливать между отдельными элементами социальной системы односторонние причинно-следственные связи: «Следует помнить, что действия и противодействия следуют друг за другом бесконечно, как в круге…». В противовес монистическим и редукционистским теориям Парето отстаивает идею многофакторности, которая составляет необходимую предпосылку системной ориентации в социологии. Каждый элемент социальной системы может быть понят только после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим элементам. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.

Понятие равновесия, как и понятие системы вообще, Парето заимствует из механики, химии и из экономической теории Л. Вальраса. Поскольку общество постоянно эволюционирует, то равновесие социальной системы является преимущественно динамическим. Главное значение в поддержании равновесия имеют чувства.

Также В. Парето полагал, «что на современном этапе знаний об обществе невозможно дать строгое системное описание всех входящих в него элементов в количественной, математической взаимосвязи. Поэтому он считал возможным ограничиться анализом пяти наиболее важных факторов:

1) «резидуй»;

2) «дериватов»;

3) экономических факторов;

4) гетерогенности человеческих существ и социальных групп;

5) социальной мобильности и циркуляции элит.» Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: политический аспект [Текст] / СПб. : Алетейя, 2004. — С. 76

Парето разделял социальные действия на логические и нелогические, а чтобы найти критерий их различения, разлагал действие на его составные элементы — внешне наблюдаемое действие, рациональное его обоснование (которое обычно дается задним числом), психическое состояние действующего лица. Последнее рассматривалось как та постоянная величина, лежащая в основе действия, которая определяет его характер. «Психическое состояние индивида — «объективная» основа социального феномена в отличие от его субъективной основы, под которой понимаются аргументы, рационально выдвигаемые действующим лицом». История социологии: Учебное пособие [Текст]: Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Грицанов А.А. и др.; Под общ. Ред. А.Н. Елсукова и др. -Мн.: Вышэйшая школа, 1993. — С. 123

Ошибка всех предшествующих социологов, полагал Парето, заключалась в том, что они пренебрегали объективной стороной дела и изучали только возникающие на ее почве теоретические концепции, т. е. ограничивались изучением субъективного аспекта действительности. «Объективное» же социологическое исследование должно быть направлено на изучение психических установок и обусловливаемых ими «нелогических» действий, составляющих основную массу всех человеческих действий вообще. «Нелогические» действия, обусловлены особой логикой чувств. В отличие от логических они являются результатом не сознательных рассуждений и соображений, а чувственного состояния человека, иррационального психического процесса». История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов Текст: Отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — С. 239

17 стр., 8498 слов

Теории Элит Вильфредо Парето, Гаэтано Моски и Роборто Михельса

... Собственно теорию элит и циклов смены господст­ва элит разработал Парето , ... в основном политэкономии, философии права и социологии, необходимо ... роли верхушки государственного класса, не яв­ляется ... элиты своего рода «превосходством» - интеллектуальным, моральным и т.д. (для Ортега-и-Гассета это большее чувство ответственности) и структурно-функциональное, объясняя существование политической элиты ...

В основе концепции социального действия, разработанной Парето, лежала определенная концепция человека. Подчеркивая нелогическую, иррациональную природу индивида, он утверждал, что действия человека никогда не являются тем, чем они кажутся ему самому. Специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум для маскировки своих «нелогических» действий при помощи кажущихся логическими теорий и аргументов. Человек, писал Парето, в отличие от животного имеет способность мыслить и поэтому набрасывает покрывало на свои инстинкты и чувства. Именно потому, что все люди являются как чувствующими, так и разумными существами, возникает проблема соотношения чувств и разума, чувств и идеологий. Парето без колебаний отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами человеческой истории. Исторические закономерности он сводит к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называет «языками чувства».

Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской политэкономии (М. Панталеони, Л. Вальрас) и оставившим свой заметный след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнению Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Именно здесь мы сталкиваемся с той логикой рассуждений и доказательств итальянского ученого, которая привела его от экономической науки к социологии, к системному подходу, анализу действии и взаимодействий людей, базирующихся на их психических склонностях и предрасположенностях (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки.

Общество для Парето — это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры).

Это, прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и т.д. Более того, выступая определяющим объективным фактором действий людей, их психические состояния тем самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал те суждения и аргументы, которые выдвигает действующий индивид.

