Штомпка социология. Штомпка П

Курсовая работа

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ

Прежде всего я хочу воспользоваться привилегией научного редактора представить российскому читателю автора этой книги.

Петр Штомпка — один из несомненно выдающихся исследователей в области современной теоретической социологии. Он профессор Ягеллонского университета в Кракове, руководитель секции теоретической социологии. П. Штомпка читал курс лекций во многих ведущих университетах Америки и Европы: в Калифорнийском (Беркли), Гарвардском, Колумбийском, в Университете Джона Гопкинса, Мичиганском университете (Анн-Арбор).

Он в разные годы работал в качестве приглашенного исследователя в Беркли, Оксфорда, Гарварда, Вены, Берлина, наконец, в Уписала (Швеция), где в 1992 г. и зародилась, как пишет автор, сама идея предлагаемой нашему читателю книги.

Наиболее важные произведения П. Штомпки (а его перу при надлежит 12 монографий и множество статей в академических изданиях) — «Структура и функция» (1974), «Социологическая дилемма» (1979), «Роберт Мертон: интеллектуальный профиль» (1986), «Переосмысление прогресса» (совместно с Джеффри Александером, 1990), «Европейская социология» (1993) и фундаментальные новаторские работы «Общество в действии» (Society in Action) и «Деятели и структуры» (Agency and Structures).

Первая была опубликована в 1991 г. издательством Polity Press (Кембридж), вторая — в 1994 г. уже после выхода в свет данной книги.

П. Штомпка является членом Европейской Академии и ее Программного комитета, членом Польской Академии наук, международного Комитета по присуждению Европейской премии по социологии имени Амальфи, ряда других научных обществ и ассоциаций. В 1994 г. он был избран в состав Исполкома Международной социологической Ассоциации от Совета исследовательских комитетов этой Ассоциации.

Остается добавить, что П. Штомпка — обаятельный человек, обладающий превосходным чувством юмора, очень общительный, высокого роста и для славянина на удивление пунктуальный. Последнее выражается и в его публикациях: автор не упускает случая сделать точные ссылки даже на те источники, которые содержат иногда и не самые оригинальные мысли. Это, конечно, не только говорит о пунктуальности автора, но и подчеркивает присущие ему эрудицию и строжайшее следование классическим нормам научной этики.

Предлагаемая в русском переводе книга П. Штомпки обладает многими достоинствами. Одно из них состоит в том, что автор погружает читателя в свою творческую лабораторию, в процесс поиска ответов на главные вопросы теоретической социологии: что есть человеческое общество и как оно изменяется.

4 стр., 1679 слов

Alib.ru > Автор книги: леонтьев. Название: экономические

Вес 401 г. № Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене 1 BS-Stevia Курган. М. Издательство политической литературы 1990г. 416 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: надорван корешок, штамп 2 BS-Koba75 Таганрог. М. Издательство политической литературы 1990г. 416 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: Хорошее-очень хорошее, штамп личной библиотеки. 3 BS-Jerome Москва. М. ...

В общетеоретической социологии на пороге XXI в. наблюдается своего рода кризисное состояние. Классические теории, в рамках которых общество рассматривается как социальный организм, относительно замкнутая система или акцентируется внимание на особенностях мотивации и субъективных образах социальной реальности, порождающих различные формы социального взаимодействия, — представляются не вполне адекватными для объяснения резко возрастающего динамизма и «непредсказуемости» социальных процессов и изменений.

Обозначились три стратегии преодоления кризиса. Одна со стоит в том, чтобы внести коррекцию в классические парадигмы. Направления данного типа, как правило, обозначаются с при ставкой «нео-»: неомарксизм, неозволюционизм, неоструктурализм и т.д. Другая стратегия, вдохновляемая философией постмодернизма, — стремление к использованию многообразных теоретических подходов при описании, интерпретации и объяснении одних и тех же явлений, процессов. При этом объяснение представляется весьма сомнительным, политеоретическая интерпретация — правдоподобной, а описание, пожалуй, более надежным.

Третья стратегия, которой придерживается и Л. Штомпка, попытка разработать новую теорию, более адекватную современным реалиям и современному видению общественных процессов.

Предлагаемая вниманию читателей теория социального становления есть теория активного взаимодействия структур социальных взаимосвязей и их созидателей, деятельностных субъектов. В своей теории П. Штомпка стремится концептуально социологически раскрыть мысль К. Маркса о том, что человечеству предстоит выйти из «предыстории» и вступить в свою собственную историю, т.е. в «царство свободы» из «царства необходимости». Автор книги развивает эту мысль, но не в терминах естественно-исторического процесса, некоторого направленного формационного развития. Он рассуждает в категориях гуманистической истории, а именно такого процесса, в котором социальные субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их построения. Это значит, что зависимость человека от неподвластных ему сил (природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, а претерпевает изменения и становится взаимозависимостью.

П. Штомпка использует понятие «интерфейс» для того, чтобы выразить взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных субъектов. В компьютерной грамоте «интерфейс» — со стояние совместимости некоторых систем или программ, когда одна система как бы раскрывает свои возможности для взаимодействия с другой системой. Аналогично, социальные структуры раскрывают себя социальным субъектам, обнаруживают свои раз решающие способности, социальные же субъекты мобилизуют собственные ресурсы и видоизменяют, выстраивают структуры так, чтобы «войти в интерфейс» с ними и активно действовать.

Эта метафора наполняется конкретным содержанием в детальном анализе социально-исторического процесса и вырастает в стройную теорию, которую автор излагает в главе 15, суммируя основные положения своей книги «Общество в действии».

39 стр., 19004 слов

Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в ...

