Проблема бытия в философии, теологии и науке

Эссе

С древних времен философия занималась познанием бытия. Занималась познанием бытия и теология. Если философия подходила и подходит к анализу бытия с позиции онтологии, гносеологии, диалектической и формальной логики, то теология — с чисто трансцендентальной позиции. В различных философских системах содержание и сущность бытия трактуются неоднозначно. Бытие одними философами понимается как идея, мысль, разум, нус, усия, эссенция, другими — как универсалия, как природа, материя, как категория, в которой отражается всеобщая реальность.

По-разному рассматривает бытие и теология. Катафатическая теология рационализировала идею Бога, применила к Богу рациональные категории, выработанные по отношению к объективному миру. Поэтому она с легкостью утверждает, что Бог есть бытие и к нему применимо мышление, приспособленное к познанию бытия. Такой взгляд представляет собой теологический натурализм. Апофатическая теология считает, что Бог есть не бытие, а сверхбытие. Бог есть не природа, не бытие, а Дух. Дух не есть бытие, он выше бытия и находится вне объективизации. Дух есть свобода, а не природа, он есть акт, творческий акт, а не застывшее явление. Бытие, Истина, Благо и Любовь — существенные атрибуты Бога. От Бога бытие получает все, сотворенное из ничего.

Наука анализирует конкретные формы бытия. Первым философом, анализирующим бытие, был Парменид. Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие вечно. Оно не имеет прошлого, ибо прошлое — то, чего уже нет; не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца. Он вывел бывание из бытия. «Единственная истина, — утверждает философ, — состоит в том, что существует бытие, ничем и никем не порожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена».

Парменид не признавал существование небытия: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Философ -основоположник особой онтологической традиции в философии, связанной с гениальными усилиями разума. Но его онтологизм тесно связан с гносеологизмом. По его мнению, понятие «бытие» наиболее широкое и высокое. Бытие — это мысль, иной раз утверждал он.

Доказывая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Короче говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку. И Парменид толковал человеческое мышление так:

3 стр., 1251 слов

Истинно сущее бытие в понимании Парменида и майстера Экхарта

... негация выполняет важнейшие конструктивные функции? «бытие есть, а небытия нет». Истинное бытие Такое понимание бытия позволило Пармениду предвосхитить ряд открытий, связанных с категориями ... все это относится к области мнения. [4] . тождества бытия и мышления, бытия и мыслей о бытии. Если признать небытие, то оно, по мнению Парменида, необходимо существует. Если это так, то бытие и небытие ...

оно получает знание в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Таким образом, бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.

Парменид поставил проблему соотношения категорий «сущность», «существование», «действительность», «бытие», «истина», «реальность». Но разрешить ее он не сумел.

В античной философии учение о бытии продолжил Платон. Он считал, что подлинное бытие есть царство идей, которое находится за подвижным и множественным чувственным миром. Платон утверждал примат добра, блага над бытием. У него единство совершенства — высшая идея, идея бытия есть самобытие.

Аристотель считал, что понятие бытия логически и грамматически двусмысленное, два смысла в нем смешиваются. Бытие значит, что что-то есть, и бытие значит то, что есть. Второй смысл бытия должен быть устранен. Бытие оказывается субъектом и предикатом, подлежащим и сказуемым. В действительности бытие есть лишь предикат. Бытие есть общее. Но общее не имеет существования. Бытие абстрактно и проявляется через конкретное. Аристотель выдвинул проблему, которую решают философы и естествоиспытатели и в настоящее время. Науку интересует не бытие вообще, а то, чему и кому бытие принадлежит, то есть качественная определенность, или глубже — сущность.

Бытие «вообще» формирует мировоззрение.

Античные философы, занимающиеся бытием, в культуру и мировоззрение ввели представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекрасного, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро. С другой стороны, бытие — понятие наиболее широкое и высокое, бытие есть общее, универсальное, а общее и универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное. Эти идеи были восприняты многими философами, развивались ими и развиваются в настоящее время. Но развитие их шло и идет по разным направлениям.

