Мониторинг социальных процессов

Контрольная работа

Социальный мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) — это технология наблюдения и анализа изменений социального объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в т Объективные предпосылки и возможности проведения мониторинга заключаются в органическом единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, усиливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др. Мониторинг — технология управления, отличающаяся повышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифицированных специалистов, способных к теоретическому переосмыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических и научно-технических тенденциях. мониторинг социальный управленческий

Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.

Мониторинг в настоящее время может быть представлен как: специфическая технология управления; способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также организации; фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности.

1. Социальный мониторинг как функция управления

Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.

16 стр., 7519 слов

Методы сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов

... между различными социальными группами и отдельными людьми и т. д. 1.1 Контент-анализ как метод исследования Для сбора географической, экономической, демографической, исторической, культурной информации, данных о политической ситуации не обойтись без анализа различных ...

Социальный мониторинг — достаточно новая форма научно-практической активности, цель которой состоит в получении и обработке информации о состоянии системы и тенденциях ее развития. Эта цель достигается посредством использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную форму «мониторинговые индикаторы», формирующуюся по критериям комплексности, интегративности отражения результирующего состояния основных причинных взаимодействий в их количественных и качественных взаимосвязях. Однако в последнее время она стала чрезвычайно популярной и активно используется для изучения общественного мнения, уровня жизни населения, социально-политической ситуации в регионах. Это объясняется потребностями общественной практики, характеризующейся динамикой общественных перемен, а следовательно, неэффективностью разовых исследований, а также его организационными преимуществами, связанными с возможностью комплексной и однозначной интерпретации параметров изучаемого процесса или явления, доступных измерению и обработке.

В настоящее время понятие «социальный мониторинг» трактуется по-разному в зависимости от различного видения его сущности: экологический, экономический, социологический, психологический. В научной литературе сделаны первые попытки осмыслить методологические и методические основы данного способа организации социальных исследований.

Однако пока еще нет такой работы, которая дала бы целостное представление о социологическом мониторинге, тем более раскрыла бы его специфику, связанную с социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Социальная сфера общества представляет собой сложную систему, в которой в значительной степени присутствуют элементы непредсказуемости, неопределенности, связанные с корреляционной, вариативной зависимостью следствия от причины, включением в социальные взаимодействия мыслительной деятельности индивидов. Все это определяет характер ее развития как вероятностный.

Важной предпосылкой создания социального мониторинга стало всестороннее изучение социальной сферы. Увеличение степени ее изученности позволяет с большей точностью сформировать группы показателей, образующих в своей сущности единый смысловой ряд и характеризующих специфику социального воспроизводства и его динамику. А значит, получать более точную информацию о состоянии объекта наблюдения, с максимальной точностью оценивать вероятность наступления возможных тенденций и явлений в итоге более эффективно воздействовать на социальную сферу с целью повышения или понижения вероятности наступления конкретных событий, тех или других направлений развития.

Мониторинг социальной сферы выступает как особая информационная технология, позволяющая получать информацию о социальном воспроизводстве населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.

В концептуальном плане он отражает все многообразие процессов и явлений, протекающих в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода к анализу социальной безопасности населения. Он открывает возможности прогнозирования тенденций развития социальных отношений и процессов в обществе или регионе, разработки на этой основе научно обоснованных программ социального развития, социальной защиты населения и повышения потенциала социальной сферы. Это представляется сегодня значимым, поскольку в условиях системного кризиса с еще большей силой возникает потребность в этой деятельности.

3 стр., 1129 слов

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ...

... обращения: 25.05.2018) 7. О создании территории опережающего социально экономического развития «Надвоицы». Постановление Правительства Российской ... территорий опережающего развития // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1 — С. 123-128. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1884/ (Дата обращения: 17.05.2018). 39. Черкасов И.Л., Территории опережающего социальноэкономического развития ...

2. Сущность и принципы социального мониторинга

Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.

Объекты социального мониторинга

Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.

Основные принципы мониторинга:

§ полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;

  • § сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
  • § сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.

информацию для анализа

Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.

В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.

Социальный мониторинг позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях.

Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.

Систематическое наблюдение

При организации социального мониторинга можно ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных объектов.

Показатели объединяются в следующие подсистемы (блоки):

  • § государственное управление;
  • § расходы на социальные нужды;
  • § политическая статистика;
  • § население и социальная стратификация;
  • § социальная инфраструктура;
  • § образ жизни.