... социальной адаптации детей с ОПФР в психологии, педагогике и социологии определить основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР, рассмотреть семью как основного агент социальной адаптации детей ... 9,с.13-17]. Вопросы определения структуры социальной интеграции как процесса и ... о детерминантах социальной сегрегации; П. Штомпки о ... авторы обращают внимание на низкую степень социальной защиты детей ...

Книга П. Штомпки «Социология социальных изменений» представляет собой критическое осмысление всего исторического наследия теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам социальной теории. Вызывает восхищение способность автора, я бы сказал, филигранно вычерчивать парадигмы различных теоретических подходов и таким образом как бы подталкивать читателя к поиску ответов на вопрос: как можно согласовать эти парадигмы (исходные положения теории, концептуальный аппарат, логику доказательств), или каким путем следует идти в рассуждениях далее, чтобы, не утрачивая объяснительную способность одного подхода, обогатить теоретическую парадигму социальных изменений включением других категорий. Что есть движущая сила социальных изменений? — рассуждает автор и прослеживает, как изменялись теоретические представления о субъекте социального процесса. Вначале субъект располагался вне социальной системы (Бог, Абсолютная идея…), затем был помещен внутрь социального организма, но дегуманизированно, как его собственная организмическая способность к развитию, далее персонифицирован в Великом человеке. . Следующий радикальный шаг — обращение к коллективному субъекту. Здесь П. Штомпка выделяет две парадигмы: логику коллективного действия и логику индивидуальных взаимодействий, образующих сложные сети. В предлагаемой им теории субъект, деятель предстает в многообразии своих модусов, в том числе в актах его коллективного творения в форме надындивидных социальных структур. В такой (или примерно такой) логике рассуждения мы охватываем в очень сжатом виде логику поиска великих мыслителей прошлого и одно временно становимся соучастниками творческого процесса теоретиков нашего времени.

Бережное, уважительное отношение автора к идейному наследию и творческой мысли современных теоретиков, помимо всего прочего, демонстрирует российскому читателю научный подход, далекий от самонадеянного или идеологически тенденциозного критицизма, что господствовал в советской социальной литературе, да и сегодня еще не забыт. Л. Штомпка научает студента и напоминает зрелому исследователю: все, что достигается социальным знанием, достигается благодаря творчеству многих умов. Это — процесс. И потому автор, прежде чем изложить свой взгляд на сущность социальных изменений, предпринимает, по его собственному выражению, «инвентаризацию» теорий и под ходов предшественников и современников. В таком своем качестве книга П. Штомпки — подлинная энциклопедия, блестяще организованная по содержанию и структуре изложения, охватывающая в широком объеме и самые современные теории, и их приложения к интерпретации и объяснению исторических событий последних лет.

Надеюсь, что российскому читателю будут особенно интересны разделы, посвященные анализу процессов реформ в странах бывшего социалистического лагеря (например, гл. 9); о теориях модернизации и их приложении к рассмотрению социальных процессов в названных странах; о социалистической ментальности как факторе, влияющем на ход реформ (гл. 10), о процессах и теориях глобализации, расширяющих масштабы социальной системы, в которой и происходят социальные преобразования обществ, не полностью автономных в глобальном пространстве (гл. 6).

4 стр., 1818 слов

Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма

... и "явлений" и для агностицизма. Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность теории познания И. Канта. Задачи: Выяснить, что представляет собой теория познания Канта; Дать обоснование понятию «агностицизм». Кант считал, ... всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия — это, по Канту, не теория «врожденных идей», поскольку в таком случае они были ...

Содержание части IV, на мой взгляд, особенно богато идеями, актуальными для понимания и объяснения сегодняшних преобразований и проблем . Я уверен, что даже самый привередливый читатель найдет для себя немало ценного в книге П. Штомпки, публикация которой на русском языке — это, несомненно, событие и в области социологического образования, и в научной жизни.

Профессор В.А. Ядов

^ Предисловие к русскому изданию

Общество — необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований.

Страны Восточной и Центральной Европы переживают пери од радикальных и стремительных перемен. Размах и глубину посткоммунистических изменений можно сравнить лишь с «великим переходом» в XIX в., когда аграрный феодальный строй уступил дорогу современному индустриальному урбанизированному обществу капиталистического Запада. Возможно, сегодня нигде не происходит таких фундаментальных изменений, как в России. Сердцевина «альтернативного порядка» — коммунистическая система, в течение долгого времени державшая в тисках почти треть человечества, в конце концов рассыпалась, распалась и оставила после себя монументальные развалины, из-под которых поднимаются освобожденные граждане, чтобы предпринять смелую попытку создать демократическую политику, , плюралистическую культуру.

В такие периоды все члены общества — политики, лидеры и обычные люди — одинаково испытывают чувство растерянности, неуверенности в будущем, лишаются наложных ориентиров. Широко распространяется анемия в дюркгеймовском смысле этого слова. Такие переживания особенно остры, поскольку следуют за периодом «официальной уверенности», преисполненной утопических обещаний светлого будущего, всеобщего счастья, свободы и изобилия. Расхождение возвышенных чаяний с катастрофическими реалиями жизни воспринимается наиболее болезненно.

Испытывая растерянность и стремясь найти новые ориентиры, люди нуждаются в некоем интеллектуальном компасе, который упорядочил бы их хаотический опыт и объяснил, откуда они пришли, где находятся сейчас и куда движутся. Они должны иметь представление о том, что происходит. К этому люди идут разными путями: ищут помощи у Бога, Провидения или, в более приземленном варианте, у харизматических лидеров, новых вождей, политических демагогов, но приходят к новым разочарованиям. Однако некоторым удается избежать подобных атавистических рефлексов и эмоциональной зависимости и мобилизовать разум, чтобы, наконец, прозреть. Наша книга адресована им, поскольку разумный подход к процессу социальных трансформаций предполагает знание и применение теорий социальных изменений.

