Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина РФ

Курсовая работа

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод — обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии — экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

Прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечить механизмы реализации прав и свобод человека.

В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека).

Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» [3] ; Конвенция о защите прав человека и основных свобод[4] ), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации. Еще одним механизмом, гарантирующим конституционные права человека и гражданина является институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[5] ).

9 стр., 4197 слов

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина ...

... прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ, находясь в области изучения их перечня, который является закреплённым перечнем в Основном законе РФ и в Законах РФ, выражен недостаточностью исследования системы гарантий прав, свобод ...

Актуальность

Цель работы – рассмотреть механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ. Соответственно задачами работы будут: выявление сущности понятий конституционных гарантий прав и свобод, механизма их защиты в суде и пределы их осуществления, а также характеристика институтов, на которые возложена ответственность за их обеспечение и защиту.

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД. ЮРИДИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ

Предусмотренные Конституцией РФ механизмы (условия и средства), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и всестороннюю их охрану. Обычно выделяется две группы гарантий. Во-первых, это общие гарантии — сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима, политическая атмосфера, наличие (или отсутствие) развитых институтов гражданского общества, социальный климат общества, материальное благополучие людей, наличие (или отсутствие) сложных социальных конфликтов, духовно-культурная атмосфера и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности основных прав и свобод граждан. Во-вторых, это специальные гарантии — закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод.

К числу закрепленных в Конституции средств относятся: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54); установленный в Конституции запрет, обращенный к законодателю, не издавать законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55); закрепленные в Конституции гарантии правосудия: презумпция невиновности (ст. 49), право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора и др.

К гарантиям конституционных прав и свобод относится конституционный механизм самозащиты — конституционное право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

Способы самозащиты определены в законодательстве: обращения граждан, обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений, обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд, использование международно-правовых средств защиты нарушенных прав, обращение к Уполномоченному по правам человека и др.

Новое законодательство России расширяет перечень форм и средств самозащиты. В частности, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит специальную главу 59 «Самозащита работниками трудовых прав». Согласно ст. 379 Трудового кодекса РФ работник в целях самозащиты трудовых прав может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Закон устанавливает, что на все время отказа от работы за работником сохраняются все трудовые права. При этом работодателям и их представителям запрещается препятствовать работникам в осуществлении самозащиты трудовых прав.

17 стр., 8074 слов

Права и свободы человека государство и личность

... по обеспечению прав человека, государство в свою очередь требует от индивида поведения, зафиксированного в системе обязанностей. Права и свободы могут быть ограничены государством в целях защиты основ конституционного строя, обороны и безопасности. Гражданство ...

В случаях, оговоренных в законодательстве, допускается возможность привлечения специальных средств для предотвращения непосредственной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан. В частности, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» предоставляет гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье, газовое оружие, газовые пистолеты и др.), в том числе огнестрельного, для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости.

Юридические гарантии

Механизм юридических гарантий может быть представлен как в статике (совокупность правовых средств), так и в динамике через действие институтов (т.е. юридическую деятельность субъектов прав человека и уполномоченных субъектов).

Механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ в статике определяется как воплощаемая в правовом поведении субъектов указанных прав совокупность юридических условий реализации и средств защиты этих прав в целях претворения их в жизнь. С точки зрения динамики данного явления это — регламентированный процесс обеспечения реализации и защиты конституционных прав и свобод как конкретных юридических возможностей, предполагающий наличие определенных стадий:

1) позитивное закрепление конституционных прав и свобод, соответствующих международным актам о правах человека;

2) создание системы правовых институтов, уполномоченных правом на использование юридических средств;

3) юридическая (организационно и процессуально оформленная) деятельность институтов и самих граждан;

4) формирование у граждан правовых навыков и культуры прав человека.

Функционирование механизма предполагает взаимодействие его составляющих как по вертикали, так и по горизонтали. Формами этих гарантий являются разнопорядковые явления: процедуры, акты применения, правовые режимы, процессуальная форма, ограничения, законодательная (юридическая) техника в целом, толкование и многие другие правовые средства, которые могут служить средствами и способами реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, если они достаточно формализованы.