Подчеркивая динамичный характер общества как социальной и исторической системы, Парето полагал, что в основе этого динамизма находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально-экономические факторы. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражения чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся». И далее: «…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет только хронику этих сочетаний» Таким образом, любое конкретное общество, взятое в историческом развитии, рассматривается как динамичная социальная система, вне зависимости от ее социально-экономической «начинки». Это выглядит внешне странным, учитывая, что многие годы, даже десятилетия жизни Парето были посвящены занятиям экономической наукой, где он заметно преуспел. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жизни перед социальными факторами общественной и индивидуальной деятельности, — такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.

2 стр., 887 слов

Реферат 3 класс органы чувств

... и воспринимает в трехмерном виде. Орган слуха Слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой ... гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Вкус Чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой ... солями. Сладкий вкус не связан с каким-либо одним классом химических веществ. К веществам, вызывающим этот вкус, относят ...

2. Психологический редукционизм

Сделав эмоциональную сферу человеческой деятельности главным звеном своей социологической системы, Парето сделал оговорку, что не все чувства достойны внимания социолога, а только такие, которые проявляются в определенного рода действиях, что дает возможность их классифицировать. Итальянский социолог дал этим элементам название — «резидуи», что на языке химических наук означает «остатки» или «остатки», желая этим подчеркнуть их устойчивость, способность оставаться после того, как из социального действия вычтены все рациональные соображения. «Остатки как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний и предрасположений имеют врожденный, естественный, не поддающийся влиянию внешних условий характер». В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. История Западной социологии.[Текст] Учебное пособие. — СПб: Лань, 2002. — С.119 Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека.

На основе шести главных классов остатков, подразделенных на множество подгрупп, Парето попытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. Еще более схематизировав исторические действия, итальянский социолог подчеркнул главную роль двух первых классов остатков Логичные действия преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике. В общем они более характерны для цивилизованных народов, чем для нецивилизованных. Но в любом обществе в целом преобладают нелогичные действия. Логичные действия обусловлены рациональностью, в основе нелогичных, как указывал Парето, лежат психические явления: чувства, инстинкты и подсознательное. Они являются своего рода вещами-в-себе, непосредственно недоступными для постижения; о них можно судить только по их проявлениям в поступках человека — осадкам, которые и являются непосредственной причиной нелогичных действий. Итальянский мыслитель указывал на отличие осадков от того, что стоит за ними: «Необходимо строго обратить внимание на недопустимость смешения осадков с чувствами или инстинктами, которые им соответствуют» но иногда сам отступал от этого требования. Осадки, подобно столбику термометра, писал Парето, показывают температуру, но не являются тождественными состоянию среды. Осадки указывают на сущность, но сущностью не являются. В этом рассуждении наглядно проявляется влияние кантианства на мысль Парето. Понимание сущности осадков составляет основную трудность при изучении теории Парето. Дело в том, что итальянский мыслитесь в действительности объединил в этом понятии иррациональные и рациональные составляющие. Условно говоря, Парето синтезировал априоризм Канта и «мировую волю» Шопенгауэра или «волю к власти» Ницше, что и предопределило пресловутую сложность и громоздкость его классификации осадков.

10 стр., 4802 слов

Основные этапы развития социологии

... порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию — с точки ... математических процедур. Немалую роль в актуализации необходимости развития специального знания об обществе сыграли и великие ... огромными темпами формировалась новая прослойка общества — средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность ...

Парето разделил осадки на шесть классов:

1. Осадки инстинкта комбинаций (включают 5 видов и 7 подвидов);

2. Осадки постоянства агрегатов (8 видов и З подвида);

3. Осадки потребности проявлять чувства внешними действиями (2 вида);

4. Осадки социальности (6 видов и 11 подвидов);

5. Осадки целостности индивидуума и его отношений (4 вида и 4 подвида);

6. Осадки сексуальности.