Согласно достаточно распространенному утверждению, посткоммунистическое преобразование Восточной и Центральной Европы — совершенно уникальный процесс, беспрецедентный для истории. Это вполне понятная, но вводящая в заблуждение реакция на «синдром удивления», переживаемый и обычными людьми, и обществоведами. Никто не предсказывал крах коммунизма, и поэтому мы были удивлены, когда вновь стали свидетелями безвыходных ситуаций, разочарования, конфликтов, характерных для послереволюционных преобразований. Пробужденный к жизни национализм, этническая разобщенность, религиозный фундаментализм, ракетно-ядерная преступность, жестокие конфликты и разрушения являются ныне серьезными препятствиями на пути к свободе, демократии, открытому обществу. Идея уникальности цинично используется политиками, и можно говорить лишь об еще одном беспрецедентном социальном эксперименте.

4 стр., 1691 слов

Теория потребностей К. Альдерфера

... исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, ...

Будь процессы, в которых мы участвуем, действительно уникальными, это по крайней мере извинило бы наше неведение, поскольку ни одна из имеющихся теорий по определению никоим образом не могла бы быть использована для их понимания и интерпретации. Мы могли бы забыть всю предшествующую социологическую мудрость и ощупью пробираться сквозь тьму в надежде, что когда-нибудь будет найдена теория, способная объяснить новейшие . Но беда в том, что со здание теории — напряженное и продолжительное усилие, не гарантирующее результата, а какой-то интеллектуальный ориентир сегодня, в хаосе перемен необходим безотлагательно.

К счастью, уникальность происходящего относительна. Ни один исторический процесс не является всецело и абсолютно уникальным. Конечно, было бы преувеличением считать, что история «повторяет саму себя», но кое-что в истории определенно повторяется. Уникальность всегда относительна и связана с некоторыми аспектами, измерениями или чертами происходящих событий. В посткоммунистических изменениях достаточно таких «неуникальных» аспектов, которые позволяют использовать для

их анализа существующие социологические теории. Пока не созданы новые теории социальных изменений, те, что уже имеются, могут пролить свет на происходящие процессы. Мы не так уж бедны, поскольку за полтора века социология выдвинула множество теорий, которые по крайней мере частично соответствуют современным событиям. Эта книга является их инвентаризацией — иногда полезно остановиться под натиском событий и сделать «переучет» наших теоретических знаний. Задуматься на время, а не действовать спонтанно — задуматься, чтобы более рационально и эффективно действовать в будущем.

Давайте не будем игнорировать существующее теоретическое знание. Давайте укреплять наш разум мудростью великих мыслителей, которые размышляли над социальными изменениями до нас. Давайте изучать и использовать прозрения, содержащиеся в теориях социальных изменений, включая аутентичный гуманистический и энергичный посыл Карла Маркса. Давайте «опираться на плечи гигантов», и тогда мы будем видеть дальше и лучше, наши дилеммы приобретут более соразмерные пропорции, и взору откроются пути, выводящие из нынешнего хаоса.

Я желаю всем российским друзьям, чтобы эта книга стала для них маленькой, но важной частью интеллектуального арсенала, так необходимого для борьбы против призраков прошлого и борьбы за более счастливое будущее Вашей великой страны.

Краков, ноябрь 1994. Петр Штомпка

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение социальных изменений — основное в социологии. Возможно, вся социология концентрирует внимание на изменениях. «Изменение — настолько очевидная черта социальной реальности, что любая научная социальная теория, какой бы ни была ее исходная концептуальная позиция, рано или поздно должна подойти к этому вопросу».

3 стр., 1304 слов

Личность и её социальные роли в обществе

... в современном обществе мы стремимся познать самого себя… проблемы личности- «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». В современном мире проблема человеческой личности является ... человека подход явилась идеалистическая концепция, предложенная Людвигом Фейербахом. Исходя из принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате ...

И это справедливо со времен возникновения социологии. Сама наука зародилась в XIX в. как попытка осознания фундаментального перехода от традиционного к современному обществу, возникновения урбанистического, индустриального, капиталистического уклада жизни. Теперь, на исходе XX в., мы находимся в процессе столь же радикальной трансформации от торжествующей современности, постепенно охватывающей весь земной шар, к возникающим формам , которые столь туманны, что заслуживают пока лишь расплывчатого ярлыка «постмодернизм». Необходимость понять происходящие социальные изменения вновь остро осознается и обычными людьми, и социологами. Уже в 70-х годах было ясно, что «наиболее разительной чертой современного мира является его революционное поступательное движение , или социальные изменения. Никогда прежде привычный мир не изменялся так быстро для подавляющего большинства человечества. Изменилось все — искусство, наука, религия, мораль, образование, политика, экономика, семейная жизнь, даже внутренние аспекты нашей жизни. Ничто не избежало изменений» (237; 3).

Эти изменения становятся все более явными по мере того, как мы приближаемся к концу XX в. Проницательный наблюдатель современных событий Гидденс писал о происходящем ныне так:

  • «Мы живем сегодня в эпоху ошеломляющих социальных изменений, отмеченных трансформациями, которые радикально отличаются от трансформаций прежних периодов. Коллапс социализма советского образца, исчезновение глобального биполярного распределения власти, формирование мощных коммуникационных мировых систем, явный триумф капитализма во всем мире… И в то же время глобальные размежевания становятся все более решающими, а все более и более масштабными. Эти и другие темы стоят перед социальной наукой» (153;
  • xv).

