Особенности стрессоустойчивости студентов 1,5 курсов вуза

Курсовая работа

В современных условиях образование связанo с актуализацией человеческого фактора и нацелены на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент как субъект вузовской системы обладает колоссальными ресурсами. Он — находится в возрасте наивысших, «пиковых» результатов в процессах биологического, психологического и социального развития. Это возраст оптимумов интеллектуальйых и познавательных сил, наиболее активного нравственного и эстетического становления. В этой связи, период обучения в вузе выделяют в качестве центрального — периода онтогенетического развития человека (Дьяченко М.И., Кандыбовичг JLA.).

Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Так, в 17-18 лет человеком переживается кризис идентичности, основной смысл которого — поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов’ и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов.

Исходя из выше обозначенной актуальности темы исследования, целью нашей курсовой работы явилось изучить особенности стрессоустойчивости студентов 1, 5 курсов вуза.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи :

  • проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме исследования особенностей студентов 1, 5 курсов вуза;
  • подобрать методы и методики для изучения особенностей студентов 1, 5 курсов вуза;
  • провести опытно-экспериментальное исследование по проблеме изучения особенностей студентов 1, 5 курсов вуза;
  • сформулировать вывод, провести анализ полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, интерпретировать поученные результаты.

предмет исследования

Объект исследования, Гипотеза исследования, Методологической и теоретической базой исследования, Опытно-экспериментальной базой исследования, Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Научно-теоретическое обоснование особенностей студентов 1, 5 курсов вуза в трудах отечественных и зарубежных психологов

20 стр., 9835 слов

Исследования с целью выявления особенностей техник акварельной живописи

... следующие задачи: 1. Проанализировать искусствоведческую литературу по теме исследования с целью выявления особенностей техник акварельной живописи. 2. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования. 3. Проанализировать особенности работы акварелью с анималистическим сюжетом в процессе ...

1.1. Понятие стресс в работах психологов и психофизиологов

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Он определял стресс как феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия.

В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Неспецифическая реакция — определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет жизни).

Такое определение стрессу дал Г. Селье.

Также стресс — это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия — чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы — вызывают в организме предельно допустимые изменения (Кузнецов А. Г).

Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

Встречается и такое определение стресса — ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса.

а) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.

б) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

11 стр., 5047 слов

Особенность политического курса Шарля де Голля

... деятельность. Цель настоящей работы - выявить особенность политического курса Шарля де Голля. В соответствии ставятся следующие задачи: рассмотреть ... на уроках по праву, истории, географии, французской литературе. Послеобеденное время отдавалось исключительно военному делу. Такой распорядок дня требовал от воспитанников собранности, дисциплинированности, большой самоотдачи. Шарль де Голль ...

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный — эутресс,

б) стресс вредоносный — дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов. Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

  • Положительный эмоциональный фон;
  • Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
  • Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
  • Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

— недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;

  • чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

— большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии

Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.

Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

Таким образом, стресс — это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Стресс — это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы

7 стр., 3244 слов

Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника и от организации

... и выдержанным. У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается ... неврозами и Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! ... включает три стадии развития сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования внимание ...