Психологические аспекты стресса курсовая работа по психологии

В наше время, когда темп жизни с каждым годом ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы. Возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Каждый испытывал его, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так же что такое стресс?

На этот вопрос словари и энциклопедии дают следующие ответы:

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения, вызываемое сильным воздействием.

Данные определения лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг.

Стресс — вечный спутник жизни человека. Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

Можно ли жить без стресса? Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и, конечно же, именно она — главный источник стресса, поэтому полностью избавиться от стресса можно только с приходом смерти. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение — привести к состоянию стресса.

В связи с этим актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что для того чтобы приспособиться к условиям современной жизни необходимо научится бороться со стрессом.

4 стр., 1730 слов

Стресс и методы борьбы с ним

... стресса. 2. Методы профилактики и способы борьбы Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека ... ресурсов. Целью данного реферата является изучение стресса и основные методы ... конфликты. Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью. Делаем долги, даже не ...

Целью нашей работы является изучение стресса как явления, выявление его характерных признаков и видов, рассмотрение причин возникновения стресса и, наконец, предложить методы борьбы с ним.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

  • рассмотреть исторические аспекты стресса,

  • выявить характерные признаки и виды стресса,

  • рассмотреть причины возникновения стресса,

  • рассмотреть способы борьбы со стрессом.

Исторические аспекты стресса.

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды.

История изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 года.

Таблица 1

Основоположники в изучении психологии стресса.

Имя

Год

Вклад/область изучения

Оскар Фогт

1900

Гипноз

Уолтер Кэннон

1932

Реакция борьбы или бегства

Эдмунд Якобсон

1938

Прогрессивная релаксация

Йоханнес Шульц

1953

Аутогенная тренировка

Стюарт Вулф/Харольд Вулфф

1953

Стресс и головные боли

Георг Энгель

1955

Стресс и язвенный колит

Ганс Селье

1956

Физиологическая реакция на стресс

А. Т. У. Симеонс

1961

Психосоматические заболевания

Стюарт Вулф

1965

Стресс и система пищеварения

Вольфганг Люте

1965

Аутогенная тренировка

Лоуренс ЛеШан

1966

Стресс и рак

Ричард Лазарус

1966

Стресс и копинг

Томас Холмс/Ричард Раз

1967

Стресс/перемены в жизни/болезнь

Роберт Кейт Уоллас

1970

Трансцендентная медитация

Томас Буджински

1970

Стресс и головные боли

МейерФридман/Рэй Розенманн

1974

Поведенческий тип А

Карл Саймонтон

1975

Стресс и рак

Герберт Бенсон

1975

Реакция релаксации/медитация

Дэниел Гоулман

1976

Медитация

Гари Шварц

1976

Медитация/биологическая обратная связь

Анита ДеЛонгис

1982

Неприятности и болезнь

Давно было замечено, что при реакции на стрессовую ситуацию (например, угроза для жизни от нападающего) у человека сердце начинает биться все сильнее и чаще, дыхание также учащается, выступает пот, мускулы напрягаются — в состоянии организма происходят разные изменения.

Уолтер Кэннон — первый исследователь, который назвал эту реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства. Оказавшись перед лицом опасности, тело человека готовит себя к борьбе до победы или к бегству.[3]

Ганс Селье — физиолог, в деталях изучил все курьезы, связанные с реакцией борьбы или бегства. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, он определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Г. Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса.

В начале целого ряда заболеваний больные испытывают общий дискомфорт, то, что называется «не по себе». Затем появляется слабость, раздражительность у детей – плаксивость. При инфекционных заболеваниях поднимается температура. Все эти признаки говорят о каких-то еще непонятных болезненных проявлениях, о неспецифической, однотипной защитной реакции организма, которую Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом. Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. И лишь потом, когда присоединяются другие симптомы (сыпь на теле, расстройство желудка, боли в тех или иных участках тела и т.д.), можно говорить о диагнозе, о специфичности симптомов заболевания.[12]

Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым человек должен приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему он тоже должен приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.

Последователь Ганса Селье — А. Т. У. Симеонс, который описал эволюцию психосоматических заболеваний в своей классической работе «Самонадеянный мозг человека» утверждает, что человеческий мозг (в частности, большие полушария) не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме. Например, когда самооценка человека находится под угрозой, мозг программирует его на реакцию борьбы или бегства. Если угроза самооценке исходит из страха публичного выступления, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Постепенно организм человека выработал реакцию, которая крайне вредна для него самого. Стрессовый продукт подрывает организм, в результате возникает психосоматическое заболевание.