Механизм юридических гарантий в действии представляет собой совокупность институциональных гарантий, где структуры государственной власти исследованы как институты судебной и внесудебной защиты прав; при этом роль их в механизме гарантий неравнозначна. Если правоохранительные органы (например, МВД РФ) призваны в силу своей компетенции осуществлять охранительную функцию государства, которая в основном должна обеспечить условия реализации и защиты конституционных прав и интересов граждан, то деятельность, например, Уполномоченного по правам человека в РФ отличается большим разнообразием средств и возможностей в ходе активных действий, направленных на защиту конституционных прав человека.

29 стр., 14198 слов

Конституционные основания ограничения прав и свобод

... статуса человека и гражданина В Конституции Российской Федерации такие демократические принципы правового статуса личности выражены как признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и их ...

Несомненно, главным правозащитным институтом является судебная власть. Как самостоятельные институциональные гарантии конституционных прав и свобод рассматриваются президент, прокуратура, омбудсмен, институт жалобы (конституционной, административной, судебной, международной), а также международно-правовой институт защиты.

экономической

Наряду с этим, важное гарантирующее воздействие на реализацию прав и свобод человека и гражданина оказывает обязанность российского государства проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

политических

2. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД

Гарантированная законом возможность каждого человека обжаловать решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц в суде. Объектом обжалования могут выступать нормативно-правовые акты: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д., а также правоприменительные акты, решения и действия государственных органов, местного самоуправления и их должностных лиц.

Процедуры и порядок судебного обжалования таких актов определены Законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения влекут за собой ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

Проанализируем основные (явные) нарушения личных прав и свобод человека и гражданина, а также пути решения проблем реализации личных прав и свобод.

Все нарушения и проблемы практической реализации, личных прав и свобод можно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом, во-первых, по тому какой субъект нарушает личные права и свободы человека и гражданина, во-вторых, какими действия (бездействиям) это осуществляется.

Если обратиться к докладам иностранных правозащитных организаций, то львиную долю нарушений личных прав и свобод человека и гражданина осуществляю полномочные государственные органы (от сотрудников МВД до законодательных органов субъектов РФ).

На практике, зачастую, личные права и свободы граждан нарушаются нормативными актами (и действиям) субъектов (и органами власти субъектов) Российской Федерации.

Проиллюстрируем примером из практики:

«Саркисян обратился в суд с жалобой на неправомерные действия комиссии миграционного контроля при главе администрации Краснодарского края, которая отказала ему в регистрации по месту жительства. 18 октября 2006 г. по договору дарения Саркисян получил от отца в собственность двухкомнатную квартиру в г.Краснодаре. Договор был нотариально оформлен и в установленном порядке зарегистрирован в бюро технической инвентаризации (БТИ).

8 стр., 3523 слов

Европейский суд по правам человека

... лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению. 3. Юрисдикция Европейского суда по правам человека Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, ...

Будучи собственником квартиры, Саркисян стал проживать в ней, поскольку другого жилого помещения в г.Краснодаре не имел. В соответствии с установленным порядком он обратился в комиссию миграционного контроля при главе администрации Краснодарского края с просьбой о его регистрации по месту жительства. Однако 23 июля 2007 г. ему в регистрации отказали из-за того, что квартира не соответствует установленным нормам жилой площади. Прикубанский районный суд г.Краснодара решение комиссии миграционного контроля при главе администрации Краснодарского края об отказе Саркисяну в регистрации признал незаконным и обязал зарегистрировать его по месту жительства.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение районного суда отменила и дело направила на новое рассмотрение. Президиум Краснодарского краевого суда оставил без удовлетворения протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене кассационного определения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 апреля 2008 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене определения судебной коллегии и постановления президиума Краснодарского краевого суда удовлетворила, указав следующее. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Саркисян — гражданин Российской Федерации и в силу ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Отменяя решение районного суда, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда сослалась на Договор о разграничениях предмета ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Краснодарского края от 30 января 2006 г., согласно которому вопросы миграции на территории Краснодарского края относятся к совместному ведению сторон. Установление условий регулирования миграции на территории края преследует цель сохранить социальную стабильность в приграничном субъекта Российской Федерации.

Отклоняя протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, президиум краевого суда также указал на то, что спор должен быть разрешен на основании названного Договора.

Между тем с таким выводом согласиться нельзя, поскольку в силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано Договором между органом государственной власти Российской Федерации и ее субъектом в их совместное ведение или в ведение субъекта Российской Федерации.

Согласно разделу второму Конституции Российской Федерации в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации действуют положения Конституции Российской Федерации.

7 стр., 3299 слов

Права ребенка: понятие, виды

... права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка ... естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. ...