Во-первых, утверждается, что существует подлинное бытие. Следовательно, земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Это бытие постигается мыслью. Если существует подлинное бытие, совершенное, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, совершенствовании, приближающим его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Но в чем сущность подлинного бытия — вопрос остается открытым. Человеческий разум не способен пока сконструировать модель подлинного бытия.

Во-вторых, отказ от абсолюта. Это не означает, что философы отказались от бытия. Они переходят от понятия бытия к конкретному бытию. Это достигается путем признания онтологичности самого понятия, оно и есть бытие, полное внутренней жизни. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь воспринимаются как единственное и несомненное бытие. Философия жизни утверждает, что бытие — это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.

16 стр., 7735 слов

Бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Продолжая и ра з

... представление и продолжил развитие идеи трансцендентного подлинного бытия. Но если существует подлинное бытие, то, след о вательно, земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. ... кем-то ой в ряд. 1.1. Характеристика бытия Парменидом. Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино ...

В-третьих, с помощью категории бытия интегрируются основные идеи, связанные с проблемой существования мира (мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность), природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хоть и в различных формах; в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную Реальность, действительность, пред -заданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Некоторые философы пытались дать определение понятию бытия, соотнося это понятие с другими понятиями, а именно: с реальностью, действительностью, сущностью, существованием, истиной и т. д. Рассмотрим некоторые из этих понятий.

Реальность отражает совокупность всего существующего в действительности. Говоря о бытии, дают ему определение: бытие — это категория, в которой отражается всеобщая реальность (объективная и субъективная).

С таким определением можно согласиться.

Под сущностью следует понимать глубинную систему связей и отношений, возникновение которой обусловливает возникновение, существование, функционирование, развитие процессов и систем и с разрушением которой прекращается существование последних.

Категория «существование» служит для обозначения прежде всего наличествования чего-то качественно определенного. Если бытие говорит о том, что что-то есть, а не о том, что есть, то существование говорит о том, что конкретно есть. Как отмечает Н. Бердяев, «…бытие есть общее, универсальное. Но общее не имеет существования. Универсальное есть лишь в существующем, в субъекте существования, а не в объекте. Мир плюралистичен, в нем все индивидуально и единично. Универсально-общее есть лишь достижение качества единства и обобщения в этой множественности индивидуальностей». Бытие есть суждение оценки, реальное есть предикат суждения.

Категория «действительность» обозначает, с одной стороны, некую реальность, существующий мир. Здесь она сближается с бытием. С другой стороны, действительность есть такая наличность, в которой многообразие проникнуто внутренними взаимосвязями, образующими целостную систему с основой, с закономерностями функционирования, развития. Для осмысления действительности необходимо проникнуть в существование через сущность.

В процессе познания цепочка субъекта представляется такой: бытие существование — действительность — сущность. Как видим, нет совпадения бытия с сущностью. Таков здравый смысл. И не прав был Фома Аквинский, когда говорил: «Поскольку нет полного совпадения бытия с сущностью у отдельных компонентов мира, то и весь мир может быть, а может и не быть в своей совокупности, ибо он не необходим, а лишь возможен и случаен… Очевидно, что, и существуя, мир существует не сам по себе, а благодаря чему-то иному, чье бытие тождественно сущности, а это иное — Бог».

Необходимо понять соотношение между такими понятиями, как истина и бытие. Истина есть не то, что имеет бытие, даже не то, что существует, истина есть достигнутое качество и ценность. В истине отражается ценность конкретного бытия, то есть существующего. Истина — духовна. Нельзя поклоняться бытию, тому, что есть, потому только, что оно есть. Поклоняться надо истине, но не бытию. Нельзя считать бытие единственным мерилом и критерием ценности, истины, добра, красоты. Правда, истина, добро и красота — это то же бытие в широком смысле слова. И чтобы они стали ценностью, их необходимо определить, то есть раскрыть их сущность.

5 стр., 2413 слов

Философское на заданную тему: Проблеме подлинного и не подлинного ...

... изучали в основном проблему человеческого существования, у многих из них были совершенно разные взгляды по этому вопросу. Именно в экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Один из основателей ...

