Структура одаренности

Проблема одаренности — одна из наиболее сложных в психологии. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом отношении. Психологическим изучением одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. На положении дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время тема одаренности и ее структуры еще недостаточно изучена. Следовательно, наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к ее структуре, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов и психологов для работы с ними. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст — период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления — одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Объектом данного исследования являются такие психологические явления, как способности и одаренность.

Предмет исследования — структура общей одаренности детей, взаимосвязи и динамика ее компонентов на протяжении всего развития одаренной личности.

Цель исследования — разработка и экспериментальное обоснование структуры одаренности.

22 стр., 10974 слов

Исследования позволило сформулировать проблему исследования, ...

... дзюдоистов на этапе УТГ-2. Цель исследования: теоретически разработать и опытно– экспериментальным путем проверить эффективность методики базовой технико-тактической подготовки ... в которой автор, обращаясь к проблеме рационального расширения образовательных программ по ... подготовки по дзюдо, направленные на все физические качества; систему современных физических упражнений, направленных на развитие ...

Основная гипотеза исследования:

Общая одаренность представляет собой сложную систему, объединяющую в единое целое личностные свойства и составляющую особо благоприятные внутренние условия дальнейшего развития этих детей. Целостность индивидуальных проявлений и реализации общей одаренности на каждом возрастном этапе и ее развитие обеспечивается наличием взаимосвязей ее компонентов и их взаимодействием с влиянием окружения.

Основные задачи курсовой работы:

1. Дать определения понятиям «одаренность», «способность», «одаренный ребенок».

2. Выяснить, по каким признакам можно определить одаренного ребенка;

3. Определить, какие существуют виды одаренности;

4. Провести анализ основных концепций структуры одаренности.

5. Провести исследование, направленное на выявление структуры одаренности.

6. Подвести результат данной работы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения одаренности

1.1 Определение понятий «одаренность», «способности», «одаренный ребенок»

Трудность определения вышеназванных понятий связано с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Сообразительность, способность к умственным преобразованиям и творчеству (креативность) — вот что присуще способным людям.

В настоящее время существуют различные подходы к рассмотрению способностей — общепсихологический и дифференциально-психологический.

Согласно общепсихологическому подходу способностями признаются любые проявления возможностей человека (человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность).

В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения. Такая точка зрения имеет давние корни. Например, по мнению К. Д. Ушинского, ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний.И в книге В. Н. Дружинина «Психология общих способностей» эта традиция находит свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность.[8;275]

При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе, наоборот, подчеркиваются различия между людьми в их способностях. При этом Б. М. Теплов, будучи приверженцем такой точки зрения, не включал в способности знания и умения.

В советской психологии, прежде всего С. Л. Рубинштейном и Б. М. Тепловым сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность»по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [14; 121]

12 стр., 5992 слов

Понятие детской одаренности

... детской одаренности 1. 1 Исследования детской одаренности учеными психологами Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. ... Америке именно как средство определения одаренности. А. Бине стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Эти способности оценивались им с точки ...

В. С. Юркевич понимает под способностями виды деятельности[19;25], В. Д. Шадриков — свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и т.д. [17; 10]

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Таким образом, способности — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [15;275]

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Долгое время «одаренность» считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., одаренность определяется комплексом свойств личности.

Б.М. Теплов (1941) тоже понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма способностей. Однако такое образование остается, согласно Б. М. Теплову, чисто психологическим.

По его мнению, своеобразие понятий «одаренность» и «способности» обусловлено тем, что они рассматриваются сквозь призму деятельности, успех которой ими обеспечен. Поэтому, как писал автор, нельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.

Итак, отечественные психологи считают, что одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

А. Холодная (1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;

2) с высоким уровнем академической успешности;

3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей — показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяют следующие особенности одаренных индивидов: сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей; способность к нестандартному восприятию; интуиция, изобретательность, бессознательный разум; дивергентное мышление; любознательность; мужество; воображение; конкретность мышления; смелость; эстетическая чувствительность[9;101]

9 стр., 4011 слов

По физической культуре «Влияние высшей нервной деятельности ...

... зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности. Под способностями понимают сочетание врожденных функциональных факторов - психических и физиологических (двигательных) функций - с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы. Но для того, чтобы ...

1.2 Признаки одаренности

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренного ребенка можно выявить по следующим признакам:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом — сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

5. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

6. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

7. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

8. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

9. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

5 стр., 2436 слов

Совместная деятельность взрослого и детей

... организации работы с воспитанниками. Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую ...