Осадки 1 класса. Они определяют склонность людей сочетать, соединять различные явления окружающего социального и природного мира. Это осадки, соответствуют инстинкту, являющемуся самым могущественным инстинктом человеческого рода и служащему, возможно, фундаментальным основанием цивилизации. Осадки данного класса лежат в основе всякой новаторской деятельности человека, творчества во всех сферах жизни. Например, как указывает Парето, в силу данных осадков интеллектуалы соединяют «добро, прекрасное, истину, человечность, альтруизм, солидарность». Первый класс включает остатки названные «инстинктом комбинаций», который лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять, комбинировать вещи, отчасти ради получаемого от этого удовольствия, отчасти потому, что человеку трудно удержаться от собирания и комбинирования. Добреньков, В.И., Рахманов, А.Б. Система теоретической социологии В. Парето[Текст] / В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2002. — №3. — с. 55

Осадки 2 класса. Они объясняют стабильность и устойчивость в отношениях людей к различным явлениям, например отношений человека с другими людьми, социальными классами, местностями, живых к мертвым, персонификации идеальных образований и т.д. Осадки этого класса обусловливают консерватизм. Благодаря им объединенные осадками 1 класса такие образования, как добро, прекрасное, истина, человечность, альтруизм, солидарность, приобретают независимое существование и даже могут быть персонифицированы. Осадки 2 класса являются прямой противоположностью осадков 1 класса. Данный вид остатков — остатки постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи. Это консервативное чувство лежит в основе неприятия всего нового, в основе враждебного отношения к любым переменам и изменениям. См. там же

14 стр., 6799 слов

Штомпка социология. Штомпка П

... 15, суммируя основные положения своей книги «Общество в действии». Книга П. Штомпки «Социология социальных изменений» представляет собой критическое осмысление всего исторического наследия теоретической ... книги. П. Штомпка является членом Европейской Академии и ее Программного комитета, членом Польской Академии наук, международного Комитета по присуждению Европейской премии по социологии имени ...

Осадки 3 класса. Они соответствуют сильным чувствам, связанным с определенными действиями, которые могут не иметь ни какого отношения к этим чувствам, но удовлетворяют потребность действовать. Действия, в свою очередь, усиливают исходные чувства. Осадки этого класса проявляются, например, в религиозной экзальтации, в экстатических действиях.

Осадки 4 класса. Этот класс осадков включает в себя стремление к единообразию поступков людей и социальных отношений, отрицание нового, чувства социальной иерархии, аскетизм и т.д. Данный класс осадков в чистом виде проявляется в таких феноменах социальной жизни, как мода, табу и т.д.

Осадки 5 класса. Этот класс осадков выступает дополнением предшествующего класса. В него входят осадки, соответствующие чувствам противоречия, нарушению равновесия, равенства низшим и т.д.

Осадки 6 класса. «Они обусловлены сексуальными потребностями людей. Эти осадки в латентной форме проявляются в очень многих социальных феноменах, особенно у современных народов». Г.В. Осипов. История социологии в Западной Европе и США [Текст]: — М.: НОРМА-ИНФРА * М, 2001. — С. 241

Наиболее важными из всей системы осадков являются осадки инстинкта комбинаций и постоянства агрегатов. Их анализу Парето посвящает в «Трактате по общей социологии» наибольшее внимание. Осадки разных классов находятся в состоянии динамического равновесия: они воздействуют друг на друга и попеременно вытесняют друг друга, циркуляция происходит и внутри различных видов и подвидов каждого из классов осадков. По Парето, во всяком индивидууме, социальной группе или обществе одновременно присутствуют осадки всех 6 классов, разные же субъекты различаются пропорциями различных осадков. В заключительных частях «Трактата…» Парето попытался применить теорию остатков к объяснению европейской истории, изображая ее в виде конфликта остатков первого и второго классов инстинкта изменений и консерватизма, новаторства и ретроградства. Нелогические действия, совершаемые на основе остатков рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений в истории. Неясность понятия «остаток» его комплексность, множественность входящих в него терминов, например «чувства», «инстинкты», «проявления чувств в действии» двойственная субъект-объектная природа понятия (психологическая и социальная) в его понимании привели к тому, что оно не вошло в словарь западной социологической науки. В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. История Западной социологии. Учебное пособие. — СПб: Лань, 2002. — С. 119 — 120

