Самооценка старшего школьника

, основная часть (состоящая из двух глав), заключение, список литературы, приложение.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи. Указывается методологическая основа работы.

Первая глава освещает теоретический материал исследований самооценки детей старшего школьного возраста.

Вторая глава заключает экспериментальное исследование.

В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие «самооценка» в психологическом аспекте

Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе определяется как одна из разновидностей оценочных способностей.

Процесс самопознания человека, в котором формируется само­оценка и развивается способность к оцениванию, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не гово­ря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.

Самооценка определяет поведение учащихся — это начало станов­ления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.

Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок не реагирует на замечания.

Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться.

Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Ее значение велико; она важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителя­ми, родителями, товарищами. Завышенная самооценка — конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.

Самое сильное влияние на самооцен­ку оказывает мнение родителей и близких. Самооценка запечатлевается на эмоцио­нальном уровне и в дальнейшем «обрас­тает» целой системой нерациональных ус­тановок. Маленький человек строит ее в зависимости от того, как к нему относят­ся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные установки типа «ты у меня самый умный и красивый» формируются намно­го позже. Сегодня дети в обеспеченных семьях при определен­ных условиях часто считают себя избранны­ми. Их жизненная уста­новка — «Я получу все, что захочу» — в дальнейшем может привести к серьезным проблемам. Но и излишне суровое воспи­тание также приносит печальные плоды. Когда ребенка не поощряют, не замечают его до­стижений, он теряет инициативу, желание что-то делать при том, что он имеет определенные достоинства.

3 стр., 1390 слов

Сущность понятия «Педагогический процесс»

... развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса. Понятие педагогического процесса Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие ... форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей ... понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, ...

Развитие личности не прекращается в течение всей жизни, поэтому и само­оценка развивается на всех этапах развития человека.

Обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами роли оценки и самооценки старших школьников.

В.Сафин отмечал, что дети 15-17 лет становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования они предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств их сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.

Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок.

Были обнаружены и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х — 10-х классов предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется психологом тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам.

Учителя оценивали те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности.

Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя такие качества, как вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: верен в дружбе, не подвожу друзей, помогу в беде. То есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении умственных способностей. Это проявляется по-разному: те, кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; ученики, выделяющиеся успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон заметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты».

10 стр., 4826 слов

Творческая личность и ее качества

... этих качеств, он пришел к выводу, что только человек, которому присуще сочетание высокого уровня интеллекта и высокого уровня креативности способен добиться результатов в творческом труде, т.е. стать творческой личностью. Дж.П. ... поиске проблем л) способность к свертыванию м) боковое мышление К счастью, помимо оценки, Ч. Дарвин оставил нам подробное описание отдельных сторон своего умственного и ...

По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, считать своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на ребенка. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Д.И. Фельдштейн отмечает: на рубеже среднего школьного и старшего возрастов происходит своеобразный кризис самооцен­ки. Характерное для среднего школьника равновесие между позитивными и негативными самооценками нару­шается, отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков этот кризис выражен более резко, чем у девочек.

Наряду с изменением аффективного компонента само­оценки происходит смена определяющего критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной. Для младших и средних школьников таким критерием выступают качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности, а для подростков — нравственно-психологические черты, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

Существуют также различия в направленно­сти размышлений о себе у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. Если для мальчиков очень важны достижения в видах деятельности, требующих физической силы и мужественности, то для девочек более важны особенности их личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими людьми. В начале старшего школьного возраста эти различия сглаживаются, однако у мальчиков по сравнению с девочка­ми более выражено недовольство собой.

Связанный с переходом от одного возрастного этапа к другому кризис протекает нормально, если сопровожда­ется критическим отношением к себе (недовольство со­бой, переоценка своих достоинств и недостатков) Если же при этом разрушается самоуважение личности, то кризис следует рассматривать как перешедший границы допустимой нормы.

