Семейные роли и лидерство

Курсовая работа

1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей.

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения. Каких-либо строгих правил или теоретического обоснования того, как необходимо выделять семейные роли, фактически не существует, скорее, есть определенная наиболее распространенная традиция выделения и описания следующих внутрисемейных ролей:

  • материальное обеспечение семьи;
  • хозяйка – хозяин;
  • уход за маленькими детьми, воспитание детей более

старшего возраста;

  • сексуальный партнер;
  • организатор развлечений;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • организация родственных связей.

Если раньше большинство семейных ролей связывалось с полом, то в последние десятилетия связь эта теряется, основанием для распределения ролей всё больше служат не социальные нормы и стереотипы, а интересы и предпочтения супругов. Разумеется, то, как идёт этот процесс, во многом зависит от социальных норм и стереотипов, которые сложились и поддерживаются различными традициями и установлениями.

Распределение ролей между супругами – далеко не единственная характеристика ролевой структуры семьи. Существует ряд других параметров, учёт которых может в принципе способствовать более полному описанию внутрисемейных отношений. Назовём и коротко опишем некоторые из них. Это степень идентификации человека с ролью, то есть насколько он считает, что за реализацию данной роли действительно несёт ответственность именно он (она); ролевая компетентность – то, насколько человек в принципе способен эффективно реализовать данную семейную роль; конфликтность роли, которая подразумевает противоречивость различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли, по крайней мере в сознании данного человека, феномен ролевой власти и т.д.

16 стр., 7772 слов

Семья и отношения поколений. Социальный анализ

... супруга в равной степени считаются членами семьи). Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений ... для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и ... структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят ...

Таким образом одной из важнейших характеристик современной семьи является её ролевая структура, отражающая, какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов, насколько жёстко они связаны с полом, в какой степени определяются волей и желанием супругов, а в какой – традициями и другими внешними факторами. В зависимости от распределения ролей в семье между супругами различают несколько типов семей.

Так, традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли – жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения.

Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традиционные установки на мужское лидерство.

Эгалитарная семья — это семья равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в равной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами.

Надо сразу оговориться, что нельзя однозначно утверждать, что эгалитарная семья – «хорошо», а традиционная – «плохо», поскольку каждый данный тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т.д. Так, с ростом среднего уровня образования возрастает и доля эгалитарных браков, но мощным фактором успешности супружеских отношений они становятся, прежде всего, для интеллигенции, людей с более высоким образовательным цензом.

Проблема выбора, принятие семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи. Как отечественные психологи, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семей.

Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья её регулирует, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

1.3.3 Лидерство в современной семье

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном – роль лидера принадлежит мужчине.

Динамический подход к семейным проблемам классифицирует современные семьи по трем типам: симметричный, комплементарный и метакомплементарный.

Симметричным можно назвать такой брак, где оба супруга равноправны, никто из них не подчиняется другому. В таком браке все проблемы решаются согласованно путем обмена или нахождения компромисса. Комплементарный брак подразумевает единовластие, т.е. один распоряжается, а другой ждет его указаний. В метакомплиментарном браке один из партнеров добивается своей цели путем манипулирования другим, подчеркивая свои слабости, неопытность, бессилие.

Н.Ф. Федотова утверждает, что в современной семье признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени – в организации быта и в воспитании детей. При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях.

Основой для признания главенства жены является высокая оценка ее многогранной деятельности в семье не только ей самой, но и ее мужем. При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены признается ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Женщины ухаживают за детьми и воспитывают их независимо от их общественного статуса и образования. В отличие от мам, отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус.

При высокой оценке своей семейной деятельности у жен часто присутствует признание несостоятельности мужа в организации семейной жизни. Поэтому, исследования современной семьи Федотовой доказали, что в семьях с женским главенством наблюдается низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин).

Ситуацию лидерства в современной эгалитарной семье хорошо представили А. Добрович и О. Ясицкая в одних вопросах главой является муж, а в других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает, т.е. персональное главенство супруга строится как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в неофициальных малых группах. Для таких семей характерен приблизительно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

2.1 Организация и методология исследования.

Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенности супружеством, ролевых отношений в браке, стабильности и устойчивости отношений являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи. Основной составляющей социально-психологического климата семьи является удовлетворенность супругов взаимоотношениями и браком в целом. Исходя из этого, мы считаем важным и практически актуальным исследование распределения ролей в современной семье и его взаимосвязь с уровнем удовлетворенности браком супругов.

Цель исследования:

1. определить, существует ли взаимосвязь между распределением ролей в современной семье и удовлетворенностью браком супругов;

2. определить, какой тип семьи наиболее благоприятен для успешного функционирования семьи.

Задачи исследования:

1. Изучение распределения ролей в современной семье.

2. Выявление взаимосвязи между типом семьи и уровнем удовлетворенности супругов браком.

Методика: Для решения поставленных задач был использован

социологический опрос.

В исследовании приняли участие 29 студентов медицинского колледжа.

2.2 Анализ социологического опроса

В социологическом опросе приняло участие 29 студентов медицинского колледжа. Из них 75 % составляют девушки и 25 % парни в возрасте от 18 до 20 лет. Все 100% опрошенных имеют среднее образование.