Иррационализм паретовской концепции имел глубокие гносеологические и социальные корни. Его реальной основой был кризис позитивистской рационалистической модели человека. Вместе с тем подчёркивание решающей роли иррациональных психических сил было связано с глубоким общественным пессимизмом, утратой веры в человеческий разум, дискредитированный в эпоху социального кризиса. Вместо идеи разумности всего существующего выдвигается идея его неразумности, нелогичности, идея рациональности сменяется иррационализмом биопсихологического толка. Социологическая система концепция Парето — яркое свидетельство о невозможности создать научную теорию личности и социально го действия без опоры на адекватное понимание общества. Убежденность в решающей роли остатков питало паретовский политический неомакеавеллизм: «Искусство управления, писал он, — сводится к умению извлекать выгоды из эмоций, не тратя энергии на тщетные попытки их разрушить. Единственным результатом подобных попыток часто является только их усиление.

4 стр., 1980 слов

Интегральная социология Питирима Сорокина

... 4. Социология для Питирима Сорокина. Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы ... Парето, Зиммель, Маркс), политически - это была форма социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы. Два периода в творчестве Сорокина ... ценности 10. Характеристики элиты: лидеры, гении, исторические деятели ... бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе ...

Утвердив основополагающую роль чувственных сфер человеческой психики, Парето выводил из них свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит». См. там же Очевидна близость теории осадков Вильфредо Парето и концепции личности Зигмунда Фрейда, что уже неоднократно отмечалось исследователями. Фрейдовское «Оно» в широком смысле соответствует осадкам в целом, а в узком — 6 классу осадков, осадкам сексуальности.

3. Концепция идеологии

Интерес В. Парето к теории идеологии, которая является интегральной частью его социологической теории, был не случаен. Разочарование в политике буржуазных либеральных партий, неспособных к эффективному действию, погрязших в интригах и борьбе за власть, вызывало сугубо негативное отношение социолога к демагогическим ухищрениям и уловкам господствующих социально-политических группировок, суть которых он справедливо усматривал в их стремлении замаскировать свои неблаговидные политические цели. Вместе с тем рост популярности марксизма в Италии, который, по словам итальянского социолога, стал служить «новым евангелием» для лучшей части итальянской молодежи, убеждая ее в силе и общественной значимости идеологии, стимулировал поиски зачастую скрытых причин ее распространения и влияния на социальную жизнь. Оставаясь на позициях защиты буржуазного порядка, В. Парето попытался объяснить природу, особенности и социальные функции идеологии в современном мире. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов [Текст]: Отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — C. 237

Потребность в оправдывающих социальное поведение псевдологических теориях, в которых средства, предлагаемые для достижения целей, не связаны с целями объективной логикой, выражается в создании теологических учений, этических и политических доктрин, затушевывающих истинную сущность религии, морали, политики. Социальная наука должна, поэтому раскрывать основу этих учений, т. е. обусловливающие их эмоции. Идеология, по В. Парето, — это чисто словесные покровы, ловкие демагогические ухищрения, которым придана теоретическая форма с целью маскировки нелогического характера действия. Идеологии создаются для того, чтобы скрыть истинные побудительные мотивы действий, корни которых — в иррациональных пластах человеческой психики. Идеологические концепции, верования, теории он обозначил термином «деривации», что значит «производные», подчеркнув тем самым их вторичный, производный характер от чувств.

Итальянский социолог разработал классификацию дериваций, разделив их на четыре класса.

Первый класс образуют утверждения, преподносимые как абсолютные истины, аксиомы или догмы. Второй класс — это некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет. Третий класс составляют апелляции к общепринятым принципам и чувствам; часто обоснование подобного рода покоится на чувствах действующего лица, обладателя определенного «остатка», но изображается как совпадение с чувствами «всех людей», «большинства», или «всех уважающих себя людей». Последний, четвертый класс дериваций образуют чисто словесные доводы, «вербальные доказательства», выражения, не имеющие никакого объективного эквивалента. Таковы известные из формальной логики софизмы. Этот род дериваций, употребляемый обычно ораторами, особенно действен, потому, что при помощи ловко употребляемых оборотов пробуждает в слушателях нужные чувства, и притом так искусно, что они этого даже не замечают. Такие деривации высоко ценятся в политике и судопроизводстве. Сюда же относится простое жонглирование словами, употребление ходовых метких словечек и оборотов речи. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов [Текст]: Отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — C. 238

В. Парето считал, что фальшивые словесные образования, деривации идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Однако он пытался найти пути объяснения идеологических явлений. Неверно считать, утверждал итальянский социолог, эти псевдологические построения просто абсурдом или патологией или же рассматривать их как плоды фантазии, созданные кастой священников для одурачивания масс. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, он вместе с тем подчеркивал, что их логическая несостоятельность вовсе не уменьшает их социального значения, их ценности для общества в целом и для отдельных действующих лиц. «Факты ясно доказывают, — писал он, — что мифологии не соответствуют действительности и все же имеют большое социальное значение».