В дальнейшем исследователи, работавшие после Кэнпона, Селье и Симеонса, также изучали влияние стресса на процессы, происходящие в организме. С тех пор стало понятнее, какие болезни связаны со стрессом и как избежать воздействия патогенных условий. [3]

Другие ученые также внесли свой вклад в прояснение данной проблемы: Стюарт Вулф первым понял, что стресс влияет на функцию пищеварения; Лоуренс ЛеШан изучал влияние стресса на развитие раковых заболеваний; Джордж Энджел прояснил взаимосвязь стресса и язвенного колита; Мейер Фридман и Рэй Розенман установили связь между переживанием стресса и ишемической болезнью сердца; а Вулф и Вулфф занимались изучением стресса и головных болей.

Другие же разрабатывали различные способы лечения людей, чьи заболевания возникли на почве стресса. Например, Карл Симонтон, утверждавший, что заболеванию раком подвержены люди определенного склада личности, добавил один компонент к существовавшей тогда стандартной процедуре психотерапии. Он заключался в визуализации успешного исхода операции по удалению злокачественной опухоли. Для некоторых людей, страдавших головными болями, Бадзинский с успехом применял метод биологической обратной связи. Герберт Бенсон, кардиолог, изначально заинтересовался стрессом, изучая трансцендентальную медитацию (ТМ) вместе с Робертом Китом Уолласом. После Бенсон разработал технику релаксации, сходную с ТМ, и успешно использовал ее для лечения людей с повышенным давлением.

Очень подробно изучались и техники релаксации. Помимо релаксационной реакции Бенсона появились такие достойные упоминания методы, как аутогенная тренировка и прогрессивная релаксация. Приблизительно в 1900 году физиолог Оскар Фогт заметил, что люди способны загипнотизировать сами себя. Немецкий психиатр Йоханнес Шульц на основе этой теории разработал упражнения, в процессе выполнения которых нужно было почувствовать тяжесть и тепло в конечностях — один из способов релаксации. Описанный метод релаксации посредством самогипноза, известный сейчас как аутогенная тренировка, был разработан учеником Шульца Вольфгангом Люте.

Существует еще одна эффективная и хорошо изученная техника релаксации, при которой человек поочередно напрягает и расслабляет мышцы, чтобы научиться распознавать мышечное напряжение и расслабляться по желанию. Эта техника — прогрессивная релаксация — была разработана доктором Эдмундом Якобсоном, когда он заметил, что мышцы его прикованных к постели пациентов все равно напряжены, хотя сами пациенты выглядят вполне безмятежно. Их мышечное напряжение (зажим), по мнению Якобсона, было результатом нервных импульсов, посылаемых в мышцы, что прекращается по выздоровлении. Прогрессивную релаксацию иногда называют нейромышечной релаксацией. Эта процедура включает в себя определенную последовательность упражнений, которые помогают людям снизить степень ненужного мышечного напряжения.

Хотя релаксационная реакция Бенсона как одна из форм медитации стала популярна в 1970-е годы, сама медитация известна с давних времен. Фактически первая запись о медитации появилась 2000 лет назад. Индийские йоги и дзэн-буддийские монахи были первыми людьми, практикующими медитацию, с которых и началось ее изучение. Они обратили внимание на замедление некоторых процессов, происходящих в организме (гипнометаболическое состояние): частоты сердечных сокращений, дыхания, мышечного напряжения и др. Тереза Броссе обнаружила, что индийские йоги способны контролировать частоту биения своего сердца; Ананд и коллеги зафиксировали изменения волновой активности мозга в процессе медитации; Казамацу и Хирай подтвердили открытия Ананда и продолжили исследования на эту тему; а Гоулман и Шварц обнаружили, что люди, практикующие медитацию, психологически устойчивее, чем не практикующие ее.

В результате возникла целая область знаний об изменениях в жизни, к которым мы вынуждены приспосабливаться, и об их влиянии на нашу жизнь. Томас Холм и Ричард Раз заметили, что чем значительнее перемены в жизни человека, тем выше вероятность его заболевания. Основываясь на этих заключениях, ученые продолжили свои исследования данной взаимосвязи. Например, Лазарус, ДеЛонгис и их коллеги обнаружили, что ежедневные неприятности приносят гораздо больше вреда для здоровья, чем глобальные жизненные перемены.[3]

Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга.

Виды и стадии стресса.

Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г. Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом. Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений — организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощается, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.

В ходе развития стресса наблюдается три стадии:

Стадия тревоги

Все вместе призвано мобилизировать защитные возможности организма и механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается.

Стадия сопротивления., Стадия истощения

Попытаемся представить, что происходит в организме во время стресса.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются — вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

В зависимости от вида стрессора и характер его влияния выделяют физиологический и психологический виды стресса.

Физиологический стресс вызывается физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезвычайная физическая нагрузка, повышенная или пониженная температура, перепады атмосферного давления, затруднения дыхания…

Таблица 2

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс имеет место при информационных перегрузках, когда у человека отсутствует нужное время для принятия верных решений в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Эмоциональный стресс проявляется при опасностях, обидах, угрозах. Его различные формы (импульсивная, общая и тормозная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, сдвигам эмоций, преобразованию мотивов, нарушениям двигательного или речевого поведения.

