О гениях написано в тысячи раз больше, чем объем их собственных сочинений. В продолжающихся исследованиях обнаруживают себя все новые и новые факты и трактовки их неповторимых судеб. Возникают неизбежные противоречия в многообразии взглядов, гипотез и открытий, а потому интерес в стремлении найти истину никогда не иссякает. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказал, что талант — это власть над людьми. Французский психолог Т. Рибо считал, что талант зависит от воспитания и обстоятельств, гений же — это фатальность творчества. Когда говорят о гении, то почти всегда подразумевают или божественный дар, или особенности крайних проявлений психики. Привычное для представления людей понятие о гении гласит, что это, скорее, не сам человек, а состояние его души. Нередко под гением понимают высочайшую степень одаренности, сверхталант.
В данной курсовой рассматривается проблема установления границ между понятиями «гений» и «талант». На основании анализа работ философов, психологов и психиатров, а так же статей из русских энциклопедических словарей. Сегодня все ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Но почему же гениальных людей так мало? По исследованиям, их приходится всего 400-500 человек за всю историю человечества. Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся разобраться в таких понятиях, как гений и талант и выделить существенные характеристики гения, отличающие его от таланта.
Проблема таланта и гения в искусстве как главного и непременного условия творческой деятельности возникла в науке в Древней Греции. «Странности таланта» были в полном виде рассмотрены Платоном. В частности Платон впервые обратил внимание на акт вдохновения, также выявил роль интуиции в художественном творчестве.
Вторая концепция таланта, изложенная Аристотелем, исходила из представления о значении таланта в жизнедеятельности человека. Талант — это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Одни больше пригодны к военному делу, другие к науке, третьи — к ремеслу, четвертые — к искусству. Без таланта нельзя творчески работать, но сам талант еще не обеспечивает полного успеха: природные способности нужно развивать, оттачивать.
Талант — определённые или выдающиеся врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, одарённость. Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которая должна отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направлен ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы. Талантливый человек способен творить, но он может лишь развивать то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения. Еще одна особенность таланта — он способен подготовить почву, быть предвестником деятельности гения, наметив путь, которым затем уверенно пройдет гениальная личность. Талант к чему-либо есть практически у каждого человека, живущего на Земле, нужно просто его найти и развить. Талант можно отточить неустанным кропотливым трудом. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
Способности, одаренность и талант
... соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются. 1.3 Способности и одаренности Одаренность -- это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть ...
- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
- цифровой (характерен для математиков, программистов)
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
- предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).
Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Уже в детском возрасте могут проявиться первый признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
Таланты всегда являются вовремя, ибо они проникнуты духом и потребностями своего времени, они, несомненно, приносят пользу, ускоряют общий ход образования. Появляются таланты в основном в науке и второсортном искусстве. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.
Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: вся творческая деятельность бессознательна.
Наивысшую ступень развития способностей, проявившихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью.
«Что такое талант: дар или наказание?»
... художник. Разве это не талант? Моя младшая сестренка в 28 лет стала кандидатом биологических наук. Но ее удивительная способность ... на шаг впереди конкурентов… Мировая литература также не обошла эту тему стороной. О гениях ... у нее есть уникальная организаторская способность. Недаром последние 30 лет она занимает руководящие должности. У моего папы замечательная способность ... свое веское слово, стали ...
Первоначально слово “гений” обозначало демона или демоническое существо, подобное тому, что Сократ называл “внутренним голосом”.
Одним из первых исследователей гениальности был И. Кант, немецкий философ. Именно ему принадлежат слова: «Гений — это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую». Потому гениальность — явление не психологическое, а социологическое. Созданное гениями рано или поздно признается «шедеврами» — это всегда уникальные, неповторимые в своем роде творения. По мнению И. Канта, гениальность обязательно связана с «созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей творчества». Кант резко разграничивал искусство и науку, которую можно определить известными правилами. Кант полагает, что при известных условиях, усилиях и науке может преуспеть любой. В этом заключается различие между Ньютоном и Моцартом. Правила, согласно которым осуществляется научный процесс, можно проследить, ими может воспользоваться любой человек. Метод работы художника непонятен; он является загадкой для большинства людей, а подчас и для самого художника. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения.
Положение Канта о врожденности художественного дарования и возможно недооценка им роли социальной среды в формировании творческих способностей художника обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве. Этот процесс понимается как неосознаваемый, и по сравнению с процессом научного открытия не формализуемый: «Автор произведения, которым он обязан гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого, и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения». Ученый же в отличие от художника может продемонстрировать ход своей мысли, результатом которого стало открытие. В данном случае Кант прав в том отношении, что по своей природе искусство, в отличие от науки, пользуется языком образов, который невозможно перевести полностью на обыденный язык или язык науки, то есть языком понятий невозможно адекватно объяснить содержание живописи, музыки, поэзии.
