Гарантии прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

Курсовая работа

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

1.2.1 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина

Эффективное функционирование российских государственных институтов в условиях правового государства может быть успешно осуществлено при строгом соблюдении гарантий прав личности, как это должным образом предписывает Конституция Российской Федерации. Поддержание высокого уровня права в обществе и выполнение всех положений Конституции РФ — залог усиления авторитета России на мировой арене в полном соответствии с ее статусом Великой Державы — постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Российская Федерация как правовое государство является частью мирового сообщества. В соответствии с положениями ст. 2 и 18 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей социальной ценностью. Во исполнение Конституции РФ в стране создан четко работающий и юридически упорядоченный механизм государственной власти в центре и на местах.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) 7 . Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

В настоящее время сложилась определенная система государственных органов и должностных лиц государства, правомочных осуществлять защиту прав и свобод личности правовыми средствами. Прежде всего, речь должна идти о главе государства — Президенте РФ, который согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности.

22 стр., 10534 слов

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека ...

... процессуальные стадии их реализации. Объектом в данной работе являются права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. Предметом исследования является механизм реализации и защита прав, свобод и обязанностей. В процессе работы были использованы: Конституция РФ, нормативно-правовые акты ...

При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека. Согласно действующему Положению об этой комиссии основной ее целью является усиление гарантий соблюдения прав граждан. Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов.

Предусматривается также право Комиссии запрашивать и получать от государственных органов и должностных лиц любые сведения, документы, материалы, необходимые для выполнения возложенных на нее задач; проводить проверку деятельности государственных учреждений, относительно которых имеется информация о массовых либо грубых нарушениях прав человека; получать объяснения от любых должностных лиц. По результатам рассмотрения обращений или расследований Комиссия принимает заключения. Если сообщение о нарушении прав человека является обоснованным, она направляет заключение, содержащее рекомендации соответствующему органу, в компетенцию которого входит решение вопроса по восстановлению нарушенных прав. Должностное лицо, получившее заключение, в течение 15 дней обязано рассмотреть рекомендации и уведомить Комиссию о принятом решении.

В настоящее время комиссии по правам человека созданы в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.

Учреждение поста Уполномоченного по правам человека вписывается в процесс создания комиссий по правам человека. Как подчеркивается в ст. 3 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.8 , деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции существующих органов. Поэтому все они должны работать параллельно и каждый в пределах своей компетенции действовать принципиально и решительно.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ. Деятельность высших исполнительных органов по охране прав и свобод граждан имеет чрезвычайно важное значение, обеспечивая эффективное осуществление надлежащих конституционных процедур.

1.2.2 Самозащита прав и свобод

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 05.04.2011 № 52-ФЗ) 9 предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.).

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).

3 стр., 1489 слов

Личные, политические и социально-экономические права и свободы ...

... конституционными правами и свободами человека и гражданина понимаются наиболее важные личные права и свободы, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую оценку. Следовательно, в современных условиях основными правами человека являются права, содержащиеся как в конституции государства, ...

О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

1.2.3 Судебная защита

Конституция РФ, закрепившая основы конституционного строя, определяет особое место человека, его прав и свобод в системе общественных отношений, выдвигая защиту прав и интересов индивида в качестве важнейшего принципа, действующего в обществе и государстве и определяющего содержание и механизмы реализации соответствующих правовых гарантий.

До недавнего времени в отечественной юриспруденции в качестве главенствующей рассматривалась концепция, в соответствии с которой правосудие выступало в качестве элемента правоохранительной системы. В свою очередь, в качестве основной функции правоохраны определялась защита публичных интересов государства. Соответственно, частные и корпоративные интересы воспринимались в качестве производных (вторичных) от общегосударственных. Таким образом, отнесение правосудия к сфере правоохранительной деятельности, по сути, означало сведение функциональности данного института к защите государственных интересов. То обстоятельство, что в процессе подобного рода отношений нередко подвергался необоснованным ограничениям правовой статус личности, в большинстве случаев воспринималось как «допустимая погрешность» сложившегося режима законности и правопорядка. 10

Изменения, происходящие в политико-правовой системе современной России, обусловили необходимость переосмысления и переоценки целого ряда ранее воспринимаемых в качестве аксиоматичных установок. К числу подобного рода установок с полным на то основанием может быть отнесена проблема функциональности системы правосудия. В отличие от предшествующего периода, в рамках которого правосудие рассматривалось исключительно как средство защиты государственного интереса, в настоящий момент данная система воспринимается двояко. С одной стороны, деятельность по отправлению правосудия рассматривается в качестве обособленного вида государственной деятельности, а с другой — само правосудие представляет собой важнейший гарант юридического обеспечения правового статуса личности.

