Но работает социальный педагог не только в школе. Для оказания помощи семьям организованы различные
работу с родителями
Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном
К «группе риска» относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу.
Классификация социально педагогических технологий может осуществляться по различным основаниям, по виду деятельности, по характеру решаемых задач. по уровню и сферам применения, по объекту.
Классификация по виду деятельности
Социальная диагностика-это
Социальная реабилитация-это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
Социальное обеспечение-это
Социальная терапия — это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений
Социальное консультирование-
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему
... руку, за волосы, буксируйте к берегу. На берегу необходимо оказать доврачебную помощь, ликвидировать кислородную недостаточность, применять реанимационные меры. ПОМНИТЕ! Нарушение правил безопасного поведения на воде - это главная причина гибели людей ...
Социальная адаптация-это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
Социальный контроль-это
Социальная профилактика-это
Социальная опека-это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан [18].
Одна из форм работы с семьей — социальный патронаж,
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов : принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
— диагностические: ознакомление с условиями
— контрольные: оценка состояния семьи и
— адаптационно — реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
консультационные беседы
приемы консультирования
групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.
Социально — психологический тренинг
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в
- социально — педагогический мониторинг семьи
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Мониторинг социальных процессов
... 1. Социальный мониторинг как функция управления Социальный мониторинг -- научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных ... глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических и научно-технических тенденциях. мониторинг социальный управленческий Мониторинг появился в технических системах управления ...
Сущность социально — педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д. ).[21]
Рассмотрим некоторые методики социально-педагогической работы с семьей более подробно.
Методика диагностики семьи
Социально-педагогический мониторинг семьи –
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического
Важную роль в осуществлении социально-
Поскольку семья- это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Брачная подсистема (муж-жена)
С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой – это фактор, который в дальнейшем будет играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.
Данная подсистема – одна из наиболее сложных для изучения, она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может служить источником предвзятой, искаженной информации).
Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией к практическому (школьному) психологу.
Родительская подсистема (мать-отец).
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка.
Цели и задачи социально-гигиенического мониторинга
... другой - взаимной согласованностью входящих в него элементов - подсистем. Ведение социально-гигиенического мониторинга проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации ... развитие (система предусматривает возможность дальнейшего функционального развития), реалистичность (социально-гигиенического мониторинга создается с учетом сложившихся потоков регламентированной информации с ...
Подсистема «братья — сестры».
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательное распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
Для изучения системы отношений и
Подсистема «родители — дети».
Взаимодействие и отношение ребенка с родителями – один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребенка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).