Развитие лидерских качеств у старших подростков

Научно - исследовательская работа
Содержание скрыть

Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.

Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется все время за кем-то идти?

Сложилось определенное противоречие:

изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось,

большое внимание в психолого-педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно.

Стремясь найти пути разрешения указанного противоречия, мы выявили проблему исследования – какие методы наиболее эффективны для развития лидерских качеств у старших подростков.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы : «Развитие лидерских качеств у старших подростков»

Цель исследования, Объект исследования

Предмет исследования – лидерские качества у старших подростков .

Гипотеза исследования

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи :

1. Рассмотреть понятие, типы и стили лидерства.

2. Выявить лидеров в ученическом коллективе.

2

3. Проверить эффективность использования занятий по развитию

лидерских качеств.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

15 стр., 7138 слов

Изучение межличностных отношений старших подростков

... межличностных отношений старших подростков» является актуальной для исследования. Цель курсовой работы: изучить межличностные отношения старших подростков в классе. Объектом исследования являются межличностные отношения и общение. Предмет исследования - дети старшего ... сложившаяся структура, четко распределенные обязанности, наличие признанных лидеров, налаженные деловые и личные связи. В группах ...

-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

-Эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Организация и база исследования

Исследование проводилось в 9 – 10 классах.

В результате исследований:

1) Выявлены особенности личностного развития старших подростков.

2) Разработана методическая система развития лидерских качеств.

Представленная методологическая система развития лидерских качеств позволяет более эффективно решать задачу лидерства у старших подростков.

3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, Теоретические основы проблемы развития лидерских качеств у старших школьников

В современной социальной психологии существует три подхода к изучению

лидерства. Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его

статус) или его личностные качества не играют роли совсем?

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.

В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

В 50-х годы «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы

Третья точка зрения—«теория лидерства как функции ситуации» — в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

3 стр., 1263 слов

Лидерство в группе

... общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Лидерство - ...

Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты,

4

с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика

лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова) Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

В пределах одного школьного класса всегда можно выделить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.).

Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера —психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер — тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели.

В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

Есть и другое понимание лидера.

5

2.1 Понятие, типы и стили лидерства

Лидер — человек, имеющий высокий авторитет сред коллег, друзей, товарищей и других в силах своих личностных, духовных, организаторских, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей.

А лидерство — это способность влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.

Типы лидерства

формальным

15 стр., 7012 слов

Лидер и лидерство

... качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). ... и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую ...

созидателем

социальным

По сфере деятельности лидер может быть деловым , решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным , действующим в основном в сфере межличностного общения.

универсальным

вдохновителем

Стили лидерства

А.Н.Лутошкин выделил четыре основных стиля лидерства:

6

«Разящие стрелы».

«Плывущий плот».

«Снующий челнок».

«Возвращающийся бумеранг».

7

2.2 Особенности личностного развития старших школьников

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Мы предлагаем рассмотреть некоторые особенности личностного развития лидеров среди старших школьников:

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

  • Ум или интеллектуальные способности

  • Господство или преобладание над другими

  • Уверенность в себе

  • Активность и энергичность

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые.

Лидер должен обладать следующими качествами:

Компетентность –, Ответственность -, Активность, Инициативность, Общительность, Сообразительность, Настойчивость, Самообладание, Способность управлять собой

своё время и энергию, умение преодолевать трудности.

Работоспособность, Творческий подход к деятельности

8

Наблюдательность, Самостоятельность, Организованность, Воспитанность

Но и эти качества не явились гарантом лидерства.

9

2.3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников

Возникает вопрос: «Как стать лидером?»

Мы провели исследовательскую работу по выявлению лидерских качеств у старших подростков. Наблюдения проходили на протяжении 2 – х лет: 9-10 классы – 50 участников исследования.

В сентябре 2013 года было проведено тестирование по определению лидерских качеств «Способен ли ты быть лидером?» (Приложение № 1)

Результаты следующие:

67 стр., 33286 слов

Развитие физических качеств старших дошкольников с общим недоразвитием ...

... организма у детей с общим недоразвитием речи и изучение приемов и методов активизации речевой и двигательной деятельности этих детей на занятиях адаптивной физической культуры. Объект ... и составлено с учетом программы воспитания и обучения в детском саду. Преимуществом данной коррекционной программы является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста ...

55% — качества лидера выражены слабо

30%-качества лидера выражены средне

15% — качества лидера выражены сильно

В течение двух лет проводился поиск

10

2.4 Методологическая система, позволяющая развить лидерские качества старших подростков

Я, как и мои сверстники, приняла участие в работе учебно – образовательной программы «Достижени – Я», направленной на развитие способностей, на личностный рост. Как итог — личные и коллективные результаты.

развитие творческого и лидерского потенциала;

  • Желание стать активным организатором программы среди сверстников;

  • Расширение представлений о собственных жизненных достижениях.

  • Сплочение и рост коллектива;

  • Изменение уровня отношения друг к другу.

Методы , используемые в программе: диалог, анализ социальных ситуаций, рефлексия, оценка конструктивного взаимодействия, сравнение и выбор.

Формы реализации программы: тренинги, обучающие занятия, ведущими которых постепенно становились старшие подростки, имеющие опыт общественной деятельности и способные организовать конструктивное общение со сверстниками.

Программа выстроена как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, которые являлись отправной точкой рассматриваемой проблемы. Этапы движения по программе связаны с приобретением способностей, ориентированных на личностный рост каждого участника:

  • Представлять себя со стороны

  • Понимать мир, в котором живёшь

  • Знакомиться с другими реальностями

  • Смотреть на различия положительно

  • Способствовать развитию позитивных отношений, ценностей и поведения.

