«Что такое талант: дар или наказание?»

Эссе

«Эссе «Что такое талант: дар или наказание?»»

Саранчина А.В., Что такое талант: дар или наказание?, Гений человека всегда одновременно и его рок.

Стефан Цвейг

Хм… Талант, дар, одаренность, гениальность… Я вспоминаю, приходилось ли мне в жизни встречать гениальных или одаренных людей? И, признаюсь, я в затруднении. Возможно, сказывается мое место жительства – сибирская глубинка, небольшой провинциальный городок, где проживает около восьмидесяти тысяч человек. И есть такие данные, что гении рождаются с периодичностью 1:100 000, а проявляют себя 1:10 000 000. Видимо, в нашем городе гении еще не родились))).

Если серьезно, то я думаю, что мне говорить о гениях нет смысла. Потому что я их не встречала. А вот о талантливых людях – да. Ведь в каждом человеке есть определенные способности, такие, которых нет у подавляющего большинства. Почему бы таких людей не назвать талантливыми? Например, моя мама. Я с уверенностью могу сказать, что у нее есть уникальная организаторская способность. Недаром последние 30 лет она занимает руководящие должности. У моего папы замечательная способность развлекать и занимать детей любого возраста. Он и фокусник, и артист, и нянька, и музыкант, и художник. Разве это не талант? Моя младшая сестренка в 28 лет стала кандидатом биологических наук. Но ее удивительная способность заключается в том, что она отличный педагог и методист – студенты ее обожают. Мой муж тоже талантливый человек. Его профессия связана с техникой – автомобили, компьютеры и прочее. Вы можете спросить, а в чем же его уникальность? Отвечу: он чувствуют технику, а техника любит его. Я считаю, что в наше время эта способность уникальна. Мой муж уверен, что у меня тоже есть особенность – я умею «чувствовать» людей, что и помогает мне не только в жизни, но и в моей учительской деятельности. Думаю, что у любого человека найдется такая «изюминка», которую можно назвать талантом.

Но есть люди, чьи способности можно назвать универсальными. Ведь не зря же говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И как же тут не вспомнить всеми любимых классиков русской литературы! Это, конечно же, Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и художник, Александр Сергеевич Грибоедов – писатель и музыкант, Лев Николаевич Толстой – писатель и педагог, Антон Павлович Чехов – писатель и врач. Список можно продолжать еще очень и очень долго… Именно здесь, по моему мнению, будет уместно вспомнить высказывание Уистена Х. Одена о том, что «гении — счастливейшие из смертных: их обязанности совпадают с наклонностями». Действительно, все выше перечисленные люди делали то, на что были способны, и жили, подчиняя жизнь своим талантам и способностям. Вопрос в том, можно ли назвать жизнь талантливого, гениального человека счастливой? Думаю, что этот вопрос риторический…

31 стр., 15039 слов

Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности личности

... приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно ...

Что же такое талант? Дар? Наказание? Своё мнение я уже выразила в эпиграфе и полностью согласна с высказыванием Стефана Цвейга о том, что талант – это и дар, и наказание одновременно. Сразу хотела бы стереть этот разделительный «разделяющий» союз «или». И вот почему. Мир не делится только на черное и белое, на хорошее и плохое. Такое возможно лишь в цифровом двоичном коде, где существует только два варианта – один (1) и ноль (0).

Реальная жизнь многоцветна и многозначна. Поэтому любой талант в его многогранности может иметь множество и темных, и светлых оттенков.

Если человек осознает свой дар, то он сам накладывает на себя ответственность за использование собственного таланта для общественных целей. Но, достигнув этих целей, одаренные люди, чаще всего, теряют смысл жизни, так как стремиться больше не к чему. Либо они будут находиться в вечном поиске идеала, правильных решений, новых открытий, а если не найдут, не решат, не откроют, то их ожидает разочарование, неудовлетворенность, депрессия… Большую роль в «накладывании» ответственности играют родители и школьные учителя, которые хотят осуществить свои амбиции. Мне кажется, ярким подтверждением вышесказанного может послужить фильм Марка Уэбба «Одаренная». Возможно, фильм не отличается оригинальностью тематики, все это мы уже слышали и видели… Но он настолько трогательный, заставляющий задуматься о непреходящих ценностях, о человеке как личности, о свободе выбора. И всё это помогает нам пережить маленькая девочка Мэри. У нее математическая одаренность – в 7 лет она решает задачи на уровне высших учебных заведении. Мать и сын не могут решить, кто должен воспитывать внучку и племянницу. Дядя считает, что ребёнку важно оставаться ребёнком и жить простой жизнью, не зацикливаясь на математике (кстати, я с этим абсолютно согласна).