Кроме того, в соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Данный перечень является исчерпывающим, конституционные же права граждан могут быть ограничены только федеральным законом в строго определенных целях, и ограничение их законами субъекта Федерации не допускается.

Поэтому вывод судебной коллегии краевого суда о том, что отказом в регистрации не были нарушены конституционные права заявителя, неправилен. Поскольку какого-либо федерального закона, ограничивающего право гражданина России и собственника жилого помещения на регистрации по месту жительства, нет, вывод судебной коллегии и президиума Краснодарского краевого суда о том, что судом не установленные юридически значимые обстоятельства, ошибочен.

Таким образом, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с действующим законодательством, у судебной коллегии по гражданским делам и президиума Краснодарского краевого суда не было законных оснований для отмены этого решения».

3. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Такими органами являются: Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение Российской Федерации к факультативному протоколу данного Пакта одновременно означает право каждого гражданина РФ на обращение в Комитет по правам человека. Процедура защиты нарушенного конституционного права заключается в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, которое обязано в течение 6 месяцев представить Комитету письменные объяснения или заявления по существу жалобы и известить о принятых мерах. Комитет не наделен правом принимать обязательные к исполнению решения; он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.

Европейский Суд по правам человека, созданный в 1959 г. и действовавший до 1 ноября 1998 г. до вступления в силу протокола N 11 к Конвенции, которым он был заменен, рассматривал дела, которые поступали от Комиссии по правам человека и непосредственно от государств — членов Совета Европы. Дело обычно рассматривалось на открытом заседании Суда на основе доклада Комиссии, письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. По окончании слушаний проводились закрытые прения. Решение о том, нарушены или не нарушены правовые нормы Конвенции, принималось большинством. Такое решение Суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало. Ответственность за выполнение судебных решений нес Комитет министров Совета Европы.

18 стр., 8775 слов

Права и обязанности родителей и детей

... лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие ... дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность ( ...

До последнего времени граждане европейских стран, направляющие жалобы в контрольные органы Совета Европы, не могли рассчитывать на быструю и эффективную защиту. Далеко не все их петиции признавались приемлемыми. Очень медленно рассматривались дела. Заседания Суда, как правило, проводились один раз в месяц. Рассмотрение жалобы в Европейском Суде бесплатно, однако привлечение адвоката для защиты, оплата проезда в Страсбург и пребывание там составляли значительные суммы. Вступление в Совет Европы новых стран и увеличение потока петиций в его контрольные органы потребовали проведения реорганизации всего механизма контроля. Суть проведенной реорганизации — в обеспечении доступности судебного разбирательства для отдельных лиц, ускорение прохождения процедуры рассмотрения дел, повышение качества и эффективности их обсуждения.

С 1 ноября 1998 г. в соответствии с Итоговой декларацией и планом действий, подписанными главами государств и правительств европейских государств в Страсбурге 11 октября 1997 г., вступил в силу Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека. На его основе постоянно начал действовать единый Европейский Суд по правам человека вместо Комиссии по правам человека и прежнего Европейского Суда. В результате такой реорганизации решения о приемлемости для судебного рассмотрения поступивших жалоб стала принимать одна инстанция, что ускорило рассмотрение исков граждан к своим государствам. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод Европейский Суд по правам человека состоит из числа судей, равного числу членов Совета Европы.

С обращением в Суд вправе обратиться как государство, так и физическое лицо. Предварительными условиями обращения (петиции) являются: а) обращение в Европейскую комиссию по правам человека; б) использование всех внутренних (внутригосударственных) средств решения спора. Рассмотренное Комиссией обращение при отсутствии возражения Комитета министров передается в Суд. Состав Суда утверждается для каждого обращения отдельно. Решение Суда обязательно для государства. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое решение».

Суд может рассматривать дела в отношении только тех государств, которые признают его обязательную юрисдикцию и дают согласие на передачу в него конкретного дела. В разбирательстве дела могут участвовать заявитель и его адвокат, которые представляют памятные записки и устные аргументы. Для рассмотрения дел Суд создает палаты в составе 7 судей и Большую палату в составе 17 судей. Членами палаты становятся председатель или заместитель председателя, а также судья — гражданин государства, являющегося стороной спора. Если «национальный судья» не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Образованная таким образом палата может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой палаты.

