Деятельность вожатого по нравственному воспитанию младших подростков

Курсовая работа

Нравственное воспитание является важнейшей составляющей воспитательного процесса в целом, при этом оно актуально не только для воспитательного процесса в семье, как это принято в классической педагогике, но также и социума и в том числе специализированных учреждений, ориентированных на организацию детского досуга.

Организованная досуговая деятельность представляется важным аспектом для многих учреждений системы социального обслуживания. В том числе и для детских оздоровительных лагерей, которые предоставляют для детей возможность не только отдыха за городом, но также и участия в организованной коллективной творческой деятельности, ориентированной на самореализацию через коллектив.

При этом, важной составляющей педагогического процесса на уровне детских оздоровительных лагерей также пред ставляется и привитие морально-нравственных качеств, которые определяются важной частью формирования чувства патриотизма. Патриотизм же является одним из чувств, которые формируются в результате воспитания за счет развития уважительного отношения к национальным традициям, святыням, формирования любви к Родине и необходимости сохранности ее интересов и ценностей. Духовное развитие личности играет в данном аспекте приоритетную роль и начало и нравственная система ценностей представляется определяющим звеном.

Духовно-нравственное воспитание также определяется частью программы патриотического воспитания граждан на государственном уровне и целью его является осознание детьми в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

В результате возможно отметить, что выявление специфики и приоритетов работы вожатых в детских оздоровительных лагерях по формированию нравственных качеств представляется актуальной для исследования темой, особенно в отношении младших подростков, формирование системы ценностей которых особенно важно в свете начала переходного периода и специфики возрастных особенностей.

Объектом изучения в данной работе является нравственное воспитание в педагогической теории.

Предметом изучения в данной работе является опты нравственного воспитания в детских оздоровительных лагерях.

Целью в данной работе было поставлено проанализировать деятельность вожатого по нравственному воспитанию младших подростков на примере ДОЛ «Пионер».

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... человека как субъект воспитания. Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательную среду, воспитательный процесс. Ценности воспитания— это значимые ... потребностям, интересам, возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой ...

Задачи:

1. рассмотреть теоретические аспекты нравственного воспитания в современной педагогике;

2. изучить составляющие возрастного подхода к нравственному воспитанию;

3. проанализировать технологии нравственного воспитания;

4. рассмотреть особенности ДОЛ «Пионер»;

5. проанализировать опыт организации нравственного воспитания в условиях ДОЛ «Пионер».

В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа, систематизации, обобщения.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Как уже было сказано, ведущую роль в нравственном воспитании детей играет семья. Для того, чтобы семья была успешна в данном процессе и развитие личности ребенка в семье являлось гармоничным необходимо не только присутствие и активная деятельность каждого из родителей, но и согласованность их воспитательных действий.

Разногласия в методах воспитания, а так же в межличностных отношениях родителей могут привести к непониманию и не осмыслению ребенком понятий «хорошо» и «плохо». Вместе с тем, при нарушении согласия между родителями, то есть в ситуации, когда самые близкие ребенку люди, являющиеся его опорой и поддержкой, находятся в ссоре, и если к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. Все это может привести к детской тревожности, различным страхам и даже невротическим симптомам. Во взаимодействиях между членами семьи для ребенка очень важно понимание того как взрослые относятся к нему.

В том случае если родители часто ругают подростка или ставят перед ним завышенные задачи, у него формируется заниженная самооценка. Вместе с этим, подросток, наблюдающий за разладом между родителями, часто обвиняет в этом себя, и вследствие этого, без того низкая самооценка, занижается еще в большей степени. Прививаемые нравственные качества при этом также могут искажаться в восприятии и не занимать того места, которое заслуживают.

Так же имеет место быть и другая крайняя сторона – завышенная самооценка и отрицание системы ценностей, как важной составляющей жизни. Она формируется у ребенка в том случае, когда подростка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.

Кроме того, родители оказывают большое влияние на уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Такие дети не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются [5, c.28].

4 стр., 1742 слов

Экологическое воспитание и образование детей за рубежом

... ranger (странник, охотник, лесник, егерь, конный полицейский). Экологическое воспитание и образование за рубежом: Одной из первых в России на двух языках (английском и русском) ... должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей. Ch. Mares обсуждает в статье постановку воспитания экологической ответственности в Великобритании. Оно должно пронизывать всю учебную программу и ...