Следует отметить также и некоторые интересные наблюдения В. Парето. Так, он подчеркивал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу: «Обобщая, можно сказать, что деривации принимаются не столько потому, что кого-то убеждают, но потому, что ясно выражают идеи, которые люди уже имели в неосознанно виде. Этот последний факт всегда является главным моментом ситуации. Поскольку деривация была принята, она придала силу агрессивность соответствующим эмоциям, которые теперь нашли путь к проявлению». Раскрывая механизм манипулирования массовым сознанием, он писал: «Важно обладать просто деривацией, принимаемой с готовностью каждым, даже самым большим невеждой, а потом повторять ее снова и снова».

Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, В. Парето сформулировал некоторые идеи психологии подсознания, хотя не был знаком с трудами Фрейда.

По мнению В. Парето, нет принципиальной разницы между аргументацией, используемой язычниками, христианами, сторонниками прогресс гуманизма, общественной солидарности, демократии и т. п. Все эти теории в равной мере характеризуются преобладанием эмоций над фактами и с научной точки зрения не имеют никакой ценности. Итальянский социолог отрицал, что идеологии существенно отличаются друг от друга хотя бы тем, что рождаются на разных уровнях развития общества и в различной пропорции содержат различные стороны общественного бытия. Историческая конкретизация проблемы отсутствовала и тогда, когда речь шла о сопоставлении научной ценности идеологий, существующих одновременно. Согласно В. Парето, идеологии меняются только по форме, заменяя одну систему аргументации другой, одни словесные формулировки другими, более гибкими и изощренными. По сути дела, он замыкал проблему идеологии в узкие границы индивидуальной психики, отрывая ее от реальной истории и борьбы классов, в которой собственно и происходит развитие идеологии.

Логическим следствием его рассуждений было положение о существовании отдельных индивидов, которые могут освободиться от эмоций, деформирующих образ действительности. «Опыт показывает, — писал В. Парето, — что индивид может как бы разделиться надвое и до некоторой степени освободиться от своих эмоций, предрассудков и верований, когда борется за научное исследование». Эти люди, по мнению социолога, гении. Отдаваться во власть эмоций и предрассудков — удел заурядных личностей с умеренным талантом. Гении же «именно благодаря своим качествам возвышаются над обыденностью и отделяются от человеческих масс… менее подвержены господствующим верованиям, идеям и чувствам» История социологии [Текст]: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. — Кн.1: История социологии (19 — первая половина 20в.).

— М.: ИНФРА-М, 2004. — C.156

Приведенное высказывание свидетельствует о том, что, несмотря на иррационализм своей теории, В. Парето далеко не был свободен от иллюзий позитивистского рационализма. Согласно его концепции, гении, вожди, вообще выдающиеся личности — носители разума, тогда как массы способны руководствоваться только неосознанными эмоциями и страстями.

Интересно и то, что В. Парето попытался разграничить задачи логика и социолога. «Когда логик открывает ошибку в выводе, софизм разоблачается и работа логика закончена. Только тогда начинается работа социолога, который должен исследовать, почему вообще ложные аргументы принимаются многими людьми, почему эта софистика убеждает… Логика исследует, почему вывод является ошибочным, социология — почему он получает широкое распространение. Однако его ответ на этот вопрос не совсем социологичен: «Утверждения принимаются и завоевывают престиж благодаря пробуждению в слушателях эмоций различного рода, которые получают статус доказательства. Они убеждают потому, что высказываются ученым сентенциозным тоном, с большой силой убедительности, изысканным литературным языком» В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. История Западной социологии. [Текст]: Учебное пособие. — СПб: Лань, 2002. — C.209

В общем балансе социальных факторов деривации, согласно В. Парето, являются производными и зависимыми. В качестве общественного базиса он склонен рассматривать не социально-экономические отношения, а совокупность «остатков», интересов и связанной с ними социальной гетерогенности. Однако В. Парето разоблачает различные деривации. Юридические теории, утверждает он, являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные — прикрывают низменные чувства, общие якобы всем эпохам и народам.

