Формирование самооценки младших школьников

Актуальность исследования: начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенком в школу. Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младший школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах отличных от урочной системы обучения.

Решающее влияние на формирование самооценки младших школьников оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

9 стр., 4163 слов

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...

... развитию детской инициативы, творчества, изобретательности. В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществить следующие задачи: а) учить детей согласовывать движения с характером музыки, ... и вызывают усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с инициативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию ...

С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач.

На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьный возраст активно включен и во внеурочную деятельность ( игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово – развлекательная ,трудовая , спортивно- оздоровительная и др. виды деятельности).

Проблема исследования: Каковы особенности формирования адекватной самооценки младшего школьника?

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.

Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: предполагаем, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания и оценочная деятельность педагога.

Задачи исследования:

  • рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;
  • определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;
  • изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Методы исследования:

14 стр., 6908 слов

Диагностика критериев самооценки детей младшего школьного возраста

... самооценки младших школьников; 4 изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников; 5 диагностика самооценки младших школьников; 6 проанализировать полученный результат. Методы исследования: 1 теоретические: анализ научной литературы по предмету исследования, метод ... самостоятельности, критичности. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои ...

  • методы теоретического исследования связей между изучаемыми исследованиями;
  • методы анализа и обобщения литературных данных.

Теоретическая значимость:

  • проанализированы ведущие факторы формирования самооценки младшего школьника;
  • определены основные пути формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Объем и структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы по два и три параграфа, заключение, список используемой литературы, который содержит 18 источников и приложение. Общий объём работы составляет

Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется объект и предмет исследования, а так же обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая значимость данного исследования.

В первой главе «Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки» приводится психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, рассматриваются особенности самооценки младшего школьника.

Во второй главе «Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника» рассматривается влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника, определяется значимость оценочной деятельности педагога в развитии самооценки младшего школьника, описываются основные пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы.

Список используемой литературы содержит 18 источников.

Приложение включает методику определения самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

Глава 1. Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки

1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста

Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями.

По мнению Л.Ф. Обуховой, личностью ребёнок становится с рождения. Однако развитие ребёнка представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами его деятельности. В разных её формах обогащается жизненный опыт ребёнка, приобретаются навыки и привычки поведения, расширяются познавательные способности и силы, развиваются чувства и воля, формируется моральный облик.[13;154]

Для успешного развития личности ребёнка необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление систематического контроля за её протеканием и результатами.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка — его поступлением в школу. По утверждению А.А. Аркушенко, в это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

11 стр., 5207 слов

Самооценка старшего школьника

... самооценки для эффективности учебной деятельности школьников старших классов. Наиболее тесная связь параметров эффективности учебной деятельности ... в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет ... его оценочные способности только формируются. Самооценка определяет поведение учащихся - это начало станов­ления ...

Возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как: повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.[2;14]

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться и развиваться.[10;32]

Правильное отношение к учению у младших школьников формируется постепенно. Сначала не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.[10;35]

По мнению Н.В. Касициной, для того чтобы этого не случилось, учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – это напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.[10;38]

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя, по утверждению Ф.В. Костылёва, на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.[11;19]

Внимание учащихся начальных классов характеризуется слабостью произвольного внимания, возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.[7;83]

Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием).[10;24]

По мнению Б.С. Волкова, значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.[6;36]

8 стр., 3945 слов

Психологический стресс в учебной деятельности

... того довольно сложной проблемы [14, с. 21]. Часть 1. Психологическая природа стресса в учебной деятельности, Учение о психологическом стрессе Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где ...

Развитие памяти в младшем школьном возрасте происходит под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно- образная память, чем словесно-логическая. Они лучше и быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.[1;54]

Основная тенденция развития воображения, по утверждению М.В. Гамезо, в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.[7;86]