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, чего не удалось добиться самим родителям по тем или иным причинам, например, из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Такое поведение родителей зачастую является неосознанным для самих родителей, оно приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…». Таким образом, ребенок лишается необходимой независимости, у него происходит искажение восприятия присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Так же родителями не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Перед ребенком встает выбор. Ребенок может смириться и заключить себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет по ложному пути, не соответствующему его личности и его способностям, который часто заканчивается полным провалом. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. В результате прививаемая система ценностей и нравственных качеств может оказаться неудачным процессом. При этом, для родителей основной технологией воспитательного процесса является личный пример в результате чего могут прививаться не только искаженные нравственные качества, но и качества, которые противоречат нравственности и не являются частью системы ценностей того общества, в котором подросток живет, не соответствуют социальным реалиям.

В частности, американский психолог Дж. Боулби изучая особенности патогенного родительского поведения, выделил ситуации, которые являются для ребенка наиболее болезненными:

  • когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
  • когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
  • когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка [9, c.123].

Для подростка наиболее важным становится усвоение нравственных составляющих не только семьи, но и окружающего социума так, как он постепенно начинает переходить во взрослую самостоятельную жизнь. Исходя из этого приоритетное значение приобретают технологии нравственного воспитания, которые могут быть использованы в школе или учреждениях дополнительного образования и досуга. Среди них возможно отметить следующие:

1. Технология создания благоприятной среды.

4 стр., 1671 слов

Художественная литература как средство нравственного воспитания ...

... выбором для темы курсовой работы: «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста». Цель работы:, Объект исследования:, Предмет исследования: В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста будет эффективней, если использовать ...

Создание условий для формирования нравственных качеств в данном аспекте предполагает использование возможностей учреждения, где происходит воспитательный процесс. Благоприятная среда подразумевает не только демонстрацию личного примера или примера других людей, но также и создание возможностей для самореализации и комфортного ощущения.

2. Технология учебной деятельности.

Данная технология подразумевает информирование о нравственности, нравственных качеств, их происхождении и ценности, в том числе на отдельных конкретных примерах.

3. Технология досуговой деятельности и традиций.

Организация досуга с привитием системы ценностей через традиции является одной из ведущих технологий в воспитательном процессе. Во многом именно аспекты этнопедагогики наиболее четко ориентированы на формирование системы нравственных качеств, как части традиционных ценностей.

4. Игровые технологии.

Данные технологии позволяют формировать систему нравственных качеств через процесс проигрывания определенных ситуаций, которые соотносятся с приоритетной тематикой.

5. Творческая деятельность.

Творческий процесс ориентирован не только на процесс самореализации, но также подразумевает и формирование личностных качеств, в том числе и нравственных.

В целом, как представляется возможным отметить, технологии нравственного воспитания довольно обширны и их применение возможно в учреждения дополнительного образования и организации детского досуга.

Глава 2 Опыт нравственного воспитания в условиях ДОЛ

2.1 Особенности ДОЛ «Пионер»

Лагерь «Пионер» расположен на берегу Бердского залива Обского моря, со всех сторон окружен лесом и занимает площадь 5,2 гектара. Его природные условия максимально приближены к классическому представлению о летнем загородном лагере – тенистая территория с множеством лиственных и хвойных деревьев, кустарников и цветов.

Лагерь ориентирован на пребывание в нем детей от 6 до 16 лет. Работает лагерь круглый год так, как помимо летних корпусов также имеет и корпуса зимние.

ДОЛ «Пионер» в своей работе ориентировании на организацию разнообразной досуговой деятельности для детей, в частности и культурно – развлекательной. Данная деятельность осуществляется при помощи развитой инфраструктуры лагеря. Инфраструктура лагеря включает в себя:

  • клуб для проведения концертных мероприятий,
  • клуб-шатер для проведения танцевальных вечеров, кружковой и досуговой работы,
  • спортивные площадки для игры в волейбол, теннис, пионербол, футбол,
  • туристический городок с элементами верёвочного курса и пр.

ДОЛ «Пионер» реализует воспитательные и развивающие программы, направленные на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей и лидерских качеств личности в рамках комплексной авторской программы «Педагогика здоровья», направленной на развитие и укрепление детского здоровья, расширение знаний по здоровому образу жизни.

Одним из основных ориентиров дополнительного образования в «Пионере» является программа комплексного развития – «Школа Умелых Мастеров» (ШУМ).

4 стр., 1545 слов

Методы и формы воспитания

... воспитания, отечественная психология и педагогика изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам ... владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного. ... у них определенные психологические качества и формы поведения. Особое место среди ...