Само социальное действие В. Парето истолковывал исключительно психологически, как иррациональное по своей природе. Если идеологии имеют псевдорациональный характер, а формулируемые ими мотивы лежат вне разума, то какие же факторы можно назвать действующими причинно? В какой сфере их нужно искать? Он искал истоки идеологических явлений в психике отдельного изолированного индивида, трактуя ее внеисторически и абстрактно. Однако реальные общественные силы, определяющие позицию индивида в массовых общественных движениях, и вообще действия масс его не интересовали. Из поля зрения итальянского социолога совершенно исчезала классовая структура общества, интересы и стремления общественных сил, которые в силу своего общественного положения способны более или менее последовательно опираться в своих действиях на науку.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, концепция идеологии имеет достаточно большое значение как для самого В. Парето, так и для политической науки в целом, так как она даёт альтернативный взгляд на социально-политические процессы в обществе.

4. Теория круговорота элит

Проблематика элиты выдвинулась на центральное место в социологии В. Парето в связи с необходимостью дать ответ на вопрос, какая же сила приводит в движение созданную им систему социальных отношений. Методологические истоки подхода к элите были заложены в его политэкономических трудах. Такой важнейшей методологической «подсказкой» послужила кривая, отражавшая принцип распределения доходов. Внимание В. Парето привлекло то обстоятельство, что буквально повсюду, какую бы страну ни взять, значение уравнения, выражающего эту кривую, оказывается близким к одному и тому же числу. Отсюда и принципиальный вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества». В этом социолог увидел универсальную модель, пригодную для всех сфер жизни, а не только экономики: «Если предположить, что мы расположим людей в соответствии с другими критериями, например, по их мыслительным способностям, по их математической одаренности, их музыкальным, поэтическим, литературным талантам, по степени их моральности и т. д., мы, скорее всего, получим кривую, более или менее похожую на ту, которую мы находим применительно к распределению богатств». А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии [Текст]: Учебное пособие для вузов. — 5-е изд. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — C.102

Правда, было бы абсурдно полагать, что люди с математическими или поэтическими талантами займут высшие места в рамках фигуры, отражающей распределение богатства. То же можно сказать и относительно распределения моральных качеств. Но если расставить людей по степени их влияния на политическую и социальную власть, то, «по большей части, эти люди займут аналогичные места, как в такой фигуре, так и в той, что построена по принципу распределения богатства. Так называемые высшие классы, в общем также и наиболее богатые». Добреньков, В.И., Рахманов, А.Б. Система теоретической социологии В. Парето [Текст] / В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2002. — №3. — С. 45 Они и представляют собой элиту. Именно В. Парето ввел в оборот это понятие, ставшее одним из ключевых в политико-социологической мысли. Отводя элите первостепенную роль в общественном развитии, итальянский мыслитель (кстати, носивший титул маркиза) вместе с тем приземляет смысл самого этого слова, лишает его ореола избранности. В «Трактате» понятие «элита» подверглось некоторому изменению. Вследствие ценностного нейтралитета в сочетании со статистическим подходом термин «элита» приобрел более расширенное толкование. Если первоначально он применялся главным образом к верхам господствующего класса, то теперь В. Парето готов распространить его на все сферы жизни и деятельности, на самые разнообразные группы людей. «Допустим, — писал В. Парето, — что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, — 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» — честным или нечестным путем, — дается 10. Тому, кто заработал тысячи, — 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, — 1; тому, кто там оказался, — 0. В конечном счете, В. Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». См. там же Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально-этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой.

Благодаря В. Парето функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

Также итальянским социологом была сформулирована теория круговорота или циркуляции элит, объясняющую, по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы он выводил из неравенства индивидуальных способностей людей.