Цель этой книги — рассмотрение основных средств интеллектуального анализа, интерпретации и понимания социальных

Изменений, особенно на макросоциологическом, или историческом, уровне. Подобные средства можно обнаружить в трех областях: 1) в сфере здравого смысла, на уровне которого люди усваивают общие идеи, понятия, представления о социальных изменениях в той мере, в какой они стремятся осмыслить ; 2) в социальной и политической философии, которая поднимает суждения здравого смысла до уровня самостоятельных, специализированных, рациональных конструкций, про изводящих сложные категории, образы и доктрины; 3) в социальных наук ах, а именно в истории, политэкономии, социальной антропологии, социологии, которые начинают применять методический, критический анализ к изменяющейся социальной реальности и создают более строгие и эмпирически обоснованные теории. Мы рассмотрим исключительно научные подходы к социальным изменениям, хотя ограничимся лишь теми из них, которые, вероятно, составляют предмет особой социологической дисциплины, называемой «социологией социальных изменений».

Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями, причем изменениям подвергались и сами социологические подходы к анализу социальных изменений. Что из этого богатого наследия должно быть включено в предлагаемую нами систематизацию? Можно ли сосредоточиться исключительно на самых новых и наиболее модных направлениях, оставив без внимания все предшествующие? Здесь мы должны сказать решительно «нет». Одним из наиболее важных социологических принципов является принцип историзма. Он гласит: для того, чтобы понять любое современное явление, необходимо обратиться к его истокам и процессам, которые его породили. То же самое можно сказать о сфере идей: невозможно понять современные взгляды на социальные изменения без знания того, из каких более ранних концепций они вытекают и каким теориям противопоставляются. Мы будем следовать этому принципу.

2 стр., 943 слов

Социальные изменения и развитие общества

... Хмелько), теорий модернизации, подходов структурно системно-функциональных (Т. Парсонс, Н. Луман), концепции контингентности Гидденса и других. В контексте данного эссе рассматривается понятие собственно общественных изменений и развития общества в целом. 1. Социальная ...

Конечно, такая позиция не означает, что нашей целью являются упражнения в составлении подробной интеллектуальной генеалогии, в прослеживании связей, коллизий и следствий всех теорий изменения, которые были явлены свету от рождения социологии. Это не проект в области истории идей, а систематический социологический анализ. Преимущества, которые дает современное знание, позволяют нам выбирать, оставляя вне поля зрения те концепции и даже целые «школы», которые оказались бесплодными или вели в интеллектуальный тупик. Мы сконцентрируем внимание лишь на тех, которые до сих пор живы и име-

Ют влияние. Кроме того, мы будем следовать скорее систематическому, чем хронологическому принципу в изложении, больше заботясь о логике, нежели о точных датах. Мы примем точку зрения современного наблюдателя социальных изменений в его поисках ясной картины независимо от источника и будем стремиться использовать все богатство и разнообразие социологического наследия.

Поскольку эта книга адресована студентам (хотя и не только им), постольку мы постараемся излагать материал как можно яс нее, отдавая должное каждой из имеющихся теорий. Конечно, у нас есть и собственные взгляды: например, нам представляется, что в изложении различных теорий нужно избавляться от механистических концепций, декларирующих неизбежность, необходимость и необратимость социальных изменений, и подчеркивать роль человеческой деятельности, непрерывность событий и открытость будущего. В драматургии книги отражается ход интеллектуальной эволюции, которая начинается с классических теорий развития и в которой развертывается «теория социально го становления», являющаяся в равной мере результатом давних исторических дискуссий и современного, более адекватного под хода к текущим социальным изменениям. В ходе изложения мы стараемся быть беспристрастными и объективными и только в выводах будем «раскрывать свои карты». Нет нужды затемнять суть дела: эта книга представляет собой декларацию, и ее содержание очевидно предвзято. Мы полагаем, что точка зрения авто ра должна быть не завуалированной, а напротив, открытой для серьезного и критического обсуждения.

Большая часть книги посвящена анализу социологических теорий изменений, а аргументация сосредоточена в основном на уровне концепций и взглядов. Конкретные исторические факты используются только в качестве «иллюстраций» к концепциям, моделям и теориям социальных изменений, поэтому читатель сможет лишь косвенным образом узнавать о современных и традиционных обществах, знакомиться с фактами и данными о них. Наша задача не в том, чтобы рассказать, что было или происходило, куда и как движется современный мир, а скорее в том, чтобы смоделировать зеркало, в котором, несколько отдалясь, можно более отчетливо увидеть самого себя. Или, говоря менее образно, мы хотим разработать схемы рассуждения, способы воображения, необходимые для информативного и критического анализа социальных изменений.

9 стр., 4218 слов

Социальная структура общества

... социальной структуры общества Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. В социологии понятия «социальная структура» и «социальная ...

Можно ли решить подобную задачу практически? Есть ли польза от таких концептуальных и теоретических знаний, кото-

Рые мы предлагаем? Здесь мы должны обратиться еще к одной важной социологической идее — принципу рефлексии, согласно которому в человеческом обществе знания имеют прямые и не посредственные практические следствия. То, что люди думают о социальных изменениях, принципиально важно для того, чтобы подвигнуть их к действиям. Следовательно, эти взгляды, концепции самым непосредственным образом влияют на направление и перспективы социальных изменений. Вот почему обогащение теоретических знаний о социальных изменениях одно временно имеет и большое практическое значение — для осуществления самих изменений. Чем более богаты эти источники, чем более разнообразны концепции, модели и теории, чем глубже и критичнее их содержание, тем более осознанными являются человеческие действия — и отдельных индивидов, и групп, организаций, социальных движений, правительств и т.д. Масштабы и глубина социологического знания являются важным фактором формирования судьбы общества.