Во-вторых, даже если писатель или художник сможет объяснить всю технологию творческого процесса, то всякое воспроизведение и дублирование оригинального художественного произведения не способствует развитию искусства, а увеличивает количество подражателей.
Интересно, что слово «гений» встречается еще в мифологии древних римлян, где им обозначалось божество-прародитель рода. Люди верили, что оно было у каждого человека от рождения, а иногда их было даже двое — злой и добрый гений. Считалось, что гений руководит поведением человека, а после смерти своего подопечного бродит по земле. И. Кант считал, что этот дух не только охраняет человека, но и внушает ему оригинальные идеи. Поэтому, утверждает философ, создатель оригинального и гениального сам «не знает, как ему приходят эти идеи, а творит по наитию», по наставлению этого доброго духа. Именно оригинальность как «талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу» Кант считает главным качеством гения.
Психоанализ и проблема человека. Гениальность и помешательство
... будто видишь душу и гений этого человека”. Бледность всегда считалась принадлежностью и даже украшением великих людей. Кроме того, мыслителям ... вывел и другие, более изумительные аналогии: например, седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и ... санкритски означают и сумасшествие и пророчество. Феликс Платер утверждает, что знал многих людей, которые, отличаясь замечательным талантом в ...
Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал. Частота рождения потенциальных гениев, развившихся настолько, что бы так или иначе обратить на себя внимание, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, даже в век высшего образования, исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных стран.
Гений- это практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М.Ломоносов, Д.Менделеев, Н.Бородин, Т.Шевченко и др. Например, М.В.Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Гений всегда выходит за пределы обычного, привычного, устоявшегося. Главная характерная черта гения — рано развившиеся способности интуитивного познания сущности вещей и воплощение в художественных образах. Гений отличается анатомическими свойствами и физиологическими процессами — большой мозг, чувствительность, детская непосредственность. Ему присуще чисто игровое отношение к миру.
Гений — это великая индивидуальность, которая возникает достаточно редко в истории. Его взращивают массы, над которыми он возвышается, и которые через столетия протягивают друг другу руки. «Не важно, чтобы все были Гете, но важно, чтобы мог родиться один Гете, один Шопенгауэр». Ницше считал что «все человечество должно трудиться, чтобы дать миру гениальных индивидуумов, это его задача и другой не должно иметь ».
талант гений дарование творческий
Как же отличить гениально одаренного человека от человека талантливого, каковы значимые признаки этого различия? Споры на эту тему могут продолжаться вечно.
Строго обозначить понятие «гениальность», как и определить его границы, чрезвычайно сложно или почти невозможно, поскольку существуют тысячи определений, данных самими гениями. Но как тогда провести тонкую грань между творениями, чтобы действительно понять, что это произведение принадлежит гениальному человеку, а это — талантливому. В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым. Сложность определения той грани, где кончается талант и начинается гений, в свое время была отмечена в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза. В статье «гений» отмечается: «Гениальность (это понятие выступает здесь как общее значение понятия «гений») как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшей, не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно». «Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к некоторым специальным видам деятельности и предполагает относительно быстрое и легкое обретение особого мастерства. Гений же включает в себя оригинальность, творчество, а также способность мыслить и работать в областях предварительно не исследованных и таким образом давать миру что-либо значимое, то, что не могло бы иначе быть освоено»2.
Сущность воспитания творческой личности
... объект с новой стороны, в новом контексте. Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность. В толковом словаре В. И. Даля «способный» ... является ученик в учебно-познавательном процессе. Предмет ¾ воспитание творческой личности в учебном процессе. Целью данного исследования является изучение воспитания творческой личности в педагогическом процессе. ...
Из отмечаемых особенностей гения, в отличие от таланта, наиболее распространенными, и в то же время убедительными, являются, по крайней мере, три основных.
Самое существенное, что их отличает, это оригинальность гения, его неоспоримо новаторский характер. И. Кант в свое время отметил: «… оригинальность должна быть первым свойством гения. Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными»3. Хотя немало талантливых людей вносят много нового в те области, в которых трудились , но по значимости и объему нового вклада это не сравнимо с гением, чьи мысли и дела являются исходными моментами деятельности целых поколений творцов. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе. Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости. Гений — это высшая ступень развития таланта. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта. Те свойства личности которые определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером .
Таланту гораздо важнее жить, напротив, гений часто терпит препятствия и даже умирает с голоду со своей вечной неудовлетворенностью достигнутым.
Какими признаками можно охарактеризовать гениальное творчество? Возьмем, например, такой признак: гений ставит перед собой цель, которая невидима для других людей. Талант же в стремлении достичь недостижимого редко выходит за границы уже открытого другими, но когда ему это удается, он приближается к гению. Для гения свойственно исключительное новаторство и революционность. Революционные перевороты в науке — полная или частичная смена парадигм, создание новых направлений в искусстве, безусловно, были осуществлены гениальными личностями. Такие повороты под силу только гениальной одаренности. Любое художественное произведение или открытие в науке может быть подвергнуто анализу с этих позиций.
Психология гениальности
... ли психическое нарушение усилить гениальность, превратив талант в гения? Можно предположить, что психическая аномальность у гения - всего лишь “ ... творчество, тем неповторимее должна быть психологическая структура личности гения. Это своеобразие может достигать степени психопатологических расстройств ... из человека гения? Чем гении отличаются от обычного человека? Надеюсь, что в ходе своего реферата я ...
Дар гениальности нужно рассматривать целостно с помощью совокупности признаков, так как один признак (как, например, далекое предвидение в науке или оригинальность стиля в искусстве) не может помочь в определении гениальности. Трудность классификации понятий гений и талант и их разделение объясняется тем, что многие свойства и признаки характерны и их значения совпадают для обоих понятий, поэтому сложно определить является ли, например, данное произведение искусства гениальным или оно создано талантливым художником. Например гений и талант имеют сильное воображение. Но насколько оно сильнее у гения-вот в чем вопрос.
Выберем еще один признак. Это универсальность одаренности. Талант, как и гений, бывает универсальным. Многие талантливые ученые проявили себя как писатели. Но гении почти всегда обладают сразу многими дарованиями в разных областях. Другое дело,что пик их достижений приходится на одну выделяющуюся — по сравнению с другими — область, хотя есть среди гениев и исключения , какими были Аристотель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, прославившиеся в веках именно как универсально одаренные гении. Талантливый человек выражает в своем творчестве запросы массы и стремится соответствовать общественным интересам, поэтому он при жизни почти всегда признан и пожинает плоды трудов. Но в отличие от таланта гений всегда опережает свое время, поэтому часто его судьба складывается трагически.
Следующий значимый признак гениально одаренной личности-это влияние, которое оказывают творения гения на современников, но более на потомков. В мировой литературе к таким творениям принадлежит творчество Байрона, Пушкина, Достоевского. Гениальностью можно считать философскую направленность творений независимо от того, принадлежат ли они миру науки или миру искусства. Талантливым людям только в редких случаях удается достигнуть мощного философского звучания своих произведений. Если талантливое творение звучит как соло, то гениальное творение можно сравнить с оркестром. Но, возможно, самым важным звеном в представлении о сути гениальности является комплекс уникальных психических характеристик, свойственных гениальной личности. Чтобы понять, в чем психический феномен гения, необходимы исследования не только самой личности гения и творений, но и сложных механизмов творчества. Что есть личность гения, чем психика гения отличается от психики других людей? От этих опор мы будем отталкиваться в своем исследовании.
Есть еще одна черта, которая характеризует многих гениально одаренных людей — это болезненность или даже патология их психики. О патологии психики как одном из признаков гениальности говорят как о загадке: почему болезненная психика (при наличии выдающихся способностей) может способствовать выдающимся достижениям в творчестве. Когда гениальные личности близки к безумию, в этом безумии они поразительно видят жизнь, открывают ее тайники, срывают маски и, проникая в ее глубины, обнаруживают невидимые для других связи. Фактически, говоря о гении и природе гения, нужно искать некоторый «автономный функциональный психо-нейрофизиологический комплекс» личности, который рельефно отражает суть гениальной одаренности. Гений творит и бессознательно, благодаря своей интуиции, идет по никем не пройденному пути, и потому то, что рождается, становится оригинальным. Эту способность гениев угадывать то, что для других вообще не существует, подтверждал Шопенгауэр. Пересиливая невзгоды, они идут на свой Олимп при жизни или после смерти и навсегда остаются там — вне границ пространства и времени. Они так не похожи и одновременно близки неуловимым сходством, глубинным и поверхностным различием их судеб. И всех этих избранных людей объединяет одна тайна — недоступная и скрытая — тайна их уникального и неповторимого творчества. Есть ли ключ к ее разгадке или она навсегда останется тайной?