По мнению В. Парето социальная система стремится к равновесию и при выводе ее из такого состояния с течением времени возвращается к нему. Процесс этот образует социальный цикл, течение которого зависит, прежде всего, от циркуляции элит. Они возникают в низших слоях общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и, в конце концов, вырождаются и исчезают. Согласно взглядам социолога, круговорот элит является универсальным законом истории. Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, поэтому меняются и сами типы элит.

Элиты являются подлинными инициаторами дериваций, особенно господствующие элиты, но также и тех, которые хотят отнять у них власть. Однако элиты олицетворяют также основополагающие «осадки», особенно осадки комбинации, стойкости, соединения. Их можно охарактеризовать как различные типы людей: люди типа «осадков» комбинации являются прогрессивными, хитрыми и не слишком подвержены угрызениям совести. Они избегают явных конфликтов и скорее прибегнут к хитрости, обману, подкупу. Они — «лисы». Им противостоят «львы», которые хотят придерживаться привычного, но не боятся конфликта и силы.

Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов». Напротив, неустойчивая политическая система требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой — результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.

Общество, в котором преобладает элита «львов — ретроградов», застойно. Напротив «элита» «лис» динамична. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентаций. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, к выделению новой элиты с преобладанием в ней «лис», которые со временем перерождаются во «львов»; сторонников жесткого подавления и деспотизма. Г. Моска, развивая идеи В. Парето, полагал, что циркуляция элиты — залог здоровья общества, добавляя, впрочем, что все это — при условии преобладания стабилизационной консервативной тенденции, сохранения преемственного обновления элиты за счет лучших выходцев из масс. Добреньков, В.И., Рахманов, А.Б. Система теоретической социологии В. Парето [Текст] / В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2002. — №3. — С.65

Общество элиты — это система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т.е. то состояние равновесия, при котором ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле В. Парето говорил о «социальной системе», а его теория общества должна быть, собственного говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Э. Дюркгейма, как возможен порядок, прозвучал бы у него иначе: «Как возможно управлять обществом?». Элементами социальной системы являются осадки, интересы, деривация, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи В. Парето говорил о «социальной физиологии» задачей, которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.

В. Парето подразделил элиту на правящую и не правящую или контрэлиту. Революция, с его точки зрения, — это всего лишь борьба и смена правящей элиты потенциальной элитой, которая маскируется тем, что говорит якобы от имени народа, вводя в заблуждение непосвященных.

Позже Б.Шоу напишет, что революция никогда не помогает скинуть бревно тирании, максимум, что они могут — это переложить его с одного плеча на другое. Социология Вильфредо Парето. Жизнь и научная деятельность [Электронный ресурс]. —

Итак, революция — не более чем смена элит: старая элита, стоящая у власти, одряхлела, не способна к эффективному управлению, в обществе возникает новая потенциальная элита, но чтобы утвердить в качестве правящей элиты, ей необходима поддержка масс, недовольных старым общественно-политическим строем. Она использует их как стадо баранов. И с их помощью пробивает дыру в ветхом заборе, ограждающем прежние порядки. Причем массы, обычно остаются в дураках — новая элита «загоняет их в стойло» и порой экономический и политический гнет становится еще более жестоким и изощренным. Именно в таком плане многие элитаристы интерпретируют октябрьскую революцию.

Однако эти фактические условия и движения перерываются деривациями, которые в зависимости от обстоятельств интерпретируют ситуацию иначе. Народ придерживается определенных жизненных правил с квазирелигиозным упорством, старая элита считает себя стражем порядка и благополучия народа, а в новом элита утверждает, что борется за народ, а даже сама в это верит. Большое количество рабочих, а тем самым и их политическое значение в условиях современной массовой демократии, придает импульс деривациям, они постоянно используются для воздействия на народ, и превращается в демагогию.