В связи с этим в работе психолога и педа­гога возникает сложная задача по формированию у ре­бенка требовательности к себе, критичности в оценке результатов своей деятельности и своего поведения, стрем­ления преодолевать трудности. При этом нельзя допус­тить, чтобы растущий человек разуверился в своих воз­можностях, постоянно сталкиваясь с неудачами как в учебной деятельности, так и в отношениях с окружающи­ми. Эмоциональное неблагополучие в значимых для ребен­ка сферах жизни приводит к тому, что реальные возмож­ности личности не получают должного развития.

При переходе ребенка в старшую школу объективная ситуация обучения меняется: усложняются учебный материал и формы работы на уро­ках, ребята осознают необходимость подготовки к поступлению в средние и высшие учебные заведения после школы, многие начинают посещать подготовительные курсы. Нарушение у подростка баланса позитивных и не­гативных характеристик образа «я» препятствует овладе­нию им новой ситуацией учебной деятельности. Крити­ческое отношение к себе актуализирует у школьника потребность в общей положительной оценке своей лич­ности, и он оказывается психологически открыт тем видам деятельности, в которых подтверждаются его со­циальные ожидания, раскрываются его возможности в построении взаимоотношений с окружающими.

19 стр., 9067 слов

Потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников

... театральной педагогики как социально-культурного феномена, активно ориентированного на становление культурной личности. Объект исследования - театральное художественно-эстетическое творчество как средство развития личности. Предметом исследования является потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников. ...

Главным критерием в оценке себя становятся нрав­ственно-психологические аспекты взаимоотношений под­ростка с другими людьми. На эту весьма перспективную особенность развития детей необходимо опираться при работе с ними. Такие уродливые формы самоутверждения, как негативизм, цинизм, паясничанье являются защитной психологической реакцией на длитель­ное неблагополучие в учебной деятельности и общении.

Подобные формы самоутверждения требуют особого подхода. Ребенку необходимо предоставить возможность проявить себя с лучшей стороны, оказаться в чем-то примером для других, осознать значимость порученного ему дела.

В психологической науке доказана значимость самооценки для эффективности учебной деятельности школьников старших классов. Наиболее тесная связь параметров эффективности учебной деятельности прослеживается на уровне притязаний, который выступает фактором усиления мотивационного ресурса школьников. Именно поэтому повышение притязаний относительно самооценки дает более высокую результативность учебы по сравнению с обратной ситуацией либо с соотношением анализируемых переменных на равном, среднем уровне.

Связь самооценки (СО) с уровнем притязаний отмечают многие исследователи.

А. Бандура в своей социально-когни­тивной теории вводит и раскрывает поня­тие «эффективность личности», отражаю­щее чувство самоуважения, самооценку и компетентность при решении жиз­ненных проблем. Люди с высокой лично­стной эффективностью чаще добиваются успеха, получают повышенные оценки при обучении, ставят более значительные це­ли, обладают лучшим физическим и ду­шевным здоровьем.

Исследования показывают, что не­удовлетворительная успеваемость, слабая мотивация, плохое поведение учащихся в школе во многом обусловлены отрица­тельным отношением к себе и занижен­ной самооценкой. Имеются данные, указы­вающие, что лица с пониженной самооценкой ме­нее успешно справляются с выполнением интеллектуальных заданий, чем лица, об­ладающие высокой. Это сохраняется даже при одинаковых значениях уровня раз­вития интеллекта.

В исследовании Л.В. Бо­роздиной отмечается равная продуктив­ность лиц, имеющих высокую самооценку и сред­ний уровень интеллекта, и учащихся, обладающих высоким IQ и средним уров­нем самооценки (на материале учебной деятель­ности в средней школе).

Близкие к этим данные, раскрывающие роль уровня СО в эффективности интеллекту­альной деятельности подростка, получены Э.Л.Носенко. Автором обнаружены статистически достоверные различия по качеству деятельности в эмоциогенных си­туациях между подростками с низкой и вы­сокой СО. Качество выполнения деятель­ности у подростков с низкой СО ниже, чем у подростков с высокой СО, а время выполнения деятельности больше. Медиа­тором подобного влияния выступает эмо­циональное напряжение.