Итак,

  • во-первых, бытие — это понятие наиболее широкое с точки зрения формальной логики;
  • у этого понятия объем довольно велик, а содержание мало;
  • в нем отражается признак «всеохватывающая реальность»;
  • бытие есть общее, универсальное, а общее, универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное;
  • во-вторых, в категории «бытие» фиксируется, что что-то есть, а не то, что есть;
  • то, что есть, фиксируется в понятиях «существование», «действительность», «сущность»;
  • в-третьих, опять с логической точки зрения, бытие — это лишь предикат, а не и субъект, и предикат одновременно;
  • в-четвертых, бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, бытие есть чистая позитивность;
  • в-пятых, бытие глубоко мировоззренческое понятие;

— — в-шестых, следует различать философский смысл бытия и конкретные его проявления через формы бытия. Проблема форм бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

Обычно выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (в неиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Проанализируем формы бытия.

Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой природы. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне сознания и независимо от него. Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его принимают, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить, по крайней мере, основные возникающие в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, когда сказал:

«…нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас… и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению».

При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности философия сталкивается прежде всего вот с какой трудностью, своего рода парадоксом: о вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия — и устанавливает не иначе как опираясь на свое сознание и действие. Да, именно люди судят о природе и говорят, что она существовала до появления человеческого рода и что после возникновения человека и его сознания она сохраняет независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, в том числе аргументов, опытных и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого социально-исторического опыта, конкретного практического опыта всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов. Повседневная проверка, спрессованная в опыт истории, и придала мысли о существовании природы до и независимо от человека фактическую очевидность не только как факту человеческой жизни, но и как обоснованному научному выводу естествознания и философии.

3 стр., 1249 слов

Биосоциальная природа человека

... специфики биосоциальной природы человека. Задачи работы: 1. Рассмотреть актуальные вопросы исследования природы человека, 2. ... природа человека находится в центре исследования социологии, психологии, философии. Актуальность исследования проблемы соотношения биологического и социального начала в человеке, ... высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, под которой ...

О бытии первой природы можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом — коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия. Но здесь важны бытийственные различия между природой в целом и ее отдельными сущими.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием. Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие — и сохраняющееся, и исчезающее. Такие мыслители, как Гераклит и Г. Гегель, ярко раскрыли диалектику бытия преходящих вещей. Гегель, говоря о процессе становления, метко обозначил его словом — исчезающее бытие или бытие-исчезновение. В конце концов бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Итак, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в непреходящем бытии природного мира как целого.

Первая природа — благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания — является реальностью особого типа. Земля миллиарды лет существовала без человека. После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему пребывает (то есть постоянно бытие действует) как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека и человечества реальность. В универсуме природы человек с его сознанием -только одно из более поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком (или каким-нибудь другим разумным существом).

Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались; и человек не может охватить не только восприятием, но даже воображением и мыслью весь универсум.

Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведены людьми. Они входят и в житейское, и в философское понятие «окружающий мир» в качестве важного элемента.

В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или, если воспользоваться термином Гегеля и Маркса, «опредмечены», труд и знания человека. В них воплощено и то, что Маркс называл «социальной душой» этих предметов: ведь все они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.

8 стр., 3992 слов

Учение о бытии М. Хайдеггера

... Бытие и время» (трактат впервые вышел весной 1927 в издававшемся Гуссерлем «Ежегоднике по феноменологии и феноменологическому исследованию»), принесшей ему широкую известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер ... жизни и делая его само-бытным, делая его самого бытием. Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека? – ...

Так, станок — не просто предмет, сделанный из металла и каких-то других материалов (которые, кстати, тоже часто принадлежат ко «второй природе», ибо прошли через горнило человеческой деятельности).

В нем предметно, материально запечатлены знания людей, воплощены труд и навыки тех, кто его изготовил. Для того чтобы использовать и, в случае необходимости, преобразовать далее предметные результаты человеческого труда, требуются не только знания о материалах природы, из которых предметы сделаны. Нужно, чтобы люди, которые пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции и т. д. Или, если снова применить термин Г. Гегеля и К. Маркса, нужно «распредметить» эти знания.

Здравый смысл подчеркивает, что бытие предметов и процессов «второй природы» состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.