4 стр., 1920 слов

Гарантии прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

... обусловливают рассмотрение правосудия в качестве важнейшего гаранта прав и свобод человека и гражданина. Как уже отмечалось выше, суд не охраняет право. Вместе с тем, осуществляя разрешение конфликтных ... прав и свобод личности правовыми средствами. Прежде всего, речь должна идти о главе государства - Президенте РФ, который согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан. ...

В ходе рассмотрения дел и при толковании норм Конвенции Суд следует основным правилам международного права, кодифицированного Венской конвенцией о праве договоров 1969 г. Суд учитывает обычное значение понятий (терминов) в их контексте и в свете предмета и задач Конвенции, при этом под контекстом понимается ее преамбула. Понятия Конвенции по отношению к терминологии национальных законодательств носят автономный характер и имеют собственное значение в контексте Конвенции. Например, такие понятия, как «лишение свободы», «уголовное обвинение», «личная неприкосновенность», «законный арест», трактуются с точки зрения европейского права. Исключением является ст. 12, согласно которой заключение брака регулируется «в соответствии с национальным законодательством». В п. 1 ст. 5 Конвенции говорится о законности некоторых видов задержания, основанных на внутреннем праве, однако Суд в случае выявления нарушения названной конвенционной статьи «несомненно вправе назвать то или иное задержание незаконным».

Согласно Протоколу N 11 к Конвенции в Европейский Суд может быть подана жалоба исключительно на действия органов государственной власти от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что их интересы были ущемлены нарушением одного или нескольких прав, которые защищает Конвенция, т.е. если они являются жертвами нарушений государства, являющегося договаривающейся стороной (ст. 34).

Никто не может подать петицию от имени другой стороны, интересы которой могут быть нарушены. Даже в «групповой петиции» каждое лицо в группе должно доказать, что оно является жертвой.

Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Европейский Суд по правам человека не является и ни при каких условиях не может выступать в качестве апелляционного суда, «суда четвертой инстанции». То есть он не может отменить или изменить решения национального суда.

Суд рассматривает поступившее дело в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями. Суд не принимает к рассмотрению индивидуальные петиции, если они являются анонимными, или по существу аналогичны тем, которые уже были рассмотрены судом, или уже являются предметом другой процедуры, международного разбирательства, или урегулированы и не содержат новых фактов. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно недостаточно обоснованной или неправомерной (ст. 35).

Заявитель вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях (ст. 36).

Признав жалобу приемлемой, Суд продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование дела, для эффективного проведения которого причастное к нему государство создает все необходимые условия. Он предоставляет свои услуги заинтересованным сторонам с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе уважения прав человека, как они определены в Конвенции и протоколах к ней (ст. 38).

4 стр., 1881 слов

Судебная защита прав и свобод личности Предмет: Правоведение

... Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект. Л.Ю. Грудцына, "Законодательство и экономика", № 8, август 2003. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан. Шейнин Х., "Российская юстиция", 1996, № 8 Соотношение категорий "регулирование" и "защита" прав и свобод личности в решениях конституционного суда Российской Федерации и ...

В случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством вынесения решения (ст. 39).

Установив факт нарушения положений Конвенции или протоколов к ней, Европейский Суд своим решением предусматривает, если в этом есть необходимость, возмещение понесенных расходов и издержек, а также выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб (ст. 41).

Постановление Палаты Суда является окончательным, если: стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату; через 3 месяца после вынесения постановления отсутствует прошение о направлении дела в Большую палату; комитет Большой палаты отклоняет прошение о направлении дела. Когда дело направлено в Большую палату и ее комитет в составе 5 членов принял прошение, то Большая палата выносит по делу свое постановление, которое является окончательным (ст. 43, 44).

Государства — участники договора обязуются исполнять окончательное постановление Суда по делу, сторонами которого они являются. Окончательное постановление Суда направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (ст. 46).

Суд может по просьбе Комитета выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней (ст. 47).

За время работы Европейского Суда в Страсбурге с 1959 г. до 1 ноября 2008 г. было принято свыше 2115 решений. Судебные решения касались широкого круга вопросов. Среди них преобладали решения по поводу применения телесных наказаний (в школах или по приговору суда), содержания под стражей особой категории людей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг и др.), прав заключенных, порядка обращения в суд по гражданским и уголовным делам, сроков судебного разбирательства, процессуальных аспектов уголовного правосудия, споров по вопросам социального обеспечения, правового статуса незаконнорожденных детей и их родителей и др.

