Социальная защита детей в условиях дошкольного образовательного образования

Курсовая работа

Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.

В таких условиях активизируется, прежде всего, защитная функция семьи — функция материальной защиты. И эту функцию при росте потребностей современной семье выполнять становится все труднее. При этом уходит на второй план или исчезает совсем, главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. В ситуации смещение детей в системе ценностей родителей происходит деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации. В дошкольном возрасте у детей из неблагополучных семей появляются эмоциональные и поведенческие расстройства [42].

В таких современных условиях дошкольным учреждениям (ДОУ) приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди — родители.

В современных условиях возникло серьезное противоречие между необходимостью работы с дошкольниками из неблагополучных семей, и невозможностью педагогами детского сада ее осуществлять. Как правило, в ДОУ решением данной проблемы занимаются практические психологи, если таковые имеются, но их деятельность является координирующей и не позволяет решить ее полностью.

Перед воспитателем дошкольного учреждения (ДОУ) стоит задача разработать и использовать в воспитательной деятельности технологии социальной работы — технологии включения детей в систему полноценных детско-взрослых отношений, которые позволят нейтрализовать негативные переживания ребенка, а так же, оказать содействие семье в преодолении собственных трудностей [20].

В современных дошкольных учреждениях данный процесс носит зачастую чисто формальный характер и не предусматривает специальной целенаправленной работы непосредственно с неблагополучной семьей. Основная часть работы возлагается на воспитателя, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, может использовать в этом процессе воспитательное воздействие социума — общества сверстников. Отсутствует в ДОУ и должность специалиста по социальной работе.

13 стр., 6150 слов

Песенно-игровые формы фольклора в практике работы с детьми в ...

... фольклор», который демонстрируют современные исследования, посвященные аналогичной проблематике. Традиции патриархальной старины сказались не только на хозяйственном и бытовом укладе земледельцев, но и на их культуре и фольклоре. В ... - обрядах и обычаях, сфере общения, в процессе социализации детей, в технологических процессах (трудовые приемы и навыки), в организации отдыха (включая игры и ...

Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как: Ю.П. Азаров, М.А. Галагузова, Е. Григорьева, Т.А. Маркова, A.C. Спиваковская, Т.И. Шульга. неблагополучный семья социализация воспитатель

Объект выпускной квалификационной (дипломной) работы — социальная защиты в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми из неблагополучных семей.

Предмет квалификационной (дипломной) работы — технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей.

Цель квалификационной (дипломной) работы — выявить технологии социальной защиты в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей и дать рекомендации по их совершенствованию.

Задачи квалификационной (дипломной) работы —

с раскрыть теоретические аспекты социальной защиты с детьми из неблагополучных семей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

  • с проанализировать опыт социальной защиты муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 403(МБДОУ №403) с детьми из неблагополучных семей;
  • с дать рекомендации воспитателям дошкольного образовательного учреждения к работе с детьми из неблагополучных семьей.

Методы исследования определяются целью и задачами решаемой проблемы. Для решения задач использован следующий комплекс методов исследования: экстраполяции, изучение и обобщение опыта ДОУ.

Гипотеза выпускной квалификационной (дипломной) работы — деятельность социального работника, реализуемая в дошкольном образовательном учреждении, объектом которой является ребенок из неблагополучной семьи, будет успешна, если оптимизировать процесс социализации ребенка из неблагополучной семьи и гуманизировать среду через изменение отношения к ребенку со стороны родителей.

Модель такой деятельности включает следующие компоненты: целеполагающий, реализующийся в социально-экономической поддержке, психолого-педагогической коррекции, социально-правовой защите; функциональный, предусматривающий выполнение диагностической, реабилитационной, правозащитной, профилактической, координационной функций; содержательный, отраженный в нормативном, программно-методическом и технологическом обеспечении [22].

Структура выпускной (дипломной) работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Во введении дается актуальность дипломной работы, степень научной разработанности проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, краткое содержание работы.

В первой главе «Теоретические аспекты социальной работы с детьми из неблагополучных семей в условиях дошкольного образовательного учреждения» раскрыты проблемы неблагополучных семей, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, технологии социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей

14 стр., 6629 слов

Сущность и особенности социально-психологических программ по ...

... Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями 1.1.Проблема неблагополучных семей в современной психолого-педагогической литературе Неблагополучная семья — это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно ...

Во второй главе «Опыт социальной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 403 (МБДОУ №403) с детьми из неблагополучных семей» проанализированы технологии социальной работы с детьми из неблагополучной семьи, применяемые в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ №403, даны рекомендации воспитателям дошкольного образовательного учреждения к работе с детьми из неблагополучных семьей.