Для итальянского социолога изучение элиты при всей важности данной проблемы всё же не являлось самоцелью. Это часть более широкой задачи, а точнее, даже сверхзадачи — исследования «устойчивости общества». Общественное социальное равновесие, в первую очередь зависит от элиты, от ее способности справляться со своими функциями. Поэтому В. Парето и обратился к проблеме типологии элиты. Критериями для нее послужили методы осуществления властных функций. Среди них основополагающими являются два: сила и хитрость. Отсюда выделены и два типа элиты: львы и лисы. Кроме того, итальянский ученый говорит еще об элите типа — S, ее представителей он именует спекулянтами и элите типа — R, рантье. От первых исходит инициатива к изменениям, к экономическому и социальному прогрессу. Тип R, наоборот, — «мощный элемент стабильности и во многих случаях противодействует опасности, проистекающей от склонных к авантюрам спекулянтов». Добреньков, В.И., Рахманов, А.Б. Система теоретической социологии В. Парето [Текст] / В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2002. — №3. — С.67-70 Общество, где доминируют рантье, становится неподвижным и как бы кристаллизуется. Общество, где преобладают спекулянты, живет в состоянии шаткого равновесия, которое может рухнуть от незначительной случайности внутри или вне его.

Смена или циркуляция элит связана, по мысли ученого, с кризисными циклами. Циркуляция элит — это едва ли не основное проявление жизнедеятельности общества. Но дело не только в смене лис львами, рантье спекулянтами или наоборот. Согласно В. Парето, главной движущей силой процесса циркуляции элит является воля к власти более молодой и энергичной элиты.

Ранее упоминалось, что этот аспект теории В. Парето привлек внимание Б. Муссолини. Его концепцию дуче называл «возможно, самой гениальной концепцией нового времени». Уже после смерти В. Парето Б. Муссолини провозгласил его «одним из наиболее блестящих наших учителей». Из теоретических построений В. Парето он извлек для себя главное: новая энергичная элита должна вытеснить старую, одряхлевшую.

В отличие от Г. Моски, который не исключал возможности постоянного обновления правящего класса, В. Парето был убежден в фатальной деградации элиты, ее неспособности устоять под натиском новой элиты. Если Г. Моска допускал такой вариант, как органичное слитие старого и нового правящих меньшинств, то у В. Парето дело сводится, в конце концов, к разным вариантам вытеснения одной элиты другой. Это и находит выражение в знаменитой формуле: «История — это кладбище аристократий».

Таким образом, В. Парето, так же как и Г. Моска, исходил из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное итальянскими мыслителями, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» или «правящей элиты».

Вклад В. Парето в современную политическую теорию связан главным образом с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой её форме. Эти идеи и были представлены в его концепции идеологии и круговорота элит.

Заключение

В целом значение социологического творчества В. Парето достаточно велико. Итальянский ученый создал в социологии свой достаточно специфический, неповторимый стиль анализа и изложения материала, что позволило ему занять особое место в мировой общественной науке. Этому поспособствовали по меньшей мере два обстоятельства. Во-первых, В. Парето отличался негативным отношением ко всей предшествующей социологической мысли, начиная с О. Конта и Г. Спенсера. Во-вторых, тем самым он добился того, к чему стремился изначально, — теоретической самоизоляции. Он ставил цель создания своей собственной социологической схемы, и именно стремление к ее достижению позволяло ему строить свои собственные научные конструкции. Значение социологического наследства итальянского социолога на сегодняшний день очевидно.

1. Им была сформулирована концепция социальной системы, базирующаяся на динамическом равновесии элементов общества, ее составляющих.

2. Была создана теория элиты, своеобразно объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни в ней.

3. Социологии как науке был придан критически-негативный пафос, а ее основной функцией считалось не только утверждение нового, но и разоблачение социальных и политических намерений, поступков, критика практических действий. Данное обстоятельство определяло пессимистический в значительной степени характер всего учения В. Парето.

Согласно точке зрения В. Парето, социология в лучшем случае может поставить диагноз, но не в состоянии подсказать, как излечить общество. «Я не буду убеждать буржуазию — писал В. Парето, — пойти по другому пути или проповедовать реформы обычаев, вкусов или предрассудков. Так же, и даже в большей степени, я не буду заставлять людей верить, будто у меня есть рецепт исцеления от той болезни, которой страдает буржуазия и, шире, все общество. Как раз наоборот. Я открыто объявляю, что ни одно такое лекарство, выдуманное для того, чтобы распознал, что у пациента чахотка, но не знает, как излечить его. … Пока общественные науки не продвинутся вперед, эмпиристы и люди-практики будут иметь больше мнений о том, как извлечь общественный организм, чем врачи и ученые… ».