Познание и язык в философии

Эссе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Философия (курс 2)

Тема

Философия языка

Фамилия

Имя

Отчество

№ контракта

Основная часть

Философия языка

Основная часть

1 Этапы становления философии языка

Философия языка начинает свое развитие в работах Платона и Аристотеля, в трактатах средневековых философов, математических разработках Буля Дж. и Милля Дж. Основные проблемы, понятия и направления современной философии языка были изложены в работах Фреге, Мура Дж. и Рассела Б. и в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Понятие «философия языка» впервые был введен в научный оборот немецкоязычного пространства второй половины XVIII века посредством написания трудов таких философов, как Г.-К. Лихтенберга (1742-1799), И.-Г. Амана (1730-1788), И.-Г. Гердера (1744-1803), Г. Якоби (1743-1819), В. фон Гумбольдта (1767-1835).

Речь занимала ключевое место в философских размышлениях и творчестве именно этих мыслителей .

До 50-х годов. Х1Х в мировое языкознание философии языка чаще ассоциировалась с лингвистическим структурализмом, несколько позже — с генеративной грамматикой, теорией искусственного интеллекта. В 60-х — середине 80-х годов полным воплощением философии языка считались прагматичные студии живых языков, осуществляемые в рамках исследования значения выражений языка, контекстного употребления языка и его единиц изучения речевых актов и, соответственно, иллокутивных сил, заложенных в них.

В 60-х годах ХХ в. проблемой определения понятия «философия языка» занимались Остин Дж., Стросон П.-Ф., Сьорл Дж.- Р., а также велась дискуссия по теории врожденных идей Хомского Н.

Четкая ориентация на проблематику философии лингвистики и аналитической философии представлена в известной работе Хартнака Ю. «Язык и философия». В ней раскрываются вопросы, связанные со значением языковых выражений в различных контекстах, интенциональность (лат. intention — стремление, намерение) речевых актов, ролью языка в восприятии человеком объектов мира, проблемами существования, морали и т.п. Ламарк Дж. — американский философ языка утверждает, что настоящее развитие лингвофилософских идей началось лишь в 70-80-е годы как постепенное «перетекание» от лингвистической философии оксфордской и кембриджской школ к собственно философии языка, то есть такой, которая изучает проблемы значения, правил, репрезентации, усвоение языка и т.п.

Достижения ученых аналитического и постаналитичного направления в философии, так или иначе, затронули важные аспекты сущности языка, однако не сформировали целостный предмет исследования, который мог свидетельствовать об отдельном научном направлении исследования языка. Философия языка, как и аналитическая философия в целом, не может не взаимодействовать с другими современными течениями, которыми поднимаются проблемы сознания, понимания, природы ошибок познания, роли языка в культуре. Среди них такие течения как герменевтика, структурализм и постмодернизм, психоанализ, прагматизм и другие. Богатую историю имеют и взаимоотношения философии языка, лингвистики и логики. Философия языка уже не воспринимается исследователями как нечто целостное; речь идет о разной философии языка с разной исследовательской проблематикой .

О неопределенности понятия «философия языка» свидетельствуют данные многих авторитетных философских энциклопедий. Альстон В., например, отмечает, что сфера действия философии языка лучше продемонстрирована перечнем ее основных проблем, в которые входят теория понимания, значение, концептуальный анализ и т.д. Подобная неопределенность предмета исследования философии языка наблюдается и сегодня. Среди важнейших факторов неопределенности объекта и предмета философии языка являются:

  • а) неопределенность предмета и пределов собственно философии;
  • б) сомнения относительно существования языка как предмета философской рефлексии.