В ШУМ входят мастерские, кружки и студии, объединенные в одну систему, обучение в которых строится на практических навыках. Кроме того, в системе дополнительного образования лагеря реализуется подпрограмма «Туристический маршрут «Турград»». Дети получают комплекс знаний и умений о туризме, развиваются физически и обучаются навыкам поведения в чрезвычайных ситуациях. Так же, в рамках данного направления проводятся элементы «Веревочного курса» — систематизированного тренинга по взаимодействию и сплочению детского и вожатского коллектива

Особой гордость ДОЛ «Пионер» является его педагогический состав и особенно группа вожатых. Педагогический состав лагеря ведет активную творческую и педагогическую деятельность — вожатская команда, проходящая подготовку в «Школе Вожатского Дела» (ШВД), не раз отмечена на различных, фестивалях, конкурсах, сборах.

Отряд вожатых ДОЛ «Пионер» «Пламя» был основа в 2004 году и каждый год в него приходят новые вожатые, которые привносят новые элементы организации работы с детьми.

Приоритетным контингентом ДОЛ «Пионер» являются дети подросткового возраста, в том числе и младшие подростки. Для вожатого становится важным наладить не только контакт с детьми, но и сориентироваться в их интересах, приоритетах организации не только развлекательной, но и воспитательной работы.

Прибывающий контингент младших подростков ежегодно довольно различен по принадлежности к социальным группам, районам проживания, интеллектуальному развитию и уровню социализации. ДОЛ «Пионер» также ориентирован и на профильные смены, в том числе по работе в рамках выполнения функции места социальной реабилитации и адаптации для разных групп детей. В частности, это могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья, дети их неблагополучных семей, сироты. И даже с детьми из обычных семей, которые прибывают на отдых в ДОЛ «Пионер» у вожатых могут возникать проблемы с организацией дисциплины, привлечения подростков к деятельности в лагере, соблюдения традиций, режима и прочих аспектов, которые определяют систему функционирования ДОЛ.

В связи с этим для вожатых выполнение роли воспитателя во многом становится связано не только с организацией для младших подростков комфортного и интересного пребывания в ДОЛ, но и с организацией нравственного воспитания младших подростков.

Нравственное воспитание в ДОЛ «Пионер» является частью воспитания патриотического. Формирование патриотических качеств и системы ценностей, характерных для патриота, включают в себя и процесс формирования нравственных качеств и повышение роли данных качеств в системе ценностных ориентаций младшего подростка.

Деятельность вожатых в данном направлении происходит за счет использования актуальных педагогических технологий, а также личной творческой активности педагогического коллектива.

Активность вожатых в реализации нравственного воспитания младших подростков также опирается на традиции отряда вожатых, среди которых приоритетную роль играют следующие:

— Традиции организации специальных мероприятий при непосредственном участии вожатых: спектакли, шоу, состязания и пр. Данные традиции показывают все артистические и творческие возможности педагогического коллектива, превращается в праздник единения детей и взрослых.

13 стр., 6255 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

... и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование; опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно - нравственное воспитание младших школьников Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, на ...

— Традиция здорового образа жизни и личного примера. Вожатые принимают активное участие в спортивных соревнованиях, активно используют в работе здоровьеразвивающие технологии, на личном примере демонстрируют образ патриота и высоконравственной личности, которая служит примером для подражания у подростков.

Также необходимо отметить, что во многом воспитательный процесс опирается на специфику смены.

2.2 Опыт организации нравственного воспитания в условиях ДОЛ «Пионер»

Примером реализации принципов нравственного воспитания вожатыми ДОЛ «Пионер» является 4 летняя смена 2014 года. В период смены были проведены мероприятия, приоритетной целью которых являлось сформировать у младших подростков систему нравственных качеств и ценностей, актуальных для современного патриота – россиянина, а также осуществление борьбы с пагубными привычками и профилактика асоциального поведения младших подростков.

В контексте реализации смены и для достижения поставленных задач нравственного в период смены проводились специальные рубрики, праздники, вожатыми были организованы мастер-классы и фестивали. За период смены вожатыми применялись все перечисленные в предыдущей главе технологии нравственного воспитания младшего подростка, которые успешно вписались в комплекс мероприятий.

В частности, в период смены вожатыми был организована рубрика «Технологии». «Технологиям» был посвящен отдельный день. В этот день вся дружина лагеря готовилась к встрече 2-х профессоров — кандидатов химических наук, которые являлись известными изобретателями. Несколькими днями ранее прошла рубрика «Изобретения», все разработки которой были сохранены и редакциям предложили модифицировать их изобретения.

