Умственное воспитание младших школьников

Курсовая работа

Подготовка человека к активному участию в производстве, общественной и культурной жизни зависит от успешности организации учебно-воспитательного процесса. Важная роль в достижении основной цели воспитания, формирования гармонично развитой, общественно-активной личности принадлежит обучению, как специально организованному взаимодействию преподавания и учения, направленному на передачу молодому поколению социально-культурного опыта.

Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности. Главная роль в этом принадлежит методам обучения.

Исследование даже части аспекта этого важного направления — проблемы умственного воспитания учащихся посредством проблемных методов обучения — имеет важное практическое значение. По существу эти методы нацелены на умственное развитие учащихся. Условия их функционирования для достижения целей умственного развития достаточно освещены в педагогической и психологической науках (Ю.К.Бабанский, З.И.Калмыкова, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.).

Умственное воспитание как динамичная система при благоприятных условиях может постепенно приближаться к тем требованиям, которые стоят перед человеком, и даже превосходить их. Проблема состоит в том, чтобы умственное воспитание продолжало развиваться и совершенствоваться в младшем школьном возрасте при помощи специальных естественных и гуманитарных педагогических наук.

Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных умственных действий, которые, собственно, сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний, умений и навыков, возникновения и функционирования новых умственных действий.

Психолого-педагогические исследования показывают актуальность проблемы умственного воспитания детей, хотя данная проблема не нова. Разными авторами она рассматривается с различных точек зрения и позиций: разработаны теоретико-методические основы умственного воспитания детей (Ю.К.Бабанский, Г.Нойнер, Т.А.Ильина, В.А.Сухомлинский, А.ВУсова, К.Д.Ушинский и др.); исследованы психологические аспекты умственного развития (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн, А.В.Усова, Д.Б.Эльконин).

11 стр., 5469 слов

Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей

... знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в ходе общения со взрослыми, в играх со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. ...

Цель исследования: изучение проблемы умственного воспитания младших школьников.

Задачи:

1. Провести теоретический обзор литературы на тему умственное воспитание младших школьников.

2. Выявить основные направления в развитии умственного воспитания младших школьников.

3. Изучить и развить основные формы организации деятельности младших школьников.

Объект исследования: умственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия умственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс умственного воспитания младших школьников будет эффективным, если.

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В последние годы очень часто многие психологи и учителя-практики обращают свое внимание на проблему умственного воспитания детей. А проведенные в настоящее время теоретические исследования подтверждают, что данная проблема постоянно находится в центре внимания педагогов, дидактов, но глубокого разностороннего рассмотрения пока не получила. Так какова сущность умственного воспитания в младшем школьном возрасте? Какие задачи и функции оно выполняет в учебно-воспитательном процессе? Каковы закономерности научного плана в реализации умственного воспитания в младшем школьном возрасте? Каковы практические механизмы в технологии решения задач умственного воспитания с учетом возрастных, физических, социальных и национальных особенностей в процессе учебной деятельности?

Анализ психолого-педагогических исследований показал существование разных интерпретаций терминов «умственное воспитание», «умственное развитие», «интеллектуальное развитие». Кроме того, среди десяти изученных нами учебных пособий по педагогике содержат главы «умственное воспитание» лишь три (Педагогика: Г.Нойнера, Ю.К.Бабанского; Т.А.Ильиной; П.И.Пидкасистого).

(105; 195; 204).

Вследствие этого необходимо проанализировать понятия, определяющие умственное воспитание детей, отобрать и систематизировать наиболее приемлемые понятия, относящиеся к проблеме умственного воспитания младших школьников. Теоретико-методологические основы умственного воспитания детей разработаны в трудах Ю.К Бабанского, Г.Нойнера, Т.А.Ильиной, И.Я.Лернера, В.П.Панько, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и других педагогов.

Психологические аспекты подробно исследованы Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, А.Н.Леонтьевым, Н.А.Менчинской, Д.Б.Элькониным и другими психологами.

С точки зрения вышеназванных педагогов умственное воспитание может быть представлено как:

  • процесс формирования знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развития мышления учащегося, воспитания культуры умственного труда;
  • важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подрастающих поколений, заключающаяся в руководстве развитием ума и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружения знаниями, методами их усвоения и применения на практике;
  • целенаправленная деятельность воспитателей по развитию мышления учащихся.

Общим в приведенных определениях является рассмотрение учащегося как субъекта данной формы воспитания при доминирующей роли педагога. Но умственное воспитание как процесс приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развития познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитания интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном накоплении научных знаний, в применении их на практике предполагает активную позицию обучаемого.

18 стр., 8784 слов

Нравственное воспитание младших школьников на х чтения

... воспитание младших школьников на уроках чтения» является актуальной. Цель исследования – выявить потенциал уроков чтения в нравственном воспитании младших школьников. Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения. Предмет исследования – особенности нравственного воспитания младших школьников ...

Следовательно, указанные определения рассматривают понятие умственного воспитания односторонне, либо при доминирующей позиции педагога, либо при активной позиции учащегося и требуют уточнения.

Как при определении понятия «умственное развитие», так и при определении понятия «умственное воспитание» в педагогической литературе не существует единого мнения. В Большой Советской Энциклопедии понятие умственное воспитание» трактуется следующим образом: «Умственное воспитание — одна из основных частей воспитания, включающая в себя процесс формирования мировоззрения, сообщение человеку знаний, развитие его памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Умственное воспитание предполагает выработку умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике». (30, с.230).