Основные положения, обозначенные выше, до некоторой степени продиктовали внутреннюю структуру и логику изложения материала в данной книге. Часть 1 посвящена наиболее фундаментальным социологическим концепциям, независимо от их происхождения, и представляет собой стандартный и широко используемый ныне набор общепринятых понятий, необходимых для изучения таких изменений, как собственно социальные изменения, социальный процесс, развитие, исторический цикл и т.д. Рассматриваются также некоторые противоречивые концепции социального прогресса, социального времени, исторической традиции, современности и глобализации. Часть 11 содержит изложение общего взгляда на историю, который наиболее существенно повлиял на общественное и социологическое со знание, создав основу для альтернативных концепций и интерпретаций социальных изменений как обычными людьми, так и социологами. Эти взгляды нашли свое отражение в эволюционизме, теории циклов и историческом материализме и будут представлены в их крайнем, ортодоксальном варианте, а также в более современных версиях. Несмотря на огромное число критиков, данные теории оказывают сильное влияние на современное мировоззрение, формируют архетипы обыденного сознания, получают в формулах современных социологических дискурсов*. Касаясь более длительной временной перспективы,

* Дискурс (discourse) — широко распространенное в постмодернистском лексиконе понятие, означающее стиль мышления и способ аргументации. (Ред.)

Можно сказать, что социологическая теория смещается от грандиозных исторических схем к более конкретным, локализованным во времени и пространстве социальным изменениям, которые происходят под действием известных факторов и осуществляются индивидами или коллективами. Эта тенденция анализируется в части III, посвященной новому теоретическому на правлению, противоположному девелопментаризму (теории развития) — направлению, которое мы предлагаем назвать «теорией становления» (392).

В ее основе лежат теория деятельности и историческая социология. Предполагается, что указанная теория обеспечивает перспективный альтернативный подход к социальным изменениям, создавая более адекватный инструментарий для объяснения перемен в современном обществе. В рамках такого подхода сохраняется возможность для изучения конкретных специфических механизмов изменения и роли различных видов деятельности в грядущих изменениях. В части W рассматриваются процессы, которые уже хорошо изучены в социологической литературе, при этом особое внимание уделяется не осязаемым вещам — идеям и нормам как субстанциям изменений, роли выдающихся личностей и социальных движений как агентов изменений, и сущности как высшего проявления изменений.

6 стр., 2968 слов

Теоретические подходы к анализу социальной структуры общества

... социологии, но и действительными фактами современной политической реальности конца ХХ – начала XXI веков.[9] Раздел 2. Классовая украинского общества Благодаря происшедшим за последнее десятилетие изменениям в социальной украинского общества ... в существовании богатых и бедных слоев населения (если выразиться кратко, то такой подход можно было бы выразить в схеме: “богат - беден”). Если в пределах ...

^ ВЫРАЖЕНИЯ БЛАГОДАРНОСТИ

Идеи этой книги в течение ряда лет излагались в лекциях, которые я читал студентам Ягеллонского университета в Кракове и Лос-Анджелесского университета в Калифорнии (UCLA).

Я многому у них научился, как, надеюсь, и они у меня; однако лишь случайно мои лекции оказались собранными в один том. История этой книги, как и история в целом, является в высшей степени случай ной.

Я вспоминаю солнечное утро в UCLA и ланч с Саймоном Проссером, редактором издательства «Блэквелл». Именно тогда под обаянием Проссера и под впечатлением очаровательного места, где происходила наша встреча, родился план написать эту книгу, план очевидный и неизбежный. Большая часть работы была выполнена в плодотворной научной обстановке, особенно в Шведской коллегии перспективных исследований в области социальных наук (SCASS) в Уппсале весной 1992 года. Я благодарен также ученым, работавшим в то время в Коллегии, ее руководству и персоналу. Особую благодарность я выражаю моим друзьям Джеффу Александеру и Бьорну Уиттроку.

^ Часть I. Концепции и категории Фундаментальные концепции в исследованиях изменений Органическая метафора: классический подход к социальным изменениям

С момента возникновения и вплоть до недавнего времени для социологии было характерно разделение, которое оказалось столь же сомнительным, сколь и стойким. Вся ответственность за этот «первородный грех» лежит на «отце социологии» Огюсте Конте (1798-1857), разбившем свою теорию на две части: «социальную статику» и «социальную динамику». В основу такого членения была положена недостаточно очевидная метафора, которую Герберт Спенсер (1820-1903) позднее сделал вполне явной. Речь идет о сходстве между обществом и биологическим организмом. Под социальной статикой понималось изучение анатомии человеческого общества, его составных частей и их расположения (по аналогии с анатомией тела с его органами, скелетом и мышцами), а социальная динамика должна была, по мысли Конта, концентрировать внимание на физиологии, т. е. процессах, протекающих внутри общества (подобно телесным функциям — дыханию, метаболизму, циркуляции крови).

Конечный итог развития общества опять-таки уподоблялся результату эволюции организма (от эмбриона до зрелости).

Предполагалось, что существует некое устойчивое состояние общества, которое можно наблюдать и анализировать независимо от движения последнего.

Герберт Спенсер придерживался тех же взглядов, хотя и изменил терминологию. Его противопоставление «структуры» и «функций» более ста лет составляло сердцевину социологического языка. Понятие «структура» подразумевало исследование внутреннего строения, или формы, социального целого, понятие «функции» — способы его деятельности, или трансформации. Подобно Конту, Г. Спенсер также утверждал, что общество можно рассматривать как некую жесткую сущность, осязаемый объект, отдельно от происходящих в нем процессов. Другими словами, признавалась возможность отделить структуру общества от его функций. Методологическим наследием упомянутых идей явилось проти 19

вопоставление двух типов исследовательских процедур, которые описаны Контом: поиска законов сосуществования (т.е. выяснения, почему определенные социальные феномены неизменно появляются вместе) и выявления, в противовес им, законов следования (т.е. установления, почему определенные социальные феномены неизменно либо предшествуют, либо возникают вслед за другими).

