Тема 6. Специфика правового бытия

Тема дискуссии, Тема 5. Проблемы философско-правовых понятий

1. Свойства правовых понятий. Проблема связанности правовых понятий.

2. Категории целого и части в праве. Правовая система и ее элементы.

3. Категории содержания и формы права.

4. Категории сущности права и правового явления.

5. Категории необходимости и свободы в праве.

Темы эссе

1. Проблема свободы и ответственности личности.

2. Субъективное и объективное в праве

3. Субъективация и объективация в процессе реализации права

4. Абсолютная и относительная истина в правовой гносеологии

5. Содержание правовой системы

Многоаспектные категории в праве: зло или благо?

Вопросы для контроля:

1. Как сочетаются в правовых феноменах категории целого и части. Приведите примеры.

2. В чем заключается сущность права?

3. Мораль и нравственность: назовите отличия.

4. Что означает проблема связанности правовых понятий?

1. Понятие правового бытия. Место правового бытия в структуре бытия в мире.

2. Онтологические параметры правового бытия. Пространство права как точка пересечения индивидуальных, групповых и государственных интересов.

3. Структура правового бытия. Идеи и ценности, отражающие идеальное представление о сущности права.

4. Подвижность границ правового бытия. Факторы, способствующие превращению обычной реальности в правовую и наоборот.

Темы эссе

1. Связь бытия права с другими формами проявления бытия. Право и политика.

2. Право и экономика.

3. Право и религия.

4. Универсальный характер бытия права.

5. Время как атрибут права.

6. Пространство права как точка пересечения индивидуальных, групповых и государственных интересов.

Вопросы для контроля:

1. Правовая жизнь — это:

  • совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права
  • совокупность юридических идей, тео­рий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность
  • социальный институт, адаптированный к особенностям жизни конкретного народа.

2. Согласно легистской онтологии права

4 стр., 1870 слов

Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. ...

... каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления — категориях. Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой ...

  • бытие права представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права (это бытие естественного права) и в форме неподлинного бытия (это существование пози­тивного права)
  • бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а це­ликом и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и ре­шением
  • бытие права — это реальное, наличное бытие правового закона, т.е.

позитивно-правового явления, выражающего Объективную сущность права (свойства и требования прин­ципа формального равенства).

3. Согласно либертарно-юридической онтологии, фор­мальное равенство (т.е. правовая сущность)- это

  • государственная форма проявления, выра­жения и конкретизации объективной правовой сущ­ности
  • совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права
  • сущ­ность общеобязательного позитивно-правового явления (за­кона)

4. Определяющее значение для различных концепций естественноправового (юснатуралистского) типа правопо­нимания имеет:

  • различение естественного права и пози­тивного права
  • различение феноменологии и герменевтики
  • различение эпистемологии и аксиологии

Тема 7. Категория «правовая культура» и «правосознание»