В мире все взаимосвязано. Поэтому мы часто видим, что последствия физиологических стрессов становятся стрессами психологическими. А последствия психологических стрессов могут усиливать или даже вызывать стрессы физиологические. [8]

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено наименование «психологический стресс» Впоследствии это определение было уточнено, и психологический стресс стал рассматриваться как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс», причем различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в это понятие, что затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. В содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стрессорных реакций; соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений.

Общепринятая классификация психологического стресса включает следующие его виды:

  • внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
  • межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);
  • личностный (несоответствие социальной роли);
  • семейный;
  • профессиональный.

Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют профессиональные факторы – профессиональный стресс, личностные факторы – внутриличностный стресс. Тем не менее, любой тип психологического стресса включает в себя как общие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса).[7]

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Факторы, приводящие к стрессам.

Что же является причиной стресса? Первой частью ответа на этот вопрос будет «стрессор». Вторая часть – это «стрессовая реактивность». Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, это различные факторы, угрожающие безопасности.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки), третьи – социологическую (безработица, смерть близких), остальные – философского характера (использование времени, цели жизни).

Но в любом случае, как утверждал Селье, независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково.

Стрессор активизирует деятельность гипофиза, щитовидной и паращитовидной желёз, надпочечников, а также гипоталамуса и других зон мозга. Наш организм в процессе эволюции научился реагировать на стрессоры мгновенным изменением психологического состояния, повышением скорости деятельности и приливом сил.

Когда человек сталкивается с символическими стрессорами, в его организме происходят те же изменения, хотя он и не пользуется измененным состоянием психики для дальнейших действий. Однако организм человека производит так называемую стрессовую продукцию — изменение артериального давления, учащение мышечных сокращений, повышение уровня холестерина в крови и соляной кислоты — в желудке. Такой продукцией человек не пользуется, а вместо этого мужественно переносит страдания с улыбкой на лице. Результат стрессовой реакции, которая становится хронической или затяжной, — различные заболевания.[5]

Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. Чем дольше мы находимся в изменённом физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернётся для нас болезнью. Из этих двух показателей – длительность и степень – длительность является наиболее важным. Именно этот показатель делает стрессоры наиболее вредоносными. [4]

Парадокс в том, что, хотя все жалуются на стресс, но не все относятся к нему серьезно. Не все отдают себе отчет в том, что последствиями хронического стресса, помимо общеизвестных — усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, — являются еще и многочисленные заболевания, называемые болезнями адаптации (по Селье), или болезнями цивилизации, или психосоматическими заболеваниями. А относят сюда и гипертоническую болезнь, и стенокардию, и язву желудка, и бронхиальную астму, и сахарный диабет, и некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз), и колиты, и еще многое другое… Выходит, что пресловутая народная мудрость — «Все болезни от нервов» — имеет под собой реальную основу. Вот только не дает эта народная мудрость ответа на вопрос, можно ли их избежать.

Очевидно, за ответом надо обратиться к науке. И ответ этот прост: необходимо избегать связанных со стрессом застойных, неотреагированных негативных эмоций. Именно они, как давно продемонстрировано, приводят к развитию психосоматических заболеваний.

Вначале формируется так называемый синдром психоэмоционального напряжения. Он представляет собой пограничное состояние (на грани нормы и болезни) и включает следующие групповые признаки:

1) клинико-психологические — повышенная тревожность, снижение эмоциональной стабильности;

2) собственно психологические — снижение самооценки, уровня социальной адаптированности (отсюда повышенная уязвимость, одним из проявлений которой служит симптом «взведенной пружины», когда человек бурно реагирует на малозначительные, хотя и негативные для него события);

3) физиологические — преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической, нарушения регуляции системы кровообращения (в первую очередь, повышение артериального давления);

4) эндокринные и обменные — повышение активности надпочечниковой системы и нарушение холестеринового обмена (предпосылка развития атеросклероза).

Все это составляет предпосылки для дальнейшего развития разнообразных заболеваний на фоне продолжающегося стресса.[1]

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса». В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, Константин Викторович Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания». По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется, ему бесперспективным то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются более частой причиной потери трудоспособности по сравнению с соматическими проблемами.[3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стрессоры (факторы, угрожающие безопасности человека) достаточно разнообразны и следует всегда учитывать, что независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково. Огромное значение для человека имеет умение контролировать себя и свой организм, которые позволят избежать стрессовой реактивности при столкновении с символической угрозой либо мобилизовать свой организм при реальной угрозе. Очень важное значение для здоровья человека имеет его умение использовать стрессовую продукцию (изменение давления, числа мышечных сокращений и т. д.) при изменении психологического состояния, чтобы воспрепятствовать возникновению заболевания и других негативных последствий. Всем этим навыком, безусловно, необходимо учиться. Следует осознать, что для этого потребуется достаточно продолжительное время, усидчивость, регулярность занятий и дисциплина.