Такое разделение закрепилось в большинстве учебников; в них «синхронное (или кроссекционное) исследование» определялось как такое, в котором общество рассматривалось во временной статической перспективе, а «диахроническое (или последовательное)» -как исследование, включающее поток времени и делающее акцент на социальных изменениях. Подобные подходы оказали серьезное влияние на современное (диахроническое) изучение социальных изменений. Оно унаследовало классическую органическую метафору и связанные с ней разделение и противопоставление, но не непосредственно от Конта, Спенсера и других мэтров социологии XIX в., а через влиятельные направления XX в., такие, как теория систем, функционализм, или структурный функционализм (381).

Системная модель общества, разработанная в рамках данного направления, объединила и обобщила совокупность идей, типичных для органицизма. Весь концептуальный аппарат, обычно используемый в анализе изменений, берется прежде всего из системной модели, даже если ученые и не осознают этого или не считают себя сторонниками системных IT структурно-функционалистских теорий. Лишь недавно «системной модели» был противопоставлен «альтернативный образ» общества, рассматриваемого с точки зрения процесса, или морфогенетического подхода, вследствие чего концепции, использовавшиеся в исследованиях социальных изменений, подверглись соответствующей модификации.

^ Системная модель как порождение концепции социальных изменений

Согласно основной идее теории систем, комплексное целое состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями и обособлены от того, что их окружает, какими-то границами. Типичными примерами таких систем служат не только живые организмы, но и молекулы, планеты, галактики. Подобное обобщение приложимо к разным уровням человеческого общества. На макроуровне в качестве системы может рассматриваться «глобальное общество» (человечество), на среднем

уровне (мезоуровень) — национальные государства и региональные политические или военные союзы, на микроуровне — локальные объединения, ассоциации, фирмы, семьи, компании друзей и т.д. Более того, подобными терминами могут быть обозначены и такие принципиально различные сферы, как экономика, политика, культура. Таким образом, представители школы теории систем, в частности Талкотт Парсонс (1902-1979), считали понятие «система» не только ключевым, но и универсальным.

Соответственно, под социальными изменениями представители этой школы понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри нее. Но если быть более точным, то различие имеет место между состояниями одной и той же системы, которые возникают одно за другим во времени.

В таком случае, говоря об изменении, мы подразумеваем то, что появится через некоторое время. Иными словами, речь идет о различии между тем, что мы наблюдаем перед данным временным моментом, и тем, что мы видим после него. Для того чтобы установить это различие, единица анализа должна быть описана параметрами, обеспечивающими ее идентичность (376; 16).

Таким образом, концепция социальных изменений включает в себя следующее основное положение: отличия должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы. Хорошим примером стандартного определения будет нечто вроде: «Под социальными изменениями я понимаю любую необратимую перемену социальной системы, рассматриваемой как целостность» (184; 787).

Типы изменений многообразны и могут различаться в зависимости от того, какие именно аспекты, фрагменты и изменения системы в них вовлечены. Ведь состояние системы само по себе не одномерно, оно представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих компонентов. Среди них:

  • конечные элементы (число и разнообразие человеческих индивидов, их действий и т.д.);
  • взаимосвязи элементов (, отношения личной преданности и верности, взаимодействия, обмены и т.д.);
  • функции элементов системы как целого (необходимость для сохранения социального порядка и т.д.);
  • границы (критерии включения, принципы рекрутирования, условия принятия индивидов в группу или контроля включения в организацию и т.д.);
  • подсистемы (число и разнообразие специализированных областей, секций, подразделений и т.д.);

— Крупнейший ученый-социолог, в недавнем прошлом президент Международной социологической ассоциации, в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологических исследований, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культуры, расслоение, социальная изменчивость, развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги — тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии…

Читать полностью

Крупнейший ученый-социолог, в недавнем прошлом президент Международной социологической ассоциации, в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологических исследований, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культуры, расслоение, социальная изменчивость, современные тенденции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги — тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии содержание учебника отвечает мировому уровню, что способствовало переводу его на большинство распространенных языков.

Для студентов высших , обучающихся по специальности и направлению «Социология». Представляет интерес для ученых и преподавателей в области социально-гуманитарных наук.

Скрыть

Пётр Штомпка (Piotr Sztompka, 2 марта 1944, Варшава) — польский социолог. Автор понятия «культурная травма».

В Ягеллонском университетом в 1966 году получил степень бакалавра гуманитарных наук по праву, в 1967 году магистра гуманитарных наук по социологии. В 1970 году там же под научным руководством Казимежа Добровольского защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философии по социологии по теме «Функциональный анализ в социологии социальной антропологии».

В 1970-х годах являлся приглашённым профессором Колумбийском университете, а в 1980-1990-е годы в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

В 1974 году в Краковском университете прошёл хабилитацию и получил доцента. С 1975 года — профессор и заведующий отдел теоретической социологии Ягеллонского университета. С 1996 года — глава Центра анализа социальных изменений.

В 2002 году XV Всемирном социологическом конгрессе в Брисбене (Австралия) избран президентом Международной социологической ассоциации, которым являлся до 2006 года.

Член Польской академии наук, Американской академии искусств и наук, Европейской Академии.

Сборник статей

Введение в визуальную социологию

Культурная травма в посткоммунистическом обществе

Много социологий для одного мира

Социальное изменение как травма

Социология: призвание и профессия. Интервью с профессором Петром Штомпкой

Теоретическая социология и социологическое воображение

Формирование социологического воображения. Значение теории

Визуальная социология

В широком социально-философском и культурологическом контексте рассмотрены теоретические основания и практика использования фотографии как метода социологического исследования.

Показаны особая роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. Освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии. Охарактеризовано общество в фотографическом объективе, включая человеческие личности, действия, социальное взаимодействие, коллективность, культуру и общества.

