В современных условиях образование связанo с актуализацией человеческого фактора и нацелены на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент как субъект вузовской системы обладает колоссальными ресурсами. Он — находится в возрасте наивысших, «пиковых» результатов в процессах биологического, психологического и социального развития. Это возраст оптимумов интеллектуальйых и познавательных сил, наиболее активного нравственного и эстетического становления. В этой связи, период обучения в вузе выделяют в качестве центрального — периода онтогенетического развития человека (Дьяченко М.И., Кандыбовичг JLA.).
Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Так, в 17-18 лет человеком переживается кризис идентичности, основной смысл которого — поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов’ и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов.
Исходя из выше обозначенной актуальности темы исследования, целью нашей курсовой работы явилось изучить особенности стрессоустойчивости студентов 1, 5 курсов вуза.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи :
- проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме исследования особенностей студентов 1, 5 курсов вуза;
- подобрать методы и методики для изучения особенностей студентов 1, 5 курсов вуза;
- провести опытно-экспериментальное исследование по проблеме изучения особенностей студентов 1, 5 курсов вуза;
- сформулировать вывод, провести анализ полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, интерпретировать поученные результаты.
предмет исследования
Объект исследования, Гипотеза исследования, Методологической и теоретической базой исследования, Опытно-экспериментальной базой исследования, Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Научно-теоретическое обоснование особенностей студентов 1, 5 курсов вуза в трудах отечественных и зарубежных психологов
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
1.1. Понятие стресс в работах психологов и психофизиологов
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Он определял стресс как феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия.
В психологии понятие стресса
Неспецифическая реакция — определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет жизни).
Такое определение стрессу дал Г. Селье.
Также стресс — это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия — чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы — вызывают в организме предельно допустимые изменения (Кузнецов А. Г).
Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.
Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
Встречается и такое определение стресса — ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса.
а) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.
б) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.
Психофизиология стресса
... психофизиологию стресса, его воздействие на организм человека. Задачи: изучить, что такое стресс, рассмотреть его психологические аспекты; рассмотреть три стадии стресса; изучить физиологию стресса. ... человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при проявлении и обострении ... жизни, может быть причиной стресса. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс ...
У стресса можно выделить две формы:
а) стресс полезный — эутресс,
б) стресс вредоносный — дисстрес.
Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов. Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:
- Положительный эмоциональный фон;
- Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
- Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
- Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
— недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;
- чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
— большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии
Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.
Таким образом, стресс — это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Стресс — это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы
Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника и от организации
... У современного человека стресс возникает в основном из-за перегрузок на работе, когда ... стадии развития сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные ... факторы сотрудника и организации. Целью данной работы, Объектом практического исследования Задание курсовой работы выполнено Дать полную характеристику понятию стресса; Выявить причины стресса на ...