Наибольшее количество дел, рассмотренных Судом, касалось прежде всего нарушения права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного в ст. 5 и 6 Конвенции.

В соответствии с Европейской конвенцией условиями для обращения граждан и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в Европейский суд являются: 1) предполагаемое нарушение со стороны Российского государства какого-либо личного неимущественного либо имущественного права лица (из перечисленных в Конвенции); 2) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты в России; 3) соблюдение шестимесячного срока после принятия последнего решения российской инстанцией. При этом «исчерпанность» средств правовой защиты применительно к российской правовой системе должна означать, что дело было предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда или Верховного Суда РФ, а в некоторых случаях — Конституционного Суда РФ.

Кроме того, жалоба не должна быть анонимной, а являться по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Европейским судом или уже стала предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержащей новых относящихся к делу фактов. Суд также объявляет неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Европейской конвенции, явно необоснованной или поданной с нарушением (ст.35 Конвенции).

В этой связи приведем примеры отстаивания своих прав российскими гражданами на европейском уровне:

  • Посохов против Российской Федерации (Жалоба №63486/00).

    Постановление Европейского суда по правам человека от 4 марта 2003 г.;

  • Калашников против Российской Федерации (Жалоба №47095/991).

    Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 июля 2002 г.;

  • Бурдов (Burdov) против России (Жалоба №59498/00).

    Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 г.

Если обратиться к содержанию данных дел, то станет ясно, что права человека и гражданина в Российской Федерации ущемляются, нарушаются и создаются препятствия к их реализации. Взять хотя бы упомянутое дело Калашников против Российской Федерации. Нарушения прав, на которые указывал заявитель, связанные с заключением и содержанием в тюрьме – характерны для каждого места заключения.

Итак, с чем же связна ситуация «тотального» нарушения личных прав и свобод человека и гражданина в России. Ведь с одной стороны, законодатель четко прописывает права и обязанности гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны, продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях государственной системы, на разных этапах реализации прав.

На наш взгляд, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России.

По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав и нарушения продолжаются.

4. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Предусмотренное Конституцией РФ должностное лицо, уполномоченное осуществлять парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти, правительства и подчиненных ему органов в вопросах соблюдения прав человека. Институт уполномоченного по правам человека впервые был учрежден в Швеции в начале XX в. и впоследствии получил широкое распространение во многих странах (на Западе лицо, осуществляющее аналогичные функции, именуется омбудсменом).

В Российской Федерации правовое положение Уполномоченного по правам человека определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих при условии, что заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по жалобе.

Закон устанавливает, что жалоба, оформленная надлежащим образом (указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, дано изложение существа решения, нарушившего права заявителя), должна быть подана Уполномоченному в течение года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. О принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. При работе по жалобе Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; воинские части; общественные объединения; запрашивать и получать от государственных и иных органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц (исключая судей) по жалобе; поручать компетентным органам проведение экспертных исследований по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки; знакомиться с уголовными, гражданскими и иными делами, решения по которым вступили в законную силу.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе: во-первых, направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур; во-вторых, обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении законодательства РФ либо о восполнении в нем пробелов, если он полагает, что правонарушающие решения или действия соответствующих органов и должностных лиц совершаются на основании и во исполнение данного законодательства либо в силу существующих пробелов, равно если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний. По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, всем высшим судебным инстанциям РФ и Генеральному прокурору РФ. Ежегодно по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

5. ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД

Пределы осуществления прав и свобод — это обусловленная природой естественных прав человека, принципами конституционного строя и обозначенная законом сфера (пространство) реализации гражданами и их объединениями принадлежащих им прав и свобод и допустимые формы их реализации. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

По сути это положение означает переведенное на язык конституционного установления «золотое правило» морали: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Нарушение этого правила ведет к злоупотреблению правом — основанному на корыстных побуждениях поведению управомоченного субъекта, противоречащему природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанному с привлечением неправовых (незаконных) средств для ее достижения. Злоупотребление правом связано с привлечением управомоченным таких средств, форм, способов для осуществления принадлежащего ему права, которые выходят за пределы объема данного права. Особенность злоупотребления правом проявляется в следующем: оно возникает в связи с осуществлением субъективных прав; субъект выходит за установленные законом пределы реализации права; при употреблении права во зло наносится ущерб интересам общества, государства, правам и законным интересам граждан.

Во избежание этого в законе очень часто определяются пределы права (свободы).