Данное направление было ориентировано не только на реализацию принципов творческой самореализации личности подростка, но также и на формирование понимания важности и значимости осуществления вклада в науку, постановки целей и их достижения, определение значения деятельности в русле науки на благо общества.

Вожатыми также организовывались танцевальные вечера, ориентированные на развитие дружбы и взаимодействия между подростками из разных отрядов и внутри отрядов. Немалую роль играла и самореализация подростков в русле совместной творческой деятельности в процессе подготовки и сотрудничества. В частности, танцевальная программа «Dance battle». Ребята готовили сюжетные, танцевальные номера, которые продемонстрировали всей дружине.

В контексте нравственного воспитания также проводились и патриотически – ориентированные мероприятия. В частности, 22 августа вся страна отмечает день Государственного флага Российской Федерации. Вожатые также не упустили этот момент, поэтому с самого утра по радио «Пионер FM» играла отечественная музыка, а на лицах детей и вожатых был нарисован триколор. В 11.30 состоялась торжественная линейка: гимн, разводка с флагами от вожатых, трогательная песня о России и многое другое.

Коллективная творческая деятельность, как часть нравственного воспитания, происходила при помощи реализации разнообразных творческих проектов. В частности, производства и съемки фильмов. По итогам данной деятельности была организована рубрика «Кино», на которой ребятам нужно было представить ремейки отечественных кинокартин. В результате были сняты ремейки картин «Легенда №17» и др. Выбор тематики определялся также исходя из приоритетов нравственного и патриотического воспитания. Выбирались сюжеты поучительного характера, отражающие систему нравственных ценностей, положительных и отрицательных ценностных ориентиров и результатов их присутствия в жизни человека.

4 стр., 1741 слов

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

... проблеме исследования; наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование; опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников. Глава 1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальных классах. 1.1 Понятия духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности В наше время ...

Одной из составляющих рубрики «Кино» также определялась система допуска на показ в рамках кинофестиваля. Чтобы попасть на него, всем ребятам необходимо было заработать билеты за добрые дела. А самые активные ребята могли заработать VIP-билеты. В результате требовалось максимально проявить свои положительные личностные нравственные качества. Чтобы заработать право на вход подростки выполняли разнообразные поручения вожатых, помогали друг другу, были вежливыми по отношению друг к другу и выражали отрицательное отношение к проявлением негативных сторон личностных характеристик.

В рамках нравственного воспитания вожатыми также была организована рубрика «Мечты». Отряды собрались на летней эстраде, где познакомились с феей. Она предложила им найти ее помощниц и осуществить их мечты. Ребята с легкостью справились с этим заданием и все помощницы феи остались счастливы, проявив свои положительные качества и ориентируясь на сформировавшуюся систему нравственных ценностей.

Днем отряды принимали участие в отрядных делах по ЗОЖ, который также являлся специфическим аспектом формирования нравственных качеств. Здоровые образ жизни предполагает отвергать не только вредные привычки, но и модели поведения, которые вредят здоровью не только физическому, но и духовному, личностному развитию.

В результате за период пребывания на смене младшие подростки получили практику и опыт коллективного взаимодействия и индивидуального самовыражения. Они получили информацию о нравственности и нравственных качествах, роли нравственности для современного общества в целом и для личности в частности.

К окончанию смены даже среди проблемных детей, в том числе детей из неблагоприятной социальной среды, наблюдались значительные улучшения в поведении, наблюдалось их стремление к взаимодействию, активности в стремлении проявить себя в коллективном творчестве. Продемонстрировать свои положительные личностные качества во взаимодействии с другими подростками и педагогическим коллективом.

Заключение

В результате возможно отметить, нравственное воспитание является частью формирования личности. Формирование личностно-ориентированных и личностно-центрированных концепциях обучения и воспитания не дифференцируется инстинктивность и разумность человеческой сущности. Духовно-нравственная направленность здесь не выходит за рамки культурологических традиций. Таким образом, духовность сводима к следованию моральным нормам и воспроизводству культуры, а ее смысл зачастую низводится вплоть до узко социальных потребностей.

Возможно отметить, что нравственное воспитание в контексте педагогики рассматривается как важная составляющая формирования личности. При этом, при формировании нравственных качеств дети выступают не только пассивными, но и активными объектами.

Приоритетной важной составляющей для подростка в формировании его нравственных качеств является самооценка так, как подросток автоматически соотносит собственные качества с существующими приоритетными, определяет для себя их необходимость в восприятии и включении в свою систему ценностей. Помимо семьи принятие системы ценностей и определенных нравственных качеств может стать результатом воздействия группы и желания со стороны подростка влиться в нее, стать в группе своим и удовлетворить потребность в общении.