Первым шагом в диагностике отношений власти-зависимости, на мой взгляд, должна быть общая методика, позволяющая определить климат в семье. Для этого студентам было предложено ответить на 4 вопроса: на первый вопрос о том, дружная ли у вас семья 80% ответило «да», 19 % — «нет», остальные же (1%) затруднились ответить. 35 % возвращаются домой после учебы с желанием, 30% ответили, что такое бывает довольно часто, без желания идут достаточно часто- 25% и только 10% опрошенных не хотят возвращаться к родителям после учебы.

Дома спокойно и уютно себя чувствуют большинство — 75% детей, нет — всего 5%. В семьях респондентов родители никогда не уходили из семьи (75%), такое было 1 раз у 22 % , у 8 % — такое наблюдалось 2 раза, ответа — 3 раза и более не было. Из ответов на предложенные вопросы можно сделать вывод, что обстановка в семьях, в которых проживают опрошенные респонденты, у большинства благоприятная, спокойная и уютная. Дом для каждого — это теплое место, где тебя любят и ждут и куда с удовольствием возвращаешься. Из этого следует, что между родителями царит взаимопонимание и уважение.

В современной семье финансовыми вопросами в основном занимается отец, он решает сложные дела. Жизненные принципы и правила отца являются определяющими в семье у 44 %, матери — у 28%, как правило матери, но в некоторых случаях и отца — у 14% , отца, но иногда и матери также 14%.На вопрос: кто из ваших родителей сможет первый занять крупную сумму денег, 75 % ответило, что это сделает отец, 15% — что это сделает отец, но в этом примет участие и мать, у 8% этим займется мать, отец же примет второстепенную роль, и лишь у 2 % семей этот вопрос решит мать. Во многих же семьях мать в основном занимается воспитанием детей, заботится об уюте и удобстве в квартире, занимается повседневными покупками. Мать у 56 % приглашает в дом гостей, от ее настроения зависит настроение в семье (43%), отцы же менее гостеприимны — лишь 13%. Это можно объяснить их большей занятостью. 35% студентов воспитывала мать, отец занимался в основном воспитанием парней(9%), в равной степени занимаются воспитанием оба родителя в 56% семьях.

Опрос, проведенный среди студентов, показал, что среди населения возрождается популярность традиционной модели организации семейной жизни, при которой мужчина «…занимается профессиональной деятельностью и финансовым обеспечением семьи, а женщина — домашним хозяйством (30% опрошенных).

67% респондентов ориентированны, тем не менее, на более современную модель семьи с двумя работающими супругами».

Среди опрошенных семей присутствует эголитарный брак, где равномерное и справедливое распределение ролей. В 60 % семей супруги вместе планируют свой отпуск, мать планирует отдых у 15%, отец у 25%.

Большинство (80%) современной молодежи считает, что семейными делами должна заниматься как жена, так и муж. Супруги должны иметь общий денежный фонд, совместно принимать решения о расходах. Другой точки зрения придерживается 20%. По их мнению, супруги должны иметь общую кассу, но только один из них регулирует расходы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием семей, является сейчас для нашего общества актуальными и насущными как никогда. Семья как социальная единица не может оставаться в стороне от того, что происходит в обществе. Изменяется и отношение общества к семье: с одной стороны, ценность ее возрастает, потому что именно семья дает опору и надежду выдержать все трудности, а с другой стороны, общество предлагает новый образ или даже образы семейного устройства. Психологи, социологи, педагоги отмечают упадок института семьи, попытки изменить внутрисемейное устройство или даже заменить ее альтернативными формами, такими как свободный брак.

Современные исследования в психологической науке позволяют судить о непреходящем интересе к проблемам семейного и, в частности, супружеского взаимодействия. Несмотря на закрытость супружеской системы, исследователями предпринимаются попытки изучения многообразных связей, существующих в семейном социуме между его членами, а также закономерностей, описывающих ход развития и функционирования данной системы.

Полученные в данном исследовании результаты позволяют расширить имеющиеся представления о распределении супружеских обязанностей в современной семье и условиях удовлетворенности супругов браком. Представленные в работе результаты могут быть использованы в практике брачно-семейного консультирования.

ЛИТЕРАТУРА.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/liderstvo-v-seme/

  1. Лагонда, Г. В. Экспектационный подход к психологическому анализу брачных отношений / Г. В. Лагонда // Философия и социальные науки. – 2010. – № 3.
  2. Обозов Н. Н./ Психология межличностных отношений. Киев, 1999 – электронная версия.
  3. Шон Бурн / Гендерная психология. – электронная версия
  4. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФу, 2008. – 208 с.
  5. Шнейдер Л. Б. / Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 512с. (Серия «Кафедра психологии»)
  6. Алёшина Ю.Е., Борисов И.Ю. / Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов. М., 2001.
  7. Алёшина Ю.Е. / Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с разным стажем совместной жизни. М., 1985.
  8. Алешина Ю. Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
  9. Карабанова О.А. / Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  10. Столин В. В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. — Психология.- 1984.- № 2.
  11. А.И. Антонов. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. — 360 с.
  12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  13. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  14. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2006.
  15. Учебное пособие Клецина Ирина Сергеевна Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,1998. — 92 с.