Отсутствие концептуальных основ философии языка, а также четко очерченного предмета исследования вызваны:

1) нигилистическим отношением к самому понятию «философия языка». Советский лингвист Панфилов В. подчеркнул: «Очевидно, что говорить о философии языка как об объективно существующем явление в такой же степени неправомерно, как, например, о философии камня или кресла». Такие аналогии свидетельствуют о полном непонимании сущности языка, который, по мнению некоторых ученых, является системой символов вместе с присущей ему философией, и в которой проявляется мир. Речевой опыт мира является абсолютным. Языковой характер опыта мира предшествует всему, что человек познает и выражает. То, что является предметом познания и высказывания, всегда уже окружено мировым горизонтом языка;

2) полным отказом от поисков предмета философии языка. Эта тенденция наиболее полно воплотилась в огромном количестве исследований философских проблем языкознания, различных как по материалу, который анализируется, так и по подходу к нему .

В 60-е годы в истории развития лингвофилософских идей была осуществлена одна из первых попыток определения предмета философии языка в пределах авторитетной на Западе аналитической философии, в ее разделе «лингвистическая философия». Для философов-аналитиков вся философия и является философией языка. По их мнению, структуры языка позволяют выявить онтологические структуры бытия, если правильно принимать соответствующие методики анализа живого естественного языка. Относительно лингвистики, в поисках «философии мира» теряется специфика собственно языка, поскольку исследуется не язык как таковой, а способ онтологизации с помощью общих философских категорий.

В 70-80-х годах ХХ в. философия языка начинает восприниматься как одна из составляющих аналитической философии наряду с философией науки, сознания и философскими проблемами теории действий. Предметом исследования философии языка становится анализ понятий осмысленности / неосмысленности, истины, противоречия, утверждения, следования т.п. Однако вопрос о сущности языка и его природу находят вне рассмотрения этого направления научных знаний.

Параллельно в зарубежном и бывшем советском языкознании этого периода проводились исследования, в основе которых лежало понимание философии языка как методологии науки о языке в аспекте прежде всего определения и конструирования самого предмета изучения, а также отдельных аспектов языка, наиболее необходимых для анализа некоторых проблем онтологии и гносеологии. Но поскольку такие исследования осуществлялись в рамках одного философского направления, это делало невозможным диалог между философскими и лингвистическими школами, синтезирования других лингвофилософских идей, плюрализма научных мнений и подходов.

На Западе методологические проблемы языкознания изучали Фреге Г., Рассел Б., Айдукевич К., Квин В., Хомский Н. и др. Именно это направление исследований можно назвать философией лингвистики и воспринимать как раздел научной метатеории, объектом которой является не столько язык, сколько наука о языке .

В развитии современной философии языка выделяют три этапа. Было время, когда философы занимались преимущественно синтаксисом, считая его единственно оправданным изучением языка. Этот период продолжался примерно с 1921 года, времени публикации труда австрийского философа Людвига Витгенштейна (1889-1951) «Логико-философский трактат», до 1935 года, времени выхода труда польского логика и математика Альфреда Тарского (1902-1984) «Понятие истины в формализованных языках». Австрийского философа Л. Витгенштейна сейчас называют одним из самых значительных, оригинальных и глубоких мыслителей, произведения которого немногочисленные, но богаты мыслями, оказали большое влияние на философию второй половины XX века. К языковым проблемам он шел не от лингвистики, как Ф. де Соссюр, а философским путем, рассуждая примерно так. Все наши знания о мире и свое отношение к миру мы выражаем языком. Можно предположить, что есть однозначное соответствие между состоянием действительности и какой-то формой его выражения в языке. Тогда следует выяснить правила, по которым строятся осмысленные предложения, т.е. такие, которые соответствуют реальному положению вещей. Философ может логическими средствами как-бы просветить язык и выделить в нем то, что несет в себе соответствие высказыванию и действительности, и то, в чем такого прозрачного соответствия нет .

Круг проблем, рассматриваемых в рамках философии языка или направлений, близких к ней, не совпадает с проблемами общего языкознания — одного из разделов современной лингвистики.

2 Сущность философии языка

Язык постоянно привлекает к себе внимание на одной стороне мира и вызывает бурные дебаты на второй — среди философов, теоретиков и многих других. Человеческая речь является уникальной, она непрерывно создает или порождает (генерирует) речь, определяет ее среди других коммуникативных систем — живых или механических. Этот уникальный человеческий атрибут вместе со своими производными с древних времен был поводом для многочисленных споров. Дискуссии о природе языка воспроизводятся с каждым шагом в развитии гуманитарного знания. Сегодня это является одной из главных дискуссионных проблем в философии языка.