41 стр., 20055 слов

Формирование нравственных качеств у младших школьников

... малым жанрам русского фольклора. 4. Осуществление опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно – нравственное воспитание младших школьников. В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза : если педагог включает в ...

Для подростка наиболее важным становится усвоение нравственных составляющих не только семьи, но и окружающего социума так, как он постепенно начинает переходить во взрослую самостоятельную жизнь. Исходя из этого приоритетное значение приобретают технологии нравственного воспитания, которые могут быть использованы в школе или учреждениях дополнительного образования и досуга. Среди них возможно отметить следующие:

1. Технология создания благоприятной среды.

2. Технология учебной деятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sozdanie-vospitatelnoy-sredyi-otryadnogo-vojatogo/

1. Арефьев И. П. Духовно — нравственное воспитание: нерешенные вопросы /И. П.Арефьев//Педагогика. –2012. –N 7. –С. 49-54.

2. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи /А. Багашев //Воспитание школьников. –2008. – N9. – С. 10 — 13.

3. Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных ценностей /Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. –С.37 — 41.

4. Германова Е. А. Духовно — нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания /Е.А. Германова //Воспитание школьников. –2013. –N 7. –С.24-27.

5. Германова Е. А. Стимулирование учащихся к духовному развитию /Е.А.Германова //Воспитание школьников. –2012. –N 3. –С. 27-31.

6. Горбачевская В.А. В ответе за тех, кого приручил /В. А.Горбачевская //Мир библиографии. –2013. –N 5. –С. 18-21.

7. Грачева Е. В. Кафедра профессора Степанова Е. Н. Формы и способы гражданско — патриотического и духовно-нравственного воспитания. Лекция N 11. Правовая дискуссионная игра «Если…» по теме «Правовые знания и реальный мир» /Е. В. Грачева //Классный руководитель.–2013. –N 1-3.

8. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков //Народное образование. –2010. – 1 . –С. 39-58.

9. Дубинина Н. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина/ Н. Н. Дубинина //Педагогика. –2012. –N 5. –С.122-124.

10. Жолудева С. А. Кафедра профессора Степанова Е. Н. Формы и способы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Лекция No 14. Классный час «Царь, лидер, человек» /С. А.Жолудева //Классный руководитель. — 2013. – N1-2; N 3. – С. 121-124.

11. Зеленина Е. Б. Профессиональная компетентность педагога как условие успешного духовно-нравственного становления одаренного ребенка /Е. Б. Зеленина //Одаренный ребенок. – 2012. –N5. –С. 30- 33.

12. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения /К. Зелинский //Народное образование. –2008. –N1. –С. 213-218.

13. Клепиков В. Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников /В. Н. Клепиков //Педагогика. –2012. –N 3. – С. 59-64.

14. Клепиков В. Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания /В. Н. Клепиков //Воспитание школьников. –2012. –N 8. –С. 3-9.

15. Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. — М.: Просвещение, 2000. – 311с.

13 стр., 6235 слов

Эстетическое воспитание младших школьников

... курсовой работы - выявление путей совершенствования эстетического воспитания. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников. 2.Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 3.Проанализировать условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших ...

16. Кудрина Е. Л. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания /Е.Л.Кудрина //Школьная б-ка. –2012. –N 6-7. –С.85-89.

17. Мартынов К. А. Подходы к оценке духовно-нравственного здоровья современных школьников //Воспитание школьников. –2013. –N8. –С.47-49.

18. Меньших, Е. В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников как предмет научно-педагогического исследования /Е. В. Меньших //Вопросы гуманитарных наук. –2009. –N 2 . –С.210- 216.

19. Михайлова М. Б. Коллективная проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся/М. Б. Михайлова //Начальная школа. –2012. –N 12. –С. 5-6.

20. Пидкасистый П. И. Духовность в системе смысложизненных координат /П.И.Пидкасистый, В.Д.Иванов //Педагогика. –2012. –N 7. –С. 25-35.

21. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» [электоронный ресурс] – режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/

22. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей/ О. Потаповская //Дошкольное воспитание. –2006. –N1. –С. 14-16.

23. Созонов В. П. Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах?/В. П.Созонов //Народное образование. – 2013. – N 4. –С. 237-246.

24. Ульянова И. В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы /И. В. Ульянова //Воспитание школьников. –2011.–N 5. –С. 3-8.

25. Янушкявичене О. Методические приемы духовно-нравственного воспитания подростков /О. Янушкявичене // Народное образование. –2009. -N1. –С.221-226.