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

1.3 Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей[5;250].

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

13 стр., 6217 слов

Социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами и детьми, ...

... -педагогической работы с детьми-сиротами; Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения. §1. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения ... в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или ...

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов “внутри” субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место “развитие деятельности”.

По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

6 стр., 2506 слов

Общая одаренность и специальные способности

... или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выделяют два вида одаренности: общую и специальную . Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых ... ходу мыслей; в педагогических : педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний; в художественных : особенности творческого воображения ...

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.).

Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.).

В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально — “чудесный ребенок”) — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс).

Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика — это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка

1.4 Основные концепции структуры одаренности

В настоящее время все больше внимания стало уделяться проблеме одаренности и ее структуры. Стало появляться все больше концепций, посвященных данной теме. Рассмотрим несколько из них.

1) Американский исследователь Дж. Гилфорд разработал концепцию структуры интеллекта. Эта модель легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования обучения и развития одаренных детей в зарубежной психологической теории и практики. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех когда-либо предложенных моделей интеллекта.[6; 27]

Дж. Гилфорд находит несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений (факторов) интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделяя три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов первого блока («операции») — выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполненных операций. Этот поход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей: познание — восприятие и понимание предъявляемого материала; память — запоминание и воспроизведение информации; конвергентное мышление — логическое, последовательное; однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ; дивергентное мышление — альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов; оценка — суждение о правильности заданной ситуации.

Второй способ классификации интеллектуальных факторов по Дж.Гилфорду, соответствует виду материала или включенного в него содержания, которое может быть представлено так: образное; символическое; семантическое; поведенческое.

Обрабатываемая информация может принимать вид какого-то одного из конечных продуктов: единицы, классы, системы, отношения, трансформации и импликации.

Дж. Гилфорд внес большой вклад в теорию одаренности. Он выделял параметры креативности индивида. Разработал составляющие дивергентного мышления (быстрота, оригинальность, гибкость, точность).

Все это позволило сделать новые модификации практической деятельности в развитии, обучении и воспитании одаренных школьников.

2) Интеллект и одаренность.

Предложенное Дж. Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивергентное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, и фактически положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».

Одними из первых, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика были соратники и последователи Л.Термена. К этой точке зрения стали склоняться и многие другие исследователи. Известный американский ученый П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.

В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.

Творчество в его понимании — естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. Разработанные им на основе собственной концепции одаренности методики одаренности, креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.

3) Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М.

Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению. [11; 31]

Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает: “а) доминирующую роль познавательной мотивации, б)исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в) возможности достижения оригинальных решений, г) возможности прогнозирования и предвосхищения, д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки”. [14, 36 ]

Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. Внешние проявления творчества многообразны: более быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом; любознательность ребенка, исследовательская активность. Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. У одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула, обнаружению нового в обычном. . Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов.

По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон, появляется возможность к исследованию непосредственно не данного, определению отношений причин и следствий. С этого этапа основным структурным компонентом одаренности ребенка становится проблемность, выражаясь в поиске несоответствий и противоречий. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов. Решение такой “нерешаемой” проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез.

Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения, антиципации каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствий. Глубина предвосхищения составляет необходимый компонент общей одаренности.

Интегральным элементом одаренности является оценочная функция всех сложных психологических структур. Способность к оценке обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, определяя этим его самостоятельность, некомформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Предлагаемая концепция Матюшкина А.М. позволяет преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных; позволяет раскрыть одаренность как общее основания творчества в любой профессии. Эта концепция дает возможность использовать накопленный научный материал для психологической помощи одаренному ребенку, исследованиям в данной области.

3) Концепция Д. Рензулли.

Самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, в его теоретической модели учтены знания на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Автор отмечает, что в соответствии с его концепцией число одаренных детей может быть значительно выше, чем при их идентификации по тестам интеллекта или достижений. Он не связывает понятие «одаренность» лишь с экстремально высокими оценками по каждому параметру.

Раскрывая довольно подробно суть одаренности как природного явления, Дж.Рензулли достаточно определенно указывает направление педагогической работы. Примечательно, что термин «одаренность» заменен им на термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция — своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж.Рензулли триада в несколько модифицированном варианте присутствует в большинстве современных зарубежных концепций одаренности.