Значение правосудия в системе юридических гарантий правового статуса личности обусловлено, прежде всего, особым местом суда в системе государственной власти. В соответствии с Конституцией России 1993 г. судьи в своей деятельности руководствуются только Конституцией и федеральными законами 11 . Соответственно, на принятие судебного решения не может оказываться административное давление со стороны других бюрократических структур. Именно независимость суда в процессе постановки и принятия решения, а также обязательность этого решения для всех без исключения субъектов обусловливают рассмотрение правосудия в качестве важнейшего гаранта прав и свобод человека и гражданина. Как уже отмечалось выше, суд не охраняет право. Вместе с тем, осуществляя разрешение конфликтных ситуаций в соответствии с правом, суд способствует поддержанию правопорядка и в подобном качестве выступает на стороне субъекта, позиция которого в наибольшей степени соответствует законодательно закрепленным и общеправовым принципам.

15 стр., 7053 слов

Личные права и свободы человека

... прав и свобод относились: неприкосновенность жилища, неприкосновенность личности, свобода совести. Дальнейшее развитие института личных прав и свобод связано с Конституцией СССР 1977 года и Конституцией РСФСР 1978 года, с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, ... применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. В настоящее время в ...

Для обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод граждан в условиях социально-экономических и политических преобразований в Российском государстве возникла объективная необходимость создания новых совершенных и мощных механизмов.

Личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные права и свободы охватывают интересы индивида во всех сферах его жизнедеятельности.

Механизмы защиты всей системы этих прав и свобод в Российской Федерации призваны обеспечить безопасность гражданина в обществе и государстве. Определенный Конституцией РФ объем, а также содержание прав и свобод человека и гражданина соответствуют тому объему прав, который предусмотрен Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Юридическими гарантиями, обеспечивающими охрану и защиту реального осуществления прав и свобод человека и гражданина в обществе и в государстве, а также контроль за соблюдением этих прав и свобод, выступают механизмы, нашедшие свое отражение в компетенции органов управления и должностных лиц, на которых законодательством возложена конституционная обязанность по соблюдению и защите прав человека.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) 12 . Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).

В ч. 2 ст. 118 Конституции РФ отмечается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав индивида. 13

С принятием 27 апреля 1993 г. Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 14 фактически был создан принципиально новый механизм, призванный обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан путем судопроизводства по жалобам и всеобъемлющего судебного контроля за деятельностью должностных лиц и органов управления. Этот механизм в дальнейшем был усовершенствован Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 09.02.2009 № 4-ФЗ.

7 стр., 3070 слов

Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением ...

... граждан. Прокурорский надзор служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека. Конституция закрепила важные принципы правового статуса личности: равноправие, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав ...

Судопроизводство по жалобам граждан на действия, нарушающие их права и свободы, по своей сути является административным судопроизводством, предусмотренным ст. 118 Конституции РФ в качестве одного из направлений осуществления государственной власти, которое в частности, Призвано обеспечить правовые гарантии безопасности гражданина и человека в обществе и в государстве.

Судебный контроль как одно из основных направлений такой деятельности государства находит, в частности, свое отражение в практике судов общей юрисдикции, связанной с осуществлением судопроизводства по жалобам граждан, которое существенно отличается от искового производства как по форме, так и по содержанию, поскольку по сути своей и является административным судопроизводством, упомянутым в ст. 18 Конституции РФ. Это обусловлено, кроме всего прочего, тем, что в ходе рассмотрения жалобы суд фактически разрешает спор административно-правового характера между заявителем, с одной стороны, и должностным лицом (органом управления), принявшим решение или совершившим обжалуемые действия, связанные определенными административными полномочиями, — с другой.

В то же время механизм защиты прав и свобод граждан средствами административного судопроизводства в силу государственно-правовой природы административных правоотношений предполагает оценивать правомерность того или иного акта только с позиции соответствия закону или подзаконному акту, но не целесообразности. Единственный, реальный критерий в такой ситуации — конкретные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям.

Процедура судопроизводства по жалобам фактически призвана играть роль объективного государственного контроля, гарантирующего защиту прав и законных интересов гражданина. По смыслу Конституции РФ и Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 15 при равенстве граждан перед ними объективность такого контроля не должна зависеть от фактического неравенства возможностей заявителя и должностного лица (органа управления) по отысканию и представлению доказательств для подтверждения правильности своих позиций.