Обратимся к опыту определения учебной самооценки у детей старшего школьного возраста.

1.2. Опыт изучения учебной самооценки старшего школьника

В ряде психологических исследований (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Р.Берн, Н.Блага, Л.И.Божович) подтверждает­ся, что в учебной ситуации для ученика важно не реальное оценивание себя (то есть адекватная самооценка), а скорее авансированное, так как ученику важнее чувствовать себя успешным, нежели ре­ально оцененным. По мнению таких ав­торов, как Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Р.Берн, Н.Блага оценка учеником себя в учении влияет не только на его актив­ность, но и на эмоциональное благополу­чие в целом.

Заметим, что отдельные авторы (Р.Берн, А.И.Липкина, В.С.Мухина, И.И.Чеснакова), говоря о самооценке школьника, не уточняют, какую самоо­ценку имеют в виду. Чаще всего под этим термином подразумевается личностная самооценка. Но данный термин в учеб­ной ситуации, на наш взгляд, употреб­лять нецелесообразно, так как личност­ная самооценка — понятие многогран­ное и включает в себя ряд компонентов.

Данный факт мы подтвердим описанием экспериментального исследования, опубликованном в журнале «Педагогическое мастерство» №1 за 2007.

Исследование проводилось психологами в средней школе № 45 г.Ульяновска, в трех классах. В па­раллелях 8-ых, 9-ых, 10-ых классов был выбран один контрольный и эксперимен­тальный класс. По технологии разно­уровневого обучения в них преподавались сле­дующие предметы: алгебра, русский язык, история, физика, биология и хи­мия. В основу условного деления учени­ков был положен уровень обученности по данному предмету. Условно ученики де­лились на «сильных», «слабых» и « сред­них». Группы были относительно по­движны. Если по истории уче­ник мог быть в группе «сильных», то на математике этот же ученик мог быть в группе «слабых». Классы были схожи по успеваемости. Ребенку предоставлялось право выбора задания. Он мог выполнять задания любого уровня. В конце каждой четверти учителя подводили итоги: под­считывали количество переходов, объяс­няли их причину (на их взгляд), фикси­ровали смену обученности детей (если она происходила), рассказывали о пере­менах, которые произошли в детях.

В качестве методики психологами был выбран оп­росник Ковалева С.В.

Первый замер (стартовый) проводился в сентябре, а повторный в мае. Числовые данные второго замера показали, что рост в показателях личностной самооцен­ки не прослеживается. Это могло быть связано с тем, что механизмы формиро­вания личностной самооценки отличаются от механизмов формирования компо­нента личностной самооценки, включаю­щегося при оценивании учеником себя.

На наш взгляд, термин «учебная самоо­ценка» является компонентом личностной самооценки, возникая при оценивании школьника себя как ученика.

Чтобы дать более полную и точную ха­рактеристику понятию «учебная самоо­ценка», проводилась следующая рабо­та. Детям, которые участвовали в экспе­рименте, предлагалось ответить на во­прос: «Когда вы оцениваете себя как уче­ника, по каким показателям (критериям) вы себя оцениваете?»

Затем был произведен подсчет показате­лей. Наиболее высокие баллы получили следующие показатели:

  • мои знания;
  • успеваемость (мой успех в учебе);
  • прилежность в учебе (насколько я стараюсь);
  • умение применять свои знания в учебной деятельности;
  • уверенность (насколько я уверенно чувствую себя на уроке).

Из данных показателей складывается следующее определение. Под учебной самоо­ценкой следует понимать оценива­ние школьником себя как ученика, а именно своих знаний, успеваемости, умения применять свои знания на практике, уверенность в учебной си­туации.

Следующим шагом в исследова­нии было выяснение, повышается ли при разноуровневом обучении учебная самооценка.