Станут ли вундеркинды гениями?
... примеров таких тьма. Еще один признак гениальности: самостоятельность мышления и умение «плыть против течения». Другое дело вундеркинд. Это ребенок с ярким талантом, которого просто нельзя не заметить. Он ... -летнего академика, а ребенка с неврозами, обидой на родителей и отвращением к сфере искусства или науки, в которой из него созидали гения. Мода на вундеркиндов прочно установилась ...
Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и креативных способностей и делают вывод, согласно которому на 60-80% интеллект зависит от наследственности, а 20-40% определяются средой, креативность же, наоборот, на 60-80% определяется обучением и воспитанием, а наследственностью — на 20-40%. Принимая в учет тот факт, что гений по преимуществу креативен, а талант интеллектуален, можно говорить о наследовании именно таланта, на почве которого может вырасти гений.
Одним из величайших заблуждений является утверждение, что гений это высшая степень таланта. Более того, гениальность является практически абсолютной противоположностью таланта. Гений, как было сказано в фильме «Игры разума», рождается «с двумя порциями мозгов и одной половинкой сердца». Иными словами гениальность это высший уровень развития интеллекта в сочетании с низким уровнем работоспособности. В то время как талант — наоборот, высший уровень работоспособности в сочетании с низким уровнем развития человеческого интеллекта. Не случайно большинство талантов плохо учатся, зато хорошо работают и прилично зарабатывают. В то время как гении открывают новые теории, создают гениальные произведения искусства, но приобретают инвалидность в результате своего безумия, получают пенсию и фактически не могут работать.
Сумасшедшему гению дано создать всего одно гениальное произведение искусства или открыть одну гениальную научную теорию. Это происходит в начальной стадии развития болезни. Именно болезнь способствует проявлению гениальности.
В то же время неправильно называть всех гениев сумасшедшими. Есть среди них и психически здоровые, и их немало (например, в современном мире это Ханс Циммер, Джон Уильямс, Эннио Морриконе).
И в отличие от сумасшедших гениев, они не ограничены количеством гениальных научных открытий или гениальных произведений искусства, поэтому им легче оставить своё имя в истории, нежели сумасшедшим.
Неправильно также утверждать, что талантливый человек талантлив во всём. Обычно талант проявляет себя в смежных с основной деятельностью областях. Поскольку и талант, и гений — это отклонения от нормы, таланты зачастую тоже обладают проблемами со здоровьем. Самые известные примеры больных талантов: Майкл Джексон (несколько раз делал пластическую операцию), у Владимира Высоцкого были проблемы с почками и сердцем, один из братьев Вачовски сменил пол. Гений творит разумом, а талант — сердцем. Большинство гениев — альтруисты. Большинство талантов — эгоисты. Скорость работы гения во много раз превосходит скорость работы таланта. Талант часто передаётся по наследству. В то время как гениальность не передаётся по наследству никогда. Талант способен создать шедевр своего времени, тогда как гении создают шедевры вне времени.
Талант как социокультурная проблема Миронова, Галина Анатольевна
... социокультурного исследования. Именно в таком понимании отого феномена четко вырисовывается новый аспект исследования -.в рамках категорий и законов научного коммунизма. Талант предстает как родовая черта человека, норма человеческого развития, ... этой позиции заключается в том, что никакие идеальные условия не создадут гения без природных задатков /Кочкаров D.C., Ковалев А.Г., Спиркин А.Г., Полис ...
Таким образом, не следует путать гениальность с талантом. Талант не входит в гениальность и тем более это не одно и то же.
Творческая личность, талант, гений — восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. В соответствующей литературе сегодня можно найти определения каждого из этих понятий, однако границы между ними остаются размытыми. Гений — это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант-гений.
1. https://www.proza.ru/ Лев Балашов «Талант и гений»
2. Е. Синицын, О.Синицына «Тайна творчества гениев»
3. Юрген Мейер «Гений и талант»
4. Г.В.Ф. Гегель «Идея прекрасного в искусстве, или идеал»
5. «Общая психология» Под редакцией Богословского, Ковалёва, Степанова, «Просвещение», 1981 г.
6. «Способности и одаренность» Теплов Б. М.
7. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон
8. The new Encyclopaedia Britannica. Chicago,1995
9. http://cyberleninka.ru/ М.В. Шалаева «Гений и талант: соотношение понятий»
10. http://jurnal.org/ А.Ю. Куварзина Одаренность. Талант. Гениальность
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Лениздат, 1999
12. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. — 1998
13. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. — М.: Эксмо, 2006
14. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. — М.: изд-во Московского Университета, 1982