Пределы и границы осуществления прав и свобод определяются законом. Кроме того, пределы и границы осуществления прав и свобод связаны также с допустимыми формами (способами) их осуществления. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на экономическую деятельность, но лишь такую, которая не запрещена законом и не направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Часть 4 ст. 37 Конституции признает за работниками право на индивидуальные и коллективные споры, но лишь с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. По действующему трудовому законодательству индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и в судебном порядке; для рассмотрения коллективных трудовых споров используются примирительные комиссии, трудовые арбитражи, а также Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 381-409 Трудового кодекса РФ).

В формально-юридическом значении ограничение прав и свобод означает юридическую невозможность осуществления прав и свобод в случаях, предусмотренных федеральным законом, а равно сужение объема данных прав, определенное законом. Ограничение права (свободы) есть осуществление сужения объема права в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке.

Следует различать сужение объема права или его ограничение от используемых в законотворческой практике юридических способов, приемов фиксации границ дозволенной свободы, к числу которых относятся оговорки, примечания, запреты, исключения и др. Отличие способов фиксации границ прав и свобод в законе от ограничения состоит в том, что в этом случае не происходит сужения объема права; имеет место уточнение его содержания, обозначение границ, с которыми связано действие этого права. В то же время с фиксацией права может быть связано и его ограничение, обусловленное законотворческими ошибками или намеренными действиями законодателя. Особым случаем ограничения прав является невключение в число закрепляемых законом тех прав, легализация которых государством отвечает его международным обязательствам. Не получило закрепления в Конституции РФ положение п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, о праве «каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Внешнее сходство с ограничением прав имеет определенный законодательством порядок их осуществления. Для конституционных прав и свобод такой порядок определен в федеральных законах. Порядок осуществления отраслевых прав чаще всего определяется в подзаконных актах. Нередко такие акты таят в себе две опасности. Первая связана с тем, что подзаконный акт может сузить содержание материального права, «конкретизируя его». В этом случае такой акт изначально является недействительным. Вторая, более распространенная опасность заключена в том, что закрепляемый подзаконным актом порядок реализации права не отвечает природе этого права, создавая помехи для его осуществления. Очевидно, что правовая аксиома (устанавливающий порядок осуществления права не может изменять его содержание) должна быть обеспечена и соответствующими юридическими механизмами.

Ограничения прав и свобод могут иметь самые различные проявления: они могут вытекать из правового акта, закона, договора, решения правоприменительного органа или из фактических действий; носить постоянный или временный характер; иметь место в обычных условиях или в условиях действия специфических правовых режимов; ограничения возможны как в отношении прав физических, так и юридических лиц; они допустимы в сфере действия публичного и частного права; применимы в отношении индивидуальных и коллективных прав и т.д. Ограничение прав и свобод допускается Всеобщей декларацией прав человека (ст. 29).

Конституция РФ устанавливает основания ограничения прав. В ч. 3 ст. 55 указывается, что права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом ограничение основных прав и свобод возможно исключительно федеральным законом. Так, проведение такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка, в соответствии с уголовно-процессуальным законом (ст. 174 УПК) и Законом «Об оперативно-розыскной деятельности РФ» возможно лишь по уголовному делу для сбора информации о лицах, подготавливающих, покушающихся, совершающих или совершивших тяжкие преступления либо допустивших уклонение от уплаты налогов или сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения возможны в соответствии с федеральным конституционным законом, с указанием пределов и срока ограничения. Конституция определяет также те права и свободы, которые не подлежат ограничению (см. ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст. 46-54).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Защита прав и свобод человека — ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства.

По моему мнению, необходимо обратить внимание на недостаточную эффективность действующей на сегодняшний день нормативно-правовой системы юридической защиты прав и свобод российских граждан.

Такое положение вызвано отсутствием законодательно закрепленной ответственности надлежащего уровня субъектов этих отношений за нарушение конституционных прав (со стороны государства, конкретных руководителей федеральных и региональных государственных органов власти и иных должностных лиц), а также за неисполнение обязанностей, связанных с охраной и защитой прав граждан. Такая пробельность законодательства особенно недопустима, учитывая тот факт, что вынесенные решения суда по защите прав граждан на практике не всегда своевременно и должным образом исполняются. И, что особенно нетерпимо, – такое неуважение к решениям суда иногда наблюдается у высоких должностных лиц и государственных служащих, призванных по долгу службы обеспечивать исполнение законов и соблюдение приоритета прав человека по всем вопросам.