Велика оказалась роль тренингов в формировании лидерских качеств. Тренинг – это процесс получения знаний, умений и навыков(тренировка).

Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренингу присущи функции:

  • Обучающая – развитие ЗУН: запоминания, произвольного внимания, восприятия информации;

    6 стр., 2763 слов

    Личностные особенности лидера

    ... специально, т. е. каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. Концепция лидерских качеств рассматривает лидеров как особых людей с врожденным набором определенных черт характера, которые присущи только ... Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить наличие лидеров группы ГПС 411. И проанализировать их личностные особенности. 1.1. Понятие и сущность лидерства Лидерство - это ...

  • Развлекательная – создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение;

11

Тренинг предполагает работу в малых группах, парное взаимодействие, микрогруппах. Он предназначен для того, чтобы не только развивать активность и инициативность, но и вооружить знаниями, умениями, навыками, делающими социальную активность осмысленной, целенаправленной, эффективной и полезной.

Тренинги условно делятся на 4 группы:

  • Тренинги по самоорганизации: позволяют участнику эффективно распоряжаться своими ресурсами – временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

  • Командные тренинги: обучают эффективному координированиию своих действий с деятельностью сверстников, позитивному восприятию руководства собой, противодействию манипулированию собой.

  • Тренинги по управлению командой: обучение эффективной мотивации других, технологиям лидерства и социального управления.

  • Тренинги по взаимодействию с окружающим миром: позитивная психологическая установка по отношению к своим близким, сверстникам.

Оказалось, что в результате проведения специальных упражнений – тренингов (Приложение № 2 – пример тренинга) и другого вида деятельности, у большего числа подростков произошло развитие лидерских качеств.

12

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1 Выводы

В январе 2015 года проведено

Результаты следующие:

25%-качества лидера выражены слабо

50%-качества лидера выражены средне

25%-качества лидера выражены сильно

Если результат исследования показать диаграммой, то увидим рост лидерских качеств у старших подростков.

Каждый участник программы достиг определённых

В результате исследования мы подтвердили гипотезу:

уровень развития лидерских качеств у старших школьников можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс занятий, направленных на развитие личностных характеристик лидеров.

Работа имеет практическую направленность, может быть применена для работы с активом классов и школьным самоуправлением.

Работа не завершена, так как требует дальнейшего исследования и включения в программу новых форм деятельности по развитию лидерских качеств.

13

3.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/nauchno/razvitie-liderskih-kachestv/

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В.Г.Асеев — М.:Мысль,1976.

    6 стр., 2528 слов

    Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека ...

    ... механизмом, определяющим развитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы тела развиты не в одинаковой ... преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства ...

  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 1968.

  3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности[Текст] /П.Вайнцвайг. –М.:Прогресс, 1990.

  4. Волохов А.В., Фришман И.И. По ступенькам лидерства. В помощь организатору детского движения. Омск, 2008 г.

  5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 1991.

  6. Дунаев, В.Ю. Общение и личность[Текст] /В.Ю.Дунаев. – М.:Просвещение, 1996.

  7. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! [Текст] /Е.Коротаева. – М.: КСП, 1997.

  8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., «Просвещение», 1978 г.

  9. Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека[Текст] /М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1978.

  10. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. Москва, АРКТИ, 2007 г.

  11. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера. Цикл учебно – развивающих занятий для старшеклассников. Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2008 г.

  12. Интернет — ресурсы

14

Приложение № 1

Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”

Инструкция:

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

  2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?

  3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?

  4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?

  5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

  6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

    8 стр., 3678 слов

    Какие качества присущи доброму человеку – Какими качествами обладает ...

    ... они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста . Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной. Характер человека – это ...

  7. Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?

  8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?

  9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

  10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

  11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

  12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

  13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

  14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

  15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

  16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

  2. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

  3. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

  4. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

15

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

  1. Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?

    41 стр., 20058 слов

    Формирование нравственных качеств у младших школьников

    ... Сущность нравственного воспитания младших школьников. По определению Газман О. С., «Воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к миру ...

  2. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

  3. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

  4. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

  2. Уважаете ли Вы дисциплину?

  3. Кто из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

  2. Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы с утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?, Оценка результатов тестирования:, Интерпретация:

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов , то качества лидера выражены слабо .

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов , то качества лидера выражены средне .

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов , то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40 баллов , то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Приложение № 2

Тренинги по формированию социальной активности и лидерских качеств.

ЛИЧНОСТНЫЙ рост: слагаемые успеха

У кого в жизни есть «зачем», тот может

вынести почти любое «как»

Ф.Ницше

Тренинг включает 5 занятий; продолжительность каждого – 1 час.

Занятие 1.

Цель: знакомство с группой; определение основных направлений работы над собой.

Упражнение 1.

Краткое описание: выбор участником тренингового имени; оформление своей визитки и представление группе.

Упражнение 2.

Краткое описание: ведущий просит игроков поменяться местами по определённому принципу, например, всех, у кого есть часы(и так далее).

Тот, кто не успел вовремя занять место, становится ведущим.

Упражнение 3.

Краткое описание: ведущий просит встать определённое число игроков. Ждёт, когда их будет столько, сколько он сказал.

По итогам игры определяется староста группы – тот участник, который оказывался стоящим наибольшее число раз, и при этом не проявлял чрезмерного упрямства. Этот участник и назначается старостой группы.

Упражнение 4 «Имя – импульс», Краткое описание:

В процессе игры выявляются качества участников группы: упрямство, уступчивость. Равнодушие, лидерские качества и др.

Упражнение 5, Краткое описание:, Домашнее задание:

Вывод по занятию и первое слагаемое успеха: «Узнать себя и определить, чего я хочу».

Рефлексия