Так например, много общего с моделью Рензулли имеют рассмотренные выше концепции П. Торренса и концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном: состоящая из трех пересекающихся окружностей ядро, по его мнению, должно быть дополнено Я-концепцией и самоуважением. Она сходна с моделью Рензулли, но имеет свои способности. Если он также в категорию в категорию общих способностей включает креативность, то мотивация другого толка — мотивация достижения.

4) Физический интеллект.

Наиболее характерен для данного подхода вариант концепции одаренности, предложенный Гленом Доманом. Он, предлагая понятие «физический интеллект» акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях: двигательные навыки (ходьба); языковые навыки (разговор); мануальные навыки (письмо); визуальные навыки (чтение и наблюдение);

  • слуховые навыки (прослушивание и понимание); тактильные навыки (ощущения и понимание)

«…Именно осуществление шести этих функций и служит, — пишет Г.Доман, — жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство выполнения этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни». Большая часть представителей данного подхода склоняются к высокой степени наследственной обусловленности данных функций. Но Г.Доман является исключением из этого правила. Он считает, что степень развития функции в первую очередь зависит от интенсивности ее использования.

5) «Рабочая концепция одаренности»

В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).[12;25]

По определению авторов концепции: «Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Интересным, оригинальным является предложение авторов концепции представить «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов — инструментального и мотивационного.

Авторы «Рабочей концепции» провели разделение интеллекта и креативности внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в данном случае вполне оправданным и логичным.

Мотивация дифференцирована авторами более традиционно. Она содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Принципиально иначе авторами рассмотрена проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для их определения: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (виды деятельности; практическая, теоретическая, художественно эстетическая коммуникативная и духовно-ценностная; сферы психики: интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая).

Степень сформулированности (потенциальная и актуальная)

Форма проявлений (явная и скрытая одаренность)

Широта проявлений (общая и специальная)

Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность)

Данная концепция стала существенным шагом в развитии представлений о структуре одаренности. Вероятно, в дальнейшем данная модель будет доработана и внедрена в образовательную практику.

интеллект одаренность личность способность

Глава 2. Эмпирический аспект изучения структуры одаренности

Для подробного изучения такого психологического явления, как одаренность, мною были проведены несколько тестирований. Был использован набор тестов Вильямса на выявление творческого мышления .

Базой исследования послужили ученики 11 «А» класса МБОУ «Козловская СОШ» в количестве 10 человек.

Данные тесты были выбраны для определения структуры одаренности.

Первый тест дивергентного мышления направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.5)Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

С помощью данного теста было выявлено следующее:

Ф.И. испытуемого

Баллы за «Беглость»

Баллы за «Гибкость»

Баллы за «Оригинальность»

Баллы за «Разработанность»

Баллы за «Название»

Общий балл

Дуйсебаева А.

12

6

25

28

24

95

Байгулова Р.

12

10

30

32

20

104

Калиева А.

12

7

15

23

18

75

Альбеков Т.

9

8

26

25

18

86

Хасанов Р.

7

6

20

27

17

67

Жумаева А.

10

6

24

25

15

80

Болдичева С.

8

7

20

18

18

71

Куриная К.

7

6

20

21

19

73

Бисемалиева И.

10

5

22

23

24

84

Кдралиева Н.

10

8

16

24

18

76

Второй пункт данного набора — опросник творческих характеристик личности. Он направлен на оценку уровневых характеристик личности, связанных с творческими способностями. При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р).

Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель. В таблице указаны результаты проведения опроса среди самих учащихся.

Ф.И. учащегося

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Общий балл

Дуйсебаева А.

18

20

19

18

75

Байгулова Р.

22

22

20

20

84

Калиева А.

20

21

18

20

79

Альбеков Т.

16

17

17

16

66

Хасанов Р.

14

15

16

15

60

Жумаева А.

16

16

16

16

64

Болдичева С.

18

18

18

18

72

Куриная К.

14

15

15

15

59

Бисемалиева И.

18

19

19

17

73

Кдралиева Н.

20

19

20

19

78

Таким образом, мы получили следующие результаты:

  • По результатам первого теста выяснилось, что среди учащихся 11 «А» класса всего двое имеют отклонение выше среднего (по данным оценочной таблицы, приложение 3), то есть высокий уровень творческого мышления;
  • трое имеют среднее отклонения, что также говорит о развитом творческом мышлении, и пятеро имеют отклонения ниже среднего уровня, что говорит о неразвитом творческом мышлении.