Таким образом, объектом социального мониторинга являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности.

3. Социологические исследования как источник получения управленческой информации

Методикой социологического исследования называют тактику

исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др.

Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ).

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования могут предоставить широкую базу данных ... относят организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... своих менеджеров в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система представляет ...

Можно выделить методологические, методические и организационно- технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе…

Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Методический раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.

В двадцать первом веке человечество сформировалось в высокоразвитое, интеллектуальное общество, в котором превосходно развиты различные социальные структуры. Но, как и раньше, перед ним продолжают возникать всевозможные проблемы. Например, потребность оценить мнение общественности относительно какого-либо продукта или услуги. Появляется резонный вопрос, каким образом это сделать? Для рациональной реализации данной задачи нужно хорошо понимать саму суть проблемы, ее причины. Для этого и существуют социологические исследования.

Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов : подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов.

Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования . Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления.

4. Показатели и индикаторы социального мониторинга

Общесоциальные индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др.

В качестве пороговых мониторинговых индикаторов используются также данные о генетических изменениях (увеличение на 1-3% ежегодно врожденных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов продуктов.

24 стр., 11821 слов

Проблемы социальной защиты населения (на примере Управления социальной ...

... практическая значимость исследования, дана характеристика структуры дипломной работы. В первой главе представлены теоретические основы социальной защиты населения: рассмотрено понятие и факторы, обуславливающие необходимость социальной защиты населения; рассмотрены этапы формирования и модели системы социальной защиты; представлен ...

Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.

Перспективным является использование индекса развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.

Относительно широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно — и по набору товаров, услуг, и по стоимости.

Мониторинг данного вида позволяет количественно оценивать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.

Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.

В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.

Специфическими объектами мониторинга в регионах являются:

  • демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
  • состояние воздушного и водного бассейнов;
  • качество питьевой воды;
  • радиационное загрязнение;
  • транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.

Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:

  • экономическая динамика в целом;
  • устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;
  • криминализация экономических структур;
  • изменение трудовой мотивации населения;
  • движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;
  • состояние технологического потенциала и др.

5. Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов

Необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни населения и его основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.

76 стр., 37990 слов

Прогнозирование и планирование развития социальной сферы РФ (на ...

... также требуемого уровня доходов и защищенности населения. Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих ...

Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.

Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:

  • здоровье населения;
  • уровень жизни населения;
  • образ жизни населения;
  • социально-экономический потенциал территории и т. д.

Информационной основой социально-экономического мониторинга территории могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно — эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.

Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.

Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.

Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.

Социальный мониторинг — инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике.

В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических

проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них:

10 стр., 4709 слов

Когнитивные технологии в теории и практике управления территорией

... когнитивные технологии в теории и практике управления территорией (муниципальным образованием). Задачи курсовой работы: изучить понятие, дать характеристику современных технологий управления ; определить роль знаний в механизме социального управления; расмотреть возникновение и сущность когнитивного управления ...

1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)

2.Всероссийское панельное исследование

3.Бюджетное исследование Госкомстата

4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития

5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)

Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России.

Заключение

Предметное поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая совокупность социальных отношений определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.

Можно выделить пять основных функций социального мониторинга:

диагностическую, прогностическую, проективную, планирования, просветительскую.

Социальный мониторинг обеспечивает оперативное, повторяемое и регулярное получение актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдения о жизнедеятельности различных социальных субъектов, о состоянии социальной сферы общества, региона, а также дает возможность систематически наращивать и интегрировать исходные данные. Такой спектр социальной информации позволяет адекватно воспроизвести динамику социальной жизни населения, дать конкретные предложения и рекомендации, принять верное административное и управленческое решение. Он обеспечивает высокий уровень оперативности анализа процесса социального воспроизводства, предвидения и прогноза при небольших расходах материальных и интеллектуальных ресурсов.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sotsialnyiy-monitoring/

1. Удальцова М.В. Социология управления: учебное пособие. — М.: ИНФРА+М, 2000.

2. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2007.

3. Ильин Г.И. Социология и психология управления: учебное пособие / под ред. Г.С. Колесникова. — М.: Академия, 2010.

4. Клементьев Д.С. Социология управления: учебное пособие / под ред. д.ф.н., профессора Д.С. Клементьева. — М.: Изд+во МГУ, 2010.

5. ЭСМ. Экономика. Социология. Менеджмент: — http://ecsocman.hse.ru.