Проблемы тревожности и саморегуляции в подростковом возрасте

В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами — условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).

За последнее время в известной степени наметились и определились также и различные теоретические подходы в решении одной из координальных и центральных проблем науки – проблемы саморегуляции человека.

Понятие саморегуляции все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.

131 стр., 65475 слов

Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость подростков

... исследования: - старшим подросткам со сниженным уровнем саморегуляции присуща выраженная ситуативная тревожность на фоне высокой личностной тревожности, что приводит ... знающего ни проблем, ни радости, ни удовлетворенности своей работой, ни погони за счастьем. «Только представьте на мгновение ... как организационный и мотивационный фактор человеческого поведения, его личностного развития и отношений с ...

Исследование тревожности, в свою очередь, помогает лучше понять закономерности развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностых образований, особенно таких важных как самооценка и «Я – концепция». Профилактика высокого уровня тревожности, обучение способам её регуляции, коррекции крайне важны при подготовке детей и взрослых к сложным социальным и межличностным ситуациям.

Сегодня проблема тревоги в целом и личностной тревожности в частности привлекает большое количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения и психики, как здоровых людей, так и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому это тема имеет очень ценное прикладное значение.

Цель исследования –, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза -, Задачи исследования:

  1. Анализ психологической литературы по данной проблеме;
  2. Проанализировать проблемы и причины возникновения личностной тревожности;
  3. Провести диагностику личностной тревожности детей среднего школьного возраста;
  4. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации участникам педагогического процесса (подросткам, учителям, родителям) по преодолению высокого уровня личностной тревожности.
  5. Методы исследования:

1) Анализ, классификация, обобщение отечественных и зарубежных концепций по данной тематике.

2) Наблюдение (обращалось внимание на поведение детей, их реакцию на личность экспериментатора, на предложенные им тестовые методики, на задаваемые школьниками вопросы по ходу выполнения тестирования, уровень сосредоточенности подростков в процессе работы), метод тестирования.

3) Качественный и количественный анализ (подсчитывались результаты тестов каждого испытуемого по отдельности, а затем общий результат всей выборки и соотносились с ранее выведенными возрастными показателями личностной тревожности).

Этапы исследования:

  1. Анализ научной литературы, посвященной проблеме тревожности, в частности личностной тревожности.
  2. Выбор методик для проведения эмпирического исследования.
  3. Подготовка раздаточного материала (бланков) соответственно требованиям к каждой методики.
  4. Проведение тестирования.
  5. Анализ и интерпретация собранного и изученного в результате проведенного тестирования материала и его схематическое обобщение в виде таблиц и диаграмм.
  6. Формулирование выводов и психолого-педагогических рекомендации участникам педагогического процесса на базе собранных по теме данных и полученных результатов исследования.

База исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности и саморегуляции в современной психологии

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

§1 Понятия тревожности, тревоги и страха

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К. Изардом [14], в его “теории дифференциации эмоций”, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся:

  • интерес – волнение;
  • радость;
  • горе – страдание;
  • удивление;
  • гнев;
  • отвращение;
  • презрение;
  • страх;
  • стыд;
  • вина;

Остальные производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. Что же такое тревожность? Различные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию.

Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций.

В. В. Суворова [28], в своей книге “Психофизиология стресса” определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А. М. Прихожан [22], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан, и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Нужно заметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности – страх.

Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности” [26].

Тревожность

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

8 стр., 4000 слов

Реферат страх и тревожность

... 2.2. Понятие тревоги, страха, тревожности. Тревога – это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ... -физиологические и психологические основы личности подростков; Разобраться в различиях между понятиями тревога, страх и тревожность; Проанализировать классификации тревожности и страха и причины ...

Л. И. Божович [5], определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов [18], дает следующее определение: “Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях” [28].