По всем факторам двое учащихся, Байгулова Р, Дуйсебаева А, имеют общий суммарный показатель по тесту творческого мышления выше нормы. Им соответствует балл — 1 и 0,5, процентное выражение — 104 и 95, т.е. их показатели выше общих показателей остальных учащихся. Самое высокое значение связано с Беглостью — скоростью выполнения и Разработанностью, т.е. асимметрией — сложностью рисунка. Среднее отклонение трое учащихся(среднее творческое мышление), и четверо — уровень ниже среднего.

По данным опросника личностных характеристик (самооценка) выяснилось следующее:

Самые высокие показатели у Байгуловой Р.:

Любознательность — умеренно-высокая норма, выше среднего. Воображение — выше нормы, сложность — выше нормы, рискованность выше нормы.

Общий суммарный показатель по опроснику равен 84, данные выше нормы, соответствуют z ~ 1,25, показатель школьницы выше 90% процентов показателей детей в выборке стандартизации.

Среди остальных четверо имеют отклонение равное 1,0, т.е. показатели выше нормы; двое -отклонение 0, 5, что также выше нормы; двое имеют средний показатель, т.е. отклонение равное 0.

Сравнительный анализ данных двух тестов говорит о том, что оценки психологов близки к самооценке (школьники оценивали сами себя) и более адекватно отражают объективную реальность. Некоторые данные опросника (самооценка) являются завышенными и близки друг другу.

В ходе проведения выяснилась справедливость деления мышления на ковергентное и дивергентное(теория Дж. Гилфорда).

У детей с отклонением выше среднего на n-ное количество единиц преобладает дивергентное, то есть творческое мышление. Такие дети используют альтернативное мышление, отступающее от логики. Оно проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов, таких, как тесты Вильямса.

Конвергентное мышление наблюдается у детей со средним или ниже среднего отклонениями. Такое мышление — логическое, последовательное, однонаправленное мышление. Оно проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ.

Следовательно, предложенная Дж. Гилфордом теория структуры одаренности, до сих пор актуальна и должна использоваться при исследовании данной проблемы.

Заключение

Одаренность — сложное и многоаспектное явление, что подтверждает гипотезу исследования. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми и взрослыми с различными видами одаренности.

Возникший в середине 20 века социальный заказ на изучение данной проблемы, определил пути исследования многих психологов. Было предложено множество трактовок таких понятий, как одаренность, способности, одаренный ребенок. В ходе изучения данного явления были выяснены признаки, по которым можно определить одаренного ребенка. Одаренность была классифицирована по многим критериям, что упростило ее изучение.

В 20 веке наблюдается всплеск интереса к проблеме одаренности, а следовательно, к ее структуре. Было предложено множество концепций структуры одаренности как в западной психологии(Гилфорд, Рензулли), так и в отечественной ( Матюшкин, Богоявленская).

Несмотря на это, данная проблема все еще является открытой и неизученной, что обусловливает внимание многих современных ученых к проблеме структуры одаренности.

Выявилась неадекватность упрощенного подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования исследователей и родителей, учителей.

Выявление структуры одаренности должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Целостность индивидуальных проявлений и реализации общей одаренности на каждом возрастном этапе и ее развитие обеспечивается наличием взаимосвязей ее компонентов и их взаимодействием с влиянием окружения.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/struktura-odarennosti/

1. Артемьева Т.И. Методологический аспект способностей — М.: «Наука», 1977.

2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997.

3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации -Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.54-65

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002, — 320 с.

5. Гарднер Г. Рамки ума. — М.: Наука, 1980. — 250 с.

6. Гилфорд Дж. «Креативность» \\ «American Psychologist», выпуск 15, стр. 444—454, 1950 год

7. Гильбух Ю. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. — 1990. — №4.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 368с

9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.- 701с.

10. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. C. 5—17

11. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. — 1989 — №6. — С. 29-33.

12. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. Под редакцией Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н,, Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С.

13. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии,- М.1959.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.

15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Политиздат, 1961. — 503 с.

16. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 32-39.

17. Шадриков В. Д. Способности человека. — М., 1998.

18.Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1991.

19. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. №2.

20. Петровский А.В., Юркевич В.С. Методы психологической диагностики // Вопросы психологии. 1985. №4

Приложение 1

Тест дивергентного (творческого) мышления

Время выполнения теста 25 минут.

Детям было предложено дорисовать рисунки так, чтобы ни кого другого похожего не было. Дополнить неповторимыми деталями, можно придумать название и т.д.

Приложение 2

Опросник

«Самооценка творческих характеристик личности»

1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь

я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед классом.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.

35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо

рассчитывать свои дальнейшие ходы.