Природный материал, объективные природные процессы составляют, таким образом, то первичное и реальное в предметах «второй природы», с чем в человеческой деятельности нельзя не считаться, с чем требуется жестко сообразовывать свои цели, планы, проекты, замыслы, критерии. Человек может многократно менять проекты и способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свойства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые, осваиваемые людьми.

Однако специфика бытия предметов «второй природы» и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно — духовно — социальная) реальность.

«Вторая природа» — мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это — промышленность и энергетика, это — строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это — города и поселки. Это — радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы, окружающие нас в быту, — мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа, — книги, картины, статуи и т. д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем «поле» человеческой цивилизации, культуры.

Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей — это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.

4 стр., 1864 слов

Бытие природы и его специфика

... существует независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечно в пространстве и времени. Эта обусловленность присуща и отдельным вещам, состояниям и процессам. Следовательно, бытие природы имеет в ... противоположное ему, означает переход ее из бытия в небытие. Бытие природы - это часть объективной реальности, которая передает единство природы и человека, мир его потребностей и интересов, ...

Есть еще один принципиально важный аспект, связанный с относительным различием первой и «второй природы», а одновременно — с их принадлежностью к единой форме бытия и к единству мира как целого. Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между первой и «второй природой» возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и т. п. проблем. А потому требуются новые подходы к регулированию связи двух подвидов, в принципе относящихся к одной — вещной, предметной — форме бытия и к единому, целостному бытию мира.

Все сказанное можно суммировать в следующих выводах. При сравнении первой и «второй природы» в целом обнаруживаются не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. Первая природа в целом -безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. «Вторая природа» в целом — бытие, тесно связанное с временем и пространством человеческого существования, с бытием социального.

Бытие человека более подробно будет проанализировано в теме «Философия человека». Здесь же мы рассмотрим только общие черты бытия человека и человеческого бытия. Следует иметь в виду, что бытие человека и человеческое бытие — понятия близкие, но различаются между собой по сущности и содержанию.

Когда говорят о существовании человека, то подчеркивают три пересекающиеся, взаимодействующие измерения:

  • а) реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело);
  • б) но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данной ветке его развития, эволюции мира;

— в) человек существует и как социально-историческое существо. Все эти измерения концентрируются в формуле: «человек — био-психо-социальный феномен». Первое измерение рассматривает человека как природное существо, он связан с Космической жизнью многими нитями, зависит от круговорота Космической жизни. Тело человека определяется физико-химическими и биологическими процессами. В этом отношении человек определяется как вещь среди вещей, как тело среди тел. Тело человека — это тело природы. И первой предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Человеческое тело подчиняется законам структуры, функционирования и развития тел природы.

Но человек как тело коренным образом отличается от других тел природы. И тайна человека состоит в том, что он есть духовное существо. Природа человека представляет собой сумму его физических способностей (питаться, двигаться, размножаться) и духовных способностей (способность мыслить, познавать), то есть человеку присущи чувства, страсти, рассудок, способность опираться на здравый смысл.

Философия всегда искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, психическими свойствами, психическими образованьями, поступками и т. д.

6 стр., 2695 слов

Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте ...

... важнейших философских проблем - в отличие от легко разрешимого противоречия, которое мы рассмотрели выше и которое проистекает только из поверхностных и совершенно ложных тривиальных представлений о ... истинного бытия, именно в открытом и ясном сознании этого соотношения и только в нем одном, преодолевает ограниченность разума и овладевает превосходящим его силы объектом. Где человек, предаваясь ...

Итак, бытие человека представляет собой существование его тела, суммы потребностей, духовного мира. С точки зрения правовой — наличие естественного права.

Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с психикой, с духовной жизнью индивида.

Отношение человека к природе двойственное. Он раб природы и царь природы. Эти проблемы будут проанализированы в разделе «Философия человека».

Человек существует и в двух других измерениях. Он принадлежит к определенной социальной группе, вовлечен в общественные отношения, охвачен культурной средой и т. д. Человек вплетается в социальное бытие. Складывается определенный образ жизни. Это и есть человеческое бытие.

