Психофизиология стресса

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе.

Актуальность темы контрольной работы «Психофизиология стресса» обусловлена тем, что некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека).

Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт — стресс, об этом более подробно рассмотрим в данной контрольной работе.

Цель работы — изучить психофизиологию стресса, его воздействие на организм человека.

Задачи:

  • изучить, что такое стресс, рассмотреть его психологические аспекты;
  • рассмотреть три стадии стресса;
  • изучить физиологию стресса.

Достижение поставленной цели и задач возможно осуществить на основе изученной литературы, посвященной исследуемой теме. Большой вклад в изучение психофизиологии состояния человека внесли: Селье Г., Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Теоретико — мететодологической основой исследования являются: совокупность всеобщих, общенаучных и конкретно — специальных подходов.

1. Понятие стресса

Понятие «стресс» уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении.

Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникло в физиологии в 30-х гг. ХХв.

Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии.

3 стр., 1124 слов

Организационный стресс и способы его преодоления

... жизнью и работой, личными результатами и результатами окружающих. Проблема стресса представляет интерес для широкого круга людей, в том числе и для руководителей предприятий. Стресс часто принято ... возникновения стресса в жизни организации, возможных методов управления стрессом на индивидуальном и коллективном уровне и ряда практических примеров будет достигнута цель данной курсовой работы. 1. ...

Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) — считал, что стресс: «это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти.

В настоящее время ученые различают:

  • эвстресс: положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм.
  • дистресс: отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом.

Таким образом, каждый человек способен поддерживать оптимальный уровень стресса, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях стресс может перейти в дистресс. Он характеризуется утомлением, раздражительностью, снижением работоспособности, проявляется в чувстве безысходности, тревоги. Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва.

2. Психологические аспекты стресса

Возникновение стресса в определенной ситуации может быть по субъективным причинам, связанными с особенностями данной личности. При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.

Тревога, обозначаемая как:

  • ощущение неопределенной угрозы;
  • чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
  • неопределенное беспокойство,

представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к всеобщей дезорганизации психики человека.

Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Тревога, несмотря на обилие различных формулировок, представляет собой единое явление и служит механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе развития адаптационных нарушений.

3. Три стадии стресса

стресс тревога адаптация истощение

Стресс определяется как внутреннее состояние организма, проявляющееся в форме специфического синдрома («адаптационный синдром»), который представляет собой совокупность всех неспецифически вызванных изменений в рамках данной биологической системы. Этот процесс имеет три стадии: стадия тревоги, стадия адаптации и стадия истощения.

2 стр., 961 слов

Стресс и его влияние на организм человека

... происходит в организме во время стресса. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, ... на выдохе про себя произносим «десять» и представляем, как волна напряжения спускается с головы до ... ЛТД”, 1994. - 702 с. 2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО “ ...

Стадия 1. Тревога

Во время этой реакции сопротивляемость организма сначала понижается («фаза шока»), после чего задействуются защитные механизмы («фаза противошока»).

Набухают кора надпочечников и лимфатические узлы, увеличивается содержание гормонов в крови, выделяется адреналин, что сопровождается сильным физиологическим возбуждением и негативным эмоциональным состоянием.

В психологической литературе А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Стадия 2. Сопротивление

Устойчивое приспособление организма к новым условиям достигается за счёт напряжения функционирующих систем. Уменьшаются размеры коры надпочечников, нормализуются размеры лимфатических узлов, стабилизируется выработка гормонов, человек переживает состояние сильного физиологического возбуждения. Если усиленное стрессовое воздействие продолжается, наступает утомление и процесс переходит в третью стадию.

Стадия 3. Истощение

На этой стадии нарастает нарушение согласованности жизненных функций организма из-за исчерпания ресурсов защитных механизмов. Лимфатические узлы набухают, увеличивается количество гормонов в крови, запасы которых истощаются, снижается способность сопротивляться воздействию стрессоров. Развиваются не только функциональные (обратимые) изменения во внутренних органах, но и морфологические необратимые изменения, т.е. серьёзные заболевания.

Следовательно, психофизиологический и физиологический подходы в изучении стресса тесно переплетены между собой. Правомерно считать, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным) одновременно. Каждому человеку присущ индивидуальный профиль стресса — картина специфических стрессовых реакций, отражающих степень выраженности изменений вегетативных, поведенческих и когнитивных функций.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности.

4. Физиология стресса

Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно — в ретикулярную формацию, которая является «связующим звеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. По-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась. После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые нейроны ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний. Типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечнососудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для современных людей. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. В связи с этим важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.

4 стр., 1605 слов

Конфликтные эмоциональные состояния

... мысли по поводу возможного события. Стресс относится к конфликтным эмоциональным состояниям, поскольку, во-первых, вызывает сильнейшее изменение в организме человека, направленное на активизацию борьбы с ... силе воздействия стрессора. На данной стадии организм приспосабливается к стрессору, задействуя большое количество энергетических усилий и гормонов стресса. Данную стадию стресса иногда называют ...

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Стресс — это неспецический ответ организма на очень сильные воздействия любой природы. В переводе с английского он обозначает давление, натяжение, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникло в физиологии в 30-х гг. ХХв.

2. Тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Тревога, несмотря на обилие различных формулировок, представляет собой единое явление и служит механизмом эмоционального стресса.

3. Стресс-реакция включает 3 стадии:

  • а) стадия тревоги — если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит;
  • б) затем адаптация — организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора;
  • в) стадия истощения — длительное влияние стрессора.

4. Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний, и связанных с ними психосоматических заболеваний.

Выполнение поставленных задач в полном объеме свидетельствует о достижении поставленной цели — в ходе проделанной работы было изучено понятие стресса, его психологические аспекты, стадии и физиология.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihofiziologiya-stressa/

13 стр., 6238 слов

Особенности проявления в речи состояния эмоциональной напряженности ...

... исследования эмоциональной напряженности военнослужащих 1.1 Психологическое содержание эмоциональной напряженности в науке Состояния эмоционального напряжения, которые активно влияют на поведение людей, проходящих службу в армии, в первую очередь должны включать: состояние тревоги (беспокойства), страха, стресса и ...

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — СПб: Питер,1999.

2. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека.- СПб: Питер, 1997.

3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005.

4. Кроль В.Психофизиология человека. — СПб.: Питер, 2003.

5. Мольц М. Я — это Я. /под редакцией Зинченко В.П. — М.:Логос,1998.

6. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. — М.: КНОРУС, 2005.

7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 2000.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.:АСТ, 1999.

9. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.-М.: ЭКСМО — Пресс, 2001