Бабушка утверждает, что для внучки нет ничего важнее науки. Бабушка уже погубила свою дочь – гениального математика, — которая, решив мировую неразрешимую математическую задачу, покончила с собой. Перед смертью она попросила своего брата не дать её дочери прожить такую же жизнь, что и она. Да, одаренность – это наказание, которое выражается в ответственности перед…. кем? или чем? Если талантливому человеку с детства внушать, что он что-то кому-то должен – то вся жизнь этого ребенка будет наказанием, и он сам не будет понимать – за что? Положительной стороной одаренности в данном случае, на мой взгляд, является то, что ребенок уже в раннем возрасте начинает осознавать себя личностью, способной высказывать собственные суждения о мире и о людях. Вот пример диалога Мэри и ее дяди:

  • Мыслю, значит, существую, — сказал Фрэнк.
  • Ты существуешь, это ж очевидно , — ответила Мэри.

… Размышляя в этом же ключе, я обратила внимание на фразу Ханса Гадамера: «Нет ничего более страшного, зловещего, даже опасного, чем использование гениальных способностей в дурных целях». Эта фраза вызвала ассоциацию с книгой Орсона Карда «Игра Эндера». Эндрю Виггин – гениальный подросток, который совместил в себе жестокость и решимость, милосердие и спокойствие. Его талант заключался в том, что несмотря на свой юный возраст, он владел стратегией и тактикой ведения боя в разы превышающей способности не только опытного военнокомандующего, но и целого стратегического штаба… Но его обманули. Оказалось, что он уничтожил разумную расу… Взрослые воспользовались его талантом, но ответственность за содеянное он взял на себя – постарался исправить результат своих «талантливых действий». Разве это не наказание за дар?

2 стр., 650 слов

Актуальность романа "Преступление и наказание" в моей жизни, ...

... и воскрешения с помощью Библии. достоевский преступление наказание раскольников Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале - возрождение человека через веру в Христа. Этот роман учит ... тело. Соня борется и за Раскольникова, чтобы воскресить его для будущей жизни. Главная ее цель в этой борьбе - убедить Родиона покаяться. Она становится по-настоящему близкой ...

… Существует очень много фильмов, где поднимается проблема одаренности, гениальности человека. Хотелось бы выделить несколько из них, которые произвели на меня впечатление. Произвели потому, что они касались жизни не вымышленных персонажей, как, например, Шерлок Холмс, а жизни реальных людей: «Игра в имитацию» об Алане Тьюринге, «Вселенная Стивена Хокинга», «Джобс: Империя соблазна» о Стиве Джобсе. Особенно мне запомнился Стив Джобс и его мысли о том, как преумножить талант одного человека за счет сплоченного коллектива. Джобс сказал: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам». А ведь действительно, нужно пользоваться талантом других людей как даром, чтобы продвигать идеи, развивать технологии, которые помогут всему человечеству, и всегда идти на шаг впереди конкурентов…

Мировая литература также не обошла эту тему стороной. О гениях писали такие великие писатели, как: Патрик Зюскинд («Парфюмер»), Теодор Драйзер («Гений»), Сомерсет Моэм («Луна и грош»), Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», Вадим Шефнер «Скромный гений». «Мартин Иден» не оставил меня равнодушной еще в юношеские годы. Своим ученикам-старшеклассникам советую почитать именно этот роман Джека Лондона. Я всегда восхищалась главным героем в его стремлении стать лучше и удивлялась тому, как много ему пришлось пережить на пути к признанию. Мне кажется, именно эта книга отражает идею о том, что талант – это и дар, и наказание одновременно. Для Мартина его способность оказалась открытием. Он понял, что человек сможет добиться всего, если только захочет. Еще Д.И. Менделеев говорил, что «без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев». Пусть цель была ложная, но она привела Идена к тому, о чем он даже не мечтал. Талант помог ему стать Человеком. Его одаренность признали, но оказалось уже слишком поздно. Он настолько разочаровался в людях, в друзьях, в себе, что единственным выходом, который он увидел, стала морская бездна… Я считаю, что его талант заключался не столько в писательском мастерстве, сколько в огромной силе воли, в стремлении к совершенству.

И снова я задумываюсь о том, насколько жизнь талантливых людей может быть счастливой…. Всё-таки счастье не зависит от наличия таланта… Но вот к трагедии привести может. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский – нелепые смерти. Не из-за наличия таланта, а потому что люди, благодаря своей одаренности, выделились из толпы, сказали свое веское слово, стали известными. И здесь невозможно не согласиться с мнением Роберта Вальзера о том, что «гений по всей природе своей неуютен. А народ любит уютность». Наверное, все-таки уникальность поэтов косвенно способствовала трагедии в их жизни, но большая доля вины лежит на обществе, которому они оказались не угодны…

4 стр., 1875 слов

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

... нашем исследовании экономическое самоопределение соотносилось с особенностями интерпретации и решения проблемных экономических задач, предполагающих необходимость актуализации значимых ценностных ориентаций человека, осуществляющего ... и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива событиями, ...