Представлены возможности фотографии в качестве дополнения к другим методам социологии. Проанализирован фотографический образ как предмет интерпретации. Изложены теоретические аспекты развития визуальной социологии.

Доверие — основа общества

В книге ведущего представителя современной социологической мысли Петра Штомпки впервые в научной литературе в развернутой форме представлена социология доверия.

Раскрыта роль доверия как фундаментального аспекта общественной жизни, особенно повседневной. Показано место теории доверия в культурологической социологии постмодерна. Дан анализ основных категорий этой теории, включая сущность идеи доверия, его разновидности, источники и функции. Охарактеризованы культура доверия и ее антипод — культура недоверия.

М.: Аспект Пресс, 1996. — 415 с.

Перевод с английского А.С. ДмитриеваISBN 5—7567—0053—6

Данная книга — это критическое осмысление всего исторического наследия теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным концепциям социальной теории. Она содержит идеи, актуальные для понимания и объяснения современных преобразований и проблем российского общества.В.А.Ядов. Предисловие научного редактора к русскому изданию

Фундаментальные концепции в исследованиях изменений

Органическая метафора: классический подход к общественным изменениям

Системная модель как порождение концепции социальных изменений

Комплексы изменений: усложнение динамических концепций

Альтернативная модель: динамическое социальное поле

Разнообразие социальных процессов: типология

Формы социальных процессов

Конечные результаты социального прогресса

Процессы в социальном сознании

Место причинности

Уровни социальных процессов

Временной диапазон процессов

Эволюция идеи прогресса

Краткая история идеи

Определение прогресса

Механизм прогресса

Отказ от идеи прогресса

Альтернативная концепция прогресса

Временное измерение общества: социальное время

Время как измерение социальной жизни

Время как аспект социального изменения

Счет времени

Время в сознании и культуре

Функции социального времени

Основные теоретические традиции в изучении времени

Модальности исторической традиции

Процессуальная природа общества

Концепция традиции

Возникновение и изменение традиций

Функции традиции.

Традиционализм и антитрадиционализм

Современность и что за нею следует

Определение современности

Важнейшие характеристики современности

Современная личность

Разочарование в современности

За горизонтами современности

Глобализация человеческого общества

От изоляции к глобализации

Классическое видение глобализации

Современное состояние: глобализация культуры

Образы глобального мира и теории глобализма.

Классический эволюционизм

Первая метафора: организм и развитие

Основатели социологического эволюционизма

Опост Конт и идеалистическая концепция эволюции

Герберт Спенсер и натуралистическая концепция

эволюции

Лыойс Морган (1818—1881) и материалистическая концепция эволюции.

Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции

Фердинанд Теннис и эволюция без прогресса

Лестер Уорд (1841 — 1913) и эволюция эволюции

Общая основа эволюционистской теории

Слабые стороны классического эволюционизма.

Неоэволюционизм

Возрождение эволюционизма

Неоэволюционизм в культурной антропологии

Лесли Уайт и первые шаги к технологическому детерминизму

Джулиан Стюард и концепция многолинейной эволюции

Маршалл Салинс и Е.Сервис: разделение общей и специфической эволюции.

Неоэволюционизм в социологии

Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход

Талкотт Парсонс и расширенная теория дифференциации

Неофункционализм и споры о дифференциации

Обращение к биологическому эволюционизму.

Теории модернизации, старые и новые

Последние «воплощения» эволюционизма.

Концепция модернизации

Механизмы модернизации

Критика идеи модернизации

Теории неомодернизации и неоконвергенции

Теории исторических циклов

Логика циклических теорий

Сторонники циклического образа

Историософия подъема и падения цивилизаций

Социологические теории циклических изменений

Вильфредо Парето: циркуляция элиты

Питирим Сорокин: ритмы культурных изменений.

Исторический материализм

Эволюционистские и гегельянские корни

Образ истории по Марксу: трехуровневая реконструкция

Уровень индивидуальных действий: теория «бытия человека»

Социокультурный уровень: теория классов

Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций

Многомерная теория творения истории

Против теории развития: современная критика

Опровержение «историцизма»: Карл Р. Поппер

Ошибочная метафора роста: Роберт Нисбет

«Пагубные постулаты»: Чарльз Тилли

«Переосмыслить XIX-е столетие»: Иммануэль Уоллерстайн

История как человеческий продукт: развитие теории действия

В поисках субъекта деятельности.

Современные теории деятельности

Уолтер Бакли и концепция морфогенеза

Амитай Этциони и активное общество

Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

Энтони Гидденс и идея структурации

Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил

Маргарет Арчер и теория морфогенеза

Деятельностный коэффициент

Новая историческая социология: конкретность и случайность

Подъем исторической социологии

Новый историзм

Норберт Элиас и фигуративная социология

Филип Абрамс и его проект «исторической социологии»

Чарльз Тилли: соединение социологии и истории

Кристофер Ллойд и «структурализм».

Исторический коэффициент

Социальное становление: сущность исторических изменений

Уровни социальной реальности

Средний уровень: деятельность и практика.

Среда: природа и сознание

Вступая в мир времени и истории

Становление социального становления

Идеи как историческая сила

Идейно-побудительные факторы в истории

Дух капитализма

Протестантский «этос»

Инновационная (новаторская) личность

Мотивации достижения

Трудности, обусловленные «социалистической ментальностью».

Возникновение нормативов: отклонения и новации

Нормативная основа социальной структуры

Институционализация отклонений от правил

Нормативные новации

Великие личности как агенты изменений

История как человеческий продукт

Конкурирующие теории

Становление героя.