В заключении даны основные понятия, общие выводы по работе, рекомендации по улучшению качества социальной защиты семьи, материнства и детства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 ПРОБЛЕМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, ПРИВОДЯЩИЕ К ОСЛАБЛЕНИЮ РОЛИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов [13].

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной [29].

Молодеет возраст родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, если еще пять лет назад лишали родителей родительских прав в отношении детей, возраст которых достигал 10 лет и более, то в последние годы из общего количества лишенных родителей родительских прав составляют 1/3 часть матерей, дети которых дошкольного возраста.

За последние 5 лет количество семей группы социального риска увеличились почти на 15 %. Число одиноких матерей вырос, в ДОУ их составляет 3,3 %. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.

Традиционно, главным институтом воспитания считалась и считается семья. Именно в семье закладываются основы личности гражданина. Возможность семьи как социального института обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и, по мнению многих ученых, по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, именно в семье ребенок получает азы социального развития [19].

14 стр., 6957 слов

Воспитание и дрессировка щенка

... усвоения навыков и формирует у щенка приемлемый для вас и членов вашей семьи стиль поведения при ... его с рук, позволяйте знакомиться с некрупными и неагрессивными собаками. Играйте с ним, осваивайте пространство. Процесс воспитания не заменяет дрессировку, он только создает базу для успешного ...

Семья постоянно находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и силу внутренних процессов своего развития. В настоящее время семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, соответственно изменяется и положение детей в семье.

В качестве одной из причин такого рода изменений ученые отмечают тот факт, что семья особо чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например, безработице, росту цен, слабой социальной защищенности семьи и др. Так, по данным Госкомстата, порядка 63 % семей имеют доходы ниже среднего уровня, и эти цифры постоянно имеют тенденцию к росту [19].

Следствием этого явления становится возникновение новых нетипичных проблем воспитательного характера, связанных с различными материальными и психологическими трудностями, переживаемыми семьей.

В условиях социально-экономических перемен, происходящих в нашей стране, особую озабоченность вызывает социальное здоровье семьи и общества в целом: падает престиж семьи, стали массовыми разводы, социальное сиротства, стремительно увеличивается число правонарушений среди детей и подростков. Бичом общества стало пьянство в семье. Отмечены негативные тенденции, сопровождаемые снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в процессе социализации детей. Семейные отношения и семейное воспитание в свою очередь переживают кризис. Все это свидетельствует о том, что не всегда семья может выступать в качестве гаранта полноценного воспитания будущего члена общества [49].

Современные ученые, отмечая кризисное состояние современной семьи, выделяют основные симптомы ее «болезни». К ним относятся: невротизация детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность и другие. Из этого следует, что одними материальными затруднениями кризис российской семьи не исчерпывается. Более серьезным, по нашему мнению, является отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей родителей.

Сегодня в России можно говорить об особой категории семьи — неблагополучной или «проблемной» семье, которая в последнее время стала серьезной социально-педагогической проблемой, к которой обращено пристальное внимание педагогов, психологов и социальных работников. Неблагополучные семья — это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно [30].

Неблагополучная семья — это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [36].

Неблагополучная семья — это семья, где имеются явные дефекты воспитания и серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях. Основная их масса возникает по причине невозможности некоторых семей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, существовать в условиях слабой защищенности и материальных трудностей. В неблагополучной семье недостаточно реализуется или не реализуется вообще одна из основных функций семьи — воспитательная, которая способствует полноценному развитию будущих членов общества.

13 стр., 6247 слов

Дети растущие в неполных семьях

... важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется». Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном ...

Воспитательная функция реализуется на 3-х уровнях: бессознательно-транслирующем (средства проживания, традиции, условия); на уровне общения система взаимоотношений, ограничения, оценка), непосредственно-воспитательном (методы воспитания, целенаправленное педагогическое воздействие).

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [10].

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

«На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов [41].

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно [35], в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [22].

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [39].

7 стр., 3117 слов

Насилие над детьми в семье

... в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании . Насилие над детьми в семье Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, ... под агрессией понимается социально адресованная активность, направленная на ... в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами . Мужчина проявляет особую склонность к занятию доминирующего положения в семье в ...

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • с социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • с медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • с социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • с социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • с психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • с криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры) [21].

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Также сюда относятся дети с низким уровнем развития [25].

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка.

Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов) [37]

Дадим классификацию современной семьи, где в основе данной классификации — наличие или отсутствие явных дефектов воспитания, нарушение воспитательной функции. Мы выделяем следующие типы семей: благополучные, мнимо-благополучные, хронически-неблагополучные, временно-неблагополучные и относительно-неблагополучные.