В основу исследования легла методика Дембо-Рубинштейна. Но предложен­ные в методике параметры — здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками, уве­ренность в себе — были заменены на другие: мои знания, мои способности в учебе (умение применять свои знания), мое отношение к учебе, желание учиться, моя комфортность в обучении, мой ус­пех в учебе, моя уверенность в учебной ситуации.

Каждому ученику давался бланк, где было изображено 7 вертикальных ли­ний. Каждая линия имела название од­ного параметра. Ученик должен был на линиях отметить черточкой (-), как оце­нивает он данное качество у себя, а крес­тиком (+) — при каком уровне развития данного качества он бы был в большей степени удовлетворен.

Также было проведено два замера. По­вторный замер показал, что произошла динамика в росте учебной самооценки в обоих экспериментальных классах (в од­ном на 13%, в другом на 10%).

В конт­рольных классах, где разноуровневое обучение не велось, роста учебной самоо­ценки не наблюдалось.

Данный факт свидетельствует о нали­чии факторов, которые при определен­ных условиях — в частности, при разно­уровневом обучении — ведут к повыше­нию учебной самооценки. Выявление данных условий и стало следую­щей задачей.

Уточним, что же в педагогической литературе по­дразумевается под понятием «условия». Под педагогическими условиями, в педа­гогической литературе, чаще всего пони­мается создание педагогом обстоя­тельств, которые позволяют достичь оп­ределенного результата в деятельности. Таким педагогическим условием в данном эксперименте явилось разноуровневое обучение.

В. С. Мухина условия, без которых изменения в наблюдаемом процессе происходить не могут» называет «пусковым механизмом».

Следующей задачей было выяв­ление «пускового механизма». Деятель­ность педагога при использовании лю­бой технологии состоит из применения им различных методов и приемов. По­этому для анализа выбиралась группа приемов, наиболее известных в педаго­гической литературе, их объединили в блоки:

  • приемы — помощь (образец, схема дей­ствий, план работы,
  • приемы — подсказка (подсказка фор­мулы, правила, начала предложения, наводящий вопрос);
  • приемы — задания (задания разные по сложности, по способу выполнения, творческие задания);
  • приемы — эмоциональная поддержка (похвала, одобрение, вера в силы учени­ка, открытое выражение симпатии).

Детям ледовало ответить на вопрос: «Используют ли данные при­емы педагоги в этих классах и как часто?». Дан­ная работа была также нацелена на выяв­ление направленности педагогов на ис­пользование в своей деятельности раз­личного рода педагогических приемов. Всем тем, кто участвовал в эксперимен­те, было предложено оценить используе­мые учителем приемы по 4х-балльной си­стеме (1 балл — редко, 2 балла — иног­да, 3 балла — часто, 4 балла — всегда или очень часто).

Полученные результаты отражены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что наиболее часто используемые приемы — это приемы — помощь и приемы — эмоциональная под­держка. При разноуровневом обучении достичь другого уровня ученик может только при условии реальной помощи и эмоциональной поддержки со стороны педагога.

Таким образом, следует сделать вывод, что такие методические приемы, как вера в си­лы ученика, одобрение, похвала (назовем их условно приемы — эмоциональная под­держка) являются предпосылками по­вышения учебной самооценки при разно­уровневом обучении. С помощью этих приемов — помощь педагог создает условия для актуализации способностей ученика, а с помощью приемов — эмоциональная поддержка он обеспечивает ребенку эмо­циональный комфорт.