Действующая совокупность конституционно-правовых норм по защите прав и свобод российских граждан страдает нестабильностью, несбалансированностью, отсутствием в ней ряда нормативно-правовых актов, в некоторых случаях отдельных норм и положений в федеральном и региональном законодательстве, регулирующих возможность и необходимость привлечения к административной и иной ответственности лиц и организаций, допустивших серьезные нарушения прав и свобод граждан или бездействовавших при их нарушении другими субъектами.

Нестабильность и противоречивость федерального и регионального законотворчества по этому вопросу связанна со стремлениями, с одной стороны, к демократизации и реальными, изменяющимися условиями политического, экономического и социального характера, с другой стороны, все это мешает должному закреплению приоритетности прав человека в общественном сознании, подрывает авторитетность правозащитной деятельности и негативно сказывается на правовой культуре граждан и, что особенно важно, – ответственных должностных лиц.

В настоящее время очевидно, что действующая система законодательства по вопросам реализации прав граждан за защиту своих прав и свобод в суде несовершенна.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/yuridicheskie-garantii-prav-i-svobod-lichnosti/

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности РФ (в ред. от 26.12.2008) // Консультант Плюс

3. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 09.02.2009) // Консультант Плюс

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» ( с изм. от 13.05.2004)// Консультант Плюс

5. Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (подписан в г. Страсбурге 11.05.1994) // Консультант Плюс

6. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (в ред. от 09.02.2009 N 2-ФЗ) // Консультант Плюс

7. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы» // Консультант Плюс

8. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»// Консультант Плюс

9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (В ред от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ) // Консультант Плюс

10. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»(в ред. от 31.12.2009 N 1023) // Консультант Плюс

11. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник (полный курс).– М.: Профобразование, 2007. – 797 с.

12. Бочарникова Людмила Николаевна. Особенности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека в уголовном праве России: М., 2006.

13. Бушков Д.В., Кибальник А.Г., Соломоненко И.Г. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве России. Ставрополь, 2005.

14. Васильев Л. Практика Европейского Суда по правам человека по применению презумпции невиновности обвиняемого / Л. Васильев // Уголовное право. – 2005. – №4. – С. 60 – 61.

15. Миронов В.И. Гарантии реализации трудовых прав работников в публично-правовом производстве // Трудовое право, 2009, N 5. С. 8-10.

16. Европейский суд по правам человека. Избранные решения // СПС Гарант

17. Зубкова В.И. Ответственность за преступления против личности по законодатель­ству России. М., 2005.

18. Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. – М.: Былина, 2005. – 284 с.

19. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России: Учебное пособие. – М.: Московская финансово-юридическая академия, 2005.

20. Кибальник А.Г., Клочков В.Н., Соломоненко И.Г. Уголовная ответственность за на­рушение неприкосновенности частной жизни. Ставрополь, 2005.

21. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

22. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский — М.: ИНФРА-М, 2006.

23. Конституционное право РФ: Сборник схем / Сост. А.А. Торшенко, А.В. Сивопляс. – Екатеринбург, 2004.

24. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: Учебник для вузов (под ред. О.И.Тиунова).

— М. Норма, 2005.

25. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М.: Центр конституционного исследования МОНФ, 2003. – 702 с.

26. Мачковский Л.Г. Охрана личных, политических и трудовых прав в уголовном за­конодательстве России и зарубежных государств. М., 2004.

27. Наймушина, Л. П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере /Л. П. Наймушина //Социальное и пенсионное право . -2009. — № 3. — С. 14 — 17

28. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

29. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.

30. Правовое обеспечение социальных гарантий молодых специалистов // www.career-st.ru.

31. Сипок Р. П. Особенности конституционных гарантий реализации права и свобод человека и гражданина в России. М.: Норма, 2009.

32. Ситников, Д. А.Уголовно-правовая охрана личной свободы — гарантия реализации прав человека //Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел — важнейшая гарантия обеспечения прав человека. -М. : Щит-М, 2008. -С. 107 – 110.

33. Стахова В. В. Особенности реализации права человека на информацию в России через средства массовой информации. – М., 2009. — 237 с.

34. Федорова Л. Н. Механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Москва, 2007.

35. Чиков П. Права человека — снова в повестке дня России // www.migrant.ru

36. www.espch.ru

37. www.ombudsman.gov.ru

38. www.hri.ru