Каждый из названных неблагополучных типов семей имеет свои характерологические особенности и оказывает специфическое влияние на личность воспитывающегося в ней ребенка. Следует отметить, что сейчас достаточно распространенной является временно-неблагополучная семья, неблагополучие в которой обусловлено какими-либо временными жизненными обстоятельствами (временной безработицей одного из членов семьи, болезнью кого-то из родителей или самого ребенка, тяжелыми жилищными условиями и др.).

Особенностью такой семьи является то, что при разрешении проблем она может достаточно легко перейти в категорию благополучных. Наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержены большинство современных семей, являются не затруднения материального порядка, а проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка [14].

4 стр., 1662 слов

Правовой статус ребенка в семье

... что правовое положение в семье ребенка, определяется с точки зрения интересов ребенка, а не родителей. Однако интересы родителей при этом не могут игнорироваться или безоговорочно приноситься в жертву интересам детей. Все права ребенка закреплены в ...

Среди них: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Все это приводит к ослаблению и утрате семьей воспитательной функции и рост потенциала негативного влияния на личностное развитие дошкольника, стимулирует его деструктивное поведение, деформируя процесс его личностного развития [17].

В современных условиях возник новый социально-педагогический и психологический феномен — социально и педагогически запущенный ребенок дошкольного возраста — «трудный дошкольник», с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах, с различного рода отклонениями в психическом развитии, с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс.

1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеетправо на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей [1].

Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Семья — это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родители обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития [7].

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям.

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей [11].

Специалистами проводится определенная работа по управлению деятельностью по охране прав несовершеннолетних. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема нарушения прав детей.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей — одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

16 стр., 7541 слов

Дети «группы риска» как социально-педагогическая проблема

... как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). ... дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ...

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении [25].

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», — констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

с 1924 год — в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

с 1948 год — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

с 1959 год — Декларация прав ребенка.

с 1989 год — Конвенция о правах ребенка.

с 1990 год — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ — Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека [2].

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам [4].

Реализация прав ребенка включает:

с защиту его от всех форм жестокого обращения,

с права на охрану здоровья,

с защиту его права на образование,

с права на игру,

с права на сохранение своей индивидуальности.

Причина нарушения прав ребенка не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада определили задачу создания системы работы по защите прав ребенка в саду как приоритетную [2].

Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство. Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

15 стр., 7058 слов

Волонтерство в социальной работе : Особенности социально психологической ...

... работа: теория и практика;200 ― 201с.] Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей: социальная помощь (предоставления старым людям ...

с Декларация о правах ребёнка (1923 г.)

с Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

с Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

с Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

Семейный кодекс РФ (1996 г.) — оговаривает, что родители не в праве причинить вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию [7].

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми — инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того, государством принят ряд нормативных правовых документов (президентская программа «Дети России» (2001 г.) [15].

В соответствии с Законом “Об образовании” и Типовым положением о ДОУ, в Уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка [14].

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с выявления неблагополучных детей.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

1.3 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди — родители.

Права детей дошкольного возраста в детском саду и семье зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до 90-х годов XX века охват детей дошкольным образованием составлял 70%, то в настоящее время он снизился до 50%, и дети всё чаще остаются без надзора. В результате у большинства родителей вызывают отчаяние те или иные проявления в поведении ребёнка. Не зная как вести себя в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности [26].

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о ДОУ, в Уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с выявления неблагополучных детей.

Задача современной дошкольной педагогики — выработать четкое положение о прямой зависимости отклонений в личностном развитии ребенка от условий воспитания в семье или отсутствия таковых и, изучив социально-психологические особенности различных типов неблагополучных семей мнимо-благополучные, хронически-неблагополучные, временно-неблагополучные и относительно-неблагополучные), выработать стратегию и тактику педагогической работы с нею [31].

Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей должны, в первую очередь, быть направлены на нейтрализацию негативного влияния неблагополучной семьи.

Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей [29].

Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение индивидуально-психологических особенностей трудного ребенка и условий семейного воспитания; постоянный контроль за эмоциональным состоянием и поведением каждого воспитанника и актуализацией им своего социального опыта, демонстрируемого в группе; систематическая работа и методическое обеспечение процесса нейтрализации; создание доброжелательной интеллектуально-эмоциональной, трудовой и бытовой атмосферы в группе; организация совместной продуктивной деятельности и детского сотрудничества. Процесс нейтрализации осуществляется параллельно в трех направлениях: работа с ребенком, с родителями и с педагогами [32].