Учени­кам так же раздавались бланки, в которых за­давался вопрос: «Какие приемы, пере­численные в нижеприведенном списке, помогают вам успешно переходить в учебной деятельности с одного этапа на другой? Оцените по 7-балльной системе их степень значимости для Вас». Ре­зультаты опроса оказались

Перечень приемов

Место по рангу

Общая сумма баллов

Демонстрация образца

1

189

Исправление

189

Схема действий

2

184

Подробная инструкция

3

184

Одобрение

181

Похвала

181

Вера в силы ученика

4

181

Невербальное выражение симпатии

179

Открытое выражение симпатии

179

Подсказка действий

7

172

Формулы, правила

169

Наводящие вопросы

8

163

Подсказка ключевого понятия

163

Разные задания по сложности

9

160

Вариативные задания

10

160

Задания, разные по объему

154

Задания, разные по способу выполнения

154

Творческие задания

145

Как видно из таблицы, на 1-2 места по значимости ученики выставляют приемы — помощь, а на 3-е место приемы — эмоциональная поддержка. Таким образом, можно сделать вывод: те приемы, которые чаще всего использует учитель в своей работе, позитивно влияют на самооценку ученика.

Психологам представлялось интересным вы­явить связи между «действующими» приемами и ростом учебной самооценки. Для этого показатели учебной самооценки каждого ученика сопоставлялись с его ранжировкой приемов.

Оказалось, что у 24% учащихся (от об­щего состава класса) учебная самооценка выросла. Данные дети на первое место ставят при ранжировании приемы — помощь, на второе – приемы — эмоциональная поддержка, на третье – приемы — подсказка.

У 68% (от общего состава класса) учеб­ная самооценка осталась прежней. Эти дети при ранжировании приемов на пер­вое место ставят приемы — эмоциональная поддержка, на второе – приемы — помощь, на третье – приемы — подсказка.

У 8% учащихся (от общего состава клас­са) учебная самооценка упала. Эти ребята на первое место ставят приемы — подсказ­ка, на второе — приемы — эмоциональная поддержка, на третье – приемы – помощь (Таблица 3).

Приемы

Учебная СО выросла

Учебная СО осталась прежней

Учебная СО упала

24 %

68 %

8%

Приемы — помощь

1 место

2 место

3 место

Приемы – эмоциональная поддержка

2 место

1 место

2 место

Приемы — подсказка

3 место

3 место

1 место

Приемы — задания

4 место

4 место

4 место

Теоретическое исследование возможно­стей разноуровневого обучения, его вли­яния на учебную самооценку школьни­ка, а также опытно-экспериментальная работа, проведенная психологами в школе № 45 г. Уль­яновска, подтвердили влияние разно­уровневого обучения на учебную самоо­ценку старшего школьника.

Совокупность данных эксперименталь­ного исследования позволило исследователям сделать ряд общих выводов:

1. Разноуровневое обучение при воз­можности выбора учеником задания лю­бого уровня является общей предпосыл­кой роста учебной самооценки.

2. У большинства учащихся, перешед­ших на более высокий образовательный уровень, повышается и учебная самоо­ценка.

3. Повышение учебной са­мооценки происходит под влиянием разноуровневого обучения при использова­нии педагогом в своей работе приемов, которые воспринимаются школьниками как приемы — помощь и приемы — эмоцио­нальная поддержка.

Глава 2. Экспериментальное исследование

Как уже было отмечено нами выше, самооценка играет большую роль в становлении личности человека. Исходя из этого, мы провели небольшой эксперимент по выявлению самооценки.

Испытуемыми стали 8 учащихся 9-го класса тульской общеобразовательной школы.

Предмет нашего исследования – самооценка личности.

Цель исследования заключалась в установлении уровня самооценки учеников 9 класса и в выявлении качеств личности, по которым они оценивают себя и окружающих.

Основная гипотеза: дети старшего школьного возраста имеют адекватную самооценку.

Для проведения исследования нами использовался опросник самооценки личности старшего школьника Будасси.

Бланк опросника самооценки личности Будасси

Идеал

Качества

Реальное Я

Аккуратность

Беспечность

Вдумчивость

Восприимчивость

Гордость

Грубость

Доброта

Жадность

Жизнерадостность

Злопамятность

Застенчивость

Заботливость

Искренность

Капризность

Мнительность

Мечтательность

Нежность

Непринужденность

Настойчивость

Несдержанность

Обаяние