Быть героем

Влияние на историю

Социальные движения как фактор социальных изменений

Социальные движения в ряду других агентов изменений

Определение социальных движений

Социальные движения и современность

Типы социальных движений

Внутренняя динамика социальных движений

Внешняя динамика социальных движений

Современное состояние теорий социальных движений

Революции — пик социальных изменений

Революции как форма изменений

Идеи революции: краткий экскурс в историю

Современная концепция революции

Ход революции

Модели революции

Основные теории революции

Чего мы не знаем о революциях

Социология Петра Штомпки

Пётр Штомпка родился в Варшаве (Польша) в 1944 году. Однако начиная со студенческих лет его творческая жизнь неизменно связана с Краковом — Ягеллонским университетом, в котором он начиная с 1975 года возглавляет отдел теоретической социологии. Выдающийся вклад П. Штомпки в развитие международной социологии был подтвержден на XV Всемирном социологическом конгрессе в Брисбейне (Австралия) в 2002 году, избравшем польского социолога президентом Международной социологической ассоциации.

Интерес Штомки к визуальной социологии возник сравнительно недавно. Он занимался фотографией как хобби на протяжении 40 лет. И всегда, когда посещал другие страны, делал множество фотографий, так как естественно, что когда кто-то едет за границу, его интересуют экзотические явления, отличающиеся от того, что есть у него в стране, и он стремится сделать фотографии. Это типичная ситуация, когда человек заинтересован в том, чтобы запечатлеть и сохранить в памяти свои впечатления и опыт пребывания в другой стране. Так, благодаря своим академическим поездкам на конференции, конгрессы, симпозиумы, встречи, Штомка собрал большую коллекцию фотографий.

В этом разделе книги пишется о том, что весной 2006 г. профессор Петр Штомпка провел мастер-класс по визуальной социологии для студентов и аспирантов факультета социологии экономики (г. Москва).

П. Штомпка демонстрировал некоторые из своих фотографий, которые он анализировал, но в книге они не напечатаны. Приводится краткое описание каждой из них для того, чтобы можно было понять фокус его исследовательских интересов при анализе фотоматериала.

Книга построена как интервью автора, он рассказывает о своем интересе к фотографиям, о методах интерпретации фотографии, как общество менялось со временем, как оно изучалось при помощи фотографии. Один из путей — это просто идти и наблюдать общество, фиксируя то, что видишь, на камеру. Камера помогает сосредоточенности, помогает выбрать, какие предметы важны, и какие незначительны, поскольку камера всегда дает рамку той части мира, куда устремлен наш взгляд. И такое формирование позволяет отделить более важное от менее значимого, вырезая его из , что уже привносит социологический смысл. Естественно, это важно как просто фиксация увиденного, но также для последующего сопоставления и, более того, — для поиска закономерностей, т.е., для обнаружения определенных регулярностей социальной жизни. Например, когда вы сравниваете образы (фотографии) различных периодов существования той же самой или схожей социальной реальности Автор подробно рассказывает о том почему он стал заниматься таким хобби, что его сподвигнуло на него и как он потом смог заинтересовать этим делом студентов.

Как показал мой собственный опыт, если я иду с камерой, то смотрю по-другому, чем когда иду без камеры. Когда я иду с камерой, я фокусируюсь, стараюсь найти что-нибудь интересное. Это как будто ты на охоте или в экспедиции. Обычно, когда я просто иду по улице, я не замечаю отдельных вещей, только отмечаю разницу между «смотреть» и «видеть»: смотреть — означает регистрацию впечатлений, взгляд — сфокусирован. Ты стремишься найти ответы на вопросы, которые сам поставил.

Камера помогает сосредоточенности, помогает выбрать, какие предметы важны, и какие незначительны, поскольку камера всегда дает рамку (фрейм) той части мира, куда устремлен наш взгляд. И такое формирование позволяет отделить более важное от менее значимого, вырезая его из общей картины, что уже привносит социологический смысл. Естественно, это важно как просто фиксация увиденного, но также для последующего сопоставления и, более того, — для поиска закономерностей, т.е., для обнаружения определенных регулярностей социальной жизни . После этого автор рассказывает о разновидностях фотографии, как и почему люди фотографируются именно таким образом и соответственно делает всевозможные заключения.

Штомка как положено в своем рассказе начал со вступления продолжил главными моментами — это рассказ о видах фотографии и в конце сделал выводы.

Итак, современное общество становится все более и более «видимым» (визуально насыщенным).

Если это так, то это означает, что нам следует уделять больше внимания такому простому методу социологического исследования как наблюдение.

Наблюдение было очень важным методом у первых социологов и, конечно же, у социальных антропологов, исследовавших экзотические общества в отдаленных регионах, а также у этнографов . Я считаю эту цитату основным тезисом автора, потому что далее в своей книге автор описывает всевозможные виды фотографии и объясняет почему люди выбирают те или иные места для снимков.

Читателю очень ясно и понятно, что до нас хотел донести автор, потому что он рассказывает на доступном для всех языке почему фотографии становятся ценными в нашей жизни и как человек их интерпретирует для себя. Автор доказывает свои тезис обоснованиями фотографии, которые снимают люди и выдвигает возможные варианты на примере одиннадцати фотографии, каждую, из которых он подробно описывает.

Например: двое молодых людей у фонтана.

Это очень симпатичный и понятный тип интеракции между молодыми людьми. Действие происходит в Нью-Йорке, они просто сидят возле фонтана. Или пример с Молодыми парнями они стоят рядом с мотоциклом.

Должно быть, этот мотоцикл принадлежит вот этим молодым людям из Бостона. Они очень гордятся своим Харлеем. Автор имел возможность поговорить с ними прежде, чем сделать фотографию. Они гордятся им, как символом, который дает возможность почувствовать свое превосходство над другими.

Данная тема мне очень понравилась, потому что написано доступным языком, нет научных терминов, четко видна логика автора, последовательность мыслей не нарушается, так же интересно читается, потому что тема мне знакома и актуальна для нашего времени.

международный социология штомпка