Одним из условий эффективной работы с неблагополучной семьей и детьми, воспитывающимися в ней, является система подготовки будущих воспитателей к этому роду социально-педагогической деятельности, которая включает: изучение правовых основ семейного воспитания, особенности воспитания в различных по типу семьях, изучение технологии работы с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Своевременная подготовка в рамках профессионального образования выступает в качестве важного фактора результативности процесса нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи [37].

Центральными понятиями нашего исследования являются понятия:

1. «Нейтрализация влияния неблагополучной семьи на ребенка», под которым мы понимаем комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических воздействий, направленных, с одной стороны, на предупреждение, преодоление, изменение негативных или «безразличных» отношений в неблагополучной семье к проблемам жизни, образования и воспитания детей дошкольного возраста и, с другой стороны, ориентированных на педагогическое обеспечение позитивной социализации, инкультурации и социальной адаптации детей из таких семей и их личностного развития [11].

2. «Неблагополучная семья» — семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного уклада; постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей; где проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям [14].

3. . «Трудный дошкольник» — ребенок с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах; с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс [28].

Цель социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве [43].

Социальный работник выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный работник по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана) . Социальный работник не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [22].

Объектом воздействия социального работника могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального работника с семьей включает три основных составляющих социально — педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным работником, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально — педагогической помощи включает в себя два компонента: социально — психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса [36].

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др [44].

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный работник при работе с семьей выступает в трех основных ролях: советник, консультант и защитник.

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [39].

Деятельность работника с семьей протекает по трем направлениям:

1. образовательному,

2. психологическому,

3. посредническому.

Рассмотрим названные направления деятельности.

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции работника направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга [38].

В настоящее время необходимо определить наиболее эффективные формы социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей.

Одна из форм работы социального работника с ребенком, естественно, и с семьей — социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь [48].

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

1. диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

2. контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

3. адаптационно — реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи [47].

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального работника, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач [26].

Социальный работник, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини — тренинги и пр. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.

Социально — психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей [23].

Еще одна форма работы социального работника с семьей — социально — педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально — педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально — педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) [23].

Важную роль в осуществлении социально — педагогического мониторинга играет умение социального работника систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья — это сложная система, социальный работник принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская подсистема (мать — отец).

Социальный работник концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать — дети, отец — дети, стиль родительского отношения [42].

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья — сестры». Социальный работник концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями — сестрами.

Отношения между детьми в семье — незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых [36].

Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители — дети». Социальный работник стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.

Социально — педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии [18].

Технологии работы социального работника с неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью,

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи,

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни,

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод,

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций,

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи,

7 этап: составление карты семьи,

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.),

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей,

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи,

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

При координационно — организационной помощи со стороны социального работника, на основании алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ, нами была предложена программа «Социально — педагогическая помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья — ребенок» [34].

Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.

В практике ДОУ возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального работника.

В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

В программе описаны возможные виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:

  • образовательная, которая заключается в предотвращение возникаю-щих семейных проблем и формирование педагогической культуры родите-лей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществля-ется с родителями — путем их консультирования, а во вторую, с ребенком по-средством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;
  • психологическая, включающая в себя социально — психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
  • организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;
  • информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
  • координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка [20].

Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы. Методы работы:

1. диагностические:

  • А) наблюдение — общенаучный метод исследования, предполагает це-ленаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности лич-ности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и вы-борочным;
  • включенным и простым;
  • неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процеду-ре);
  • полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
  • Б) опрос — это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
  • В) тестирование — это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. управленческо — воспитательные методы (активные), ситуационно — ролевые игры, социально — психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция) [35].

Консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические.

ГЛАВА 2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 403 (МБДОУ №403) С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

2.1 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МБДОУ №403

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №403 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 — 210 человек.

Имеется спортивный и тренажерный зал, музыкальный зал. В дошкольном образовательном учреждении функционирует 2 группы коррекции речи. Занятия в логопедической группе проводит специалист высшей квалификационной категории, учитель-логопед Ивченко Е.П.

Воспитывают детей 27 педагогов. Из них 15 человек с высшим образованием, 12человек имеют среднее специальное образование. С первой квалификационной категорией — 7 человек, со второй квалификационной категорией — 16 человек. Два педагога имеют звания «Отличник народного образования». 5 воспитателей работают в дошкольном образовании более 25 лет. Средний стаж работы педагогического коллектива — 15 лет. Дошкольное Образовательное