Философию языка нельзя отождествлять ни с лингвистической философией, ни с философией лингвистики, ни методологии лингвистических исследований, ни с общим языкознанием. Она имеет собственный предмет исследований, рассматривает вопрос о сущности и природе языка. Философия языка с позиций лингвиста является частью теории языка, в рамках которой исследуются вопросы природы и сущности человеческой речи, связанные с ее отношением к действительности, общества, сознания, мышления, или человек в ее отношениях с миром. При этом сферы бытия и сознания (мышления) в лингвофилософских исследованиях рассматриваются не сами по себе, а в аспектах их соотношения с языком .

Важным аспектом изучения философии языка является то, что сущность и природа языка должны определяться, исходя из категорий самого языка, а не априорно ей навязываться, с учетом принципов и специфики предмета исследования тех наук, которые изучают язык. Еще один аспект исследования философии языка (отсутствует в несциентичных направлениях и подходах к языку) — необходимость формирования метода исследования .

Раскрывая значение слова в жизни человека, Потебня А. утверждает, что слово выделило человека из животного мира, благодаря слову возможен обмен мнениями. Он считает, что «звук является средством выражения мысли очень удобным, но не необходимым» .

Итак, предположив существование изобретательской мысли к языку, тем самым надо было бы предположить и слово, таким образом, для изобретения языка требовалась уже готовая речь. Это противоречие устраняли утверждения: если чувственные восприятия и их воспоминания происходят и в человеке, и в животном без помощи слова, то и общие представления только держатся в памяти, и посредством слова совершенствуются, а не образуются.

Эта теория происхождения языка, как отмечает ученый, полностью противоречит положению о роли языка в жизни человеческого общества и причины ее возникновения.

Философия языка включает в себя довольно широкую область исследований. Она изучает взаимоотношения между языком, мышлением и реальностью, а также знания, которые могут интерпретировать данные связи. Все эти три основные перечисленные сферы могут трактоваться как самостоятельные, не зависящие друг от друга.

Средствам общения и выражения своих мыслей издавна уделялось большое внимание не только в философии или логике, но и в религии. Задолго до того, как появилась философия языка, в Библии было записано следующее: «Вначале было слово … слово было Бог». Иными словами, составители Библии отмечают божественное происхождение языка. Согласно их убеждениям, язык – это символ божественного мироздания. Отдельные слова философия языка может трактовать как выражение понятий, идей, а также как название явлений или предметов.

Кроме того она изучает отдельные предложения. Любое предложение можно рассмотривать с двух сторон:

1) то, чем оно является в действительности;

2) способом связи слов в нем использующихся.

Следовательно, в первом случае рассматривается его значение и смысл, а во втором — грамматика. С одной стороны предложение может быть истинным или ложным, с другой — соответствовать грамматическим правилам или не отвечать им.

Философы XVIII-XX веков стали уделять большое значение соотношению понятий и слов, которые их выражают. Слово стали воспринимать как обозначение мысли или чувства. Стали появляться идеи о создании рациональных искусственных языков. Кроме того, неоднократно за последние века предпринимались попытки создать язык, единый для всех народов. В результате одной из таких попыток примерно 150 лет назад варшавский окулист создал эсперанто, который в настоящее время понимают около двух миллионов человек. Однако в быту этим языком практически никто не пользуется .

Под философией языка подразумеваю методологию исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функций в человеческом обществе, в развитии культуры.

На современном этапе исследования в сфере философии языка характеризуются двумя направлениями, которые дополняют друг друга:

  • возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;
  • стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка.

Сущность языка проявляется в двуединой функции:

  • служить средством общения;
  • служить орудием мышления.

Логику языка составляет его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика.

В языковой системе философии значительная роль принадлежит абстрактным понятиям как признаку рационального отношения к миру; образам и символам, являющимися средствами художественного освоения мира.