Но что же я все о вымышленных персонажах, да о людях, которых давно уже нет? Конечно же, хочется сказать и о своих учениках. За 15 лет своей педагогической деятельности, к сожалению, я не встречала одаренных детей в истинном значении этого слова. Методисты нам советуют ориентироваться на следующее положение: детская одаренность бывает разной – творческой, спортивной, академической. И задача учителя выявить у ребенка эту одаренность и развивать ее (требуют даже составлять планы индивидуального сопровождения ребенка на год вперед по развитию его талантов).

Но беда школы в том, что мы любого ученика, который хотя бы чуть-чуть занимается по нашему предмету лучше, чем большинство, готовы записать в «одаренные». Если «поместить» этого ребенка в другой коллектив, более сильный класс, то он уже не будет так сильно выделяться, и, возможно, сольется с «серой» массой. Но учителя – упорные люди! Поэтому мы развиваем одаренность своих учеников, отправляя их на различные конкурсы и всевозможные олимпиады. Иногда ребята даже занимают призовые места)))).

И вот три года назад мне повезло: так получилось, что мне дали 9 класс, то есть дети мне были совершенно незнакомы. В течение года я наблюдала за некоторыми школьниками, которые вызвали у меня интерес. Ирина К. – «хронический» биохим, Светлана С. — фанатичный физмат, Павел Б. – философ с тягой к биологическим наукам. По моим предметам ребята занимались хорошо, девочки за год получили пятерки по русскому языку и литературе, но такие отметки я выставляла за их ответственность, добросовестность, ну и, конечно, за уровень знаний, потому что именно знаниями они выделялись на фоне остального класса. Учитывая «специальные» способности (физика, биология, химия) моих учеников, я особо не мучила их конкурсами и олимпиадами. Но результаты были. В 10 классе Павел начал писать стихи и рассказы, специфичные, но достаточно хорошие для 16-летнего подростка (сказалось влияние И. Бродского и группы «Сплин»).

Светлана, ярая противница литературы, начала писать сочинения, писать с интересом. В конце учебного года она призналась, что лучше начала понимать литературу. Ирина поразила меня своей универсальностью. Чистый биохимик, она написала две особенные творческие работы по литературе. Первая — по «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского, где поместила Раскольникова в психиатрическую больницу и поставила ему диагноз, как врач с многолетним стажем. У нее получилось свое оригинальное художественное произведение на основе романа Федора Михайловича. Я была поражена. Вторая работа «вылепилась» из сочинения по «Войне и миру» Л. Толстого. И получилось как бы продолжение истории Раскольникова, только в психиатрической больнице оказался уже Андрей Болконский. Поражена была я тем, что девочка не просто придумала фантастическую историю, но выразила свое отношение к литературным героям, косвенно проанализировала описываемое произведение и еще отразила в этих работах личное отношение к классической литературе, привлекая источники из других областей знания. В начале этого учебного года (уже 11класс) я с удивлением узнала, что Павел решил стать журналистом и сдавать экзамен по литературе. При подготовке к итоговому сочинению по литературе именно эти ученики показали, что они справятся с этим испытанием с легкостью… Можно ли назвать этих детей талантливыми? Я думаю, безусловно. Сейчас еще рано говорить об их уникальности или даже гениальности, но, возможно, в будущем один из них станет великим ученым, который изобретет лекарство от неизлечимой болезни, другой решит сложнейшую математическую задачу и получит нобелевскую премию, третий станет всемирно известным писателем. Единственное, что я хотела бы им пожелать – быть счастливыми во всех сферах жизни…

7 стр., 3227 слов

Гений отличительные черты свойства признаки

... и отражает общественные запросы. Талантливый человек способен творить, но он может лишь развивать то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения. Еще одна особенность таланта ... создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу» Кант считает главным качеством гения. Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями ...

Талантливый человек, так или иначе, проживет свою жизнь, и проживет, чаще всего — ярко и необыденно. Но оставит ли он след после себя и будет ли ответственным за свой дар? Я думаю, гений — это бывший талантливый ребенок, который смог реализовать свой талант. Гений – это тот, кто создает то, чему еще нет названия. Но в чем все-таки заключается дар или наказание одаренного человека? Один всю жизнь проводит в бессмысленных расчетах, получает нобелевскую премию и остаток жизни проводит в пустом бесславном мире. Другой создает пенициллин и спасает миллионы жизней. И пусть его имя мало кто помнит, но его творение уже больше века помогает человечеству бороться со смертью. Третий создает атомную бомбу: «Мы сделали работу за дьявола!» Бесспорно, он гений, и труды всех ядерщиков и физиков имеют большую ценность. Но где грань между добром и злом их гениальности? Создатель колеса или «всемирной паутины», изобретатель реактивного двигателя или электромагнитной пушки – кто они? Гении или злодеи? Каждый талантливый ребенок может сотворить чудо. И наша задача показать все оттенки этого мира, прежде чем он выберет цвет своего творения…