Из данного определения видно, что в структуру умственного воспитания включается процесс формирования мировоззрения учащихся, то есть отношений к окружающей действительности. Почти в таком же контексте определяется понятие «умственное воспитание» в «Педагогике школы» под ред. И.Т.Огородникова и в «Педагогике» под ред. Ю.К.Бабанского «Умственное воспитание связано прежде всего с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию у них научного мировоззрения». (194, с.62).

Некоторые авторы ставят знак равенства между умственным воспитанием и умственным развитием (Т.А.Ильина, Т.А.Семушена Л.Г. и др.).

Так в учебнике « Дошкольная педагогика» дается такое определение умственного воспитания. Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослого на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей». (79, с. 182).

В данном определении отсутствует упоминание о процессе формирования отношений, которые являются главным компонентом любого организованного, целенаправленного процесса воспитания, а включены лишь отношения к знаниям.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка. Как отмечал К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. » (297, с.23).

Умственное воспитание учащихся начальных школ, осуществляемое посредством обучения, имеет свои характерные особенности проявляемые в мыслительных операциях. В целях решения проблемы исследования нами были рассмотрены особенности в возрастном, физическом, социальном и этнопедагогическом аспектах.

31 стр., 15336 слов

Воспитание трудовой активности в младших школьников

... комплекса мероприятий по воспитанию трудовой активности у младших школьников. Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по воспитанию трудовой активности у младших школьников. Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической ...

В возрастном аспекте основой изучения данного вопроса является понимание умственного воспитания как приоритетной формы воспитания в младшем школьном возрасте, детерминированной типом ведущей деятельности. Понятие «ведущая деятельность» в данном исследовании использовано в значении типа деятельности, который лежит в основе целого психического развития ребенка в том или ином возрасте, характеризующегося

1. от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период.

2. в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности.

3. в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы. Изучение данного вопроса проведено в соответствии с возрастной периодизацией Д.Б.Эльконина.

Понятие «учебная деятельность», как ведущая форма деятельности в младшем школьном возрасте, используется в данном исследовании в значении формы усвоения таких учебных предметов, которые адекватны научным знаниям по их содержанию и способу изложения.

Развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания. Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способом изложения научных знаний от абстрактного к конкретному. Ведущей учебная деятельность будет, если развитие теоретического сознания и мышления учащихся происходит в процессе осуществления ими различных видов общественно полезной деятельности (в том числе и учебной).

С этих позиций рассмотрим психические особенности младшего школьного возраста как особого периода в развитии ребенка.

Современные младшие школьники самостоятельны, имеют свои оценочные суждения по различным вопросам, отличаются импульсивностью, склонностью к быстрому реагированию, эмоциональной активностью, чуткостью к образно-эмоциональным моментам. У них разносторонние интересы, имеются возможности заниматься различными видами творчества, а средства массовой информации ускоряют их духовное и интеллектуальное развитие.

Умственные возможности детей данного возраста находятся в процессе становления и связаны с ходом возрастного развития. Острота и подвижность восприятия, наличие необходимых предпосылок теоретического мышления, умственная активность создают благоприятные условия для развития психики детей.

Наивно-игровой характер познания, естественный для младших школьников, содержит огромные формальные возможности детского интеллекта, при недостаточности жизненного опыта и теоретико-познавательных интересов ярко проявляется особая расположенность детей к усвоению. (67, с. 180-205) На развитие личности оказывает влияние множество условий, которые можно разделить на две группы: внутренние -природные задатки человека и внешние — воспитание и средовые влияния.

Не отрицая роли внутренних факторов, мы придерживаемся точки зрения того, что развитие природных задатков человека во многом определяется теми возможностями, которые включают в себя внешние, средовые условия (Д.К.Беляев, П.И.Рокицкий, К.К.Платонов и др.), ведь именно средовые воздействия, вызывая положительный отклик во внутренней сфере личности, стимулируют ее активность и развивают те потенции, которые заложены в генетической программе человека.

12 стр., 5723 слов

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего ...

... разработке условий для успешного формирования восприятия музыки детей младшего дошкольного возраста, как средства развития ... личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, ... как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов. Восприятие всегда тесно связано ...

Категория «среда» в философской литературе отражает ту часть бытия, которая оказывает воздействие на какой-либо объект. Философ С.Попов пишет, что различные стороны действительности воздействуют на человеческое сознание, которое познает их и руководит человеческой практической деятельностью по изменению действительности в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, то есть рассматривается им как совокупность окружающих условий, которые непосредственно или опосредованно воздействуют на объект. (213).

Не только материальные, но и духовные компоненты, которые существуют объективно по отношению к личности, включает в категорию «среда» Л.П.Буева. Социальная среда (более узкое понятие, чем среда) определяется ею как «все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сфера обобщения и условия места и времени, вся материальная культура общества». (37, с.31).

Среда, по ее мнению, является не только фактором, но и условием развития личности, тем конкретным полем социальной личности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества.

В педагогике среда как условие для совершенствования ребенка, как важнейший фактор развития личности рассматривались в работах зарубежных авторов (К.А.Гельвеций, Я.А.Коменский, Р.Оуэн, Ж.-Ж.Руссо) и деятелей, которые полагали, что воспитание и возможности проявления наследственности во многом зависят от среды. Л.Н.Толстой, например, отмечал, что среда в различной степени благоприятна для развития ребенка, его сущностных сил и способностей. Следовательно, создавая благоприятное внешнее окружение (трудовая среда для крестьян у Руссо, климатологическое воспитание у Герцена и др.), можно создать условия для совершенствования человека.