Человеческое бытие — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос. Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек — не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось лишь как «краткий» эпизод в безграничной длительности мира. Но сегодня все энергичнее актуализируются другие идеи (их выражают не только философы): миллион лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и человечества — важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент». Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее звучит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля.

Бытие индивидуализированного духовного — это сознание и самосознание человека. Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях бытия.

Сознание — это особое состояние, свойственное только человеку, в котором одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, пережил. Определение сознанию можно дать так: сознание -это сложное, интегральное единство психических процессов, психических образований, психических свойств и состояний в деятельности человека и, прежде всего, в отражательной. Сознание — это не только знание о внешнем мире, но и знание о собственном духовном опыте, его содержании.

2 стр., 504 слов

Тема 6. Специфика правового бытия

... проблема связанности правовых понятий? 1. Понятие правового бытия. Место правового бытия в структуре бытия в мире. 2. Онтологические параметры правового бытия. Пространство права как точка пересечения индивидуальных, групповых и государственных интересов. 3. Структура правового бытия. Идеи ...

Главным элементом в содержании бытия индивидуализированного духовного является самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношение к другим людям, словом, осознание себя как личности. Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия. Под рефлексией имеется в виду принцип человеческого сознания, ориентирующий его (человека) на осмысление собственных духовных процессов, нередко критический анализ духовного и душевного состояний. Обычно выделяют такие уровни самосознания: а) самочувствия — осознание своего тела в пространстве; б) социальной принадлежности — осознание себя как принадлежащего к определенной социальной группе, той или иной культуре; в) сущностной — осознание себя как личности, которая может свободно поступать, действовать и нести ответственность за эту деятельность, осознание сущности человека.

Существуют и формы самосознания. Представляется, что эти формы такие же, как формы общественного сознания, но проявляются через призму личностной видимости. Это: политическое сознание, правосознание, мораль, эстетическое сознание, философия, религиозное (атеистическое) сознание и т. д.

Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное. Об этом речь ведется в разделе «Сознание».

Итак, индивидуализированное духовное бытие — это сознание, самосознание, бессознательное, духовный мир личности. Оно не оторвано от эволюции других форм бытия, не существует отдельно, обособленно от совокупной жизнедеятельности человеческого существа, целостной личности. Оно обладает лишь относительной самостоятельностью.

Бытие объективированного духовного — это совокупность идей, идеалов, норм, ценностей, различных естественных и искусственных языков. Считают еще, что это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры. Особое место в духовном играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы и ценности — красота, справедливость, истина.

Следует обратить внимание, что различают такие формы бытия, как общественное бытие и бытие общества.

Общественное бытие — это, во-первых, материальная жизнь общества, вся совокупность материальных общественных отношений людей, которые складываются помимо воли и сознания; во-вторых, к общественному бытию относятся также и все те материальные условия, без которых немыслимо общественное производство — географическая среда и народонаселение;

  • в-третьих, материальная сторона имеется и в национальных, и в семейных, и в бытовых отношениях людей.

Категория «бытие общества», с точки зрения логики, объемнее понятия общественного бытия. Прежде чем раскрыть содержание этого понятия, рассмотрим в общем плане сущность общества.

Общество выступает в качестве субъекта социальной деятельности, представляющего собой относительно самостоятельную целостность. Это означает, что общество выступает как субъект и носитель жизненных потребностей людей и способов их удовлетворения; как субъект и носитель общественного производства, способов его осуществления; как субъект и носитель производственных и других общественных отношений; как субъект и носитель общественного сознания; как субъект и носитель культуры; как субъект и носитель свободы и творческой деятельности. На каждом конкретном этапе истории общество принимает конкретные, исторически обусловленные формы, наполняется конкретным содержанием, характеризуется присущей ему социальной структурой, политической организацией, особенностями духовной жизни, особенностью цивилизации и особенностями взаимоотношений с природой.

По своему содержанию бытие общества — это совокупность людей, система отношений (материальных и идеологических), система учреждений (политических, правовых, культурно-просветительных), культура, образ жизни.

Итак, проблема бытия — одна из главных в философии, теологии и науке. Она возникла в античной философии из потребностей эпохи — обосновать наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира. В разные периоды развития общества бытие анализировалось по-разному. Но от этого его сущность не менялась.